Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Антропологические типы Кавказа

Автор TawLan, декабря 17, 2014, 15:35

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


TawLan


Чёк Магат



Чёк Магат

Цитата: dahbed от декабря 30, 2014, 00:15
Цитата: Чёк Магат от декабря 29, 2014, 07:55
Цитата: dahbed от декабря 28, 2014, 07:57
"черноодежник, священник-дагватчик, поп"
Это типа священник-миссионер?
Христианской религии?
Да, по Абаеву так
А есть ли у осетин имя, фамилия или народное предание со словом Шэуджэн? Странно, что только у адыгов встречается. И уж очень этимологически раскладывается на адыгские компоненты (три, сокральный танец, очаг, рубаха=душа). Кстати, тамга рода Шэуджэн солярный знак с тремя вращающимися завитушками... :???

TawLan

Цитата: Чёк Магат от января 26, 2015, 16:15
Цитата: dahbed от декабря 30, 2014, 00:15
Цитата: Чёк Магат от декабря 29, 2014, 07:55
Цитата: dahbed от декабря 28, 2014, 07:57
"черноодежник, священник-дагватчик, поп"
Это типа священник-миссионер?
Христианской религии?
Да, по Абаеву так
А есть ли у осетин имя, фамилия или народное предание со словом Шэуджэн? Странно, что только у адыгов встречается. И уж очень этимологически раскладывается на адыгские компоненты (три, сокральный танец, очаг, рубаха=душа). Кстати, тамга рода Шэуджэн солярный знак с тремя вращающимися завитушками... :???
Конечно щас опять про Дилижан вспомнишь, но ничего не утверждаю, просто как вариант Шауджан - мертвая душа, бездушие.
Чисто нажал на первое что выдал яндекс:
"Так, фамилия Шеуджен образована от аналогичного прозвища, которое восходит к нарицательному «шеуджен» - это название православного священника у адыгских племен Кавказа. Таким образом, прозвище Шеуджен относится к так называемым «профессиональным» именованиям, указывающим на род деятельности человека. Вероятно, основатель рода Шеуджен был религиозным деятелем. можно лишь на основе серьезных генеологичесских исследований."

Что значит "нарицательный"? А в осетинском словарь слова "джан" не знает :donno: "Шау" в осетинском - черный, что очень хорошо подходило бы к обозначению "нарицательный", то есть "черная душа", но не могу найти "джан" в осетинском.

И еще, искать этимологию фамилии, только исходя от происхождения тоже не всегда правильно. Объяснение может быть и не с того языка. Не могу вспомнить, какая-та фамилия у нас считается осетинского происхождения. И помню что очень сильно удивился, потому что объяснение, этимология - 100%но карачаевская, вообще без сомнений и подтягиваний. Если вспомню напишу.

Чёк Магат

Цитата: TawLan от января 27, 2015, 10:55
как вариант Шауджан - мертвая душа, бездушие.

Так, вроде бы, в карачаевском сау - живой? Къансау, саубол. Или это др. слова?
Цитироватьсау    живой, невредимый; здоровый; ~ адам живой человек;
http://www.elbrusoid.org/dictionary/?direction=2&str=сау

Goodveen

Цитата: SIVERION от января 11, 2015, 12:51
Павло Лазаренко его старший брат :D
Этично человека за спиной обсуждать? Между прочим, это доктор экономических наук, профессор университета.

Чёк Магат

Цитата: TawLan от января 27, 2015, 10:55
Чисто нажал на первое что выдал яндекс:
"Так, фамилия Шеуджен образована от аналогичного прозвища, которое восходит к нарицательному «шеуджен» - это название православного священника у адыгских племен Кавказа. Таким образом, прозвище Шеуджен относится к так называемым «профессиональным» именованиям, указывающим на род деятельности человека. Вероятно, основатель рода Шеуджен был религиозным деятелем. можно лишь на основе серьезных генеологичесских исследований."

Что меня смущает в этой версии? В древней Зихии было четыре Хр. епархии. Период их образования: V-VI в. Православие в этих епархиях было по греческому (визант.) образцу. (Соответственно название для правосл. священника было, и оно было греческое).
Аланская епархия возникла в X в., также по греческому образцу. Так вот, почему вдруг к служителю культа, в данном случае Аланской епархии, прилипло название с языка местных иранояз. племен? И почему оно (название) не закрепилось у самих осетин и у др. народов входящих а Зихские и Аланскую епархии?

TawLan

Цитата: Чёк Магат от января 29, 2015, 08:39
Цитата: TawLan от января 27, 2015, 10:55
Чисто нажал на первое что выдал яндекс:
"Так, фамилия Шеуджен образована от аналогичного прозвища, которое восходит к нарицательному «шеуджен» - это название православного священника у адыгских племен Кавказа. Таким образом, прозвище Шеуджен относится к так называемым «профессиональным» именованиям, указывающим на род деятельности человека. Вероятно, основатель рода Шеуджен был религиозным деятелем. можно лишь на основе серьезных генеологичесских исследований."

Что меня смущает в этой версии? В древней Зихии было четыре Хр. епархии. Период их образования: V-VI в. Православие в этих епархиях было по греческому (визант.) образцу. (Соответственно название для правосл. священника было, и оно было греческое).
Аланская епархия возникла в X в., также по греческому образцу. Так вот, почему вдруг к служителю культа, в данном случае Аланской епархии, прилипло название с языка местных иранояз. племен? И почему оно (название) не закрепилось у самих осетин и у др. народов входящих а Зихские и Аланскую епархии?
Вот что я думаю:

1) Если это инородное слово, оно может быть настолько искаженным, что искать этимологию с нынешнего звучания может оказаться бессмысленным.
Н-р у нас есть фамилия Айсандыр. Иметь бы желание, найти можно множество объяснений, сходу первый слог "ай - луна" и т.д., и к "сан" найдется объяснение, и к "дыр", или даже к "санд" и "ыр". Но все намного проще Айсандыр = Александр. И Байдымат можно поэтимологизировать, но это - Фатима. Так что, если инородное слово и нет конкретно сведений от оригинала, лучше забыть.

2) Если это свое слово, не могло так же иметь место искажение? Языки все таки меняются, очень может быть что после паспортизации и обрусевания она стала звучать по другому. От одной ошибки одна и та же фамилия идет разными ветками.
Кстати, вспомнилась фамилия Шоуген, у нас она тоже есть, правда очень мало. У абазин полно. Если не ошибаюсь есть такие фишки в адыгском "г>>дж".

TawLan

В верхнем ряду, справа от нас, в синей футболке - Шоугенов:



В борьбе на поясах просто тигр был. Единственный Шоугенов карачаевец, что я видел и слышал. Зато в Псыже их пруд пруди.

TawLan

Цитата: Чёк Магат от января 29, 2015, 07:27
Цитата: TawLan от января 27, 2015, 10:55
как вариант Шауджан - мертвая душа, бездушие.

Так, вроде бы, в карачаевском сау - живой? Къансау, саубол. Или это др. слова?
Цитироватьсау    живой, невредимый; здоровый; ~ адам живой человек;
http://www.elbrusoid.org/dictionary/?direction=2&str=сау
Такого слова "къанСау" нету, есть "къанШау".
Сау - живой, здоровый. Шау - мертвый.
Сау бол - спасибо, досл. - будь жив здоров.
Ой сен Шау болгъун - да чтоб ты сдох, досл. - чтоб ты был мертв

Чёк Магат

Цитата: TawLan от января 29, 2015, 20:55
Цитата: Чёк Магат от января 29, 2015, 07:27
Цитата: TawLan от января 27, 2015, 10:55
как вариант Шауджан - мертвая душа, бездушие.

Так, вроде бы, в карачаевском сау - живой? Къансау, саубол. Или это др. слова?
Цитироватьсау    живой, невредимый; здоровый; ~ адам живой человек;
http://www.elbrusoid.org/dictionary/?direction=2&str=сау
Такого слова "къанСау" нету, есть "къанШау".
Сау - живой, здоровый. Шау - мертвый.
Сау бол - спасибо, досл. - будь жив здоров.
Ой сен Шау болгъун - да чтоб ты сдох, досл. - чтоб ты был мертв
Понятно.
Ну, тогда, еврейский вопрос... А почему в "къаншау" существительное перед прилагательным, в тюркских вроде бы наоборот обычно...?

Чёк Магат

Цитата: Goodveen от января 29, 2015, 08:10
Цитата: SIVERION от января 11, 2015, 12:51
Павло Лазаренко его старший брат :D
Этично человека за спиной обсуждать? Между прочим, это доктор экономических наук, профессор университета.
Прошу модератора удалить неэтичные обсуждения господина Керашева, если таковые имели место...

Awwal12

Цитата: Tavaspor от декабря 31, 2014, 16:13
Да и процент русых русских крайне мал
У вас какое-то странное определение слова "русый". По факту это диапазон от темного блондина до бледного шатена. Блондин ≠ русый.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

TawLan

Цитата: Чёк Магат от января 30, 2015, 07:38
почему в "къаншау" существительное перед прилагательным, в тюркских вроде бы наоборот обычно...?
Я этого не утверждаю, то есть не отвечаю что это именно так. Если увижу более убедительное объяснение, готов тот час отказаться от своей версии.

А так, вопрос правильный и ничуть не еврейский. "Мёртвая кровь" никак не может быть "къаншау". Если бы и было такое выражение, именно "мертвая кровь", то было бы "шаукъан". Но здесь название могло возникнуть от метафорического выражения в обозначении "лист останавливающий кровь(заживляющий рану)". Типа "къанны шау этген чапракъ" - лист "умерщвляющий"(останавливающий) кровь (из раны) - къаншау чапракъ. Опять таки может возникнуть вопрос - куда делся "-ны" в "къанны". Горец, горский - таулу. Но имя Таукъан - горская кровь, по сути должно было быть ТауЛУкъан. Ну или мое имя тоже должно было быть ТауЛУ(у)лан.

Чёк Магат

Цитата: TawLan от января 30, 2015, 17:17
Горец, горский - таулу. Но имя Таукъан - горская кровь, по сути должно было быть ТауЛУкъан. Ну или мое имя тоже должно было быть ТауЛУ(у)лан.
А как будут отличаться между собой такие словосочетания как горский мед (собранный горцами) и горный мёд (собранный в горах)?
Мои варианты: Таулубал и Таубал.  :negozhe:

TawLan

Цитата: Чёк Магат от февраля  2, 2015, 07:24
Цитата: TawLan от января 30, 2015, 17:17
Горец, горский - таулу. Но имя Таукъан - горская кровь, по сути должно было быть ТауЛУкъан. Ну или мое имя тоже должно было быть ТауЛУ(у)лан.
А как будут отличаться между собой такие словосочетания как горский мед (собранный горцами) и горный мёд (собранный в горах)?
Мои варианты: Таулубал и Таубал.  :negozhe:
Я там немножко ступил. Все что говорится не о человеке идет без "-лу,-ли,-лы".
То есть по твоим примерам "горский (горный) мёд" только "тау бал". Если "таулу бал" это уже не просто "горский", не просто собранный горцами, или в горах, а указывает на этноним, на народность, то есть "балкарский мёд".

true

Цитата: TawLan от января 30, 2015, 17:17
Но имя Таукъан - горская кровь, по сути должно было быть ТауЛУкъан
Может, это переосмысленное ТауХан? Например, один из легендарных родоначальников огузов носил имя Даг-хан (Гора-хан), вероятно раньше это было распространенное имя не только у них.

TawLan

Цитата: true от февраля  2, 2015, 12:23
Цитата: TawLan от января 30, 2015, 17:17
Но имя Таукъан - горская кровь, по сути должно было быть ТауЛУкъан
Может, это переосмысленное ТауХан? Например, один из легендарных родоначальников огузов носил имя Даг-хан (Гора-хан), вероятно раньше это было распространенное имя не только у них.
Сколько я тусуюсь в ЛФ ни разу не видел чтоб мы "Х" переосмыслили в "КЪ" :donno: Как правило наоборот :what: А так есть Тауханий, но это уже женское имя. Тут тоже непонятно, может быть что КЪ >> Х. Сам лично не знаком, не знаю имя это, или прозвище, но знаю двоих, которых называют Къаний :what: Тот же Татархан, в старых песнях Татаркъан. То есть не "татарский хан", а "татарская кровь".

Türk

Цитата: TawLan от февраля  2, 2015, 18:08
Цитата: true от февраля  2, 2015, 12:23
Цитата: TawLan от января 30, 2015, 17:17
Но имя Таукъан - горская кровь, по сути должно было быть ТауЛУкъан
Может, это переосмысленное ТауХан? Например, один из легендарных родоначальников огузов носил имя Даг-хан (Гора-хан), вероятно раньше это было распространенное имя не только у них.
Сколько я тусуюсь в ЛФ ни разу не видел чтоб мы "Х" переосмыслили в "КЪ" :donno: Как правило наоборот :what: А так есть Тауханий, но это уже женское имя. Тут тоже непонятно, может быть что КЪ >> Х. Сам лично не знаком, не знаю имя это, или прозвище, но знаю двоих, которых называют Къаний :what: Тот же Татархан, в старых песнях Татаркъан. То есть не "татарский хан", а "татарская кровь".
Этот титул с "х" вроде монголизм, в эпоху тюркского каганата насколько я знаю, было с гортанным "к".
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

TawLan

Цитата: Türk от февраля  5, 2015, 23:44
Этот титул с "х" вроде монголизм, в эпоху тюркского каганата насколько я знаю, было с гортанным "к".
Знаешь откуда?

Türk

Цитата: TawLan от апреля  9, 2015, 10:18
Цитата: Türk от февраля  5, 2015, 23:44
Этот титул с "х" вроде монголизм, в эпоху тюркского каганата насколько я знаю, было с гортанным "к".
Знаешь откуда?
В тюркских текстах времен каганата написано с "q".
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Türk

"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

TawLan

Цитата: Türk от апреля  9, 2015, 18:46
Вроде от этого произошло.


То есть титул "хан" тюрки 1500 лет назад произносили "къанг"? Чет непонятно. Не знаю какими буквами что где обозначено, но думаю, что когда уже этот титул конкретно проник, "х" уже произносили

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр