Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

почему в 16-17 веках казаков чаще называли "черкасы"?

Автор Zverozub, декабря 3, 2008, 01:13

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Circassian

Цитироватьу Вас есть объяснение слова "черкас" - излагайте будь ласка.
в слове черкес, выделяется корень кас-, который издревне ассоциируется на Кавказе и в прилегающих территориях именно с абхазо-адыгским миром.. Доисторический народ КАСка.. Наименование горного хребта КавКАЗ.. Современные названия именно черкесов (более точнее соседствующих непосредственно с ними восточных черкесов - кабардинцев) на осетинском языке КАС-гон и название страны Черкессии КАСаг, и на сванском название черкесов - кэсэг..
Сами черкесы называют деляться на верхних ы-ШЪХЬАГЪ-хэр  (или восточных кабардинцы, бесленеевцы и темиргоевцы, шъхьэ - голова, верх, произноситься придыхательно шъhа, шъ- свистяще шипящая что-то между ш и с, гъ - хрипящая как немецкая R) и нижних к1ах-хэр (все остальные западные субэтносы)..
о термине черкес известно за 2500 лет назад из описаний абхазо-адыгов древними греками, которые записали этот этноним как КЕРКЕТ.. т.е. кер-кет скорее всего именно черкесское слово значащее верхние касы и должно быть восстановлено на языке в нынешнем его состоянии в ШЪhаГЪ-Къ1аШъу, или верхние асы. т.е. ашъуа (как абхазы до наших дней называют северокавказских абазин и адыгов).

Mansur Usmanov

чериу [черюў] - по балкарски войско, кес - режь, черкес - войскорез короче, на старотатарском войско - "ЧИРY", а на турецком "чери" (отсюда янычар)
кстати старой название марийцев (черемисы) некоторые выводят черюу+мишэ (лес по курдски), лесные воины
слово черкас, можно разложить и так чериу-войско + кас-человек (на фарси)

Zverozub

ага.
спасибо.
я вижу нормальную конвергенцию слов разного происхождения, которые имеют отношение и к понятию 40, и к понятию круг, и к понятию воин.

в любом случае получатся что оба слова - и черкес, и казак происходят с восточного берега Боспорского царства (Тмутараканского княжества). А?

а скажите - круговой танец (бег по кругу), такой как у чеченов, есть еще у других кавказцев?
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Iskandar

Цитата: "Circassian" от
в слове черкес, выделяется корень кас-, который издревне ассоциируется на Кавказе и в прилегающих территориях именно с абхазо-адыгским миром..

Кем ассоциируется? Адыгами?

Цитата: "Circassian" от
Доисторический народ КАСка..

Это что?

Цитата: "Circassian" от
Наименование горного хребта КавКАЗ..

Во всех языках - из греческого. Не самого близкого к Кавказу...

Цитата: "Circassian" от
о термине черкес известно за 2500 лет назад из описаний абхазо-адыгов древними греками, которые записали этот этноним как КЕРКЕТ

Объясните к > x, т > с.

Zverozub

Описание Черкасского замка 1552 г. красноречиво свидетельствует: казачествовали здесь Балиш, Бахта, Байдык, Бухан, Бут, Гусейн, Каранда, Киптай, Кудаш, Махмедер, Малык-баша, Моксак, Ногай, Охмат, Теребердей, Толук, Чарлан, Челек, Чигас, Чурба...

пожлста имена рассортируйте по национальной принадлежности (без применения пжлста понятия "лицо кавказской национальности" :)
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Mansur Usmanov

у балкарцев до революции "къазакъ", назывался самый бесправный раб, который не имел право женится, женщина называлась "къарауаш", которую мог использовать как наложницу хозяин, или дать жить какому нибудь человек с учётом того, что ве ее дети будут собственностью хозяина. Как правило это были не потомственные рабы "къул"ы, которые создавали семьи, а захваченные в плен или перекупленные у соседних народов, которые в сою очередь сами их захватили у более дальних. Насколько я знаю, балкарцы дедали набеги в Сванетию. Рачу, Мегрелию, а вот на то чтобы ходили брать в плен казаков, как чеченцы например, такого в преданиях нет. Возможно "къазакъ" в балкарском изначально и не связан с казаками, а может наоборот это были перекупленные казацкие пленники. Надо будет тщательней иследовать этот вопрос.

Nevik Xukxo

Цитата: Mansur Usmanov от апреля  3, 2009, 16:05
у балкарцев до революции "къазакъ", назывался самый бесправный раб, который не имел право женится, женщина называлась "къарауаш", которую мог использовать как наложницу хозяин, или дать жить какому нибудь человек с учётом того, что ве ее дети будут собственностью хозяина.

какие дикие нравы на кавказе были, однако...  :-\

Wolliger Mensch

Цитата: Невский чукчо от апреля  3, 2009, 16:14
какие дикие нравы на кавказе были, однако...  :-\

Почему дикие? Замкнутый образ жизни всегда приводит к такому, — кого стесняться-то.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Mansur Usmanov

Цитата: Невский чукчо от апреля  3, 2009, 16:14
Цитата: Mansur Usmanov от апреля  3, 2009, 16:05
у балкарцев до революции "къазакъ", назывался самый бесправный раб, который не имел право женится, женщина называлась "къарауаш", которую мог использовать как наложницу хозяин, или дать жить какому нибудь человек с учётом того, что ве ее дети будут собственностью хозяина.

какие дикие нравы на кавказе были, однако...  :-\

а до 1861 года, русскому мужику чуть легче жилось, женится хоть разрешали, и свои "каравашки" у помещиков были. Кстати реформа 1861 года в Балкарию с опозданием в 1866-67 тогда къулы свои селения основали где не было ни князей ни узденей (Кёнделен например), интересно что многие русские в Кабардино-Балкарии. потомки тех бывших крестьян из Центральной России, которые сразу смотались от своих бывших хозяев на Кавказ после отмены крепостного права.


Zverozub

Wolliger Mensch

дикие нравы проявил славный казак Иван Сирко (получивший в Крыму имя Урус-шайтан):
В июле 1675 Сирко созывает 20-ти тысячное войско, минуя Перекоп входит в Крым по Гнилому морю и нападает на Ак-Мечеть. Хан спасается в горах. С огромной добычей и освобожденными украинцами Сирко снова переходит Гнилое море и останавливается в Черной долине чтобы попасти коней. Многие из земляков уже успели стать мусульманами, многие нарожали от них детей. Они стали сомневаться - стоит ли им возвращаться на Украину. Сирко собрал 7000 человек и разрешил вернуться тому, кто пожелает. 3 тысячи решили вернуться. Сирко собрал несколько сот самых молодых казаков (чтобы закалить из сердца) и когда возвращавшиеся ушли за кряж дал приказ их порубить. Сам поехал следом, с грустью посмотрел на убитых земляков и промолвил: "Простіть мені, брати мої! Але ліпше вам спати тут до страшного суду господнього, аніж розплоджуватись у Криму на безголів'я рідній вашій землі, а собі без хреста на вічну погибель!"
ссылку не даю. общеизвестный факт и много раз опубликованный.

не следует забывать что русских крестьян в России меняли на собак целыми деревнями и проигрывали в карты.
а в Крыму целые деревни вольноотпущенников были - Ак-чора из славян, Кара-чора из кавказцев.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

jvarg

Цитировать
не следует забывать что русских крестьян в России меняли на собак целыми деревнями и проигрывали в карты.

Не следует также забывать, что период, когда это было юридически и фактически возможно, продолжался чуть более 100 лет. А те дворяне, которые такие вещи практиковали, подвергались изрядному общественному осуждению, так что это не было распространеным явлением.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Mansur Usmanov

Цитата: jvarg от апреля  4, 2009, 08:14
Цитировать
не следует забывать что русских крестьян в России меняли на собак целыми деревнями и проигрывали в карты.

Не следует также забывать, что период, когда это было юридически и фактически возможно, продолжался чуть более 100 лет. А те дворяне, которые такие вещи практиковали, подвергались изрядному общественному осуждению, так что это не было распространеным явлением.

а более подробная аргументация?

1590, Юрьев День, крестьян прикрепляют к земле (при царе Борисе)
1861, Отмена крепостного права (при Александре)

1861-1590=271 год

Пушкин, Державин, надеюсь были интелегентными людьми и не обижали своих холопов. Но всё равно мужик был не защищён от произвола.



Hadji-Murat

 "... у казахов Младшего жуза (ногайцев по происхождению) и у ногайцев есть род "шеркеш" (у башкир - "серкес")".

   Слово "шеркеш" (имя рода из Младшего джуза) представляет собой видоизменение этнического термина "серкеш" (так это слово читается в старых текстах, созданных на основе арабской графики). По-казахски serke "выхолощенный козел; вожак отары" + аффикс ласкательности -sh (ср. название крупного туркменского племени текинцев - teke "козел"). Здесь мы видим - иногда случающееся в устной речи - явление регрессивной фонетической ассимиляции [ш - ш] < [с - ш]. Аналогичные примеры: башкыш < баскыш "лестница",  кишмиш < кысмыш "выжатый виноград", кышкаш < кыскаш "щипцы".
   Встречающиеся в русской исторической и этнографической литературе некорректные формы передачи этого микроэтнонима в виде "черкесы" ~ "черкесцы" приводят к ложным предположениям о связи представителей рода серкеш с кавказскими черкесами.
   Вероятнее всего, лексема "черкас" (черказ ~ черкес ~ черкез ~ черкиз ~ кергиз ~ кыргыз ~ киргиз ~ circass и т.д.) является фонетической модификацией синтагмы qyr qaz "степной (дикий) гусь", которая использовалась метафорически на огромном степном пространстве Евразии (Монголия, Южная Сибирь, Казахстан, Поволжье и Приуралье, Сев. Кавказ и Сев. Причерноморье) для обозначения тюркских воинов, обычно осенью объединявшихся в боевые отряды для походов в соседние страны (подобно диким гусям, осенью собиравшимся в стаи для перелета в теплые края). Второй член словосочетания был оформлен аффиксом -aq и практически утратил прямое значение:  qyr qazaq "степной казак". Нередко определение опускалось как избыточное, т.к. лексема qazaq применялась к воину-степняку. В языке татар, переселившихся в Казахстан, еще в XX в. архаическое слово qyrghyz иногда использовалось в отношение казахов, а словосочетание qyr qazaghy, букв. "казак степей" - для жителей казахских аулов.

Фанис

Цитата: Зверозубудмурт Ушаков
То его в калмыки записывают, то в удмурты...

УШАКОВЫ. Основа рода выводится к тюркоязычному
князю Касуйской Орды Редега, два сына которого, в крещении принявшие имена Юрий и Роман, перешли на киевско — славянскую службу. Праправнук Романа Редегича Григорий Слепой имел сына Ушака, от которого пошли Ушаковы (ОГДР, VIII, с. 9). Фамилия Ушаков имеет в своей основе тюркское слово ушак "малый, невысокий человек" (Баскаков 1979, с.71).

Hadji

Действительно, тюркское слово "ушак" имеет значение 'мелкий; малый' и в этом значении могло использоваться в качестве прозвища, от которого могло быть в устной речи образовано отчество "ушаков (сын)", которое впоследствии становилось фамильным именем. В азербайджанском языке существительное "ушаг" ~ "ушах" используется в значении 'малец; мальчик; ребенок' (ушаглар 'дети'); у казахов прилагательное "усак" - 'мелкий', а у сингармонического варианта этой же лексемы "осек" появилось значение 'сплетня' (в смысле: 'мелкие слова').
Кстати, фольклорное именование медведя словосочетанием "генерал Топтыгин" восходит не к глаголу "топтать", но, видимо, к тюркскому имени Таптыг ~ Таптык 'найденный; найденыш' (ср. собачью кличку "Найда"). Звук [о] в корне - результат влияния окающего наречия. "Генерал" - потому что: 1) медведь, как крупное животное, внешне напоминает важного, дородного чиновника, имеет в лесу "власть"; 2) в зимнюю студеную пору в медвежью доху любили кутаться генералы.

Hadji-Murat

Действительно, тюркское слово "ушак" имеет значение 'мелкий; малый '.

В азербайджанском языке есть существительное "ушаг" ~ "ушах", которое переводится на русский, как 'малый; малец; ребенок' ("ушахлар" - ''дети).

У казахов мы находим прилагательное "усак" - 'мелкий', а его сингармонический вариант - "осек" семантически обособился и используется для обозначения понятия 'сплетни' (в смысле: мелкие слова, мелкая речь).

Лексема "ушак" могла применяться в качестве прозвища низкорослого человека, а затем входить в отчество (Ушаков сын ), которое в дальнейшем становилось фамильным именем (Ушаков).

Кстати, имя в словосочетании "генерал Топтыгин", вероятно, тоже восходит к тюркскому слову "Таптыг" ~ "Таптык", букв. "найденный; найденыш" (ср. собачью кличку "Найда"), обозначавшему найденного медвежьего детеныша. "Генерал" - потому что, 1) крупное хищное животное, имеющее "власть" в лесу, напоминало большого, дородного чиновника; 2) в зимнюю студеную пору генералы и другие высокие чины любили кутаться в теплую медвежью доху.

TAMRA

Я  внимательно прочитала, то что здесь написано. И вот,что хочу вам сказать..Для того чтобы определить что означает и какое действие выполняет ваш искомый обьект-нужно обращатся не в наши источники информации,а немножечко глубже.  Петр первый сжег все библиотеки,в церквях поуничтожал всю информацию,поменял летоисчесления. После революции  было тоже самое. Попытайтесь найти истожники о жизни Ивана Грозного, или царя Михаила Федоровича. Ведь именно в этих источниках вы можете найти информауию о КЛОБУКАХ И ЧЕРКАССАХ. А если ВАМ повезет и ВЫ нападете на историю написаную Лызловым то и не такое еще узнаете об истории.Что касается монгольской рассы ЧИНГИзХАНОВ,якобы звоевавших нашы просторы. 300 лет они жили на земле русичей. Представие себе сколько могли нарожать руские бабы желтолицых и ускоглазых монгольчиков. За 300 лет вся  расса русичей стола бы не только желтолица и узкоглаза,но и маленького роста.Тогда кто же такие монголы, и где тот САРАЙ-ГОРОД.и почему те же татары так рьянно оберегали русскую церьковь.
Так что мой ВАМ совет хотите получить ответ-ищите его в допетровских источниках

Фанис

Цитата: HadjiДействительно, тюркское слово "ушак" имеет значение 'мелкий; малый' и в этом значении могло использоваться в качестве прозвища, от которого могло быть в устной речи образовано отчество "ушаков (сын)", которое впоследствии становилось фамильным именем. В азербайджанском языке существительное "ушаг" ~ "ушах" используется в значении 'малец; мальчик; ребенок' (ушаглар 'дети'); у казахов прилагательное "усак" - 'мелкий', а у сингармонического варианта этой же лексемы "осек" появилось значение 'сплетня' (в смысле: 'мелкие слова').
Ошак, ушак (тат.-миш.) "ребёнок" > диал. углан-ушак, олан-ушак, оланшак, оланчак (> рус.диал. лончак "годовалое животное"), ланшак (> древнерусск. лошак "жеребёнок") "молодёжь, ребятня; жеребёнок". Тат.диал. ошак "клевета, сплетня", сиб.тат. ушак, каз. усак "донос", древнетюрк. ушак соз "мелкое наушничество, мелочность", кырг. ушак "мелкий",

kamil6909

Надо помнить особенно Тюркологам!!! В тюркских языках прилагательные всегда ставится перед существительным и никогда сзади. Например: Аксакал-белая борода, а  если поменять местами т.е. Сакалак получается безсмыслица. Тюркс. языки относятся к Агглютинативным (приклеивающимся)Т.е. Сущест.+существ. или прилагательный+существиельный. В словах Чиркас и Казак имеются общие слова ,это Кас и Каз которые некоторые знатоки переводят как Гусь -это так ,но в данном словосочитании это неверно в корне. Так как одно и тоже слово могут иметь разные значения. К примеру Алма -яблоко,а в др. Алма-Не бери. Так-же От-огонь и От-Трава и.т.д. В данном случае мы видим  в обеих словах Сущест+сущест. Чир-стена(тюрк.) +Кас   Каз+Ак. АК-существительное в значении Воин-(тюрк) Также как в именах Эллак, Баскак и что, интересно Ермак , Колчак и.т.д. Слова Кас и Каз одного корня Кон, Коз,Кош, Кан, Хан, Ган, Гон, Гюн,Гун. В значении * Солнце * День* Выходит что ЧИРКАС-это кочевники-Тюрки места кочевания котрых проходили вблизи стен поселений или скалистых гор. А КАЗАК или КОЗАК если принять во внимание Страну ХАЗАР то это сословия воинов Солнца т.е. бывших ТЕНГРИАНЦЕВ.Тюрков ныне обрусевщих,что нисколько не умаляет их заслуг в хранении традиции казаческого воинства!

ZZZy

Автор: Фанис
ЦитироватьУШАКОВЫ. Основа рода выводится к тюркоязычному
князю Касуйской Орды Редега, два сына которого, в крещении принявшие имена Юрий и Роман, перешли на киевско — славянскую службу. Праправнук Романа Редегича Григорий Слепой имел сына Ушака, от которого пошли Ушаковы (ОГДР, VIII, с. 9). Фамилия Ушаков имеет в своей основе тюркское слово ушак "малый, невысокий человек" (Баскаков 1979, с.71).
Что за чушь?
Редедя или Ридада (ум. 1022) — по летописям богатырь, предводитель  племени касогов( предки адыгов).

В Лаврентьевской летописи под 1022 годом сообщается, что во время битвы касогов против войска Мстислава Владимировича Храброго, Редедя сошёлся с Мстиславом в единоборстве и был им убит. Во избежание кровопролития князья договорились вступить в поединок между собой, с условием что войско побеждённого князя признает своё поражение. Князья сошлись в поединке и Редедя, обладая огромной физической силой, стал побеждать. Однако Мстислав в итоге одержал победу (которую он приписал заступничеству Богородицы, которой молился во время боя). Поверженного врага Мстислав заколол кинжалом. После победы над Редедей Мстислав взял в плен жену его и детей, а касогов обложил данью. Сыновей Редеди Мстислав окрестил именами Юрий и Роман. За Романа он отдал замуж дочь свою Татьяну Мстиславну, а Юрий погиб в знаменитой битве при Листвене в 1024 году бездетным.

Потомки Редеди
От Редеди выводили своё происхождение некоторые старинные русские роды, условно называемые Редегиными: Белеутовы (с ветвями Белеутовы-Алехновы, Белеутовы-Клушины, Белеутовы-Рябчиковы), Добрынские, Викентьевы, Гусевы, Зайцевы, Бирдюкины-Зайцовы, Поджогины, Симские (Хабаровы, Образцовы), Телегины, Сорокоумовы-Глебовы, Бобровы, Буруновы, Кокошкины, Лопухины, Лупандины, Лаптевы, Моревы, Ушаковы и другие. Однако никакими источниками, кроме родословных сказаний, это происхождение не подтверждается. Отголоски легенды о Редеде можно найти и в других источника, кроме родословцев. Кроме того, существует хронологическая несообразность: родословцы показывают от Романа Редегина до живших во второй половине XIV века Константина Добрынского и Андрея Одинца всего пять поколений, тогда как их должно было бы быть не менее десяти-двенадцати.
«Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь». Махатма Ганди



Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр