Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Разбор слова по составу

Автор _Swetlana, декабря 8, 2015, 19:04

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Тайльнемер

Цитата: Alone Coder от декабря 16, 2015, 12:48
календарь-календы
Но ведь они были отдельно заимствованы. Или можно набрать горсть таких парных заимствований и объявить это русским суффиксом?

Цитата: Alone Coder от декабря 16, 2015, 12:48
скука-докука
«ДОКУКА, -и; ж. Устар.»
Если слово перестало употребляться, то для синхронии не годится. А устар.'ы находятся на грани.
(Я никогда не слвышал слова докука).

Alone Coder

Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 12:53
Но ведь они были отдельно заимствованы. Или можно набрать горсть таких парных заимствований и объявить это русским суффиксом?
[р'] заимствовать особо неоткуда :)

I. G.

Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 12:48
Цитата: _Swetlana от декабря 16, 2015, 10:11
У них есть "Справочник" Шкляровой.
Вот картинка оттуда. С помощью этой картинки убедила внука, что мягкий знак, смягчающий предыдущий согласный, нужно включать в корень  :)
Как-то неочевидно, что «ь» там под дужкой.
Нужно ли вообще убеждать внука в такой непринципиальной вещи как расположение условных обозначений морфем поверх буквенной записи слов?
Нужно, Федя! Если внук носит по две двойки за неделю...
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Я тоже думала - календарь, букварь, словарь.
Букварь оказался букарем-грамотеем, а календарь - немецким заимствованием, к которому приблудился мягкий знак.
Этимологию словаря так и не выяснила.
🐇

I. G.

Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 12:53
Цитата: Alone Coder от декабря 16, 2015, 12:48
календарь-календы
Но ведь они были отдельно заимствованы. Или можно набрать горсть таких парных заимствований и объявить это русским суффиксом?

Цитата: Alone Coder от декабря 16, 2015, 12:48
скука-докука
«ДОКУКА, -и; ж. Устар.»
Если слово перестало употребляться, то для синхронии не годится. А устар.'ы находятся на грани.
(Я никогда не слвышал слова докука).
:D
Эта докука опять в словаре из Гладкова, Повести о детстве. С пометой устар. и прост.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 12:48
Цитата: _Swetlana от декабря 16, 2015, 10:11
У них есть "Справочник" Шкляровой.
Вот картинка оттуда. С помощью этой картинки убедила внука, что мягкий знак, смягчающий предыдущий согласный, нужно включать в корень  :)
Как-то неочевидно, что «ь» там под дужкой.
Нужно ли вообще убеждать внука в такой непринципиальной вещи как расположение условных обозначений морфем поверх буквенной записи слов?
Для меня - принципиально. Если я чего-то не понимаю, укажите, где ошибаюсь.
Есть два морфа: календар- и календарь-. Каким алфавитом их не записывай, всё равно в одном р твёрдое, в другом - мягкое. Это чередование согласного в корне, оно связано с позицией согласного в слове, значит эти морфы - алломорфы.
Что не так? 
🐇

_Swetlana

🐇

piton

Цитата: I. G. от декабря 16, 2015, 13:10
Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 12:48Нужно ли вообще убеждать внука в такой непринципиальной вещи как расположение условных обозначений морфем поверх буквенной записи слов?
Нужно, Федя! Если внук носит по две двойки за неделю...
Offtop
Да всего делов - выпороть для отчетности (за то, что попался), да забить на эту морфологию. Будет много читать, тогда и напишет грамотно, и корни-суффиксы сами вопьются. Не всё оценками определяется.
W

Demetrius


Lodur

Offtop
Цитата: Demetrius от декабря 16, 2015, 15:20
Цитата: piton от декабря 16, 2015, 14:51
выпороть для отчетности (за то, что попался)
Учителя. :smoke:
Чтой-то склоняюсь к той же мысли. :) По крайней мере, бабушке надо не в одиночку для успокоения спиртное распивать, а распить вместе с учителем в ближайшем кафе / ресторане, объяснив "за жизнь". Что не всё в ней упирается в ту методичку, которой та придерживается, и не надо дитям за "шаг влево, шаг вправо" портить жисть двойками с младых ногтей. ::) И их бабушкам заодно.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

bvs

Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 12:53
«ДОКУКА, -и; ж. Устар.»
Если слово перестало употребляться, то для синхронии не годится. А устар.'ы находятся на грани.
(Я никогда не слвышал слова докука).
В корпусе есть, причем в недавних произведениях. Докука и скука не отличаются от обуть - разуть, где выделяется корень -у-.

Тайльнемер

Цитата: _Swetlana от декабря 16, 2015, 13:28
Есть два морфа: календар- и календарь-. Каким алфавитом их не записывай, всё равно в одном р твёрдое, в другом - мягкое. Это чередование согласного в корне, оно связано с позицией согласного в слове, значит эти морфы - алломорфы.
Что не так?
Вроде, всё так.

Нюанс в том, что в формах календаря, календари и т. п. — тоже мягкий алломорф, но выделить его по буквам так, чтобы было видно, что он мягкий, не получается. Фонемный состав корная — с /р'/ на конце, а буквенный состав — с «р».
В форме календарь мы можем этот «ь» под дужку корня поместить. Но тогда один и тот же алломорф с мягким /р'/ будет иметь разный буквенный состав в форме календарь и календари.

Bhudh

Я ж ведь специально употребил слово докучать, один хрен все от докуки отмахиваются... :fp:
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Grantum

Докучливый гость хуже татарина) А если у него еще и фамилия Докучаев!..
Это еще не всё.

_Swetlana

Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 16:59
Цитата: _Swetlana от декабря 16, 2015, 13:28
Есть два морфа: календар- и календарь-. Каким алфавитом их не записывай, всё равно в одном р твёрдое, в другом - мягкое. Это чередование согласного в корне, оно связано с позицией согласного в слове, значит эти морфы - алломорфы.
Что не так?
Вроде, всё так.

Нюанс в том, что в формах календаря, календари и т. п. — тоже мягкий алломорф, но выделить его по буквам так, чтобы было видно, что он мягкий, не получается. Фонемный состав корная — с /р'/ на конце, а буквенный состав — с «р».
В форме календарь мы можем этот «ь» под дужку корня поместить. Но тогда один и тот же алломорф с мягким /р'/ будет иметь разный буквенный состав в форме календарь и календари.
Разного буквенного состава бояться - во 2-й класс не ходить  ;D
🐇

Wolliger Mensch

Цитата: _Swetlana от декабря 16, 2015, 18:37

«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

_Swetlana

🐇

I. G.

Цитата: piton от декабря 16, 2015, 14:51
Цитата: I. G. от декабря 16, 2015, 13:10
Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 12:48Нужно ли вообще убеждать внука в такой непринципиальной вещи как расположение условных обозначений морфем поверх буквенной записи слов?
Нужно, Федя! Если внук носит по две двойки за неделю...
Offtop
Да всего делов - выпороть для отчетности (за то, что попался), да забить на эту морфологию. Будет много читать, тогда и напишет грамотно, и корни-суффиксы сами вопьются. Не всё оценками определяется.
Учитывая торжество ювенальной юстиции, безопаснее драть бабушку!  ;D
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

I. G.

Цитата: Bhudh от декабря 16, 2015, 17:04
Я ж ведь специально употребил слово докучать, один хрен все от докуки отмахиваются... :fp:
А семантическая связь куда у Вас засунута? И где производящее для скука в современном (!!!) языке?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Lodur

8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

I. G.

Цитата: Lodur от декабря 16, 2015, 20:46
Цитата: I. G. от декабря 16, 2015, 20:35И где производящее для скука в современном (!!!) языке?
Зачем?
Каким образом Вы соберете скуку и все остальное в словообразовательное гнездо?

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Цитата: I. G. от декабря 16, 2015, 20:34
Цитата: piton от декабря 16, 2015, 14:51
Цитата: I. G. от декабря 16, 2015, 13:10
Цитата: Тайльнемер от декабря 16, 2015, 12:48Нужно ли вообще убеждать внука в такой непринципиальной вещи как расположение условных обозначений морфем поверх буквенной записи слов?
Нужно, Федя! Если внук носит по две двойки за неделю...
Offtop
Да всего делов - выпороть для отчетности (за то, что попался), да забить на эту морфологию. Будет много читать, тогда и напишет грамотно, и корни-суффиксы сами вопьются. Не всё оценками определяется.
Учитывая торжество ювенальной юстиции, безопаснее драть бабушку!  ;D
Тюркскую баушку лучше не трогать. Куплю с пензии гранату Ф1 и всех ювеналов на месте положу. "Поднял гранату, бросил в окно. Дедушка старый, ему всё равно".
🐇

I. G.

Ликбез для товарищей-докучников:
ЦитироватьСИНХРОННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
§ 2. Изучение языка можно проводить в двух принципиально различных аспектах: с ин х р он но м (от греч. syn - «Со­вместно» и chronos - «время») и и с т о р и ч е с к о м, или д и ах р о н и ч е с к о м (от греч. dia - «через» и chronos - «время»).
В первом случае язык изучается как определенным образом организованная система средств человеческого общения, дей­ствующая в тот или иной период времени. Задача такого изуче­ния - о п и с а т ь у с т р о й с т в о я з ы к а, в с к р ы т ь мех ан из м его дейс тв и я. При синхронном изучении не ставится вопрос о том, п о ч е м у именно так сложился язык, какие изменения в предшествующие периоды привели к современному состоянию.
Цель диахронического языкознания - изучение языка как продукта исторического развития, исследование изменений, происходящих в системе языка на протяжении того или иного отрезка времени.
Различие между этими двумя аспектами языкознания прин­ципиальное. Не надо думать, что историческое языкознание не­пременно изучает прошлые эпохи, старые времена, а синхрон­ное языкознание - современность. Возможно историческое ис­следование, посвященное современности (например, изучение истории языка ХХ в.). Точно так же прошлые эпохи существова­ ния языка могут быть изучены с синхронной точки зрения. Син­хр о н н о е с л о в о о б р а з о в а н и е и з у ч а е т о т н о­ ш е ни я с о с у щ ест в у ю щи х един и ц, д и ах р он и­ч е с к о е - процессы превращения одних еди­ниц в другие.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Купила щас в инете эл. книгу Калинина, Желтовская "Тесты и самостоятельные работы по русскому языку 2 класс".
Не хотите ли попробовать свои силы, господа?  :)
🐇

I. G.

Цитата: _Swetlana от декабря 16, 2015, 21:05
Купила щас в инете эл. книгу Калинина, Желтовская "Тесты и самостоятельные работы по русскому языку 2 класс".
Не хотите ли попробовать свои силы, господа?  :)
Давайте!
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр