Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Казань

Автор Iskandar, мая 1, 2009, 22:32

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Горец От

.
Цитата: Kamil от апреля 21, 2021, 13:53
Вот потому-то в татарском языке мы почти и не наблюдаем адаптированных арабизмов. Казанские татары - молодая этническая общность, сложившаяся по большей части в результате массовой мусульманизации края, проводимой царским правительством с конца 18-го века. Характерно, что центр по контролю и регулированию этого процесса (ОМДС) разместили не на территории бывшего Казанского ханства, а в Уфе.
не смеши мои... чтобы россия когда нибудь проводила политику исламизации...да скорее рак на горе свиснет. россия проводила политику християнизации, из-за чего многие, не мусульманские народы в основном, сейчас как большинство християне( чуваши или якуты например)
откуда появились кряшены по твоему? неадаптированные араизмы могут появится не только птмщта народ не давно принял ислам, но и потому что те самые арабизмы вошли в устную речь поздно, а до этого возможно существовали лишь в книге

В Уфе тк-кк слеовало контролровать именно Башкортостан, ведь этот регион был более неспокоен по сравнению с татарстаном (духовное управление было создано чтобы контролировать мусульман, чтобы через проповеди обеспечить лояльность к россии)




откуда вы это ваще выдумали?
Билмейме деген - бир сёз, билеме деген минг сёз.

Горец От

Цитата: VFKH от апреля 20, 2021, 08:25
я - агент ордынской секретной службы, майор Тохтамыш, к вашим услугам!  :green:
:tss: агент золотордынской секретной службы северекавказского отдела ким эсе да бир паша (черезвычайно секретно) ;)
:E:
Билмейме деген - бир сёз, билеме деген минг сёз.

Agabazar

Цитата: Горец От от апреля 22, 2021, 23:18
откуда вы это ваще выдумали?
Обратимся, для сравнения,  к другому региону:
Нургалиева Агила Мустахимовна. Ислам в истории и культуре казахского общества. (XVIII -  начале XX вв.)
Ислам в Казахстане
В Казахстане ислам имел глубокие корни. Он являлся, например,  государственной религий Казахского ханства. Однако:
Цитировать2. В течение XVIII – начала XIX вв. религиозность казахов отличалась ярким синкретизмом, под которым имеется в виду сочетание традиционных верований и мусульманского вероучения. В рассматриваемый период традиционные верования в значительной степени подверглись исламизации, что проявлялось в определенной трансформации обрядов и ритуалов.
Вывод:
ЦитироватьРоссийская конфессиональная политика объективно способствовала распространению ислама в Казахстане. Именно в тот период, когда казахское общество являлось частью имперской системы, постепенно изменился тот контекст, в котором  оно рисовало свой собственный образ. И этот образ включал компонент исламской религиозности. В период нахождения  территории Казахстана в составе Российской империи исламская религиозность в менталитете казахов приобретает этнодифференцирующую и этноидентифицирующую функцию, что, по-видимому, можно рассматривать как реакцию на колониальную политику царских властей.
ЦитироватьОсновы правительственной религиозной политики сложились в последней трети XVIII – первой половине XIX вв. Имперские власти целенаправленно способствовали исламизации казахских степей. Государство признавало ценность ислама как основы общественного порядка.  Правительство Екатерины II взяло курс на покровительство исламу

Горец От

Цитата: Agabazar от апреля 23, 2021, 08:51
Цитата: Горец От от апреля 22, 2021, 23:18
откуда вы это ваще выдумали?
Обратимся, для сравнения,  к другому региону:
Нургалиева Агила Мустахимовна. Ислам в истории и культуре казахского общества. (XVIII -  начале XX вв.)
Ислам в Казахстане
В Казахстане ислам имел глубокие корни. Он являлся, например,  государственной религий Казахского ханства. Однако:
Цитировать2. В течение XVIII – начала XIX вв. религиозность казахов отличалась ярким синкретизмом, под которым имеется в виду сочетание традиционных верований и мусульманского вероучения. В рассматриваемый период традиционные верования в значительной степени подверглись исламизации, что проявлялось в определенной трансформации обрядов и ритуалов.
Вывод:
ЦитироватьРоссийская конфессиональная политика объективно способствовала распространению ислама в Казахстане. Именно в тот период, когда казахское общество являлось частью имперской системы, постепенно изменился тот контекст, в котором  оно рисовало свой собственный образ. И этот образ включал компонент исламской религиозности. В период нахождения  территории Казахстана в составе Российской империи исламская религиозность в менталитете казахов приобретает этнодифференцирующую и этноидентифицирующую функцию, что, по-видимому, можно рассматривать как реакцию на колониальную политику царских властей.
ЦитироватьОсновы правительственной религиозной политики сложились в последней трети XVIII – первой половине XIX вв. Имперские власти целенаправленно способствовали исламизации казахских степей. Государство признавало ценность ислама как основы общественного порядка.  Правительство Екатерины II взяло курс на покровительство исламу
объясни, причём тут казахстан и при чём тут татарстан, это два разных государства и народы. Если ислам в Казахстане имеет глубокие корни то на татарстане ещё более глубокие... татары имели свою письменность на основе арабицы так же как и узбеки, а казахи нет(точнее имели тоже но не имели письменную традицию, писали на тюрки а не на казахском да и то редко). я не думаю что ислам в казанском ханстве как то отличалось от крымского.
Билмейме деген - бир сёз, билеме деген минг сёз.

Горец От

ЦитироватьРоссийская конфессиональная политика объективно способствовала распространению ислама в Казахстане. Именно в тот период, когда казахское общество являлось частью имперской системы, постепенно изменился тот контекст, в котором  оно рисовало свой собственный образ. И этот образ включал компонент исламской религиозности. В период нахождения  территории Казахстана в составе Российской империи исламская религиозность в менталитете казахов приобретает этнодифференцирующую и этноидентифицирующую функцию, что, по-видимому, можно рассматривать как реакцию на колониальную политику царских властей.
а то что ты имеешь ввиду, то это не конфесиональная политика, а то обстоятельство, что стало причиной принятия и укоренения ислама у казахов. Это не было сделано специально а скорей "случайно". ни о какой массовой мусульманизации как упомянули не могло и быть(да и ваще казахи вошли в состав РИ гораздо позже татар)
Билмейме деген - бир сёз, билеме деген минг сёз.

Барс

Цитата: Agabazar от апреля 21, 2021, 08:20
Всё же Старотатарская слобода  существовала и в те времена?

Да, всегда она была после завоевания Казани.

Цитата: Agabazar от апреля 21, 2021, 08:20Из Википедии:
ЦитироватьОсобенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий».

У меня почему-то сложилось впечатление, что эта слобода возникла лишь после указанного визита Екатерины II. Так или иначе, но в этой статье в Википедии об истории слободы до визита  императрицы ничего не сказано.

Просто статья в вики такая. Но и в ней есть:
ЦитироватьВ районе озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак, куда за посадскую стену были переселены в XVI в. лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, в XVII—XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами.
Ещё больше в связанной статье Исторические_мечети_Казани

Барс

Цитата: Agabazar от апреля 21, 2021, 08:36
ЦитироватьСенатский указ 19 ноября 1742 года «О недопущении в Казанской губернии строить мечети и о разведывании губернаторам, и воеводам о обращенных в магометанский закон»

Интересно звучит концовка указа — «о обращенных в магометанский закон».  Впечатление такое, что жили люди как бы так себе и вдруг — обращение «в магометанский закон». Стало быть, по мнению Сената,  до того обходились без этого магометанского закона.

Во все времена кто-то из немусульман принимал ислам - "обращался в магометанский закон" выражаясь по-ихнему. Естественно, это крайне противоречило идеям царской администрации и церкви.

Гугл выдает и немного другое название этого указа: «О недопущении в Казанской губернии строить мечети и о разведывании Губернаторам и Воеводам о обращенных в магометанский закон новокрещенных людях».

Барс

Цитата: Agabazar от апреля 21, 2021, 14:08
Скажем, откуда и зачем появились те люди, которые основали на левом берегу Булака Татарскую слободу? Ведь абсолютно все татары после Казанского взятия были выселены на условный 101-й километр.  Кто их пригласил обратно и  из каких краёв?

Кажется странным, почему татар оставили на окраине самой Казани? Ну видимо, так удобно было по своим соображениям. В Казани на виду, под контролем. А вот радиус вокруг Казани во избежание чего либо "зачистили".

Думаю ещё и такой фактор, крымский хан и османский султан огорчились бы, узнав что в Казани татар больше нет совсем... А тогда -  "и от того б не могло до разглашения дойти в такия места, где между магометанами в других государствах живут люди веры греческого исповедания и построены Божия церкви, и не произошло бы какого тем церквам утеснения".
"Учет мнения международного сообщества".

Kamil

Цитата: Горец От от апреля 22, 2021, 23:18
...не смеши мои... чтобы россия когда нибудь проводила политику исламизации...да скорее рак на горе свиснет. россия проводила политику християнизации...
Царская Россия проводила много разных политик. Сведения об этом совершенно не секретные, находите и читайте на здоровье. Ну, а если психологически комфортнее находиться в плену современных пропагандистских установок, в которых злобные русские всю свою историю притесняют благородных мусульман - то это ваше право, никто не может навязать вам свое видение.

Kamil

Цитата: Барс от апреля 23, 2021, 23:57
Во все времена кто-то из немусульман принимал ислам - "обращался в магометанский закон" выражаясь по-ихнему. Естественно, это крайне противоречило идеям царской администрации и церкви.
Царская администрация и церковь в Российской империи - это не одно и то же. Не пишите клише.
Цитата: Барс от апреля 23, 2021, 23:57
Гугл выдает и немного другое название этого указа: «О недопущении в Казанской губернии строить мечети и о разведывании Губернаторам и Воеводам о обращенных в магометанский закон новокрещенных людях».
Этот указ был издан до начала политики исламизации Поволжья.

Kamil

Цитата: Горец От от апреля 23, 2021, 23:24
...татары имели свою письменность на основе арабицы так же как и узбеки, а казахи нет(точнее имели тоже но не имели письменную традицию, писали на тюрки а не на казахском да и то редко).
Татары тоже не на татарском писали, а использовали тот же письменный язык, что и узбеки, и казахи. Казахские ханы (точнее, их писцы) в переписке, помимо тюрки, использовали и османский (смотрите сборник писем ханов)
Цитата: Горец От от апреля 23, 2021, 23:24я не думаю что ислам в казанском ханстве как то отличалось от крымского.
Крымские ханы тоже бочки с пивом и бузой народу на праздники выкатывали?

Kamil

Глянул обзор сборника писем - казахские ханы переписывались с китайцами на ойратском монгольском, манчьжурском и тюрки. То есть, канцелярия была на высоте.

Agabazar

Цитата: Барс от апреля 23, 2021, 23:38
Просто статья в вики такая. Но и в ней есть:
ЦитироватьВ районе озера Нижний Кабан и за каналом-протоком Булак, куда за посадскую стену были переселены в XVI в. лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, в XVII—XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами.
Ещё больше в связанной статье Исторические_мечети_Казани

Описание исторических мечетей Казани.  Много чего понаписано, но не хватает одной «мелочи» — имён архитекторов. Подозреваю, что эти имена всплошь  немусульманские.
Но ничего не хочу сказать по этому поводу. Ибо это нормально. Просто хочу подчеркнуть, что в архитектуре Казани особо выделять татарскую (а также иные архитектуры) не имеет никакого смысла.
ЦитироватьПопытаемся для начала определить признаки национальной принадлежности архитектурной формы.

Думаю, первый и главный из них — земля, на которой покоится сооружение. Национальная принадлежность архитектурного произведения определяется его территориальным расположением.

Даже происхождение зодчего оказывается фактором несущественным.
(Новиков, Феликс. «Формула архитектуры» (1984) — Москва: Детиздат — С. 18)

Барс

Цитата: Kamil от апреля 21, 2021, 13:53
Вот потому-то в татарском языке мы почти и не наблюдаем адаптированных арабизмов.

Ничем не подтвержденные не соответствующие действительности фантазии.

Возьмем слово мечеть - мəчет, посмотрите как это слово выглядит в арабском, турецком, узбекском, таджикском, также можно вспомнить старую русскую форму "мизгить".

Возьмите любой интернет ресурс, где пишут мусульмане на русском языке и как пишутся мусульманские термины. Ду'а (тат. дога), джум'а (тат. җомга), дунья (тат. дөнья) и т.д. Сравните тексты на религиозную тематику на русском языке и на татарском, например это вроде можно сделать на сайте ДУМ РТ. По-моему, особое свое написание религиозных терминов на татарском бросается в глаза.

Сравните, как выглядят эти слова в языках мусульманских народов. В татарском скорее наоборот получается более "адаптировано". Только это говорит совсем не о том, что в татарском появление арабизмов более древнее по вашей логике  (хотя вид их показывает что в языке они появились очень давно), а скорее о том что видимо на каком то историческом этапе знание арабского языка среди населения было небольшим, что привело к искажению арабизмов. Это могло быть в период гонений на ислам в 16-18 веках.

Agabazar

Цитата: Kamil от апреля 24, 2021, 08:35
Царская администрация и церковь в Российской империи - это не одно и то же. Не пишите клише.
Хотя царь возглавлял и правительство, и церковь, интересы двух  последних структур  могли и не совпадать.

Agabazar

Цитата: Барс от апреля 24, 2021, 01:10
Цитата: Agabazar от апреля 21, 2021, 14:08
Скажем, откуда и зачем появились те люди, которые основали на левом берегу Булака Татарскую слободу? Ведь абсолютно все татары после Казанского взятия были выселены на условный 101-й километр.  Кто их пригласил обратно и  из каких краёв?

Кажется странным, почему татар оставили на окраине самой Казани?
Вообще-то необходима точная дата основания Старотатарской слободы. Оставили некоторых татар в городе  сразу после бойни? Не думаю. Они, основатели слободы, появились через некоторое, пусть небольшое, время.

Горец От

Цитата: Kamil от апреля 24, 2021, 08:28
Цитата: Горец От от апреля 22, 2021, 23:18
...не смеши мои... чтобы россия когда нибудь проводила политику исламизации...да скорее рак на горе свиснет. россия проводила политику християнизации...
Царская Россия проводила много разных политик. Сведения об этом совершенно не секретные, находите и читайте на здоровье. Ну, а если психологически комфортнее находиться в плену современных пропагандистских установок, в которых злобные русские всю свою историю притесняют благородных мусульман - то это ваше право, никто не может навязать вам свое видение.
ну раз на то пошло... приведи сведения где говорится об исламизации поволжья. Второй вопрос, откуда появились кряшены?
Билмейме деген - бир сёз, билеме деген минг сёз.

Барс

Цитата: Agabazar от апреля 24, 2021, 12:05
Цитата: Барс от апреля 24, 2021, 01:10
Цитата: Agabazar от апреля 21, 2021, 14:08
Скажем, откуда и зачем появились те люди, которые основали на левом берегу Булака Татарскую слободу? Ведь абсолютно все татары после Казанского взятия были выселены на условный 101-й километр.  Кто их пригласил обратно и  из каких краёв?

Кажется странным, почему татар оставили на окраине самой Казани?
Вообще-то необходима точная дата основания Старотатарской слободы. Оставили некоторых татар в городе  сразу после бойни? Не думаю. Они, основатели слободы, появились через некоторое, пусть небольшое, время.

Не в городе, а за городом тогда это считалось.
В ханское время там была Кураишева слобода, скорее всего татарскую слободу никто не основывал, она образовалась из Кураишевой.

Барс

Цитата: Agabazar от апреля 24, 2021, 09:58
Описание исторических мечетей Казани.  Много чего понаписано, но не хватает одной «мелочи» — имён архитекторов. Подозреваю, что эти имена всплошь  немусульманские.
Но ничего не хочу сказать по этому поводу. Ибо это нормально.

Так и есть. И причины понятны. Правда во многих случаях - архитектор неизвестен.

Барс

Цитата: Kamil от апреля 24, 2021, 08:28
Ну, а если психологически комфортнее находиться в плену современных пропагандистских установок, в которых злобные русские всю свою историю притесняют благородных мусульман - то это ваше право, никто не может навязать вам свое видение.

Поменять "современные пропагандистские установки" на "собственные фантазии", "злобных русских" на "мусульман" или "татар", "притесняют" на "обращают в ислам и татаризуют", а "мусульман" на "чувашей".

Agabazar

Цитата: Горец От от апреля 24, 2021, 12:09
приведи сведения
На мой взгляд,  обращение друг к другу  в единственном числе  здесь едва ли уместно. 

Agabazar

Цитата: Барс от апреля 24, 2021, 12:30
Цитата: Agabazar от апреля 24, 2021, 09:58
Описание исторических мечетей Казани.  Много чего понаписано, но не хватает одной «мелочи» — имён архитекторов. Подозреваю, что эти имена всплошь  немусульманские.
Но ничего не хочу сказать по этому поводу. Ибо это нормально.

Так и есть. И причины понятны. Правда во многих случаях - архитектор неизвестен.
Какие вам ещё нужны понятные  «причины»? Причин не надо. В губернии и городе были штатные архитекторы.  Вот они и проектировали в основном. Никаких особых «татарских» или «мусульманских» архитекторов в штате не было.  Архитекторы более-менее известны. В том числе и те, кто позднее эти мечети переделывал, ремонтировал, что-то к ним добавлял и так далее.
Да и сейчас, в настоящее время, в этом отношении, особого «разделения» нет.  Ну, может быть, проектирование поручают, по новейшей традиции,  в основном татарам по происхождению. Однако эти архитекторы от других ничем не отличаются в принципе. Те же школы и вузы заканчивали, учились у одних и тех  же учителей.
Союз архитекторов Татарстана. Руководитель:  Кудряшев Владимир Николаевич
ГУП Татинвестгражданпроект. Рук. Хуснутдинов Адель Альбертович

Барс

Цитата: Agabazar от апреля 24, 2021, 16:09
Цитата: Барс от апреля 24, 2021, 12:30
Цитата: Agabazar от апреля 24, 2021, 09:58
Описание исторических мечетей Казани.  Много чего понаписано, но не хватает одной «мелочи» — имён архитекторов. Подозреваю, что эти имена всплошь  немусульманские.
Но ничего не хочу сказать по этому поводу. Ибо это нормально.

Так и есть. И причины понятны. Правда во многих случаях - архитектор неизвестен.
Какие вам ещё нужны понятные  «причины»? Причин не надо. В губернии и городе были штатные архитекторы.  Вот они и проектировали в основном. Никаких особых «татарских» или «мусульманских» архитекторов в штате не было.

Вы эту тему с какой целью затронули? На момент разрешения строительства каменных мечетей среди татар не было специалистов, которые бы могли спроектировать такое здание. Так как не было опыта такого строительства - из-за запретительной политики. Поэтому естественно обратились к русским. Если бы были свои и сохранялась своя школа серьезного строительства и уровень ее не уступал бы - тогда бы свои специалисты преимущественно и проектировали бы. Все же мечеть - не рядовое здание. Вот такие и причины.

Agabazar

Эту «тему» вы  (не я) затронули потому, что напрямую  касается истории Старотатарской слободы Казани.

Что касается других вопросов, то у вас всё перевернуто верх ногами. Причины и следствия поменяли местами. Инициатива принадлежала самой Екатерине Второй и  другим руководителям. Как они хотели, так и делали. В Казани власть тоже принадлежала ставленникам царей, а не местным мусульманам.  Специалисты — дело наживное. Сегодня их нет, а на завтра можно подготовить.   В том числе и из мусульманской среды. Можно было посылать для обучению архитектуре местных мусульман в зарубежные мусульманские страны.  Но так не делалось.

Agabazar

Цитата: Барс от апреля 23, 2021, 23:57
Гугл выдает и немного другое название этого указа: «О недопущении в Казанской губернии строить мечети и о разведывании Губернаторам и Воеводам о обращенных в магометанский закон новокрещенных людях».
Вот ведь как легко ловятся люди.
Ловкость рук и никакого мошенничества.  Я имею  в виду тех, кого цитировал ув. Барс. Пропустили  два последних слова в длинном выражении и оно уже заиграло чуть-чуть по другому. 
Цитата: Барс от апреля 20, 2021, 23:22
«Исторические мечети Казани» Радик Салихов, Рамиль Хайрутдинов

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр