Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Разбор слова по составу

Автор _Swetlana, декабря 8, 2015, 19:04

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Lodur

Цитата: Bhudh от декабря 10, 2015, 02:25
Цитата: _Swetlana от декабря 10, 2015, 00:01не поняла, почему ja-вое
*greb-ja → *greb-lʼa
Гм. А как быть со словом "торговля"? Где тут корень, где суффикс(ы), где окончание?
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

_Swetlana

🐇

antic

— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Lodur

Цитата: _Swetlana от декабря 14, 2015, 08:29

По поводу картинки с сайта "Ударениеру.ру". Там не может быть одного суффикса "овл", потому что "торговый". Тогда уж два суффикса, -ов- и -л-. Подозреваю, что в словах "торговля", "кровля" л имеет то же происхождение, что и в слове "гребля", и оно, по той же логике, должно быть частью корня. Тогда у нас совсем шикарная ситуация: корень прерывается вставленным в его середину суффиксом. Либо требуется обяснить, почему в образованных сходным образом словах л в одних случаях - часть корня, а в других - суффикс. :what:
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

_Swetlana

А в суффиксах согласные не могут чередоваться? Может, это общий фонетический закон?
🐇

Тайльнемер

Цитата: Lodur от декабря 14, 2015, 09:32
Там не может быть одного суффикса "овл", потому что "торговый". Тогда уж два суффикса, -ов- и -л-. Подозреваю, что в словах "торговля", "кровля" л имеет то же происхождение, что и в слове "гребля", и оно, по той же логике, должно быть частью корня. Тогда у нас совсем шикарная ситуация: корень прерывается вставленным в его середину суффиксом. Либо требуется обяснить, почему в образованных сходным образом словах л в одних случаях - часть корня, а в других - суффикс. :what:
:o :uzhos:

Цитата: _Swetlana от декабря 14, 2015, 10:14
А в суффиксах согласные не могут чередоваться? Может, это общий фонетический закон?
Тык, да.

I. G.

Цитата: VagneR от декабря 13, 2015, 23:42
Цитата: I. G. от декабря 13, 2015, 23:35
Матерь божья. Лучше бы я не глядела.
"Суффикс - значимая часть слова, находится после корня..."
Бывает и перед корнем?  :donno:
Разберите по составу слово учитель.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

I. G.

Цитата: Lodur от декабря 14, 2015, 09:32
Цитата: _Swetlana от декабря 14, 2015, 08:29

По поводу картинки с сайта "Ударениеру.ру". Там не может быть одного суффикса "овл", потому что "торговый". Тогда уж два суффикса, -ов- и -л-. Подозреваю, что в словах "торговля", "кровля" л имеет то же происхождение, что и в слове "гребля", и оно, по той же логике, должно быть частью корня. Тогда у нас совсем шикарная ситуация: корень прерывается вставленным в его середину суффиксом. Либо требуется обяснить, почему в образованных сходным образом словах л в одних случаях - часть корня, а в других - суффикс. :what:
Торговать -> торговля.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Цитата: I. G. от декабря 14, 2015, 11:01
Цитата: VagneR от декабря 13, 2015, 23:42
Цитата: I. G. от декабря 13, 2015, 23:35
Матерь божья. Лучше бы я не глядела.
"Суффикс - значимая часть слова, находится после корня..."
Бывает и перед корнем?  :donno:
Разберите по составу слово учитель.
Хотела разобрать ещё и слово "учоный" (учоная собачка в цирке), но его в базе нет  :green:
🐇

Bhudh

Цитата: Lodur от декабря 14, 2015, 09:32Подозреваю, что в словах "торговля", "кровля" л имеет то же происхождение, что и в слове "гребля", и оно, по той же логике, должно быть частью корня.
По логике, входить он должен в ту же часть слова, в какой имеется чередование. В данном случае чередование в/влʼ имеется в суффиксе.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

I. G.

Цитата: _Swetlana от декабря 14, 2015, 11:49
Цитата: I. G. от декабря 14, 2015, 11:01
Цитата: VagneR от декабря 13, 2015, 23:42
Цитата: I. G. от декабря 13, 2015, 23:35
Матерь божья. Лучше бы я не глядела.
"Суффикс - значимая часть слова, находится после корня..."
Бывает и перед корнем?  :donno:
Разберите по составу слово учитель.
Хотела разобрать ещё и слово "учоный" (учоная собачка в цирке), но его в базе нет  :green:
У Вас второй суффикс не подошел под определение из учебника!  ;)
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Тайльнемер

Цитата: I. G. от декабря 14, 2015, 13:02
У Вас второй суффикс не подошел под определение из учебника!
Если определение такое:
Цитата: I. G. от декабря 13, 2015, 23:35
Суффикс - значимая часть слова, находится после корня...
Цитата: _Swetlana от декабря 13, 2015, 23:39
..служит для образования новых слов.
то вполне подходит, почему нет? Оба суффикса идут после корня (не было же сказано, что «непосредственно»).
Другое дело, что определение не полное.

I. G.

Цитата: Тайльнемер от декабря 14, 2015, 13:20
Цитата: I. G. от декабря 14, 2015, 13:02
У Вас второй суффикс не подошел под определение из учебника!
Если определение такое:
Цитата: I. G. от декабря 13, 2015, 23:35
Суффикс - значимая часть слова, находится после корня...
Цитата: _Swetlana от декабря 13, 2015, 23:39
..служит для образования новых слов.
то вполне подходит, почему нет? Оба суффикса идут после корня (не было же сказано, что «непосредственно»).
Другое дело, что определение не полное.
Выучит Марь Иванна, заставит задолбить это определение, а потом разбор слова по составу происходит следующим образом. Немного перебрал слова по сходству звучания - выделил корень, перед корнем - приставка, одна штука, все что после корня - суффикс, один, на глаз потом определяется окончание. Почему бы не написать нормальное определение в учебнике, вроде этого: "Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов". http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-nachalnaya-shkola#ixzz3uIJOnl3F
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

-ть у нас окончание, -ся, похоже, будет постфиксом
🐇

Toman

Цитата: _Swetlana от декабря 14, 2015, 13:52
-ть у нас окончание, -ся, похоже, будет постфиксом
Мы в школе -ся, -сь в разборе по составу изображали как обычный суффикс, перевёрнутой галочкой.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Lodur

Цитата: _Swetlana от декабря 14, 2015, 11:49
Цитата: I. G. от декабря 14, 2015, 11:01
Цитата: VagneR от декабря 13, 2015, 23:42
Цитата: I. G. от декабря 13, 2015, 23:35
Матерь божья. Лучше бы я не глядела.
"Суффикс - значимая часть слова, находится после корня..."
Бывает и перед корнем?  :donno:
Разберите по составу слово учитель.
Хотела разобрать ещё и слово "учоный" (учоная собачка в цирке), но его в базе нет  :green:
Всё страньше и страньше... Теперь ещё и суффикс -тель-. Я скоро с этим онлайн-разбором совсем рехнусь. :(
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Toman

Цитата: I. G. от декабря 14, 2015, 13:43
Почему бы не написать нормальное определение в учебнике, вроде этого: "Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов"
А теперь ответьте на естественный вопрос школьника (нет, не в смысле, что он его обязательно сам сформулирует, а в смысле, что вам, т.е. учителю, придётся угадать его, "вычислить" по тому, как школьник делает разборы): "а что такое новое слово, и чем оно отличается от не нового слова". Ещё можно спросить - как отличить значимую часть от незначимой. Не, это бесперспективная затея давать суффиксу определение для отличия от окончаний. Лучше уж объявить, что есть окончания (тупо списком, благо, он небольшой: то, что меняется при склонении или спряжении). А потом - методом исключения: (ладно, значимая) часть слова после (в смысле, не обязательно непосредственно) корня, не являющаяся другим корнем или окончанием.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Toman

А, блин, с окончаниями забыл, там же не только склонение и спряжение, но ещё согласование по родам. Ну, всё равно список не катастрофически большой.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Toman

Цитата: Lodur от декабря 14, 2015, 14:25
Всё страньше и страньше... Теперь ещё и суффикс -тель-.
Да, какой-то субъективно неприятный суффикс, хотя смотря формально, я не знаю, к чему тут прикопаться. Впрочем, и -и- в том же слове смотрится подозрительно - это же не словообразовательный суффикс.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

_Swetlana

🐇

I. G.

Цитата: Lodur от декабря 14, 2015, 14:25
Цитата: _Swetlana от декабря 14, 2015, 11:49
Цитата: I. G. от декабря 14, 2015, 11:01
Цитата: VagneR от декабря 13, 2015, 23:42
Цитата: I. G. от декабря 13, 2015, 23:35
Матерь божья. Лучше бы я не глядела.
"Суффикс - значимая часть слова, находится после корня..."
Бывает и перед корнем?  :donno:
Разберите по составу слово учитель.
Хотела разобрать ещё и слово "учоный" (учоная собачка в цирке), но его в базе нет  :green:
Всё страньше и страньше... Теперь ещё и суффикс -тель-. Я скоро с этим онлайн-разбором совсем рехнусь. :(
Учи-ть - учи-тель. Чего тут сложного?
Писа-ть - писа-тель.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

🐇

VagneR

Цитата: I. G. от декабря 14, 2015, 11:01
Цитата: VagneR от декабря 13, 2015, 23:42
Цитата: I. G. от декабря 13, 2015, 23:35
Матерь божья. Лучше бы я не глядела.
"Суффикс - значимая часть слова, находится после корня..."
Бывает и перед корнем?  :donno:
Разберите по составу слово учитель.
Таки перед корнем?  :o
I. G., если суффикс стоит после другого суффикса, это не значит, что он не стоит после корня. Ничего ужасного в определении нет.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: VagneR от декабря 14, 2015, 16:49
I. G., если суффикс стоит после другого суффикса, это не значит, что он не стоит после корня. Ничего ужасного в определении нет.
Добавлю. В этом определении суффикс противопоставляется приставке, которая также обладает словообразующей функцией, но стоит перед корнем.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Bhudh

Цитата: _Swetlana от декабря 14, 2015, 13:52-ть у нас окончание
У нас в школе всю жизнь был суффиксом инфинитива, что за словарь там такой странный⁈
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр