Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Советские фантасты первой половины XX века

Автор Damaskin, сентября 22, 2012, 14:17

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bhudh

А Юрий Никитин — фэнтези или фантастика? Особенно по «Зачеловеку» мнение интересно.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Lodur

Цитата: antic от сентября 23, 2012, 16:34
Ну, прямо уж для взрослых. Для тинейджеров и студентов.
Гм. К некоторым произведениям я бы тинейджеров (школьников) на пушечный выстрел не подпустил бы. Из-за совсем не детских подробностей жизни, которые там есть. Собственно, подростки уже не совсем дети, но вываливать всю правду-матку на них тоже, скажем так, "дозированно" стоит.
Пример - одиннадцать романов Терри Гудкайнда об Искателе истины (аka «Одиннадцать правил волшебника»).
И дело отнюдь не только в откровенных сексуальных сценах (хотя это тоже присутствует). Там сплошь и рядом живописуются куда более страшные вещи... В основном, связанные с войной.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Hironda

А "Приключения Незнайки" Носова к какому жанру, если не к сказке, отнести?
Я недавно с удивлением узнала, что "Незнайку на Луне" с удовольствием читают студенты экономических вузов и ленивые даже могут найти там ответы на вопросы. :)

Bhudh

Цитата: Lodur от сентября 23, 2012, 17:12одиннадцать романов Терри Гудкайнда об Искателе истины
Одолел еле-еле пятый и понял, что дальнейшую откровенную конъюнктурщину, написанную "лит." "неграми", читать не буду.
Всё это прекрасно обыграно в сценке про «семнадцать трупиков».
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

antic

Цитата: Lodur от сентября 23, 2012, 16:52
Нельзя увидеть то, чего нет.
Цитата: Hironda от сентября 23, 2012, 16:56
"Волшебник Изумрудного города", по-моему, просто сказка.
Впрочим, и "Властелин колец", и так называемое фэнтези - те же сказки.
Удручает меня, что вы не можете увидеть разницы в повествованиях о вымышленном. Эдак я чувствую, вам не будет разницы и между Котом в сапогах, Альтистом Даниловым и библейскими мифами
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Ноэль

Цитата: Mechtatel от сентября 23, 2012, 16:46
"Фэ́нтези[1] (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин[2].
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы..."

(wiki/ru) Фэнтези

То есть вполне определенно можно разделить фэнтэзи и исторический жанр (или историко-героический, называть можно по-разному, но главное отличие в том, что в последнем нет сверхъестественных элементов или во всяком случае они не играют заметной роли). Потому  литературные и кинематографические повествования о Робин Гуде, например, вряд ли могут считаться фэнтэзи, сколько бы "средневекового" романтизма в них ни было.

Вы не учитываете развитие жанра в СССР. По советским меркам "Стрелы" и "Айвенго" фентези, поскольку малоисторичны, и в них слишком много романтики. Фантастические персонажи необязательно должны мелькать в кадре: напр., как вам фразы из Высоцкого "на сушу тихо выбралась любовь" и "свежий ветер избранных пьянил", "потому что добро остается добром". Роль мифологических существ здесь играют персонифицированные Любовь, Добро, стихии и т. д. Если убрать песни Высоцкого - не останется решительно ничего.

Точно так же "Ученик лекаря" фентези, а "Стакан воды" - исторический. Для того, чтобы считать "Ученик лекаря" фентези, достаточно нематериалистических идей, "смерти от яда в нем самом" (то, что это психология, тогда не уточнялось).

Hironda

Цитата: antic от сентября 23, 2012, 17:18
Удручает меня, что вы не можете увидеть разницы в повествованиях о вымышленном. Эдак я чувствую, вам не будет разницы и между Котом в сапогах, Альтистом Даниловым и библейскими мифами
Почему же не можем?
Есть такой жанр, как сказка.
Есть утопия и антиутопия.
Есть чисто научная фантастика (советских авторов не помню, из американских Кларк, о полётах на Луну, где обосновывается возможность этих полётов вполне научно, а не как в "Незнайке").
Есть фантастика социальная, как у Стругацких.
А есть вообще гротеск, где реальность, реалистичность причудливо перемешана с фантастикой (Марсель Эме. Тот же "Альтист Данилов", по-моему, подходит под это определение, плюс социальная фантастика - оно моё, возможно, литературоведы это как-то иначе называют).

Ноэль

Цитата: Hironda от сентября 23, 2012, 17:16
А "Приключения Незнайки" Носова к какому жанру, если не к сказке, отнести?
Я недавно с удивлением узнала, что "Незнайку на Луне" с удовольствием читают студенты экономических вузов и ленивые даже могут найти там ответы на вопросы. :)

Ой, с этим Незнайкой вообще сложно... идеологичен же донельзя.

/////

/////

Ноэль

Цитата: Hironda от сентября 23, 2012, 17:27
Цитата: antic от сентября 23, 2012, 17:18
Удручает меня, что вы не можете увидеть разницы в повествованиях о вымышленном. Эдак я чувствую, вам не будет разницы и между Котом в сапогах, Альтистом Даниловым и библейскими мифами
Почему же не можем?
Есть такой жанр, как сказка.
Есть утопия и антиутопия.
Есть чисто научная фантастика (советских авторов не помню, из американских Кларк, о полётах на Луну, где обосновывается возможность этих полётов вполне научно, а не как в "Незнайке").
Есть фантастика социальная, как у Стругацких.
А есть вообще гротеск, где реальность, реалистичность причудливо перемешана с фантастикой (Марсель Эме. Тот же "Альтист Данилов", по-моему, подходит под это определение, плюс социальная фантастика - оно моё, возможно, литературоведы это как-то иначе называют).

Пишут, что "Альтист Данилов" фантастический реализм, гротеска там не ахти как много, а вот "Эныч" - да, это гротеск.

antic

С повестями про Незнайку есть определённые трудности по жанровому соотнесению. Формально это считается сказками, но, прямо скажем такое отнесение весьма условно. Незнайка нисколько не похож на классические сказки. Заметим, кстати, что сказка — это изначально фольклорный жанр (так же, как и миф), и писатели-сказочники старались, насколько возможно, придерживаться фольклорных традиций. Вещи про Незнайку структурно похожи на детский фэнтэзи, но имеется весьма существенное отличие — отсутствие героической составляющей, что не позволяет их отнести к этому жанру. Остаётся признать, что Незнайка лежит вне конкретных жанров.

Похожая ситуация с Хоттабычем. По структуре повествования он весьма напоминает детскую НФ. Вот если бы там вместо джинна был робот с чудесными возможностями на основе нанотехнологий, а вместо ковра-самолёта — антиграв, то была бы натуральная НФ, а так — увы
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Lodur

Цитата: antic от сентября 23, 2012, 17:18Удручает меня, что вы не можете увидеть разницы в повествованиях о вымышленном. Эдак я чувствую, вам не будет разницы и между Котом в сапогах, Альтистом Даниловым и библейскими мифами
Не понял, причём тут библейские мифы. «Кот в сапогах» в литературной обработке Шарля Перро действительно отличается от «Альтиста Данилова» только целевой аудиторией (если отрешиться от всех нюансов и посмотреть в самый-самый корень).
Вас же не удивляет, что «Колобок» и «Курочка Ряба» двухлетними воспринимаются на ура, а «Властелин колец» в этом возрасте будет абсолютно непонятен, и даже в семь лет вряд ли пойдёт... Зато «Старик Хоттабыч» для семилетних в самый раз. А вот «Колобок» им уже вряд ли покажется интересным. :)

Помню, как лет в 12 или 13 читал «Рукопись, найденную в Сарагосе» запоем (мама взяла в библиотеке для себя, да читать не стала, а я взял посмотреть, что за книжка лежит, и «утонул» :)). Второй раз я её прочёл уже в 35, и она мне показалась пресноватой и незатейливой. :donno:
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Hellerick

Цитата: antic от сентября 23, 2012, 17:46
Вещи про Незнайку структурно похожи на детский фэнтэзи,

Почему не НФ?
Техники много, магии, вроде бы, нет.

Lodur

Цитата: Hellerick от сентября 23, 2012, 17:52Почему не НФ?
Техники много, магии, вроде бы, нет.
В первой повести нет, но во второй, про Солнечный город, есть - там ведь был волшебник и волшебная палочка, из-за которой всё и завертелось. :) Хотя техники и там хватало.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Hellerick

Фантастика — это целенаправленное включение в сюжет элементов, которые делают заведомо неправдоподобным для читателя (противоречат известным ему фактам).

В этом смысле фантастикой не являются библейские мифы и репортажи РЕН-ТВ — они претендуют на правдивость. Это лжедокументалистка.

Сказки для несформировавшегося детского мировоззрения — это вообще непонятно что.

Damaskin

"Сердце Пармы" Алексея Иванова - исторический роман, альтернативная история, фэнтези, магический реализм или что-то еще?

Damaskin

Цитата: bellachiara от сентября 23, 2012, 13:41
Фильм "Господин-оформитель" снят по Грину, рассказ "Серый автомобиль".

Фильм практически не имеет отношения к рассказу.

Лукас

«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Ноэль

Цитата: Damaskin от сентября 23, 2012, 19:22
Цитата: bellachiara от сентября 23, 2012, 13:41
Фильм "Господин-оформитель" снят по Грину, рассказ "Серый автомобиль".

Фильм практически не имеет отношения к рассказу.

Сценарий может и не совсем совпадает, но то, что и фильм, и рассказ - это готика+стимпанк, думаю не стоит повторять.

Ноэль

Даже если снять "Серый автомобиль" Грина в другом ключе, возможен разве что вариант киберпанк + готика: стекло, полированный алюминий, черно-сине-шоколадно-красный колорит. Готика все равно останется.

Damaskin

Цитата: bellachiara от сентября 23, 2012, 20:24
это готика+стимпанк, думаю не стоит повторять.

Вполне возможно. Я довольно смутно представляю себе, что такое стимпанк.
"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", "Портрет Дориана Грея", "Песни Мальдорора" - это готика? 

arseniiv

Offtop
Damaskin, опять вы не сделали пункт для просмотра результата без голосования... :(

Damaskin


Ноэль

Цитата: Damaskin от сентября 23, 2012, 20:50
Цитата: bellachiara от сентября 23, 2012, 20:24
это готика+стимпанк, думаю не стоит повторять.

Вполне возможно. Я довольно смутно представляю себе, что такое стимпанк.
"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", "Портрет Дориана Грея", "Песни Мальдорора" - это готика?

Это victorian gothic. Наиболее точно передает этот стиль, имхо, фильм "Сонная лощина", а вот "Ворон" - уже викториан готика с элементами стимпанка, стимпанк-готика.

Погуглите картинки по тегам "стимпанк", "дизельпанк", "киберпанк", "готика", многое станет ясно.

Типы готики здесь.

Есть интересный сайт по теме.

А Александр Грин балансирует между стимпанком и готикой. Стимпанк не всегда настолько дарк, лично для меня мир А. Грина наиболее похож на миры Вадима Войтеховича, Vadim Voitekhovitch

Damaskin

Оказывается, стимпанк - это современное подражание научной фантастике конца 19 века.

Damaskin


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр