Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Татарский язык

Автор Meisje, сентября 18, 2005, 19:09

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Zhendoso

Offtop
Цитата: Фанис от октября  2, 2014, 09:33
Боюсь, вы не столько что-то изучаете ...  сколько тренируетесь в терминологически насыщенном заумничании, для придания наукоподобного вида своим фриковыкладкам.  :smoke:
Фанис, если Вас нервируют анлауты (звуковое начало грамматической единицы), инлаут (середина ее) и прочая, то, наверное, Вы недостаточно много читаете языковедческой литературы. Весьма советую Вам тщательно изучать лингвотерминологию, чтобы при чтении у Вас не было выбора лезть в энциклопедию или оставить непонятое место так и непонятым. Я в свое время лез, и не жалею - теперь при чтении работ по языкознанию у меня крайне редко возникают вопросы, связанные с пониманием текста. Хорошие лингвотруды пишутся не научпоповским, а научным языком, поэтому сабжевой терминологией надо владеть на уровне не ниже "хорошо", к чему я стремлюсь.  :eat:
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Цитата: Zhendoso от октября  2, 2014, 09:59
Offtop
Цитата: Фанис от октября  2, 2014, 09:33
Боюсь, вы не столько что-то изучаете ...  сколько тренируетесь в терминологически насыщенном заумничании, для придания наукоподобного вида своим фриковыкладкам.  :smoke:
Фанис, если Вас нервируют анлауты (звуковое начало грамматической единицы), инлаут (середина ее) и прочая, то, наверное, Вы недостаточно много читаете языковедческой литературы. Весьма советую Вам тщательно изучать лингвотерминологию, чтобы при чтении у Вас не было выбора лезть в энциклопедию или оставить непонятое место так и непонятым. Я в свое время лез, и не жалею - теперь при чтении работ по языкознанию у меня крайне редко возникают вопросы, связанные с пониманием текста. Хорошие лингвотруды пишутся не научпоповским, а научным языком, поэтому сабжевой терминологией надо владеть на уровне не ниже "хорошо", к чему я стремлюсь.  :eat:
Меня не нервируют анлуты, инлауты и прочая словесная шелуха, "доброжелательный" вы наш, и никогда не нервировали, меня беспокоит общий фрический характер ваших "лингвотрудов". :)

Rachtyrgin

Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Zhendoso

Offtop
Цитата: Фанис от октября  2, 2014, 09:41
Какая еще личная выгода :) Фрик - это вовсе не прагматичный делец :)
Лингвофрик (фрик, в строгом смысле, это эпатажный придурок) в своих декламациях и опусах подгоняет факты под собственное мировидение и идеологию, а это и есть личная выгода, которая позволяет заниматься "творчеством" без энергетических затрат на изменение собственных штампов. Затраты же эти всегда велики. Кстати, существуют и некие универсалии, по которым можно предполагать, что данный субъект занимается хренью. В соответствии с ними, можно почти безошибочно определить нацозабоченного горе-исследователя. У такого все языки/народы/культуры в его голове делятся на "престижные" и "непрестижные" для него лично, причем  в их диахронии тоже. Такой "исследователь" склонен умалять реальное влияние "непрестижного". Н-р, пачки чувашских ученых пишут о "древнейшей в мире земледельческой чувашской культуре" в стиле "чуваши научили шумеров пахать и сеять" (есть такие), совершенно при этом игнорируя данные языка и этнографии, то, я понимаю, что эти люди "очарованы" западной исторической традицией, в которой номады в табели рангов культурности стоят ниже охотников и собирателей. И понимаю, что объективности в трудцах такого "очарованного" искать не следует. Точно также не следует искать объективности в трудцах ученых, игнорирующих реальные факты, противоречащие их личной идеологии. Таковы "тюркизаторы" скифов, аланов и прочих ираноязычных кочевников, таковы "семитизаторы" хазар, таковы "булгаризаторы" татар, "татаризаторы" волжских булгар, "иранизаторы" дунайских булгар, таковы "славянизаторы" варягов, "тюркизаторы" венгров и т.п. Как правило, подобные "-заторы" имеют весьма поверхностное представление о своих "идеологических" противниках, существующих в таковом качестве  только в их мозгах. Применимо к нашей с Вами ситуации, а точнее, к Вашей, Вы являете собой типичный пример нацозабоченного татбулгариста, которому энергетически выгоднее игнорировать факты, нежели ломать личный шаблон. То, что Вы приписываете нацозабоченность людям, которых воспринимаете как оппонентов, демонстрирует (в проекции) лишь Ваше личное внутреннее содержимое, а не реальное содержание оппонента
.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Rachtyrgin

Да вы уж подеритесь, что ли... Кто проиграл - тот и фрик. Или наоборот...
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Фанис

Цитата: Zhendoso от октября  2, 2014, 10:37
Offtop
Цитата: Фанис от октября  2, 2014, 09:41
Какая еще личная выгода :) Фрик - это вовсе не прагматичный делец :)
Лингвофрик (фрик, в строгом смысле, это эпатажный придурок) в своих декламациях и опусах подгоняет факты под собственное мировидение и идеологию, а это и есть личная выгода, которая позволяет заниматься "творчеством" без энергетических затрат на изменение собственных штампов. Затраты же эти всегда велики. Кстати, существуют и некие универсалии, по которым можно предполагать, что данный субъект занимается хренью. В соответствии с ними, можно почти безошибочно определить нацозабоченного горе-исследователя. У такого все языки/народы/культуры в его голове делятся на "престижные" и "непрестижные" для него лично, причем  в их диахронии тоже. Такой "исследователь" склонен умалять реальное влияние "непрестижного". Н-р, пачки чувашских ученых пишут о "древнейшей в мире земледельческой чувашской культуре" в стиле "чуваши научили шумеров пахать и сеять" (есть такие), совершенно при этом игнорируя данные языка и этнографии, то, я понимаю, что эти люди "очарованы" западной исторической традицией, в которой номады в табели рангов культурности стоят ниже охотников и собирателей. И понимаю, что объективности в трудцах такого "очарованного" искать не следует. Точно также не следует искать объективности в трудцах ученых, игнорирующих реальные факты, противоречащие их личной идеологии. Таковы "тюркизаторы" скифов, аланов и прочих ираноязычных кочевников, таковы "семитизаторы" хазар, таковы "булгаризаторы" татар, "татаризаторы" волжских булгар, "иранизаторы" дунайских булгар, таковы "славянизаторы" варягов, "тюркизаторы" венгров и т.п. Как правило, подобные "-заторы" имеют весьма поверхностное представление о своих "идеологических" противниках, существующих в таковом качестве  только в их мозгах. Применимо к нашей с Вами ситуации, а точнее, к Вашей, Вы являете собой типичный пример нацозабоченного татбулгариста, которому энергетически выгоднее игнорировать факты, нежели ломать личный шаблон. То, что Вы приписываете нацозабоченность людям, которых воспринимаете как оппонентов, демонстрирует (в проекции) лишь Ваше личное внутреннее содержимое, а не реальное содержание оппонента
.
Бла-бла-бла... :) Нет неутомимее болтуна, в сетях, чем фрик. :)

Agabazar

Цитата: Фанис от октября  2, 2014, 06:57
Цитата: Agabazar от октября  2, 2014, 04:27
Татарский язык действительно почему-то оказывается в стороне.
Вот это навязчивое желание (как-то умалить или оставить в стороне татар, как таковых и татарский язык, как их маркер) сквозит, если не в каждом, то в каждом втором посте Жендосо, подобное желание - самый верный и безошибочный признак национально ориентированного фрика, не заразитесь от него. :)
А я вот думаю, чтобы не случилось наоборот:  он сам, Жендосо, от меня как бы не заразился.  :)

"Гордость" и предубеждение действительно плохие советники и союзники.

Фанис

Цитата: Agabazar от октября  2, 2014, 14:33
Цитата: Фанис от октября  2, 2014, 06:57
Цитата: Agabazar от октября  2, 2014, 04:27
Татарский язык действительно почему-то оказывается в стороне.
Вот это навязчивое желание (как-то умалить или оставить в стороне татар, как таковых и татарский язык, как их маркер) сквозит, если не в каждом, то в каждом втором посте Жендосо, подобное желание - самый верный и безошибочный признак национально ориентированного фрика, не заразитесь от него. :)
А я вот думаю, чтобы не случилось наоборот:  он сам, Жендосо, от меня как бы не заразился.  :)

"Гордость" и предубеждение действительно плохие советники и союзники.
Нашли чего бояться :)

Фанис

Более чувашнутого и "продуктивного" фрика, еще поискать... :)

Zhendoso

Offtop
Цитата: Фанис от октября  2, 2014, 14:20
Бла-бла-бла... :) Нет неутомимее болтуна, в сетях, чем фрик. :)
Ну, конечно, огульное развешивание ярлыков - последнее убежище лентяя, которому "недосуг" начать учиться.
Мне, вот не лень было начать учить татарский (чтобы лучше узнать свой родной язык), и для неносителя мой уровень его знания весьма хорош. А чем похвастаетесь Вы?
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Karakurt


Zhendoso

Offtop
Цитата: Agabazar от октября  2, 2014, 14:33
А я вот думаю, чтобы не случилось наоборот:  он сам, Жендосо, от меня как бы не заразился.  :)
"Гордость" и предубеждение действительно плохие советники и союзники.
Детскими болезнями типа "нацвозвеличивания" я уже переболел, поэтому у меня от них иммунитет. Мнения же людей, куда хуже меня владеющих информацией по какому-то вопросу, могут меня или заинтересовать (если человек желает учиться) или оставить равнодушным (если человек не желает учиться). Насильно делиться знаниями невозможно. Взять, хотя бы этот форум - люди годами сидят в темах, продолжая задавать вопросы, ответы на которые есть, н-р, в словарях. Какого хрена ты сидишь, скажем в мумбоюмбском разделе и спрашиваешь, что означает то или иное мумбоюмбское слово, ежели словарь и грамматика мумбоюмбского висят ссылкой чуть ли не в первом посту темы?! Типа того. То есть, сидят годами и не растут ни грамма. А кто-то растет - посмотрите, н-р, старые и поздние посты Антиромантика - с полного нуля он стал "шарящим", бо не ленился и читал.  А кому-то лень, вот и осталось только ярлыками кидаться.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Offtop
Цитата: Karakurt от октября  2, 2014, 14:53
Вырезать бы вас в другой раздел. Куда?
Лучше вообще вырезать. Я не собираюсь больше ему ничего доказывать. Пусть сам учится.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Цитата: Zhendoso от октября  2, 2014, 15:08
Offtop
Цитата: Karakurt от октября  2, 2014, 14:53
Вырезать бы вас в другой раздел. Куда?
Лучше вообще вырезать. Я не собираюсь больше ему ничего доказывать. Пусть сам учится.
Это вы не мне, а себе доказываете, и еще долго будете доказывать, что чуваши - это не "периферийное отсталое племя" :)

Zhendoso

Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Rachtyrgin

Фанис, дружище, вы бы лучше рассказали, что там с новой татарской орфографией. Закончил институт Ибрагимова разработку новых правил или нет?
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.



Фанис

Цитата: Rachtyrgin от октября  2, 2014, 15:36
Фанис, дружище, вы бы лучше рассказали, что там с новой татарской орфографией. Закончил институт Ибрагимова разработку новых правил или нет?
Не знаю. Вообще, я не сторонник введения новой орфографии.

Фанис

Читаем Чувашскую энциклопедию: :)
ЦитироватьСо времени образования Казан. ханства в сер. 15 в. началось влияние Т.я. на языки народов Поволжья, в т.ч. на чувашский. В чуваш. языке постепенно образовался пласт татар. лексич. заимствований, что привело к определён. изменениям фонетич. состава, а также морфологич. и синтаксич. структуры. Примерно до кон. 16 в. казанско-татар. заимствования проникали в средний и, в меньшей степени, в верховой диалекты. Полностью изменилась структура традицион. чуваш. антропонимикона, заимствовавшего множество имён тюрк­ско-татар., а также араб. и персид. происхождения. В чуваш. топонимии произошёл процесс вторич. татар. номинации большей части населён. пунктов север. половины Чувашии; татар. наименования впоследствии вошли в рус. документы и приобрели статус официальных.

ЦитироватьИнтенсив. татарско-чуваш. языковые контакты имели место в 17–18 вв., но уже в зоне распространения низового диалекта. С кон. 16 в. вторично заселялись юго-восточ. районы Чувашии и смежные территории Татарстана. В связи с началом строительства засечных линий сюда были переселены татары-мишари, рус. стрельцы; развивалось чувашско-татар. и татарско-чуваш. двуязычие. Под значител. влиянием мишар. диалекта в юго-восточ. районах Чувашии и на смежных территориях Татарстана и Ульянов. обл. развивались ассимиляцион. процессы и сложились специфические особенности низового диалекта. В связи с распространением границ Рус. государства в юж. и восточ. направлениях началась миграция чува­­шей, татар-мишарей и др. народов на территории Симбир., Самар., Уфим. губерний, в Закамье и т.д., где также с разной степенью интенсивности развивались татарско-чуваш. языковые взаимоотношения, продолжающиеся и в 21 в. В результате долговремен. контактов в Закамье, на С Самар. губ., в северо-запад. районах Башкортостана, в Оренбуржье формировалось чувашско-татар. двуязычие. Это в свою очередь привело к образованию на всех этих территориях локал. говоров низового диалекта, к проникновению в чуваш. разговор. речь татар. элементов на всех строевых уровнях языка, а местами даже к полной татаризации чуваш. населения.

Во всех диалектах чуваш. языка выявляется значител. число татар. заимствований, причём большая часть татаризмов в верховые говоры проникла через литератур. язык.

Red Khan

Цитата: Rachtyrgin от октября  2, 2014, 15:36
Фанис, дружище, вы бы лучше рассказали, что там с новой татарской орфографией. Закончил институт Ибрагимова разработку новых правил или нет?
А можно поподробнее? Я ещё текущую не выучил. :)

Rachtyrgin

Я имел в виду Закон Республики Татарстан от 24.12.2012 "Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан".
Речь там идет о латинице и арабице для татарского.
Погуглите.
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Agabazar

Цитата: Rachtyrgin от октября  2, 2014, 15:36
что там с новой татарской орфографией.
Вопрос касается только орфографии или ещё помимо этого графики (в широком смысле, не только пресловутой "кириллицы/латиницы/арабицы") ,  грамматических и лексических норм,  пунктуации?

Rachtyrgin

Статьи закона с ответами на ваши вопросы:

Статья 4
1. Порядок утверждения норм современного татарского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка правил татарской орфофафии и пунктуации определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан.
2. Указанный в части 1 настоящей статьи порядок должен включать в себя:
1) список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного татарского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка (по результатам экспертизы);
2) порядок проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного татарского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка;
3) список высших учебных заведений и иных организаций, которыми проводится экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного татарского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка.
3.   Под нормами современного татарского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования татарского языка как государственного языка.

Статья 5
1. В официальном делопроизводстве и официальной переписке, а также в иных сферах языкового общения, подлежащих правовому регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, используется татарский язык на графической основе кириллицы.
2. В случае поступления в государственные органы Республики Татарстан, органы местного самоуправления в Республике Татарстан обращений граждан, организаций на татарском языке, оформленных на латинской или арабской графике, ответы даются с использованием татарского языка на графической основе кириллицы. К официальному ответу может быть приложен ответ на татарском языке с использованием знаков латинской или арабской графики.
3. В деятельности государственных органов Республики Татарстан, органов местного самоуправления в Республике Татарстан при работе с документами и материалами на татарском языке, оформленными на латинской или арабской графике, в целях обеспечения адекватной транслитерационной передачи татарских лекссм, имен и названий используется соответствие букв алфавита татарского языка на графической основе кириллицы знакам латинской или арабской графики согласно приложению к настоящему Закону.
4. Правила употребления языковых средств при установлении соответствия букв алфавита татарского языка на графической основе кириллицы знакам латинской и арабской графики, а также порядок их использования в работе государственных органов Республики Татарстан, органов местного самоуправления в Республике Татарстан в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Rachtyrgin

Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр