Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

чувашский

Автор Jumis, июля 21, 2005, 19:36

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Curio

ЦитироватьФедотов в ЭСЧЯ марийское еҥ (у него эҥ ) тоже с чувашским çын связывет.
Интересно бы ещё в марийские словари глянуть. Ну и у спецов по ФУ бы спросить.

Zhendoso

Цитата: Awwal12 от декабря 12, 2014, 21:45
Проблема в том, что это почти наверняка переосмысление иранского *арша(н) (на что осторожно намекает нам сам Егоров, как можно заметить). При этом с самим "çын", в свою очередь, как раз полной ясности нет.
Егоров, при всем уважении к нему, плохо знал чувашское развитие. Гипотеза о переразложении *арша(н) не способна объяснить š>ɕ, как и былой этимологический конечный гласный, ныне элизированный, но рефлексирующийся в геминировании конечного согласного. Сужение гласного можно еще попытаться объяснить его закрытием. А марийская форма будет против этих натяжек. Поэтому рубим эту версию.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Цитата: Awwal12 от декабря 12, 2014, 21:48
При этом у çын гипотетические когнаты отдаленные и фонетический облик их какой-то мутный.
А нет у него когнатов, это явное заимствование.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Curio

Цитата: Zhendoso от декабря 12, 2014, 21:58
Цитата: Awwal12 от декабря 12, 2014, 21:48
При этом у çын гипотетические когнаты отдаленные и фонетический облик их какой-то мутный.
А нет у него когнатов, это явное заимствование.
Так какого времени?

Agabazar

Цитата: Awwal12 от декабря 12, 2014, 21:48
у çын гипотетические когнаты отдаленные и фонетический облик их какой-то мутный.
У çын вроде бы когнатов вообще нет.
Что касается слов в сибирских тюркских, то они с çын связаны лишь косвенным образом.

Awwal12

Цитата: Zhendoso от декабря 12, 2014, 21:56
А марийская форма будет против этих натяжек.
Это да. Если это действительно чувашизм/булгаризм.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Умар

Цитата: Agabazar от декабря 12, 2014, 22:03
У çын вроде бы когнатов вообще нет.
Не персизм "джан" ? Может ,заимствование  из разных источников, или вторичное заимствование через продолжительное время ?
2. чун, çын; их в семье шесть душ вĕсен кил-йышĕнче ултă çын


Awwal12

Цитата: Умар от декабря 12, 2014, 22:18
Цитата: Agabazar от декабря 12, 2014, 22:03У çын вроде бы когнатов вообще нет.
Не персизм "джан" ?
Нет, конечно. Персидское "джан" - это "чун" (душа, дух), и фонетическое отражение тут абсолютно закономерно.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Awwal12

Цитата: Умар от декабря 12, 2014, 22:18
Может ,заимствование  из разных источников, или вторичное заимствование через продолжительное время ?
"Джан" в любом случае обязано было дать "чун" или, в крайнем случае (при крайне раннем заимствовании), "çун", ср. çун "гореть"; первосложная этимологическая /а/ дает /у/ - через /о/, сохранившееся на этих местах в верховом диалекте. Очень-очень позднее заимствование звучало бы, вероятно, как "чан", но это не тот случай. В каком еще "источнике" персидская /а/ могла бы преобразоваться так, чтобы в чувашском получилась /ы/, я представить затрудняюсь.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Zhendoso

Беда еще в том, что чувашское çын "человек, люди" осложнено важным значением "порядочный человек; человек, обладающий определенными нравственными достоинствами". У него среди основных есть и значение "посторонний человек, другой человек (безотносительно к качествам)". А у арабизма этем таких значений нет, оно означает просто "человек" (существо такое), "род человеческий".
Можно сказать Вăл этем çын та мар. "Тот гомосапиенс (о котором речь) и не человек вовсе", но Вăл çын этем те мар можно сказать разве что в отношении инопланетянина, приравненного к людям, но биологически гомосапиенсом не являющегося  ;D
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Curio

Цитата: Zhendoso от декабря 12, 2014, 22:53
Беда еще в том, что чувашское çын "человек, люди" осложнено важным значением "порядочный человек; человек, обладающий определенными нравственными достоинствами". У него среди основных есть и значение "посторонний человек, другой человек (безотносительно к качествам)". А у арабизма этем таких значений нет, оно означает просто "человек" (существо такое), "род человеческий".
Можно сказать Вăл этем çын та мар. "Тот гомосапиенс (о котором речь) и не человек вовсе", но Вăл çын этем те мар можно сказать разве что в отношении инопланетянина, приравненного к людям, но биологически гомосапиенсом не являющегося  ;D
Гомосапиенс вообще не обязательно человек в общем случае. Неандерталец тоже гомосапиенс. :) То есть, вы хотите сказать, что у слова çын именно такое значение? Или нечеловек в смысле нелюдь, сволочь? :)

Agabazar

Çынлăх — человечность
Этемлĕх — человечество

Моя ныне покойная бабушка любила говорить: Тĕнчере этем нумай та — çын сахал (На свете людей (Этем) много, но человеков (Çын) мало).

Но Этем не "отрицательный человек"  всё-таки, а просто человек в биологическом смысле.

Плохой, нехороший человек — Этемкке

Умар

Цитата: Zhendoso от декабря 12, 2014, 22:53
чувашское çын "человек, люди" осложнено важным значением "порядочный человек; человек, обладающий определенными нравственными достоинствами"



Agabazar

Цитата: Zhendoso от декабря 12, 2014, 22:53
У него среди основных есть и значение "посторонний человек, другой человек (безотносительно к качествам)"
Çын япали. Çын —человек. Япала —вещь. Но выражение обычно означает "вещь чужого, постороннего".
Çын сăмахĕ — Слово (слова) чужого, постороннего человека.

Умар

Цитата: Agabazar от декабря 12, 2014, 23:20
Çын сăмахĕ — Слово (слова) чужого, постороннего человека
По смыслу опять же "джан"-бок,сторона подходит ,только что с этими "фонетическими препятствиями" сделать.

Curio

Цитата: Agabazar от декабря 12, 2014, 23:11
Çынлăх — человечность
Этемлĕх — человечество

Моя ныне покойная бабушка любила говорить: Тĕнчере этем нумай та — çын сахал (На свете людей (Этем) много, но человеков (Çын) мало).

Но Этем не "отрицательный человек"  всё-таки, а просто человек в биологическом смысле.

Плохой, нехороший человек — Этемкке
Христос, сын человеческий. Как будет?

Agabazar

Это надо спросить у тех, кто переводил Библию на чувашский язык. Я даже не знаю, на самом ли деле Христос является сыном человеческим, например, с точки зрения верующего или —возьмём выше— богослова.

Curio

Цитата: Agabazar от декабря 12, 2014, 23:47
Это надо спросить у тех, кто переводил Библию на чувашский язык. Я даже не знаю, на самом ли деле Христос является сыном человеческим, например, с точки зрения верующего или —возьмём выше— богослова.
Является или нет, это другой вопрос. Но в Библии есть выражение "Сын человеческий".

Zhendoso

Цитата: Agabazar от декабря 12, 2014, 23:47
Это надо спросить у тех, кто переводил Библию на чувашский язык. Я даже не знаю, на самом ли деле Христос является сыном человеческим, например, с точки зрения верующего или —возьмём выше— богослова.
Этем ывăлĕ же.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Curio

Этем ывăлĕ это же вроде человечество? Или?

Agabazar

Там же нет аффикса /-лĕх/. Так что просто "сын человеческий".
"Детёныш человеческий", — так сказали бы звери про Маугли.  :)

Awwal12

Цитата: Умар от декабря 12, 2014, 23:27
Цитата: Agabazar от декабря 12, 2014, 23:20Çын сăмахĕ — Слово (слова) чужого, постороннего человека
По смыслу опять же "джан"-бок,сторона подходит
Это другое слово, от ар. джанб.
Да и такие семантические скачки можно провести от каждого второго слова к каждому второму, а уж если не заморачиваться фонетикой, то... ;D
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Awwal12

Цитата: Awwal12 от декабря 12, 2014, 22:07
Цитата: Zhendoso от декабря 12, 2014, 21:56
А марийская форма будет против этих натяжек.
Это да. Если это действительно чувашизм/булгаризм.
Хотя... Какова вообще точная история перипетий с джоканьем и йоканьем (в смысле фонетических законов) по отношению к чувашскому? Вроде так пока и нет консенсуса, какой был звук в пратюркском. Что, если *арша(н) дало первоначально *арйан, в рамках бредовой фрикогипотезы? Это ведь может быть  крайне ранним заимствованием, вплоть до сакского.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

dahbed

Цитата: Awwal12 от декабря 13, 2014, 09:02
Цитата: Умар от декабря 12, 2014, 23:27
Цитата: Agabazar от декабря 12, 2014, 23:20Çын сăмахĕ — Слово (слова) чужого, постороннего человека
По смыслу опять же "джан"-бок,сторона подходит
Это другое слово, от ар. джанб.
Среднеазиатский ён - "бок", наверное
Турции пиздес

Хусан

Среднеазиатский? В остальных тюркских нет?
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр