Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

*Литература в школе

Автор Toman, июня 14, 2015, 17:57

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VagneR

Цитата: ginkgo от июня 17, 2015, 16:17
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 15:50
В классическом - нет, в обывательском - да. В таком случае, диктант - жанр, изложение - жанр.
Нет, диктант и изложение - это не жанры (разве на них можно написать пародию?). А сочинение можно назвать жанром, даже если брать за основу определение, приведенное Фром_Одессой.  Ибо там давно уже совокупность формально-содержательных свойств (которые и пародируются). Их даже можно научно (а не только обывательски-интуитивно) проанализировать. Владение этим жанром (набором требуемых формулировок и основных тематических высказываний) нередко и определяет "умение писать сочинение", что бы там методички и классическая теория жанров не подразумевали.
Пародию можно написать и на президента. Президент - жанр? Критерии жанра несколько другие. Если называть школьное сочинение жанром, надо полностью менять и понятие "жанр". Вы готовы к этому?
Цитата: ginkgo от июня 17, 2015, 16:17
А сочинение можно назвать жанром, даже если брать за основу определение, приведенное Фром_Одессой.  Ибо там давно уже совокупность формально-содержательных свойств (которые и пародируются). Их даже можно научно (а не только обывательски-интуитивно) проанализировать. Владение этим жанром (набором требуемых формулировок и основных тематических высказываний) нередко и определяет "умение писать сочинение", что бы там методички и классическая теория жанров не подразумевали.
Давайте попробуем.
Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 15:50
Цитировать
Литературные жанры (от фр. genre род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».
1. Исторически - спорно, но допустим, да.
2. Назовём с некоторой натяжкой школьное сочинение - литературным произведением.
3. Совокупности формальных и содержательных свойств нет. Сочинение может быть каким угодно и по форме и по содержанию.
Следовательно, сочинение - не жанр.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Wolliger Mensch

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 16:53
2. Назовём с некоторой натяжкой школьное сочинение - литературным произведением.

Это с какой радости «с натяжкой»? Что это, по-вашему?
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

ginkgo

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 16:47
Вот оно, вот оно! Вот тут мы и видим принципиальное отличие гуманитарного образа мышления от естественнонаучного :) Гуманитарий всегда готов произвольно нарисовать какую-нибудь границу в том месте, где удобно с точки зрения конъюнктуры.
Если есть повод ввернуть что-то фрическое про "гуманитарный образ мышления" - надо ввернуть, да же? :)
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

VagneR

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 15:56
Вас смущает то, что в качестве названия жанра автор использует слово, которое имеет и другие значения (в т.ч. вид письменной работы в школе или на экзамене) - и вы считаете, что автор просто путает эти значения? А куда деваться - придумывать какое-то собственное искусственное слово, когда, казалось бы, и так всем всё понятно?
Меня это не смущает, а наводит на определённые мысли. Просто сочинение никак не подходит под определение литературного жанра.
Цитата: Toman от июня 17, 2015, 15:56
Вы выше приводили кучу жанров школьных сочинений - только вот на практике все, кроме одного, практически не используются.
Уточните, какого.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

ginkgo

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 16:53
Пародию можно написать и на президента. Президент - жанр? Критерии жанра несколько другие. Если называть школьное сочинение жанром, надо полностью менять и понятие "жанр". Вы готовы к этому?
Что вас не устраивает в уже существующем?
Школьное сочинение - вид художественно-публицистического текста, пусть и учебного. У него есть определенные формально-содержательные признаки, по которым его сравнительно легко отличить от других художественно-публицистических текстов и которые можно усилить в пародии. Если про президента можно сказать то же самое, то президент - жанр. Но лично я президента видом художественно-публицистического текста не считаю  ::)
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

From_Odessa

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 16:53
3. Совокупности формальных и содержательных свойств нет. Сочинение может быть каким угодно и по форме и по содержанию.
Следовательно, сочинение - не жанр.
Собственно, в этот момент мы и упираемся в дискуссии. Я и другие ее участники, считающие, что сочинение можно назвать литературным жанром (или литературной формой), полагаем, что на практике (не в том, как это предполагается теорией учебного процесса) в школьных сочинениях, которые пишутся детьми (школьниками), присутствуют специфические формальные (и содержательные, если мы говорим о сочинениях в рамках предмета "русская литература" или "литература") признаки, и их отсутствие случается в исключительных ситуациях выхода за пределы жанра. Вы полагаете, что таких признаков нет. Мне кажется, что Вы это делаете, исходя из предполагаемого процесса написания сочинений, а не из реального, но я могу ошибаться. Думаю, в рамках этого пункта в этой дискуссии ничего выяснить не удастся, так как для этого нужно совместно проработать серьезную по размерам выборку сочинений.

Hellerick

Сочинения в массе своей демонстрируют мощный поток однообразных текстов, который вполне можно обозначить как особый жанр.

Конечно, необычные сочинения тоже бывают, но это не отменяет наличия в этом море явно доминирующего гольфстрима.

From_Odessa

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 15:56
Вы выше приводили кучу жанров школьных сочинений - только вот на практике все, кроме одного, практически не используются

Если брать предмет "русская литература" (да и в украинской было то же самое), то у меня в школе присутствовали два из перечисленных в том списке - сочинение-рассуждение по изученному произведению и изложение. Но первое всегда писалось с заголовком "Сочинение" и второе с заголовком "Изложение", потому они мною (и, думаю, всеми, кто со мной учился) воспринимались, как понятия одного порядка, и второе никак не включалось в первое. По-моему, в рамках изучения литературы (а мы, как я понимаю, говорим сейчас о ней) других сочинений не было. В рамках предмета "русский язык" (и "украинский язык") были и другие виды из названных в том списке. Рефератов по литературе у нас, по-моему, не было. Но если бы и были, их вряд ли кто-то воспринял бы, как сочинения.


VagneR

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 16:08
Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 15:55
С другой стороны, рассказ или новеллу относят к литературным жанрам
Между рассказом и новеллой вообще есть какая-нибудь разница?
Практически нет.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

From_Odessa

Цитата: Yitzik от июня 17, 2015, 14:29
Блин, адепты преподавания литературы! Вы не понимаете? В экзаменационном сочинении надо было писать ЦИТАТЫ НАИЗУСТЬ! Нафига?!
(пишу после прочитанных 3 стр. темы)
Сомневаюсь, что уже лет 15 назад было что-то подобное. Но даже, если так, какое это имеет отношение к вопросу, нужен ли курс литературы в школе? Это проблема экзамена, не предмета.

VagneR

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 16:08
Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 15:50
то можно сказать, что действительно, школьное сочинение уместнее отнести к литературным формам (потому что их объединяют прежде всего формальные признаки), а содержательное направление может быть разным (сочинения "Как я провел лето", "Кем и каким я хочу быть в будущем?" и "Проблема выбора в произведениях Льва Толстого" действительно различны по своей содержательной сути)
Только вот первые два сочинения находятся вне поля рассмотрения обсуждаемой статьи. Да и, честно сказать, для меня в школьные годы подобные сочинения были только теоретической возможностью, о существовании подобных тем сочинений я знал только из советских книг и фильмов, а в реальности мы ничего подобного не писали - а были только сочинения по литературным произведениям (естественно: на вступительном экзамене же такой лафы не будет, там и есть только по литературным произведениям из программы). Какие-либо тексты, не скованные жесточайшими рамками дозволенного, мне в школе иногда случалось писать на некоторых предметах, но уж только не на литературе!
Вот и получается, что Вы обобщаете свой печальный школьный опыт. Я училась в обычной школе, и у нас было принято излагать собственные мысли, выбирать свободную композицию, не думать об объёме работы. Так же как и на вступительных экзаменах в вуз. То есть мой опыт противоположен Вашему.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 16:16
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 16:08
Дело в том, что и по форме сочинения различаются. Например, были случаи, когда выпускники или абитуриенты писали сочинения стихами
Но я говорю о том, что в основной своей массе у школьных сочинений (прежде всего тех, что пишутся по теме, связанной с прочитанным литературным произведением) имеется ряд признаков, которые позволяют отнести их, как минимум, к отдельной литературной форме.
Не могли бы Вы назвать эти признаки?

Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: ginkgo от июня 17, 2015, 16:17
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 15:50
В классическом - нет, в обывательском - да. В таком случае, диктант - жанр, изложение - жанр.
Нет, диктант и изложение - это не жанры (разве на них можно написать пародию?). А сочинение можно назвать жанром, даже если брать за основу определение, приведенное Фром_Одессой.  Ибо там давно уже совокупность формально-содержательных свойств (которые и пародируются). Их даже можно научно (а не только обывательски-интуитивно) проанализировать. Владение этим жанром (набором требуемых формулировок и основных тематических высказываний) нередко и определяет "умение писать сочинение", что бы там методички и классическая теория жанров не подразумевали.
Начинает складываться впечатление, что многие участники дискуссии школьным сочинением и называют пародию на школьное сочинение, а именно штампы, общепринятые высказывание, железобетонную структуру. Всё это признаки плохого, слабого сочинения. На самом деле в сочинении приветствуются оригинальность, образность, выразительность языка, логичность.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 16:25
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 16:18
школьное сочинение (само понятие которого - фикция)
Как Вы понимаете, я в своих рассуждения исхожу из того, что это не фикция.
Это зависит от того, с какой точки зрения рассматривается понятие. В литературоведении такого понятия нет, есть только "сочинение" в значении "произведение". То есть для литературоведения понятие "школьное сочинение" - фикция. В быту же - наоборот, очень актуальное понятие.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 16:25
Тогда давайте говорить о жанре письменного творчества (письменной деятельности).
Во всяком случае, это было бы логичнее  :)


Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 16:29
На Википедии вот написано:
Цитировать
К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п

Но уже в самом этот фрагменте видна неоднозначность.
В чём? Зато любителям ссылок станет ясно, что школьное сочинение - не произведение литературы.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Toman

Цитата: ginkgo от июня 17, 2015, 16:17
Нет, диктант и изложение - это не жанры (разве на них можно написать пародию?)
На изложение в принципе вполне можно. В пародии на сочинение изо всех сил используем штампы, характерные для типичных сочинений, а в пародии на изложение, соответственно - типичные смешные образцы речи при пересказе.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

VagneR

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 16:31
Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 16:08
Дело в том, что и по форме сочинения различаются. Например, были случаи, когда выпускники или абитуриенты писали сочинения стихами.
Отлично. В этом случае они, совершенно очевидно, просто выходят за рамки того жанра, о котором идёт речь.
Томан, проза и поэзия - это не жанры. Вы опять пишете невпопад. Как Вы можете рассуждать о жанре, не зная, что это такое?
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 16:31
Это есть такой рискованный выпендрёж - написать сочинение (письменную работу) не как обычно, не как все, не как "обычное школьное сочинение" (жанр - давайте вот добавим это слово "обычное", чтобы хоть как-то отличать от обозначения вида письменной работы, если вас это смущает). Это всё никак не отменяет того, что есть стандартный и наиболее безопасный, с точки зрения получения хороших оценок и непопадания под насмешки и оскорбления учителя, путь написания сочинения (письменной работы) - писать его в рамках жанра "обычное/шаблонное школьное сочинение".

:)  Томан, на Вас не угодишь: оригинально - выпендрёж, шаблонно - лицемерие...
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 16:31
Вот, допустим, байки (пересказ своими словами реальных событий - хотя не всегда даже это действитльно реальные события, но рассказчиком подразумевается, что они реальные) можно считать жанром?
Байка - жанр устного народного творчества.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Rómendil

Цитата: Toman от июня 17, 2015, 16:47
Вот оно, вот оно! Вот тут мы и видим принципиальное отличие гуманитарного образа мышления от естественнонаучного
Отнюдь. Профессиональные филологи как раз такого различия не проводят. Потому что бессмысленно и ненаучно.

А некоторые вообще утверждают, что всё вокруг — текст! Понапридумають теорий усяких...

P.S. Тут Донцову упоминали. Люди, которые эти тексты разбирали, говорят, что написаны они (в плане)если не хорошо, то со знанием дела. В отличие от каких-нибудь 50 оттенков. А вот с идейным содержанием и ценностями и там, и там — полный швах, да.

Toman

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 18:22
:)  Томан, на Вас не угодишь: оригинально - выпендрёж, шаблонно - лицемерие...
Да мне просто пофигу вообще-то, если этим не заставляют заниматься насильно. А добровольно каждый волен развлекаться подобными безобидными развлечениями. Хошь шаблонами пиши, хошь в стихах, хошь хорошую литературу, хошь графомань. Или драконов там каких-нибудь рисуй. Если бы в школе всех под угрозой двоек заставляли рисовать драконов, я б тоже протестовал. (В реальности конкретно в нашем классе заставляли рисовать исключительно церквушки и всякую прочую религиозную тематику - потому что учительница рисования была на всю катушку двинутая на религиозную тему - и срач не замедлил произойти, со взаимными оскорблениями и последующим вызовом родителей, это у меня был единственный случай настолько жёсткого столкновения с каким-либо школьным учителем).
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

_Swetlana

Цитата: From_Odessa от июня 17, 2015, 16:11
Цитата: _Swetlana от июня 16, 2015, 20:13
А "Грозу" проходили в 9-м
Мы в 10-м. А Вы не 10 лет учились? Если да, то Ваш 9-й - это аналог приблизительный моего 10-го. Лично я тогда уже к "Грозе" был готов. Воспринял ее полноценно, она на меня оказала достаточно тяжелое воздействие. Это лично. Но мне кажется, что 10-й класс - это момент, когда большинство учеников уже способно осознать суть такого произведения. Интересно или нет - это другой разговор. А вот в 7-8 его давать никак нельзя, просто бессмысленно. Вернее, даже вредно.
Да, 10. То есть примерно в возрасте 15-16 лет мы (ученики физкласса) с восторгом растащили "Грозу" на мемы и цитаты разной степени точности. Про физика, поставившего очередную двойки, говорили: "Нет над нам старшего, вот он и куражится", уже получившему говорили: "Хорошо тебе, Катя. А мне-то ещё жить и мучиться". И луч света в тёмном царстве (и критику не забыли). 
В юности всё смешно  :green:

У нас, помнится, всякие вольности и сочинения в стихах не одобрялись, нужно было ровно и не дрогнувшей рукой (пустое сердце бьётся ровно, в руке не дрогнул пистолет) выдать идейно-художественный анализ произведения. Я в этом деле была чемпион  ;D
🐇

Toman

Цитата: Rómendil от июня 17, 2015, 18:38
Отнюдь. Профессиональные филологи как раз такого различия не проводят. Потому что бессмысленно и ненаучно.
Видимо, я бы просто не признал в таких профессиональных филологах гуманитариев в том смысле, который обычно вкладываю в это слово. Наверное, в самом деле, было бы более корректно говорить не о гуманитариях вообще, а о таких представителях, которые гуманитарностью своей области оправдывают пренебрежение критериями научности, логикой и систематичностью в рассуждениях и понятиях, а также произвольное манипулирование понятиями, приоритет отсылки к авторитетам и т.п. К сожалению, именно эти представители формируют стереотипный образ гуманитария среди "технарей"...
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Toman

Цитата: VagneR от июня 17, 2015, 18:19
Томан, проза и поэзия - это не жанры. Вы опять пишете невпопад. Как Вы можете рассуждать о жанре, не зная, что это такое?
А не додумывайте того, чего не написано! Я не называл прозу или поэзию жанрами - где вы такое увидели? Я сказал только то, что сочинение в стихах выходит за рамки жанра традиционного/шаблонного сочинения. Из этого никак логически не следует то, что вам показалось.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр