Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Нуб-вопрос про смихут

Автор Искандер, июля 27, 2010, 09:17

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mnashe

Цитата: Yitzik от ноября 10, 2010, 09:07
Кстати! Кто-нибудь знает, где можно достать бесплатно шрифт Раши себе на комп?
Этот, кажется, из MS Office:
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Yitzik

RawonaM, спасибо, но это неюникодовая хрень.
mnashe, огромное спасибо, это то, что нужно.
Paran Quenya ar quetin Esperanto!

Искандер

Да, возможно, том было написано скорее слитно, чем раздельно. Но принципиальной разницы не вижу. Графема одна и та же.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

mnashe

Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Искандер

Цитата: mnashe от ноября 10, 2010, 19:49
Да ну ни в одном! А арабица?
Никогда таких проблем не было.
И все шрифты иджам отображают адекватно и читабельно.
Ташкиль да, но и некудот большинство шрифтов отображает как мушиное говно...
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Wolliger Mensch

Цитата: mnashe от ноября 10, 2010, 19:49
Да ну ни в одном! А арабица?

Удивительное дело, — с арабицей у меня было меньше проблем. Наверное потому, что там сходные (даже не 100% идентичные, напр.: ﻑ и ﻕ) по виду буквы ничтоже сумняшеся дополняются ещё и диакритикой, — так что можно отличать лишь по точкам. Проблемы у меня там были в основном с разными вариантами букв в зависимости от положения и с лигатурами, будь они неладны... Слава богу, я афразистикой не занимаюсь. В иврите ещё жесть с точками для обозначения гласных, — они тоже, как на зло, все друг на друга похожи, да ещё могут и сливаться с точками, которые не являются обозначением гласных! Пипец на крыльях ночи. После такого сеанса мазохизма, когда я воротился к индоевропеистике, — как гора с плеч...
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Искандер

Цитата: Wolliger Mensch от ноября 10, 2010, 20:24
и с лигатурами, будь они неладны...
В печати используются три всего... очень изящные, читабельные и с восстанавливаемыми исходными.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Wolliger Mensch

Цитата: Искандер от ноября 10, 2010, 20:28
Цитата: Wolliger Mensch от ноября 10, 2010, 20:24
и с лигатурами, будь они неладны...
В печати используются три всего... очень изящные, читабельные и с восстанавливаемыми исходными.

Издержки компьютерного набора в старых примитивных программах. Но сейчас есть опентайп и Индюк! Впрочем, даже если в несложной русской графике люди ленятся писать правильные знаки, то в арабской, наверное, тем паче...
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

ali_hoseyn

Цитата: mnashe от июля 28, 2010, 12:04
Примеры:
*bārākāt → bərāxā в обычной и паузальной форме, но
*bārākāt → *bərəkat → birkaθ в нисмах.

Почему все долгие?

Почему окончание -āt у Вас соответствует единственному числу?
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Esvan

Цитата: mnashe от ноября 10, 2010, 19:49
Цитата: Искандер от ноября 10, 2010, 18:34
ни в одном алфавите мира
Да ну ни в одном! А арабица?
Еѳіопскій.

На картинке ни одна буква не повторяется, все разные.

mnashe

Цитата: ali_hoseyn от ноября 11, 2010, 07:11
Почему все долгие?
Почему окончание -āt у Вас соответствует единственному числу?
Хм.
    Имелось в виду не древнее состояние (до перехода общесемитской ā→ō), а более позднее, то есть долгая ā там из древней краткой.
    Но я на самом деле не знаю, что произошло раньше: редукция конечной t или удлинение краткой a, так что, может быть, ошибся. В самом деле, логичнее выглядит позднейшее удлинение вследствие раскрытия слога (после редукции t).
    Насколько я понимаю, эта редукция не могла произойти раньше потери падежных окончаний (хотя... в ЛА ведь есть «та марбута», несмотря на сохранение окончаний), а переход ā→ō произошёл очень давно, вскоре после выделения западносемитских.
    Что Вы можете сказать об этом?
    И почему редукция произошла после a, но не после ō и ū (в отличие от позднего арамейского)?
    И ещё связанный вопрос: аналогичная редукция в арабском происходила независимо? Какие есть предположения о датировке?
    А вообще, с хронологией различных сдвигов у меня большая каша в голове. Сами по себе изменения известны, а вот их последовательность — сплошное белое пятно.
:(
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Искандер

Цитата: Esvan от ноября 11, 2010, 09:07
На картинке ни одна буква не повторяется, все разные.
Чо-то на картинке криво как-та. В реале ить различия гораздо акцентированней.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

ali_hoseyn

Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 09:42Но я на самом деле не знаю, что произошло раньше: редукция конечной t или удлинение краткой a, так что, может быть, ошибся. В самом деле, логичнее выглядит позднейшее удлинение вследствие раскрытия слога (после редукции t).

Отпадение согласного элемента в окончании ж.р. произошло раньше, еще в дописьменную эпоху ( речь идет только о древнееврейском, поскольку в финикийском он сохранялся гораздо дольше ). Соответственно, изменения выглядели примерно так:

*-at > *-ah > -ā

Подобные количественные изменения гласного были вызваны сменой ударения при переходе от второго этапа к третьему, т.е. краткий ударный [a] в открытом слоге перешел в [ā].

*ba`rakatu > *ba`rakah > berā`kā

Причем третий этап приходился, по всей видимости, на перв. пол. I тыс. н.э. и тесно связан с соответствующими процессами в арамейских диалектах.

Переход *ā > ō также дописьменный и является общеханаанейским ( за исключением угаритского языка ).

Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 09:42Насколько я понимаю, эта редукция не могла произойти раньше потери падежных окончаний (хотя... в ЛА ведь есть «та марбута», несмотря на сохранение окончаний)

В арабском языке буква  ة  - вторичного происхождения ( из  ه  ), т.к. письменная норма формировалась на основе орфографии Корана, в языке которого -at- > -ah, а произносительная - на основе архаичных бедуинских диалектов.
   
Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 09:42И почему редукция произошла после a, но не после ō и ū (в отличие от позднего арамейского)?

Я не совсем понял вопрос.

Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 09:42И ещё связанный вопрос: аналогичная редукция в арабском происходила независимо? Какие есть предположения о датировке?

В древней североарабской эпиграфике окончание -t везде сохраняется и в более позднюю эпоху, ближе к появлению ислама ( даже в паузальной форме ): сафаитск. bkrt "молодая верблюдица"  ( язык кочевого населения юга Сирии, северо-востока Иордании и севера Сауд. Аравии, I в. до н.э. - IV в. н.э. ). В Коране, судя по орфографии, этого окончания уже нет. Можно предположить, что оно стало исчезать в перв. пол. I тыс. н.э. сначала в диалектах оседлого населения, а затем, с появлением и распространением ислама, и в диалектах кочевников. Было ли это иноязычным влиянием? Думаю, нет, поскольку процесс начался там, где арабы являлись коренным населением ( хотя стоит еще вопрос, касающийся происхождения самого Корана  :) ).
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

Цитата: Искандер от ноября 10, 2010, 18:34Да, возможно, том было написано скорее слитно, чем раздельно. Но принципиальной разницы не вижу. Графема одна и та же.

Не одна и та же. Отличия есть. Но было и так:
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

mnashe

Большое спасибо за подробный ответ!

Насколько я понимаю, переход *ā → ō древнее, чем отпадение t?

Цитата: ali_hoseyn от ноября 11, 2010, 19:10
*ba`rakatu > *ba`rakah > berā`kā
Причем третий этап приходился, по всей видимости, на перв. пол. I тыс. н.э. и тесно связан с соответствующими процессами в арамейских диалектах.
Выходит, во времена Септуагинты ещё baˈrakaɦ? Есть свидетельства этому в переводах или где-то ещё?

Цитата: ali_hoseyn от ноября 11, 2010, 19:10
Я не совсем понял вопрос.
Ну вот в библейском арамейском ситуация как в иврите: -at → -a.
    А ко временам Талмуда то же произошло уже и с -ūt (-ūt → -ū).
    А в иврите этого не произошло. Есть ли какие-то сведения о фонетических процессах, которые привели к этой разнице между, во-первых, -at и -ūt / -ōt в иврите (да и в арамейском — хронологически), а во-вторых — между ивритом и арамейским?
    Ещё вопрос: я слышал, что когда-то во всех (или не во всех) смычных в иврите была аспирация. Это правда? И если да, то всегда ли? Или это были аллофоны непридыхательных?
    И ещё вопрос: правильно ли я понимаю, что во время Септуагинты спирантизации bgdkpt в иврите ещё не было? (и, может быть, она происходила под влиянием арамейского?)
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

ali_hoseyn

Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 21:32Насколько я понимаю, переход *ā → ō древнее, чем отпадение t?

Да.

Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 21:32Выходит, во времена Септуагинты ещё baˈrakaɦ? Есть свидетельства этому в переводах или где-то ещё?

На наличие там придыхательного указывает орфография. Например, в безударном направительном окончании -ā  буква ה является рефлексом неопределенного общесемитского сибилянта, который в большинстве западно-семитских дал [h], а в аккадском - [š] ( в аккадском это окончание звучит как -iš: šapl-iš "внизу", el-iš "наверху" ). Следовательно, в этом окончании графема ה произносилась. Впрочем, в окончании женского рода ה могла быть просто mater lectionis, а поэтому с ним не все ясно.

А свидетельства отсутствия редукции кратких гласных в слоге, предшествующем предударному, есть не только для III в. до н.э., когда переводилась Септуагинта ( транскрипции еврейских слов, передача личных имен и пр. - напр., Σαβαωθ ), но и для I в. н.э. ( транскрипция слов в Новом Завете, эпиграфика пр. ). То же самое и в арамейских текстах в клинописной передаче ( I в. до н.э. ).

Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 21:32А ко временам Талмуда то же произошло уже и с -ūt (-ūt → -ū).

С этим окончанием все немного сложнее. В st. abs. оно всегда выглядело как -w, начиная с самых ранних памятников ( в древнееврейский оно попало из арамейского ). -t там исчезло также как и в окончании женского рода st. abs., и сохранилось в других состояниях.

А вот насчет окончания мн.ч. точно не знаю. Может, во множественном числе дольше сохранялась падежная флексия, или существовал какой-то краткий гласный в конце, как в мужском роде ( ед.ч. -um / мн.ч. -ūma ). Может, поэтому во множественном числе -t- не выпал...

Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 21:32Ещё вопрос: я слышал, что когда-то во всех (или не во всех) смычных в иврите была аспирация. Это правда? И если да, то всегда ли? Или это были аллофоны непридыхательных?

Если и было какое-то деление на смычные и придыхательные, то из греческих транскрипций это не очевидно. И те, и другие обозначались древнегреческими аспиратами [th], [ph] и [kh]. Но аспирация была подготовительным этапом для дальнейшей спирантизации.

Цитата: mnashe от ноября 11, 2010, 21:32И ещё вопрос: правильно ли я понимаю, что во время Септуагинты спирантизации bgdkpt в иврите ещё не было? (и, может быть, она происходила под влиянием арамейского?)

Да, не было. Это арамейское фонетическое явление, которое отразилось и на произношении древнееврейского, поскольку он перестал быть разговорным. Ученые датируют его I в. до н.э. ( terminus post quem ). Я полагаю, что произошла спирантизация не ранее I в. н.э.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

Кстати, насчет st. constr. для ברכה, то развитие должно было быть примерно таким:

*bark`at- > birk`at-

Переход краткого [a] в неударном закрытом слоге в ( это один из возможных вариантов ) зафиксирован еще в ханаанейских диалектах.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

И снова возвращаясь к североаравийским диалектам, посмотрите, что Шифман пишет об арабско-набатейском языке:

Анализ собственных женских имен, встречающихся в набатейских надписях, показывает, что в разговорной речи сохранялось архаическое окончание женского рода –t: `l`lt – "богиня"; ṣhylt – Цухайлат; ṣymt – Цаймат и т.д. Однако имеются случаи, когда окончание –t заменяется долгим –ā ( на письме оно изображается с помощью знака h ); например, наряду с написанием имени собственного 'bṭt ( ср. арабское ġibṭat ) встречается и 'bṭh ( *ġibṭa ). Неясно, сказалось ли в этом случае влияние арамейского языка; тем не менее уже на этой стадии языкового развития можно наблюдать процесс, который в классическом арабском языке также привел к превращению окончания женского рода –at в –a.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

mnashe

Цитата: ali_hoseyn от ноября 11, 2010, 22:51
С этим окончанием все немного сложнее. В st. abs. оно всегда выглядело как -w, начиная с самых ранних памятников
Ой, действительно:
Цитата: Даниель 2:39וּבַתְרָךְ תְּקוּם מַלְכוּ אָחֳרִי אֲרַעא {אֲרַע} מִנָּךְ וּמַלְכוּ תְלִיתָיָא {תְלִיתָאָה} אָחֳרִי דִּי נְחָשָׁא דִּי תִשְׁלַט בְּכָל אַרְעָא:

Цитата: ali_hoseyn от ноября 11, 2010, 22:51
в древнееврейский оно попало из арамейского
Да??? А как же אַלּוֹן בָּכוּת, בִּגְדֵי אַלְמְנוּתָהּ, דמות, כסות и т.п.?
Наверно, я что-то неправильно понял?

Цитата: ali_hoseyn от ноября 11, 2010, 22:51То же самое и в арамейских текстах в клинописной передаче (I в. до н.э.).
Ух ты! Даже в арамейском!
Это, наверно, и к глаголам относилось (kātab, а не kəṯaḇ)?

Цитата: ali_hoseyn от ноября 11, 2010, 22:51Впрочем, в окончании женского рода ה могла быть просто mater lectionis, а поэтому с ним не все ясно.
А в формах, оканчивающихся на ē/ɛ (для корней с конечной йод), это однозначно mater lectionis, или и там, возможно, когда-то была произносимая ɦ?
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Esvan

Цитата: Искандер от ноября 11, 2010, 18:30
Цитата: Esvan от ноября 11, 2010, 09:07
На картинке ни одна буква не повторяется, все разные.
Чо-то на картинке криво как-та. В реале ить различия гораздо акцентированней.
Просто взял наугад несколько букв, расположенных рядом. Насчёт слабого различия — все претензии создателям шрифта. :)

Искандер

Цитата: Esvan от ноября 12, 2010, 10:09
Просто взял наугад несколько букв, расположенных рядом. Насчёт слабого различия — все претензии создателям шрифта. :)
Ла более угловатые, а Ща более этакие круглые.
Ну и несколько букв, расположенных рядум суть одна и та же буква с разными огласовками. Так то.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

ali_hoseyn

Цитата: ali_hoseyn от ноября 11, 2010, 22:51С этим окончанием все немного сложнее. В st. abs. оно всегда выглядело как -w, начиная с самых ранних памятников

Когда я говорил о "ранних памятниках", то имел ввиду начиная с имперско-арамейского. В древнеарамейском этот аккадский суффикс не встречается.

Цитата: mnashe от ноября 12, 2010, 09:35Да??? А как же אַלּוֹן בָּכוּת, בִּגְדֵי אַלְמְנוּתָהּ, דמות, כסות и т.п.?
Наверно, я что-то неправильно понял?

Да. Посмотрите во вложенном файле стр.5. Там сравниваются ранние и поздние идентичные по содержанию отрывки библейского текста.

Цитата: mnashe от ноября 12, 2010, 09:35Это, наверно, и к глаголам относилось (kātab, а не kəṯaḇ)?

Нет. И в арамейском, и в древнееврейском форма перфекта восходит к одному и тому же прототипу katab- ( как в арабском ). В древнееврейском удлинение кратких гласных в предударном открытом слоге произошло независимо от арамейского и раньше арамейской редукции ( прибл. 150-250 гг. н.э. ), иначе результат был бы таким, как в арамейском.

Кстати, я допустил неточность. "Заклинание из Урука" датируют сер. II в. до н.э. Вот отдельные слова из него, которые приводит Лёзов в своей статье "Арамейские языки" ( при желании, конечно, можно найти и посмотреть полный текст, но у меня как-то руки еще не доходили... ), и в которых редукция отсутствует:

qu-da-am... ni-še-e ú-ma-a ga-ba-re-e  -  "перед женщинами или мужчинами";

al pi-la-nu  -  "к имяреку";

na-šá-a-a-tú  -  "я взял";

qu-da-am... ta-ra-ḫa ú-ma-a' ia-a-ti-ib-a-a-'i-i  -  "перед... воротами или перед теми, кто сидит у них"

za-ki-it  -  "я победил(а)"

Цитата: mnashe от ноября 12, 2010, 09:35А в формах, оканчивающихся на ē/ɛ (для корней с конечной йод), это однозначно mater lectionis, или и там, возможно, когда-то была произносимая ɦ?

mater lectionis

p.s. mnashe, Вы не удовлетворяйтесь моими ответами. Я вполне могу что-то напутать, о чем-то я задумываюсь по ходу нашей беседы. В общем, критике буду только рад.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Esvan

Цитата: Искандер от ноября 12, 2010, 16:22
Цитата: Esvan от ноября 12, 2010, 10:09
Просто взял наугад несколько букв, расположенных рядом. Насчёт слабого различия — все претензии создателям шрифта. :)
Ла более угловатые, а Ща более этакие круглые.
Ну и несколько букв, расположенных рядум суть одна и та же буква с разными огласовками. Так то.
Что никак не облегчает чтения.

Искандер

Цитата: Esvan от ноября 12, 2010, 20:11
Что никак не облегчает чтения.
Эээ, в геез хотя бы огласовки всегда пишут... а ивритица?
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Esvan

Цитата: Искандер от ноября 12, 2010, 21:27
Цитата: Esvan от ноября 12, 2010, 20:11
Что никак не облегчает чтения.
Эээ, в геез хотя бы огласовки всегда пишут... а ивритица?
Евреи любят трудности всё запутывать.
(Арабы тоже).

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр