С иудаизмом не все так просто. В то время, когда иудаизм порождал христианство и даже ислам, он был несколько другим. Внутри него было четкое понимание своей миссии, необходимость проповеди.
То есть религия была открыта наружу, к другим народам. ВЗ вообще не зацикливается на евреях, в нем есть и Валаам, и Иов, и история Ионы и много чего.
Зацикленность на еврействе, по моему мнению, возникла именно тогда, когда рядом с евреями появились другие религии, говорившие, что Господь есть Бог, и проповедь стала, как кажется, ненужной, что она уже достигла своей цели.
Скажем так: иудаизм по природе своей вообще никаким боком не зациклен на евреях. Наоборот.
Особая миссия евреев ничего принципиально не меняет в этом плане.
Зацикленность возникла не оттого, что можно переложить часть своей миссии на чужие плечи, а оттого, что в изгнании не до проповеди — выжить бы, продержаться бы хоть как-то до рассвета.
מיום שחרב בית המקדש, אין לו להקב"ה בעולמו אלא ארבע אמות של הלכה
С тех пор, как разрушен, Храм нет у Всевышнего в Его мире ничего, кроме четырёх локтей* ɦалахи.
*
Четыре локтя × четыре локтя = минимальное жизненное пространство.От своей общечеловеческой миссии евреи никогда не отказывались; замыкание на себе всегда воспринималось как временное и вынужденное.
Сейчас зацикленность на этничности остаётся весьма актуальной, прежде всего в среде харедим, поскольку они в той или иной мере не признают современные политические события как начало Избавления; соответственно, по-прежнему думают не столько о миссии, сколько о выживании.
Религиозный сионизм отвергает зацикленность на этничности, поскольку, хотя
галут (изгнание) ещё не завершился,
гəʔулла (избавление) уже началась.