Author Topic: 30 лет полёту "Бурана"  (Read 1978 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline злой

  • Posts: 11575
  • Gender: Male
on: November 17, 2018, 20:51
30 лет тому назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой единственный полёт в автоматическом режиме советский космический корабль многоразового использования "Буран". Почти незамеченной в медийном пространстве прошла эта новость, а жаль. Этот полёт был, на мой взгляд, последним из чего-то по-настоящему "великого", что произошло на территории СССР, а также на территориях государств, образовавшихся на его месте. Предлагаю пообсуждать судьбу проекта "Энергия-Буран" и то, что о нём думают посетители форума.

Я не вижу смысла тиражировать здесь информацию, которой полно в Интернете, достаточно забить в поисковую машину "космический корабль Буран", и сразу найдётся миллион источников, рассказывающих о полёте "Бурана", о программе "Энергия-Буран" и её предыстории в обилии деталей. Попробую собрать в нескольких предложениях наиболее существенные детали, как я их вижу (никаких срываний покровов, только данные из широкого доступа):

1. К предыстории "Энергии-Бурана" можно отнести провал проекта советской ракеты-носителя Н-1, ни одна из 4 ракет нормально не полетела. Может раз где-то на 7 или 17 она бы и полетела (Falcon Heavy полетел же, значит, принципиально схема с кучей маленьких двигателей вполне годная, хотя возможно, не на элементной базе 60-х годов). Стране каждая ракета в рамках проекта Н-1 обходилась в кругленькую сумму денег и отнимала очень большое количество времени у лучших инженеров СССР, этим временем можно было бы распорядиться более эффективно. Во время разработки Н-1 личный конфликт двух гениев - Королёва и Глушко - переплёлся с противоречиями внутри государственной машины. Все эти факторы, плюс, возможно, невезение, или, если хотите, "божий промысел", привели к тому, что сверхтяжёлый советский носитель взлетел только в 1987 году. У американцев - на 20 лет раньше;

2. Сама разработка "Бурана" была ответным шагом на американскую разработку "Спейс Шаттла". И тот, и другой многоразовый корабль изначально создавались для военных целей, для того, чтобы отправлять на орбиту и снимать с неё многотонные грузы;

3. Поскольку первый "Спейс Шаттл" полетел на 7 лет раньше "Бурана", а разработка его началась и того раньше, у советских конструкторов была возможность "подсмотреть" многие инженерные решения у "западных партнёров". Главный разработчик "Бурана" Г.Е. Лозино-Лозинский прямо заявлял, что отдельные элементы конструкции "Бурана" имеют в качестве прообраза соответствующие элементы "Спейс Шаттла", копирование этих элементов было сознательным решением в целях экономии времени;

4. Вся мощь советской инженерной мысли,  а также отдельные элементы государственной машины (шпионаж, внешняя торговля и т.п.) работали над проектом "Энергия-Буран" - это десятки, если не сотни тысяч людей, по разным оценкам, порядка 3 годовых бюджетов СССР ушло на этот проект за почти 15 лет;

5. Вытекает из предыдущего. Проект "Энергия-Буран" в том виде, в котором он состоялся, мог состояться только в СССР. В стране, которая, с одной стороны, поражает мощью и размахом своих затей, с другой - бестолковостью и элементарной неустроенностью в бытовом плане. Когда конструкция "новой исторической общности людей - советского народа" стала демонтироваться, народы стали "вновь обретать утраченные корни", когда появилась гласность и стали публиковаться данные о стоимости "великих советских строек", проект "Энергия-Буран" стал одним из "козлов отпущения" в определённых кругах. Вопрос, на который в принципе, наверно, не будет никогда ответа - если бы деньги, потраченные на "Энергию-Буран", пустить на производство докторской колбасы, сильно бы это подняло уровень жизни советских граждан?

6. Чисто технически - проект крут вне всякого сомнения. Ничего даже близкого по уровню на территории экс-СССР в последующие 30 лет не было создано. Я сам по роду деятельности имею некоторое отношение к автоматизации, приходится среди прочего писать программы, обеспечивающие... как это по-русски будет - "high availability"? В общем, непрерывную работу сервисов. Поэтому у меня есть, думаю, нормальное понимание того, какие принципиальные задачи при разработке проекта приходилось решать конструкторам (там, конечно, и и ракетчики, и материаловеды, всем им честь и хвала, но мой персональный интерес - ПО и авионика). В процессе разработки ПО была реализована здравая идея,заключающаяся в том, что нужен один язык описания процедур для, говоря современными терминами, "аналитиков" - т.е. переводчиков с языка заказчиков на язык программистов, и уже сам язык, на котором программируют ПО, исходя из схем на языке аналитиков. Конечно, этот подход был придуман не создателями "Бурана", но на примере их детища показывает, как в сжатые сроки можно обеспечить кооптацию необходимых данных людьми, каждый из которых не имеет полноты картины, но знает базовый набор элементов описательного языка, при помощи которого он описывает свой участок работы. А дальше уже программисты, также не видя всей картинки, переводят описание в программу. Конечно, это "лубочная" картинка, но принцип рабочий. Мне вообще интересен опыт создания "Бурана" как с точки зрения организации рабочего процесса, так и в плане того, какие подходы использовались для обеспечения отказоустойчивости. Хотелось бы поглубже "вкурить" эту тему.

7. Архитектура у "Бурановского" компьютера была американская (IBM System/370), реализация советская (Бисер-4). Неоднократное резервирование, всё как положено. Сейчас любят страсть к копированию приписывать китайцам, а в то время тиражированием чужой электроники умело занимались советские "дедушки Ляо". Насколько я помню, вплоть до перестройки IBM/370 были в санкционных списках, их в СССР ввозить было нельзя. Видимо, если прижимало, всё-таки можно было как-то достать.

8. Ракета-носитель "Энергия" - крутейшая. Её боковые ускорители могут использоваться сами по себе ("Зениты"), вообще, вся конструкция сборно/разборная, это по сравнению со "Спейс Шаттлом", который летал только в строго заданной конфигурации, безусловно, прогресс.


Сам "Буран", тот самый, который летал в космос, был похоронен под обломками ангара. Прошу не винить в этом "безруких казахских строителей". Во-первых, потому что они сами погибли, во-вторых, крыша, которая сама весит не одну тысячу тонн, не должна рушиться как карточный домик от того, что на краешек положили 8 тонн рубероида. Разгильдяйство, халатность и приворовывание, в том числе и которые были причиной краха СССР, погубили и "Буран", и 8 строителей. Ангар построили с нарушением технологии.

Но, помимо нескольких макетов, есть ещё второй "Буран", который не летал. Он стоит в ангаре, в котором заправляли первый "Буран" перед стартом. Одна из моих "мечт" - побывать в этом ангаре. Судя по тому, что где-то раз в год оттуда в Интернете появляются новые фотографии, попасть туда в принципе реально. Специально не публикую здесь никаких фотографий, ни названия этого ангара, чтобы лишний раз не привлекать внимание, сам я не в восторге от того, что приходят в этот ангар непонятные личности, оставляют пачки от чипсов и прочий мусор. Есть у группы "Каста" песня "Бархатная пыль", по-моему, она идеально подходит к атмосфере этого места.

У меня было желание записаться на приём к какому-нибудь нашему министру, с целью попробовать протащить инициативу вытащить этот второй "Буран" куда-нибудь в Астану, сделать из него туристический объект - всё-таки настоящий космический корабль, не копия, не макет. С его принадлежностью какие-то качели, вроде как при распаде СССР он отошёл Казахстану, потом его передали россиянам, по факту он никому не нужен. А так хоть какая-то польза была бы от него. Сомневаюсь, что из этого что-то бы вышло, но мало ли.

И вот как мне хотелось бы подытожить: "Буран" был вершиной, бриллиантом технического творчества советской инженерии. Над его созданием работало, условно, всё "хорошее", что было в Советском Союзе. Вместе с тем, судьба проекта "Энергия-Буран" рельефно показывает и все негативные стороны соответствующей страны в конкретную эпоху. Фантастические затраты, бестолковое распоряжение колоссальными наработанными результатами. Как обычно бывает это у людей, битьё себя в грудь за какую-то ерунду, и забвение по-настоящему крутых свершений.
Чушь: гид вёз кэб цапф, юный жмот съел хрящ.

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12736
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl
Reply #1 on: November 17, 2018, 21:29
И тот, и другой многоразовый корабль изначально создавались для военных целей, для того, чтобы отправлять на орбиту и снимать с неё многотонные грузы
Всегда было интересно, что за такие военные цели подразумевались.
Для отправки грузов на орбиту шаттл не нужен.
Снимать с орбиты грузы и доставлять на землю — действительно уникальная возможность шаттлов (которой они ни разу не воспользовались). Но что это за грузы. Свои спутники спускать — в чём смысл?
Захват чужих спутников? Но ведь от этого несложно защититься — достаточно оснастить спутник системой самоуничтожения. Если вражеский спутник может взорваться (или выстрелить), есть ли смысл рисковать шаттлом и его экипажем (а Шаттлы в отличие от Бурана без экипажа не летали)?

Online Python

  • Posts: 40615
  • Gender: Male
  • Aluarium agent
Reply #2 on: November 18, 2018, 01:31
Ну, страшилка про «Шаттл», снимающий с орбиты «Салют», какое-то время воспринималась как актуальная.
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 2263
Reply #3 on: November 18, 2018, 11:40
Сомневаюсь, что в СССР были столь великие инженерные и научные достижения. Кое-что по мелочи было, к примеру, легковушка Нива или катер на подводных крыльях. Но все космические ракеты - это копирование трофейных разработок Вернера фон Брауна, а Буран - это практически копирование Шатла. Да и вообще, при том общественном строе у нас не могло быть ничего масштабного нового.

Offline злой

  • Posts: 11575
  • Gender: Male
Reply #4 on: November 18, 2018, 11:45
Сомневаюсь, что в СССР были столь великие инженерные и научные достижения. Кое-что по мелочи было, к примеру, легковушка Нива или катер на подводных крыльях. Но все космические ракеты - это копирование трофейных разработок Вернера фон Брауна, а Буран - это практически копирование Шатла. Да и вообще, при том общественном строе у нас не могло быть ничего масштабного нового.

Да-да, а ещё в СССР немовлят на сниданок ели.
Чушь: гид вёз кэб цапф, юный жмот съел хрящ.

Reply #5 on: November 18, 2018, 15:31
а Буран - это практически копирование Шатла.
Хе-хе... Где у Шаттла система автоматической посадки? :green:

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12736
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl
Reply #6 on: November 18, 2018, 17:38
Где у Шаттла система автоматической посадки?
На самом деле, она была у Шаттла. Причём раньше, чем у Бурана.

Вот что пишет Ричард Фейнман в книге про расследование аварии «Челленджера», в котором он принимал участие:
Quote from: R, Feynman. What Do You Care What Other People Think?
The shuttle itself is operated essentially by computer. Once it's lit up and starts to go, nobody inside does anything… The shuttle gets into orbit automatically—the astronauts just sit in their seats.

The most dramatic thing is the landing. Once the astronauts know where they're supposed to land, they push one of three buttons—marked Edwards, White Sands, and Kennedy—which tells the computer where the shuttle's going to land. Then some small rockets slow the shuttle down a little, and get it into the atmosphere at just the right angle. That's the dangerous part, where all the tiles heat up.
During this time, the astronauts can't see anything, and everything's changing so fast that the descent has to be done automatically. At around 35,000 feet the shuttle slows down to less than the speed of sound, and the steering can be done manually, if necessary. But at 4000 feet something happens that is not done by the computer: the pilot pushes a button to lower the landing wheels.

I found that very odd—a kind of silliness having to do with the psychology of the pilots: they're heroes in the eyes of the public; everybody has the idea that they're steering the shuttle around, whereas the truth is they don't have to do anything until they push that button to lower the landing gear. They can't stand the idea that they really have nothing to do.
Ещё астронавтам приходилось менять плёнки с программами во время полёта, так как в память компьютера не вмещалась сразу вся программа полёта — настолько старая была элементная база.
Так что Шаттл не мог летать совсем без экипажа, но только из-за пары мелочей.

Другое дело, что ПО Бурана скорее всего было сделано независимо, и не является копией шаттловского.

Online Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 61633
  • Gender: Male
Reply #7 on: November 18, 2018, 17:43
Но все космические ракеты - это копирование трофейных разработок Вернера фон Брауна
Вы себя точно хорошо чувствуете?
Копией немецкой ракеты была одна (!) модель - Р-1, да и то не полной, ибо дохрена пришлось переделывать по технологическим причинам. Должно быть вполне очевидно, что более перспективные немецкие разработки (А-9/А-10) даже внешне мало напоминают дальнейшие советские ракеты. РД-100 больше ни на одной ракете непосредственно также не использовался.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12736
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl
Reply #8 on: November 18, 2018, 17:46
Вы себя точно хорошо чувствуете?
Просто троллит человек.

Offline _Swetlana

  • Posts: 16313
  • Gender: Female
Reply #9 on: November 18, 2018, 18:19
Россия передала США четыре ракетных двигателя РД-180 по действующему контракту
https://sdelanounas.ru/blogs/113605/

Это не бурановские бабушки двигатели?
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.


Offline злой

  • Posts: 11575
  • Gender: Male
Reply #11 on: November 18, 2018, 19:13
Но все космические ракеты - это копирование трофейных разработок Вернера фон Брауна
Вы себя точно хорошо чувствуете?
Копией немецкой ракеты была одна (!) модель - Р-1, да и то не полной, ибо дохрена пришлось переделывать по технологическим причинам. Должно быть вполне очевидно, что более перспективные немецкие разработки (А-9/А-10) даже внешне мало напоминают дальнейшие советские ракеты. РД-100 больше ни на одной ракете непосредственно также не использовался.

Я читал ещё такую вещь, что американцы получили фон Брауна и весь, так сказать, "топ-менеджмент" немецкого ракетостроения, людей, которые полностью понимали цикл производства ракет. А СССР досталось несколько образцов ракет, инженеры среднего звена и технические работники. Так что, безусловно, это помогло советской ракетной отрасли, но не может быть и речи, о том, что немцы "создали" советскую ракетную отрасль, в то время, как об американской ракетной отрасли так сказать можно.
Чушь: гид вёз кэб цапф, юный жмот съел хрящ.

Offline Mass

  • Posts: 2629
  • Unnina leqû.
Reply #12 on: November 18, 2018, 19:38
Это?

«... СССР все же удалось получить главного специалиста по электронике Гельмута Греттрупа... Но он оказался единственным крупным из специалистов Пенемюнде, оказавшихся в их руках»

фон Браун.
Then something happened which unleashed the power of our imagination. We learned to talk. © Pink Floyd.
"They are primarily there to stand as a beacon and symbol of hope..." © WH40K
"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Online Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 61633
  • Gender: Male
Reply #13 on: November 18, 2018, 19:44
в то время, как об американской ракетной отрасли так сказать можно.
В гораздо большей степени, по крайней мере. В СССР в предвоенное десятилетие работы по реактивному движению велись гораздо более интенсивно, и хотя практически все проекты в годы войны были свернуты, к 1945 г. Союз уже располагал собственными опытными кадрами ракетчиков.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Reply #14 on: November 18, 2018, 19:45
Россия передала США четыре ракетных двигателя РД-180 по действующему контракту
https://sdelanounas.ru/blogs/113605/

Это не бурановские бабушки двигатели?
РД-180 разработаны на базе РД-170 от бурановской "Энергии".
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12736
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl
Reply #15 on: November 18, 2018, 20:13
Буран - это практически копирование Шатла.
В первую очередь скопировано было техзадание — «хз, зачем американцам этот странный шаттл, но нам нужен такой же!»

Offline злой

  • Posts: 11575
  • Gender: Male
Reply #16 on: November 18, 2018, 20:14
Где у Шаттла система автоматической посадки?
На самом деле, она была у Шаттла. Причём раньше, чем у Бурана.

Вот что пишет Ричард Фейнман в книге про расследование аварии «Челленджера», в котором он принимал участие:
Quote from: R, Feynman. What Do You Care What Other People Think?
The shuttle itself is operated essentially by computer. Once it's lit up and starts to go, nobody inside does anything… The shuttle gets into orbit automatically—the astronauts just sit in their seats.

The most dramatic thing is the landing. Once the astronauts know where they're supposed to land, they push one of three buttons—marked Edwards, White Sands, and Kennedy—which tells the computer where the shuttle's going to land. Then some small rockets slow the shuttle down a little, and get it into the atmosphere at just the right angle. That's the dangerous part, where all the tiles heat up.
During this time, the astronauts can't see anything, and everything's changing so fast that the descent has to be done automatically. At around 35,000 feet the shuttle slows down to less than the speed of sound, and the steering can be done manually, if necessary. But at 4000 feet something happens that is not done by the computer: the pilot pushes a button to lower the landing wheels.

I found that very odd—a kind of silliness having to do with the psychology of the pilots: they're heroes in the eyes of the public; everybody has the idea that they're steering the shuttle around, whereas the truth is they don't have to do anything until they push that button to lower the landing gear. They can't stand the idea that they really have nothing to do.
Ещё астронавтам приходилось менять плёнки с программами во время полёта, так как в память компьютера не вмещалась сразу вся программа полёта — настолько старая была элементная база.
Так что Шаттл не мог летать совсем без экипажа, но только из-за пары мелочей.

Другое дело, что ПО Бурана скорее всего было сделано независимо, и не является копией шаттловского.

Ух ты, не знал. Думал, что сажают "Шаттл" как обычный самолёт, при помощи штурвала. Ну, хотя штурвал тоже есть (как и у "Бурана").
Ещё раньше я думал - как они могли запустить "Шаттл" с живым космонавтом на борту, он же по сути смертник. Потом уже узнал, что есть там и катапульты. Впрочем, пассажиров "Челленджера" это не спасло, всё произошло слишком быстро, но от этого и пассажиры обычных ракет не застрахованы. К сожалению.
Чушь: гид вёз кэб цапф, юный жмот съел хрящ.

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12736
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl
Reply #17 on: November 18, 2018, 20:45
есть там и катапульты
Кажется, были только на «Коламбии» и то не долго.

Quote
Columbia was also originally fitted with Lockheed-built ejection seats identical to those found on the SR-71 Blackbird. These were active for the four orbital test flights, but deactivated after STS-4, and removed entirely after STS-9.

Online Python

  • Posts: 40615
  • Gender: Male
  • Aluarium agent
Reply #18 on: November 18, 2018, 20:46
Сильно ли помогут катапультные кресла где-нибудь на высоте 50 км?
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Offline Bhudh

  • Posts: 55898
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Reply #19 on: November 18, 2018, 20:54
Ну из стратосферы как-то прыгают.
Хотя это уже её потолок.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12736
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl
Reply #20 on: November 18, 2018, 21:03
У шаттлов с абортом взлёта было всё не очень здорово.
Был предусмотрен сценарий, когда орбитер отсоединяется, разворачивается в воздухе и садится на ВПП на мысе Каньявераль. Но у такого сценария было много ограничений. Нужно было набрать определённую скорость и высоту. Отсоединять бак с водородом/кислородом безопасно было только пустым, поэтому, если хотя бы один двигатель шаттла работает, нужно было продолжать лететь до опустошения бака. Твердотопливные ускорители вообще нельзя выключить, опасно отсоединять непустыми, и они могут устроить большой взрыв, что и произошло с «Челленджером».

А что было у Бурана с безопасностью, кстати?

Online Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 61633
  • Gender: Male
Reply #21 on: November 18, 2018, 21:16
Ну из стратосферы как-то прыгают.
Хотя это уже её потолок.
Вопрос скорее скорости, чем высоты, на самом деле.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline zwh

  • Posts: 18066
  • Gender: Male
Reply #22 on: November 18, 2018, 21:25
Буран - это практически копирование Шатла.
В первую очередь скопировано было техзадание — «хз, зачем американцам этот странный шаттл, но нам нужен такой же!»
Недавно что-то читал на эту тему, насколько понял (может, правильно, а может, нет) всё ради идеи совершить нырок вниз где-нибудь над Москвой и шмальнуть оттуда ЯО. Если понял неверно -- correct me pls.

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12736
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl
Reply #23 on: November 18, 2018, 21:32
Недавно что-то читал на эту тему, насколько понял (может, правильно, а может, нет) всё ради идеи совершить нырок вниз где-нибудь над Москвой и шмальнуть оттуда ЯО. Если понял неверно -- correct me pls.
А как в этом поможет Шаттл?
Чтобы доставить ЯО куда надо, не нужен такой сложнейший аппарат, как Шаттл, не нужен экипаж, который рискует быть сбитым. Обычная ракета справится лучше и гораздо дешевле.

Offline _Swetlana

  • Posts: 16313
  • Gender: Female
Reply #24 on: November 18, 2018, 21:33
Россия передала США четыре ракетных двигателя РД-180 по действующему контракту
https://sdelanounas.ru/blogs/113605/

Это не бурановские бабушки двигатели?
РД-180 разработаны на базе РД-170 от бурановской "Энергии".
Я так примерно и думала.
Так что вопрос: Зачем нам космос? риторический. Это наш экспорт.
Ὁ λόγος τῆς νοήσεως ἐλπίς ἐστιν.
Талбишектә үстем мин дә, сизелми мени бер дә?
Bless the Beasts and Children.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: