Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Марийцы недообулгаренные чуваши?

Автор Shaliman, июня 23, 2013, 19:43

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

snn

Цитата: Awwal12 от марта 17, 2014, 17:02
Цитата: snn от марта 17, 2014, 16:57
Цитата: Zhendoso от марта 17, 2014, 16:55
Цитата: snn от марта 17, 2014, 16:41Саамки на лошадях не скакали, а штаны носили.
Чукчи тоже не скакали. На Севере нельзя жить с голой жопой.
Судя по грузинкам, на юге тоже.
У грузинок тоже может быть арабско-тюркское влияние, х. его з., я не спец. По исламу ношение женщиной штанов - сунна.
Влияние — это очень верно сказано. Скорее всего, и в чувашском женском костюме штаны это влияние.

Y.R.P.

Цитата: Awwal12 от марта 17, 2014, 16:39
Цитата: snn от марта 17, 2014, 16:36
А насколько можно быть уверенными, что поволжские штаны идут родом именно из костюмов кочевых иранцев, а не являются более поздним влиянием?
Решительно нинасколько, я и сам упоминал выше о сложностях определения эпохи конкретных заимствований.
Но отсутствие женских штанов у коми заставляет осторожно предположить, что у удмуртов это вряд ли заимствовано их предками непосредственно от иранцев.
Осторожно - потому что коми тоже имеют смешанное происхождение.
В традиционном костюме финской крестьянки штаны тоже присутствовали. Конечно, можно рассуждать о "морозе и голой жопе", но все же.
Вообще же, думается, что штаны сохранились там, где влияние православия было не особо сильным: финки, саамки, удмуртки, марийки, чувашки. Эрзянки и коми были под влиянием русского костюма. Да и то на рисунках 18 в. эрзянки в штанах.
Кстати, у чувашек и мариек штаны отличаются от татарских, и скорее ближе к саамским.
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

snn

Цитата: Zhendoso от марта 17, 2014, 16:21
Восточные группы чувашей не контактировали с мари географически, поэтому они и внешне отличаются от контактировавших (н-р, я туранид, потому как нигде у нас поблизости марийцев нет, и предки не могли сэкономить бабло на калыме).

А какие антропологические типы свойственны для восточных чувашей? Не поделитесь ли данными по антропологии?

snn

Цитата: Zhendoso от марта 16, 2014, 17:59
Цитата: Y.R.P. от марта 16, 2014, 17:09
А может быть наоборот? Булгары (или булгароязычные, если угодно) ассимилировали в языковом плане немало близких родственников марийцев? Тогда все становится на свои места, костюмы, обычаи и проч. типа марийских, а язык тюркский.
Костюм чувашей аналогичен древнетюркскому (см. работы Сергея Яценко)...
И где это написано у Яценко?

Zhendoso

Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 19:33
В традиционном костюме финской крестьянки штаны тоже присутствовали. Конечно, можно рассуждать о "морозе и голой жопе", но все же.
Именно так, утилитарное значение штанов I типа (узкие, облегающие ноги штаны с кроенными по диагонали клиньями) - защита от холода.
Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 19:33Вообще же, думается, что штаны сохранились там, где влияние православия было не особо сильным: финки, саамки, удмуртки, марийки, чувашки. Эрзянки и коми были под влиянием русского костюма. Да и то на рисунках 18 в. эрзянки в штанах.
Православие не при чем. У эрзян женские штаны не были известны в прошлом. У северных групп удмуртов - тоже, южные носили штаны II типа (с широким шагом), причем крой их уникален для Поволжья, и идентичен только таковому у некоторых групп жителей Балканского полуострова (н-р, турок северо-востока Болгарии)
Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 19:33
Кстати, у чувашек и мариек штаны отличаются от татарских, и скорее ближе к саамским.
У верховых чувашей и мари женские и мужские штаны относятся к первому типу, и, судя по крою, заимствованы у русских. У остальных этногрупп чувашей - обычные для кочевников штаны II типа с широким шагом, не отличающиеся кроем от татарских. Крой был одинаков как у мужских, так и у женских штанов.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от марта 17, 2014, 22:06
У верховых чувашей и мари женские и мужские штаны относятся к первому типу, и, судя по крою, заимствованы у русских.
У русских женщины носили штаны?
ЦитироватьУ остальных этногрупп чувашей - обычные для кочевников штаны II типа с широким шагом, не отличающиеся кроем от татарских. Крой был одинаков как у мужских, так и у женских штанов.
Чуть выше Вы изволили написать:
Цитироватьюжные носили штаны II типа (с широким шагом), причем крой их уникален для Поволжья, и идентичен только таковому у некоторых групп жителей Балканского полуострова (н-р, турок северо-востока Болгарии)
То штаны II типа обычны для кочевников, то идентичны только некоторым группам Балкан.

Костюм низовых чувашек находился под влиянием татарского. :)

snn

Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 19:33
Да и то на рисунках 18 в. эрзянки в штанах.

Шокшанки аж на фотографиях в штанах! :)
Девочки из шокшанского села. Тамбовская губерния, Спасский уезд.

Y.R.P.

Цитата: Zhendoso от марта 17, 2014, 22:06
У остальных этногрупп чувашей - обычные для кочевников штаны II типа с широким
шагом, не отличающиеся кроем от татарских.
Ижемские мужики носили штаны с широким шагом, неужели от татар?
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

SWR

Цитата: Awwal12 от марта 17, 2014, 16:31
А каким, собс-но, образом доказать? Чуваши уже сложились к концу XV в., субстраты надо искать для более раннего периода. А там уже становится очень хреново и с письменными источниками, и с народной памятью.
Где в источниках фигурируют болгары с 16 века? Есть хоть одно упоминание? Нету!
Но есть чуваши. И куда по вашему делись болгары? Или они же онногуры? Или они же утургуры-кутургуры? Ведь под этими названиями фигурируют в источниках именно болгары.
Нет ни одного народа в Поволжье, называемого болгарами. Если точнее, их вообще нет  с 10 века. Иначе они назывались бы б'лХарами как на последних монетах того времени. "Русские называли болгарами народ по имени их главного города Болгара". Прав был Татищев.  ;up:

Есть Суасы в марийском, есть Чуваши в чувашском. Какие вообще болгары? 
Не применяйте свои представления об этнонимах по отношению к гуннам и тюркам вообще. У ваших европейских народов этих представлений об именах родов, племен и кланов вообще никогда не было. Надо понять древние источники, а не фантазировать бесплодно на эту тему.
Структура государства, придуманная китайским Вейским императором У -ди для южных хунн, "Пять частей" (именно это означает имя Болгары) рухнула в Поволжье еще в 10 веке со строительством городов.  Осталась куча родов и племен со своими именами как было всегда, очевидно. Но видимо с одним аристократическим кланом Сюйбу, если верить китайским источникам.

Сюйбу+аш - Сюбаш (люди клана Сюйбу хунн, южных хунн -болгар). Аналогично этимологии имен Тургаш и Тобгач, к примеру.

Это наиболее вероятная версия этимологии Чуваш, подкрепленная источниками о кланах хунн: следует упомянуть имя Чуб - название общего аристократичного клана малосильных северных хунн государства Юэбань (Авар) и их же соплеменников тюрков Шато.
Все остальные интерпретации этимологии, а так же поиска болгар (которые живут и сейчас у всех по носом и до сих пор говорят на болгарском ;D ) -  всего лишь не достойные никакого внимания фантазии любителей от истории и лингвистики. Искать этимологию на чисто лингво-основе - гиблое дело дилетантов для вывода всех этнонимов и всех народов всех времен. Уж извините.  :yes:

SWR

Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 22:56
Цитата: Zhendoso от марта 17, 2014, 22:06
У остальных этногрупп чувашей - обычные для кочевников штаны II типа с широким
шагом, не отличающиеся кроем от татарских.
Ижемские мужики носили штаны с широким шагом, неужели от татар?
Ко времени прихода татар ижемские мужики уже успели кучу пар чувашских-болгарских штанов износить.  ;D

Karakurt

В каждом вашем посте все дураки, один вы дАртаньян. Вам не надоело псевду флудить?

Zhendoso

Цитата: snn от марта 17, 2014, 22:44
Шокшанки аж на фотографиях в штанах! :)
Шокша живет в окружении мокши и испытала со сторны последних культурное влияние.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 22:56
Ижемские мужики носили штаны с широким шагом, неужели от татар?
Зимние или летние? Если летние, то крой, по любому уходит корнями в степь.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

SWR

Цитата: Karakurt от марта 17, 2014, 23:35
В каждом вашем посте все дураки, один вы дАртаньян. Вам не надоело псевду флудить?
А это не псевда. Это вполне научные данные из источников.  :yes:
Просто многим (и Вам тоже Каракурт  :) ) это не нравиться. Ибо рушатся устои. Приятнее верить фантазиям. Да ведь?  ;)
Тюрки об истории своих народов никогда не договорятся в силу этой самой истории тюрков. Не модно, знаете ли, быть монголо-татаром, к примеру, в угоду европейским представлениям и идеологиям. Поэтому ищут себе не своих предков. Слишком сильно нафантазировано... особенно самими тюрками.  :yes:

Karakurt

Цитата: SWR от марта 17, 2014, 23:51
Приятнее верить фантазиям. Да ведь?
Это 100% о вас сказано. И еще овер 9000 других, к сожалению.

Zhendoso

Цитата: snn от марта 17, 2014, 22:37
Костюм низовых чувашек находился под влиянием татарского. :)
То, что происходило с низовой рубашкой (а не штанами) в XIX веке не имеет отношения к штанам материнской для них этногруппы, для которой  в прошлом были известны только штаны II типа. 
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Цитата: snn от марта 17, 2014, 22:37
У русских женщины носили штаны?
Крой штанов у чувашей был един, что мужской, что женский. У верховых  - это крой I типа, заимствованный, скорее всего, из русского (само собой мужского, русские женщины не носили штанов). Крой, вероятно, был привнесен русскими портными, промышлявшими шитьем среди чувашей, г.о. верховых.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от марта 17, 2014, 23:59
Цитата: snn от марта 17, 2014, 22:37
Костюм низовых чувашек находился под влиянием татарского. :)
То, что происходило с низовой рубашкой (а не штанами) в XIX веке не имеет отношения к штанам материнской для них этногруппы, для которой  в прошлом были известны только штаны II типа.
Откуда Вы это взяли?

snn

Цитата: Zhendoso от марта 17, 2014, 23:46
Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 22:56
Ижемские мужики носили штаны с широким шагом, неужели от татар?
Зимние или летние? Если летние, то крой, по любому уходит корнями в степь.
С чего бы?

Awwal12

Цитата: snn от марта 17, 2014, 22:44
Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 19:33Да и то на рисунках 18 в. эрзянки в штанах.

Шокшанки аж на фотографиях в штанах! :)
Шокша сильно обмокшанились, чего тут удивительного.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Nevik Xukxo

Штаны - решающий этнографический аргумент в Волго-Уралье? :umnik:

snn

Цитата: Awwal12 от марта 18, 2014, 07:25
Цитата: snn от марта 17, 2014, 22:44
Цитата: Y.R.P. от марта 17, 2014, 19:33Да и то на рисунках 18 в. эрзянки в штанах.

Шокшанки аж на фотографиях в штанах! :)
Шокша сильно обмокшанились, чего тут удивительного.
Жительницы Финляндии тоже? А саамки? А манси, ханты?
На рисунках 18 века эрзянки тоже в штанишках.
Народные костюмы надо смотреть в их развитии. Факт, что у финно-угорских народов была своя традиция носки женщинами штанов, никак со степняками не связанная. И кто и как на кого влиял в Поволжье — тоже вопрос. Костюм верховых чувашей находился под влиянием ФУ, низовых — под влиянием татарского, возможно, ногайского. Но когда низовые сложились как этно-группа? Когда стали заселяться южные и юго-восточные территории Чувашии. А это конец 16 века и дальше.

Agabazar

Цитата: Zhendoso от марта 17, 2014, 16:54
Цитата: Awwal12 от марта 17, 2014, 16:42
Да вроде бы пара таких деревень есть в Чувашии, насколько я знаю.
Не слышал, к сожалению.
В Сигачах (Батыревский район) эрзянская часть населения  знает чувашский лучше эрзянского. Есть и другие подобные населённые пункты. В Шемурше (райцентр) издавна часть жителей были эрзя. Этот язык там и поныне, в минимальных долях, присутствует. В другом райцентре, Батыреве, тоже с давних пор имеется маленькая эрзянская улица (Ирçе касси, вдоль речушки Кебе; официально называется ул. Ленина). Но эрзянского языка здесь уже нет. Потомки эрзянских жителей этой улицы ныне известны под фамилиями Губанов, Седойкин, Тибайкин, Федоськин и др.

Agabazar

Даже на поверхностный "непрофессиональный" взгляд заметно, чуваши и марийцы очень схожи внешне. Здесь безусловно сказывается общее волжско-болгарское прошлое. А о том, как происходила в ВБ взаимная ассимиляция, можно судить, на мой взгляд, по современной этнической границе между этими народами. Об особенностях этой границы мне уже приходилось писать.
Цитата: Agabazar от ноября 18, 2013, 19:45
Почему "до ХХ в."? Да и сейчас они соприкасаются вплотную. Но только на очень узком участке:  Горномарийском.
Причём этот участок очень удивительный. ТАМ НЕТ ЧЕРЕСПОЛОСИЦЫ!  То есть, граница между республиками проходит, строго разделяя чувашские и горномарийские поселения. В Горномарийском районе Марий-Эл нет чувашских деревень и наоборот: В Ядринском и Моргаушском районах ЧР нет марийских деревень. По моим данным, в Урало-Поволжье нигде такого не наблюдается. Речь идёт, сами понимаете, об уникальном случае. Факт.

А вот с луговыми марийцами чуваши, если посмотреть по карте, нигде не соприкасаются. Их отделяет не только Волга. Ибо марийские селения начинаются на расстоянии 20 км. от левого берега в той части Приволжья. Несколько чувшских деревень на Левобережье можно не учитывать: они появились там сравнительно недавно.

Не соприкасаются, не контактируют чуваши и марийцы не только, так сказать, на их исторических родинах, но и, например, в Башкортостане.
Основываясь на этом, можно сказать о следующем. Все булгары, которые находились в среде марийцев, со временем все превратились в марийцев. И, наоборот, то же самое происходило по другую сторону этнической границы: марийцы стали булгарами (если хотите, чувашами). Чёткая, строгая граница. Взаимосмешивание. Те, кто хочет возразить, пожалуйста, не говорите, что булгары все до одного вымерли без следа. Ибо это не так. Наличие в марийском языке многочисленных чувашоидных элементов можно объяснить лишь тем, что когда-то в прошлом среди марийцев жили представители этого ("чувашского") языка. Потому что, как я указал выше язык и даже отдельные элемента языка по воздуху не передаются. Тем более в ту эпоху, когда нет Интернета, радио, телевидения и прочей подобной инфраструктуры.

snn

Цитата: Agabazar от марта 18, 2014, 12:58
Даже на поверхностный "непрофессиональный" взгляд заметно, чуваши и марийцы очень схожи внешне. Здесь безусловно сказывается общее волжско-болгарское прошлое.
Здесь, скорее, сказываются общие предки, преимущественно местное финно-угорское население.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр