Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Сравнительная степень прилагательного или наречия?

Автор _Swetlana, января 18, 2021, 14:19

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

_Swetlana

Всем привет  :)
Проверьте, пожалуйста, упражнение.
Упр. 236 из учебника Баранова, Ладыженской 7 класс. Подчеркнуть наречия в сравнительной степени.

Как мы (с внуком) поняли этот материал, почитав, естестественно, не учебник. (В учебнике нет ничего об отличии прилагательных и наречий.)
Если относится к глаголу, то наречие; если именная часть сказуемого, то прилагательное. Категорий состояния в 7 классе пока нет.
Вот само упражнение. Синие - наречия, зелёные - прилагательные, красные - затрудняемся ответить.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Правда - лучшая, сказуемое)
Больше наукиумнее руки. (много науки - руки будут более умными)
Выше лба уши не растут.
Больше дела, меньше слов. Тут глаголы опущены? делай больше, говори меньше, поэтому наречия-обстоятельства.
Выше головы не прыгнешь.
Меньше говори, больше услышишь.
Шире рта не зевнёшь.
Сильнее кошки зверя нет. (Нет зверя более сильного, чем кошка)
Ниже среднего. Опущен глагол?
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Хуже некуда.
Тише едешь, дальше будешь.
Днём позже, днём раньше — какая разница. Опущен глагол?
Белее снега не будешь. (Не будешь более белым, чем снег)
🐇

forest

Могу ошибаться , но кажется красные, это сравнительные прилагательные

Wolliger Mensch

Нельзя делать конъектуры «тут опущены глаголы» и под. — если вы внимательно посмотрите, то при таком подходе все примеры можно интерпретировать и как наречия, и как прилагательные.

Упражнение не для седьмого класса школы, а для лингвиста-морфолога на предмет повыводить теории.

В начальной школе правильно говорят детям: в сравнительной степени прилагательные и наречия не различаются. Это единственная приемлемая интерпретация, когда нет теоретической подготовки учащихся.

«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Iskandar

Это училке к делу не пришьёшь, решать всё равно надо :)

Раз "ниже среднего" и "хуже некуда" законченные высказывания, то, видимо, это "наречия" (по предложенной классификации)

kemerover

Цитата: Wolliger Mensch от января 18, 2021, 15:16
все примеры можно интерпретировать и как наречия
Предположу, что авторы задания подразумевали именно это.

_Swetlana

Цитата: Wolliger Mensch от января 18, 2021, 15:16
Нельзя делать конъектуры «тут опущены глаголы» и под. — если вы внимательно посмотрите, то при таком подходе все примеры можно интерпретировать и как наречия, и как прилагательные.
Нет, некоторые примеры совершенно однозначны. Это примеры, где глаголы не опущены, а наречие является обстоятельством и отвечает на вопрос "Как?".
Например: Тише едешь, дальше будешь.
(Я заметила, что можно заменить: Тихо едешь, будешь далеко. Тихая едешь, далёкая будешь как-то не очень).

🐇

_Swetlana

Цитата: Wolliger Mensch от января 18, 2021, 15:16
В начальной школе правильно говорят детям: в сравнительной степени прилагательные и наречия не различаются. Это единственная приемлемая интерпретация, когда нет теоретической подготовки учащихся.
Мы не в начальной, а в средней школе.
В учебнике нет ни слова о том, что прилагательные и наречия не различаются.
В 7-м классе учат различать наречия и прилагательные, то есть уму семиклассника (и моему) это вполне доступно.
Вот презентация:
презентация для 7 класса
К данному вопросу относятся следующие слайды:








... что по-человечески понятно.
Абсолютно непонятны примеры, которые выделены красным.
🐇

_Swetlana

Правильно I.G. говорила, что дз по русскому нужно делать всем лингвофорумом.
Конечно, спасибо всем ответившим  :)
🐇

_Swetlana

С красными примерами разобралась, действительно, можно интерпретировать и так, и сяк.

Вот, например, человек спрашивает:
ЦитироватьЗдесь сильнее наречие или прелогательное?
Наречие или прелогательное, вот в чём вопрос  :)
И ему разумно отвечают:
ЦитироватьВетер был сильный - Ветер становится сильнее/дни становятся короче/ я становлюсь умнее...
Становится сильнее - составное именное сказуемое (которое целиком относится к подлежащему "ветер"), где именная часть - прилагательное в сравнительной степени.
Вот в предложении "ветер стал дуть сильнее" - сильнее было бы наречием.

Теперь рассмотрим неполные предложения и попробуем их дополнить двумя способами, так, чтобы получить оба варианта, сказуемое и обстоятельство, прилагательное и наречие.
Его ответ был ниже среднего. Был ниже среднего - составное именное сказуемое, был более низким, чем средний. Ниже - прелогательное, моя прелесть  ;D
Он ответил ниже среднего.  Ответил как? ниже среднего . Ниже - наречие.
Он играл (как?) хуже некуда. - Его игра была (какая?) хуже некуда.
🐇

Wolliger Mensch

Цитата: _Swetlana от января 18, 2021, 18:14
Нет, некоторые примеры совершенно однозначны. Это примеры, где глаголы не опущены, а наречие является обстоятельством и отвечает на вопрос "Как?".
Например: Тише едешь, дальше будешь.

Переведите в положительную степень: тихий едешь, далёкий будешь. Это предикативные определения, не обстоятельства, и при этом такое предложение вполне литературно. Понятно, что в сравнительной степени такая интерпретация совсем не очевидна, но она возможна в рамках литературного языка, а вопроса о вероятности восприятия в задаче не ставилось. Вот поэтому я заметил, что задача не для школьников, и в школьной грамматике различие между наречиями и прилагательными лучше снимать — это чисто терминологически правильно: «наречие» и «прилагательное» — это о формообразовании, а не о синтаксической функции, где выступают прямо с ними не связанные обстоятельства и определения.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Wolliger Mensch

Цитата: _Swetlana от января 18, 2021, 18:23
В учебнике нет ни слова о том, что прилагательные и наречия не различаются.

Я такого не утверждал и не предполагал. Прочитайте моё сообщение внимательно.

Цитата: _Swetlana от января 18, 2021, 18:23
К данному вопросу относятся следующие слайды:

Абсолютно бесполезная таблица: в ней показаны признаки, когда уже известно, прилагательное в предложении или наречие. Именно поэтому она вам никак и не помогла. ;D
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

_Swetlana

Цитата: Wolliger Mensch от января 18, 2021, 21:58
Цитата: _Swetlana от января 18, 2021, 18:14
Нет, некоторые примеры совершенно однозначны. Это примеры, где глаголы не опущены, а наречие является обстоятельством и отвечает на вопрос "Как?".
Например: Тише едешь, дальше будешь.

Переведите в положительную степень: тихий едешь, далёкий будешь. Это предикативные определения, не обстоятельства, и при этом такое предложение вполне литературно. Понятно, что в сравнительной степени такая интерпретация совсем не очевидна, но она возможна в рамках литературного языка, а вопроса о вероятности восприятия в задаче не ставилось. Вот поэтому я заметил, что задача не для школьников, и в школьной грамматике различие между наречиями и прилагательными лучше снимать — это чисто терминологически правильно: «наречие» и «прилагательное» — это о формообразовании, а не о синтаксической функции, где выступают прямо с ними не связанные обстоятельства и определения.
Да, согласна. Это я уже поняла. С глаголами едешь и будешь неоднозначно. (Утро. Лес. По тропинке едет бухой Илья Муромец...)
 

🐇

_Swetlana

Почему не помогла? Для примеров на следующих трёх слайдах она работает. Где полные предложения. Относится к глаголу - обстоятельство и наречие, относится к существительному - сказуемое и прилагательное. Хорошая, в сущности, таблица.
В неполных предложениях может быть так и так, таблица, конечно, не поможет.
Я лично всем довольна, не зря полдня потеряла  ;D
🐇

Janko


Awwal12

Цитата: Wolliger Mensch от января 18, 2021, 21:58
Переведите в положительную степень: тихий едешь, далёкий будешь. Это предикативные определения, не обстоятельства, и при этом такое предложение вполне литературно.
Литературно в каком смысле? "Тихий едешь" - это только "едешь, будучи тихим".
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

_Swetlana

Упражнение в результате сделали так. Тупо подчеркнули всё сплошной линией (не акцентируя, где обстоятельство и где сказуемое).
Учитель пока не проверил.
Тут моё рвение в данном вопросе вызывает у отдельных лингвофорумчан удивление. Удивляться не надо, внук находится на домашнем обучении, обучаю русскому языку его я, не учительница. Поэтому я (а у меня русский язык закончился в 8 классе) должна копать глубже, кидать дальше и, соответственно, обращаться к уважаемым лингвофорумчанам за помощью  :)
🐇

_Swetlana

Цитата: Janko от января 20, 2021, 00:37
_Swetlana, учитель уже проверил упражнение? Какая оценка?
Оценка - 4.
Комментарий: нужно было всё подчеркнуть как обстоятельства.
Вспоминается анекдот: чукча, ты не выпендривайся, ты рукой покажи  ;D
🐇

wandrien

ЦитироватьЛучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Обстоятельство???

Не удивительно, что ученики ничего не понимают в этом предмете.

Wolliger Mensch

Цитата: Awwal12 от января 20, 2021, 09:12
Литературно в каком смысле? "Тихий едешь" - это только "едешь, будучи тихим".

И что вы сказать хотели? :what:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

_Swetlana

Цитата: wandrien от января 20, 2021, 12:28
ЦитироватьЛучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Обстоятельство???

Не удивительно, что ученики ничего не понимают в этом предмете.
Сильная кошка - жизненное обстоятельство, да.
Внук: Я вчера сам сделал упражнение, 5 получил.
Я: А ну-ка покажи, что ты там сделал.
Внук: Не покажу...

Вот так в детях воспитывается конформизм и приспособленчество к обстоятельствам.
🐇

wandrien

Цитата: _Swetlana от января 20, 2021, 13:21
Вот так в детях воспитывается конформизм и приспособленчество к обстоятельствам.
Не факт. Возможны другие интерпретации.
Просто осознавая всю глубину случившегося идиотизма не хочет вас расстраивать.
Вырастет, но запомнит, что государству доверять нельзя.

Red Khan

Offtop
Всё искал, но не мог найти "Ералаш" с похожим сюжетом - отец-учёный с друзьями приходит домой, а там сын решает задачку. Решает помочь, подключаются и друзья. В общем когда сын через некоторое время возвращается, учёные всё ещё бьются над задачей. :)

Awwal12

Цитата: Wolliger Mensch от января 20, 2021, 12:46
Цитата: Awwal12 от января 20, 2021, 09:12
Литературно в каком смысле? "Тихий едешь" - это только "едешь, будучи тихим".
И что вы сказать хотели? :what:
Что вопрос в семантическом анализе, например.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Janko

Цитата: _Swetlana от января 20, 2021, 10:22
Тут моё рвение в данном вопросе вызывает у отдельных лингвофорумчан удивление.
У меня оно — вызывает восхищение.

Janko


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр