Небольшой вопрос по поводу мягкого знака после буквы -н-

Автор From_Odessa, июня 21, 2011, 18:08

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Varvara

Цитата: Drundia от июня 30, 2011, 17:21
Цитата: Varvara от июня 30, 2011, 14:27Орфограмма эта просто зависла между высшей и средней школой: на уровне средней школы объяснить ее не можем, а высшая школа понятно для школьников выразиться не может.
Не знаю, не знаю. В «Правилах», вроде, без всякой высокой терминологии.

Цитата: Драгана от июня 30, 2011, 14:42
Термина "несобственная мягкость" не встречала. А в каком классе школьники? Старшеклассникам термин ассимиляция доступен. А вообще можно сказать - смягчение согласного н под влиянием последующего мягкого согласного щ (женщина), т' (лентяй).
Старшеклассники таблицу умножения не помнят, а вы хотите чтоб они ассимиляцию поняли, да ещё и запомнили какие согласные какие. Тут понимание надо, а школьная программа его, как правило, не даёт.

Ассимиляцию минобразование точно не пропустит, а вот 5 зубных звуков за 10 лет обучения выучить необходимо, если люди хотят что-то понять. В противном случае писать Ь можно только по интуиции, как все и делают.
Не знаю, как насчет таблицы умножения, а вот дифференциальные уравнения старшеклассникам решать приходится, и еще тепловые циклы Карно изучать (страшная штука!), и ничего, справляются.
Мне кажется,  в орфографии "мы хотим как лучше, а получается как всегда". Хотим упростить, а получается, что усложняем. К примеру, русское письмо основано на фонематическом принципе, но его в школе не изучают. Он будто бы очень сложен для понимания. Думаю, ничего там сложного нет, его на пальцах можно объяснить, для этого полстраницы текста хватит. А без фонематического принципа будем, как в детском саду, рассказывать: пишется так, как отчётливо слышится. И учить наизусть 90 правил по орфографии.
А дальше хуже. Людям кажется. что правила орфографии кто-то придумывает, и они в очередной раз захотят их упростить. Снова возьмутся за реформирование, как в 2001 году.





Маркоман

Раб Кремляди и Первого канала

Маркоман

Цитата: Varvara от июня 30, 2011, 19:16
Снова возьмутся за реформирование, как в 2001 году.
Фонематический принцип тогда никто не отменял. Наоборот хотели сделать его более универсальным. И это касается всех предлагаемых реформ.
Раб Кремляди и Первого канала

I. G.

Цитата: Varvara от июня 30, 2011, 19:16
К примеру, русское письмо основано на фонематическом принципе, но его в школе не изучают. Он будто бы очень сложен для понимания. Думаю, ничего там сложного нет, его на пальцах можно объяснить, для этого полстраницы текста хватит.
Что-то Вы не в курсе программ для начальной школы.
И вообще, так или иначе его объясняют в любом случае.
Цитата: Varvara от июня 30, 2011, 19:16
И учить наизусть 90 правил по орфографии.
90 правил орфографии никуда не денутся.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Awwal12

Цитата: Varvara от июня 30, 2011, 19:16
К примеру, русское письмо основано на фонематическом принципе
На фонематическо-морфологическом.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Varvara

Цитата: Awwal12 от июня 30, 2011, 19:48
Цитата: Varvara от июня 30, 2011, 19:16
К примеру, русское письмо основано на фонематическом принципе
На фонематическо-морфологическом.
1. Есть разница между бездумным заучиванием правил и решением орфографических задач. Приведем конкретный пример.
Правило: мягкий звук Л всегда обозначается на письме с помощью Ь. Почему? Не знаем, Грот, наверное , придумал. А мягкий звук Р всегда обозначается с помощью Ь? Не знаем, правила такого нет.
Решение орфографической задачи: Звук Л хотя и относится к группе зубных звуков, в орфограмме "Мягкие согласные" не участвует, под влиянием соседей не смягчается, то есть занимает сильную позицию. Соответственно, Ь на письме пишется или не пишется по слуху. То же самое можно сказать про другие звуки, не относящиеся к 5-ти зубным согласным. Следовательно, правило для мягкого Л из 90 правил можно вычеркнуть. И так далее. Заодно люди научатся доверять своем слуху. А то в учебнике для 10-11 классов есть такое правило: Ь не пишется в словах "вишен, песен", но в виде исключения пишется в слове "нянь". Разве это нормально?
2. Русское письмо основано на фонематическом и морфологическом принципах, составляющих тесное единство. Задачи между ними распределяются так. Согласно фонематическому принципу ставится орфографическая задача, то есть определяются слабые позиции звуков, в которых происходит фонетическое чередование (безударные гласные и т.д.). Согласно морфологическому принципу восстанавливается фонемный состав каждой морфемы, а затем обозначается буквами. Здесь уже требуются знания по грамматике (словообразование, морфемика). Опять же знания, а не зубрежка правил.

Wulfila

Цитата: Awwal12 от
На фонематическо-морфологическом.
Цитата: Varvara от
Русское письмо основано на фонематическом и морфологическом принципах, составляющих тесное единство.
какой из этих принципов
отражён в написании 'когда'?
jah hlaiwasnos usluknodedun

iopq

подмести, мастер, растение - нет Ь в сочетаниях зубных согласных СТ

и они не всегда мягкие
Poirot: Я, кстати, тоже не любитель выпить, хоть и русский.
jvarg: Профессионал? ;)

lehoslav

Цитата: Awwal12 от июня 30, 2011, 19:48
На фонематическо-морфологическом.

На МФШ-«фонематическо»-морфологическо-этимологическом.
Wenn mit mir und denn noch drey Personen es vorbey ist in unserem Dorf, alsdann wird wohl niemand recht wissen, wie ein Hund auf Wendisch genannt wirdt.

I. G.

Цитата: Varvara от июля  1, 2011, 10:48
1. Есть разница между бездумным заучиванием правил и решением орфографических задач. Приведем конкретный пример.
Правило: мягкий звук Л всегда обозначается на письме с помощью Ь. Почему? Не знаем, Грот, наверное , придумал. А мягкий звук Р всегда обозначается с помощью Ь? Не знаем, правила такого нет.
Мне показалось, Вы не учитываете, что написание большинства слов просто запоминается в процессе обучения. Я не решаю никаких орфографических задач, когда пишу, а помню, как пишется то или иное слово.
И, во-вторых, Вы, на мой взгляд, плохо разграничиваете графику и орфографию.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

iopq

Цитата: I. G. от июля  1, 2011, 12:42
Цитата: Varvara от июля  1, 2011, 10:48
1. Есть разница между бездумным заучиванием правил и решением орфографических задач. Приведем конкретный пример.
Правило: мягкий звук Л всегда обозначается на письме с помощью Ь. Почему? Не знаем, Грот, наверное , придумал. А мягкий звук Р всегда обозначается с помощью Ь? Не знаем, правила такого нет.
Мне показалось, Вы не учитываете, что написание большинства слов просто запоминается в процессе обучения. Я не решаю никаких орфографических задач, когда пишу, а помню, как пишется то или иное слово.
И, во-вторых, Вы, на мой взгляд, плохо разграничиваете графику и орфографию.
Не я, у меня практики недостаточно, я всегда использую морфологию и грамматику
Каждый раз когда пишу -тся или -ться, каждый раз когда надо писать безударные гласные в словах которых написание не знаю...
Poirot: Я, кстати, тоже не любитель выпить, хоть и русский.
jvarg: Профессионал? ;)

Маркоман

Цитата: iopq от июля  1, 2011, 14:06
каждый раз когда надо писать безударные гласные в словах которых написание не знаю...
У йопка тоже особый русский.
Раб Кремляди и Первого канала

Varvara

Цитата: iopq от июля  1, 2011, 14:06
Цитата: I. G. от июля  1, 2011, 12:42
Цитата: Varvara от июля  1, 2011, 10:48
1. Есть разница между бездумным заучиванием правил и решением орфографических задач. Приведем конкретный пример.
Правило: мягкий звук Л всегда обозначается на письме с помощью Ь. Почему? Не знаем, Грот, наверное , придумал. А мягкий звук Р всегда обозначается с помощью Ь? Не знаем, правила такого нет.
Мне показалось, Вы не учитываете, что написание большинства слов просто запоминается в процессе обучения. Я не решаю никаких орфографических задач, когда пишу, а помню, как пишется то или иное слово.
И, во-вторых, Вы, на мой взгляд, плохо разграничиваете графику и орфографию.
Не я, у меня практики недостаточно, я всегда использую морфологию и грамматику

Каждый раз когда пишу -тся или -ться, каждый раз когда надо писать безударные гласные в словах которых написание не знаю...


В нашей орфографии существовало две школы: грамматическая (со времен Ломоносова) и антиграмматическая, или интуитивная (с конца 19 века). Грамматики выступали за сознательную деятельность ученика, "за его умственное развитие", а их противники считали, что главное - это автоматизм и интуиция, запоминание зрительных образов. В конце концов грамматика оттеснила интуитивную школу на второй план, и грамматическое направление продолжили те, кто в 1956 году написали для нас "Правила орфографии и пунктуации". Истина, скорее всего, посередине, правы и те и другие. В конце концов люди овладевают навыками грамотного письма, если много работают с письменными текстами, хотя орфографические правила не помнят. Скорее всего, наша грамотность грамматическая, переходящая со временем в интуитивную, у каждого это происходит по-разному. Поэтому грамматическая школа должна на должном уровне решать свои задачи, а интуиция - это дело индивидуальное, хотя и у интуитивной школы есть, наверное, свои приёмы.
Графика - это часть орфографии, которая устанавливает соответствие звук-буква. Русская графика уникальна, в ней соответствие звук-буква практически однозначное, кроме некоторых исключений. Этими исключениями занимаются специальные графические орфограмы (гласные после шипящих, Ь после шипящих, разделительные знаки, употребление Э/Е). Все остальные буквенные орфограммы являются фонетическими, то есть связаны с контролем звукового состава слова.


autolyk

Цитата: Varvara от июля  1, 2011, 16:05
Русская графика уникальна, в ней соответствие звук-буква практически однозначное, кроме некоторых исключений.
Хм. Вы не знакомы с финской графикой?
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

Varvara

Цитата: autolyk от июля  1, 2011, 18:30
Цитата: Varvara от июля  1, 2011, 16:05
Русская графика уникальна, в ней соответствие звук-буква практически однозначное, кроме некоторых исключений.
Хм. Вы не знакомы с финской графикой?
Нет, не знакома. А какая у них графика?

autolyk

Цитата: Varvara от июля  2, 2011, 08:36
А какая у них графика?
Уникальная, если воспользоваться Вашим определением. Однозначное соответствие мора-буква. 
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

Awwal12

Цитата: Varvara от июля  1, 2011, 16:05
Русская графика уникальна, в ней соответствие звук-буква практически однозначное, кроме некоторых исключений.
1. Кое-кто упорно путает звуки и фонемы.
2. Где соответствие "буква-фонема" в словах "сделается", "убиться"? Для кого написано "фонематическо-морфологический принцип"?  Более того - везде ли буквы соответствуют фонемам в слове "чувство"? Тут уже не морфология, а банальная этимологизация. По крайней мере для сферического первоклассника в вакууме, бойко говорящего по-русски, там никакой фонемы /в/ нет, и он даже не поставит вопрос о её существовании, пока не прочитает это слово в учебнике.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр