Отец-основатель якутской этнографии Серошевский писал: ...В сказках якуты изображают хахая зверем сильным, ловким, с буйной гривой на шее и груди, с длинным упругим хвостом, снабженным на конце шишкой. Словом, представление их довольно ясно и близко к правде. Некоторое сомнение вызывает только то, что слово хахай у монголов и бурят значит свинья. Свинья... никогда не водилась в диком виде в Якутской обл., тем не менее интересно было бы узнать, какого из этих двух зверей в старину называли хахай... В Якутскую обл. свиньи попали очень недавно; их привезли туда русские; якуты дают им русское название испиня; они, подобно монголам, брезгуют свиньями и не едят их мяса.
В местах, где свиней не видали, представление о них более фантастично, чем образ льва. В сказках крайнего севера под названием железной свиньи (тимир-испиня) изображается чудовище, не то змей, не то дракон. Всюду она считается якутами животным глупым, противным и жестоким, между тем как лев — гордым, смелым и благородным царем четвероногих. Характерно также, что в титуле высокопочитаемого якутского божества огня встречается, между прочим, хахай сангыях — львиный плащ и что один из знаменитейших якутских шаманов, могилу которого на р. Баяге до сих пор свято чтут якуты, назывался Хахаяр, что значит «рыкающий по-львиному»...
В сказке Тулуях-ого первый столб коновязи в доме богатыря, считающийся особенно священным, «рычит как лев» (хахаяр); второй «клекчет как орел» (барылыр); третий «кукует как кукушка» (когоёр)... В той же сказке «верховный владыка страны 26 родов» называется Арсан-Долай, очевидно арслан-далай — святой лев... В олонго он называется начальником враждебного якутам «дьявольского восьмиродового, дремлющего племени, со ртом на темени, с глазами на висках». Слово арслан, арслын, арыстан, употребляемое южными тюрками для обозначения льва, не знакомо якутам...