Файзрахманов И. З. ДОЗОРНАЯ КНИГА ПУСТОШАМ АРСКОЙ, АЛАТСКОЙ И ГАЛИЦКОЙ ДОРОГ КАЗАНСКОГО УЕЗДА 1619 ГОДА // Журнал «Из истории и культуры народов Среднего Поволжья», 2019 №9 том.1
Книга не Писцовая, Дозорная. Относится не к Чувашской даруге или Чувашским даругам, а к другим. Но на каждом шагу про «чюваша». Но не только. Есть и черемисы, и татары. В одном ряду. То есть писарь вполне был в курсе насчёт разницы между ними. Имена — старинные. Но встеречааются и христанские и насчёт носителей такий имён подчёркивается — новокрещены. Но последние называются всегда отдельно от чюваша.
А то нам говорят интерпретаторы всё время про каких то «ясачных» чувашей. Но нет, в данном случае просто «чюваша».
Приводятся многочисленные родовые знаки разных людей (тамги, в источнике они названы «знамя»).
На этот материал я наткнулся вот на этом месте ИнтернетаЦитата. <<сказали
чюваша деревни Муй Серкен Сарбогозин, Бурнаш Салтанеев, Янгильдей Янибеков, Тулубай Мамезеров: истари та пустошь была за
черемисином за Болтачем, до первой войны, до адоевщины, а ныне тою пустошью владеют
чюваша деревни Муи староста Енбахты Еналиев со товарыщи... >> Конец цитаты. Здесь чётко различаются чуваши и черемисы.
Далее.
Некоторые сведения из писцовых книг 1565–1568 гг. Казани и казанского уездаЦитата: <<«Село Караиш на реке на Меше. А живут в нем
татаровя и чюваша.
Татар: во дворе Кулышкун, во дворе Кулчюра, во дворе Бегиш Казыев, во дворе Янук Чюкаев, во дворе Аждигит, во дворе Кадыш Камышев, во дворе Калам Сеинов, во дворе Сабанчеи Баушев, во дворе Ижболда // (л. 204) с Шамакеча Глачеев.
А чюваши: во дворе Кебек Чеушев, во дворе Ярык Чеуков, во дворе Балакчеи....>>