Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Хазарский и аварский

Автор Первый раз зашёл, сентября 16, 2004, 03:19

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Asterlibra

Цитата: Agabazar от апреля  8, 2014, 14:59
Нет, не разыгрываю. Об этом я впервые прочитал когда-то у ныне покойного М.Р.Федотова, автора двухтомного ЭС чувашского языка. Он от какого-то чудака услышал о том, что Царицын якобы происходит от Царица (имелась в виду Екатерина II Великая). Вот  и опровергал такую "версию" в своей просветительской статье.
Советую вам это почитать:
(wiki/ru) Царица_(река)
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Фанис

Надпись на стене Софийского собора в Киеве: "тѧтъкюшъ попинъ б╦лов╦жъсъ". Считается, что первое слово в надписи - тюркское имя собств.

Фанис

В том же письме Иосифа упоминается имя хазарского правителя - Булан.

Agabazar

Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2014, 18:05
Советую вам это почитать:
(wiki/ru) Царица_(река)
Вот что я ещё выкопал:
<< Хазары сопротивлялись отчаянно, но их виноградники, юрты и мазанки были сожжены в предместье Сарыгшин (ср.: Царицын),>> http://www.good-asteria.ru/святослав-игоревич-князь-киевский/
(пятый абзац)

А также вот сюда можно посмотреть.

Фанис

Почему-то хазарские, булгарские, аварские имена собственные зачастую лингвистами оставлены без внимания и в связи с их языками они как-то не упоминаются, при этом о языках скифов, сарматов и аланов лингвисты судят практически исключительно по результатам анализа их имен собственных. :donno:

snn

Цитата: Agabazar от апреля  8, 2014, 19:05
Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2014, 18:05
Советую вам это почитать:
(wiki/ru) Царица_(река)
Вот что я ещё выкопал:
<< Хазары сопротивлялись отчаянно, но их виноградники, юрты и мазанки были сожжены в предместье Сарыгшин (ср.: Царицын),>> http://www.good-asteria.ru/святослав-игоревич-князь-киевский/
(пятый абзац)


Это что за автор? Это что, академический труд?:

ЦитироватьА также вот сюда можно посмотреть.
Ну, безусловно, исламисты считают, что Волгоград захвачен русскими. И, безусловно, лингвиздические потуги булгаристов исламистов это самый кошерный источник. Спасибо за такую ссылку, господин Акабазар

Asterlibra

Цитата: Фанис от апреля  8, 2014, 19:00
Надпись на стене Софийского собора в Киеве: "тѧтъкюшъ попинъ бѣловѣжъсъ". Считается, что первое слово в надписи - тюркское имя собств.
По Вашей наводке нашел вот что - Аникин "Русский этимологический словарь".
И вот что:
ЦитироватьВ древности тюрки знали нижнее и среднее течение Волги, кот. и
носило назв. типа тат., башк. Īdəl, чаг. Ätil, Ädil, чув. Atăl (СИГТЯ 2006: 377; Räs.: 52).
Статья "Белая"
Так что выдумки про "чувашность" хазарского названия Атиль или Итиль можно забыть.
Второе:
ЦитироватьБѣлаꙖ  Вѣжа  (Бѣлавежа) — назв.  др.-рус.  гор.  в
Переяславской  земле (ПСРЛ 2:  358), Бѣла(я) Вѣжа  ‛половецкий
город'  XI  в. (ПСРЛ 1:  248),  ‛хазарская  крепость,  Саркел':  Иде
Стõславъ на Козары... градъ ихъ (и) Бѣлу Вѣжю взя ПВЛ под 965 г.
Статья "Белая Вежа". Как видим в те времена половцев и хазар не сильно отличали.
Кстати там говорится что "вежа" - первоначально дом на колесах, потом шатер, а затем крепость.

По поводу надписи на соборе:
Цитироватьсущественно  тѧтъкюшъ  попинъ  бѣловѣжъсъ 'Тетюк Кюч, попин Беловежский' в поминальной тюрко-славянской надписи втор. пол. XI в. в киевском соборе св. Софии
Кто такой Тетюк Кюч?
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Asterlibra

Цитата: Agabazar от апреля  8, 2014, 19:05
Вот что я ещё выкопал:
<< Хазары сопротивлялись отчаянно, но их виноградники, юрты и мазанки были сожжены в предместье Сарыгшин (ср.: Царицын),>> http://www.good-asteria.ru/святослав-игоревич-князь-киевский/
(пятый абзац)
Смотрите Agabazar:
ЦитироватьНам чувашам понятно, что история болгар присвоили мусульмане – татары. В «летописи» отмечается, что герои булгарских мифов живут в легендах, сказках, обрядах и поэмах. Булгарские по происхождению названия городов Казань (Газан), Хлынов (Колын), Набережные Челны (Яр Чалы), Елабуга (Алабуга), Самара (Самар), Симбирск (Симбир), Саратов (Саратау), Царицын (Сарычин), Харьков (Харька), Полтава (Балтавар), Курск (Хурса), Тюмен (Тюмэн), Омск (Омек), Пенза (Кибензаи), Воронеж (Борын Инеш) и другие напоминают о былом Булгарском государстве. В книге Кул-Гали упоминается слово Симбир, что согласно легенде означало добрый дух света, рожденный Солнцем в виде фантастической птицы, принесшей Земле тепло и олицетворяющий женскую красоту, семейное счастье очага.
http://radoslavmihaylov.dir.bg/_wm/diary/diary.php?did=686927&df=46&dflid=3&GDirId=f0bef21d73522596d77fae2fcf7d6a3a
Думаю к таким этимологиям можно не возвращаться?
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Asterlibra

Цитата: Фанис от апреля  8, 2014, 19:11
Почему-то хазарские, булгарские, аварские имена собственные зачастую лингвистами оставлены без внимания и в связи с их языками они как-то не упоминаются,
У них есть отговорка - что имена не хазарские.

А если совсем по честному по именам - сына Аттилы звали Денгизих - и спору о гуннах-булгарах конец.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Asterlibra

И кстати почему "хазар", а не "хаδар", (обсуждавшиеся здесь "признаки булгарских")  или "хасар" (между гласными нет озвончения, н-р Атиль)?
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Agabazar

Цитата: snn от апреля  8, 2014, 19:29
Цитата: Agabazar от апреля  8, 2014, 19:05
А также вот сюда можно посмотреть.
Ну, безусловно, исламисты считают, что Волгоград захвачен русскими.
Нет, "исламисты" (не знаю, кто они), скорей всего, так не считают. НА САМОМ ДЕЛЕ: Создатели того сайта считают:"исламисты заявляют, что Волгоград оккупирован русскими " С мнением создателей того сайта по этому поводу  я не согласен. Не согласен и с мифическими "исламистами", ибо они мифические. Но приводимые на сайте другие сообщения интересные.

snn

Цитата: Agabazar от апреля  8, 2014, 19:53
Цитата: snn от апреля  8, 2014, 19:29
Цитата: Agabazar от апреля  8, 2014, 19:05
А также вот сюда можно посмотреть.
Ну, безусловно, исламисты считают, что Волгоград захвачен русскими.
Нет, "исламисты" (не знаю, кто они), скорей всего, так не считают. НА САМОМ ДЕЛЕ: Создатели того сайта считают:"исламисты заявляют, что Волгоград оккупирован русскими " С мнением создателей того сайта по этому поводу  я не согласен. Но приводимые ими другие сообщения интересные.
А что "исламисты" у Вас в кавычках-то?
Знаете ли, батенька, есть достаточно источников и ссылок по этимологии без всяких Ваших исламистов.
Offtop
Очень показательно Ваше нынешнее выступление...

Asterlibra

Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2014, 19:29
По поводу надписи на соборе:
Цитироватьсущественно  тѧтъкюшъ  попинъ  бѣловѣжъсъ 'Тетюк Кюч, попин Беловежский' в поминальной тюрко-славянской надписи втор. пол. XI в. в киевском соборе св. Софии
Кто такой Тетюк Кюч?
Нашел статью Прицака 1988 г.:
ЦитироватьТѢТЪКЮШЪ ПОПИНЪ БѢЛОВѢЖЪСЪ
КЫЙ   БѦКѦЧУАСИИВАНЪ ЧЮРАБЫБО
ЖИЭ ѦЛЪ ти ѦЛЬТИѦЛЪБѦБУ
Прицак О.И. ТЮРКО СЛАВЯНСКОЕ ДВУЯЗЫЧНОЕ ГРАФФИТИ XI СТОЛЕТИЯ ИЗ СОБОРА СВ. СОФИИ В КИЕВЕ
Тетюк < tatuk "сообразительный"
ЦитироватьЭто слово (и личное имя) широко известно из древнеуйгурских и средне­вековых тюркских текстов (Кашгари, Qutadyu Bilig, Codex Cumanicus, чагатайская придворная литература).
Кюшъ < kuc
ЦитироватьСлово кuс «сила» широко, начиная с древнетюркских и древнеуйгурских текстов, используется в качестве личного имени: Кuс Kul, Кuс Temur, Qilic Кuс (см., например [9, с. 306; 10, с. 693]). Это слово встре­чается также на Руси (1147 г.) как первый компонент названия половец­кого рода.
Бякя < boka "богатырь"
Цитироватьбякя воспроизводит тюркское boka «герой, силач, богатырь», которое как личное имя встречается в Словаре Махмуда Кашгарского (XI в.): Boka Budrac [19]. Слово Boka также содержится в названии половец­кого рода, упоминаемого в Ипатьевской летописи под 1180 г. [18, клн. 623].
Чуаси < chоgasi (чагасы), аналог татарского бала-чага.
ЦитироватьСлово соуа засвидетельствовано в чагатайском ([22, 23 п*] : чога «ще­нок хищных зверей») и турецких диалектах [24, с. 995 12*] ;
Цитировать
Начертание чу а отражает оригинальное *coha; слав, /и/ было избрано для изображения тюркского полузакрытого /о/ , так как слав, /о/ — полуоткрытое; ср. также cor, написанное как чюр (см. дальше). В нашем граффити слово colhla-si в значении «его сын» заместило обычно слово oyul (oyli) [27, с. 309].
Чюр < chor "военачальник"
ЦитироватьCor  (или cor-in) — тюркский титул военачальника. Это слово известно из древнетюркских памятников (например, Kul Cor, Tadiq Cor, Tardus Inancu Cor), см. [10, с. 427—428] и [11, с. 157] (под словом сur) 13*. Cor встречается у Константина Багрянородного (ок. 948 г.) как высокий печенежский титул [31].
Думаю эти сведетельства можно трактовать что в те времена (XI в) В Белой Веже во всю жили половцы, которые даже становились попами. Связь с хазарами мне не очевидна.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Agabazar

Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2014, 19:33

Смотрите Agabazar:
Цитировать<...>
http://radoslavmihaylov.dir.bg/_wm/diary/diary.php?did=686927&df=46&dflid=3&GDirId=f0bef21d73522596d77fae2fcf7d6a3a
Думаю к таким этимологиям можно не возвращаться?
Зачем "возвращаться"? Наоборот, надо бегать от всего это подальше как от заразной болезни. Одни упоминания пресловутой "летописи" "Джагфар тарихы" чего стоят!

Agabazar

Цитата: snn от апреля  8, 2014, 20:06
А что "исламисты" у Вас в кавычках-то?
Знаете ли, батенька, есть достаточно источников и ссылок по этимологии без всяких Ваших исламистов.
Нет у меня никаких исламистов. Ни в кавычках, ни без оных. Все претензии, если у вас есть, пожалуйста, отправляйте к создателям того сайта (которые, на самом деле, являются, "антиисламистами"; именно поэтому у них такие формулировки).

Asterlibra

Цитата: Agabazar от апреля  8, 2014, 20:13
Одни упоминания пресловутой "летописи" "Джагфар тарихы" чего стоят!
Тут я с Вами абсолютно согласен. А привел я к тому чтобы показать, что Царицын который Сарычин уж очень смахивает на ту же логику как у этих приверженцев фолкхистори.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Agabazar

Asterlibra, это же вы сами вытащили Саригшин первыми!
На самом деле я пересмотрел многие сайты, посвящённые Волгограду и его современному и историческим названиям. Везде царит поверхностность и легковесность.

Asterlibra

Цитата: Agabazar от апреля  8, 2014, 20:49
Asterlibra, это же вы сами вытащили Саригшин первыми!
Да, но я не связывал его с Царицыным. Я посмотрел русскую и английскую вики и там говорилось что Сарыгшин - часть Итиля, другая часть называется Хамлидж или Хазаран.
Арабы называли Сарыгшин словом аль-Бейда "белый", хотя сарыг=желтый. А позже на месте Сарыгшина возник Саксин (см. архелогические раскопки http://www.lechaim.ru/ARHIV/174/VZR/a02.htm)
Мой интерес был исключительно исследовательский - думал может кто знает про это.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Karakurt

Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2014, 19:37
А если совсем по честному по именам - сына Аттилы звали Денгизих - и спору о гуннах-булгарах конец.
С чего бы?

Asterlibra

Цитата: Фанис от апреля  8, 2014, 19:02
В том же письме Иосифа упоминается имя хазарского правителя - Булан.
А как олень по чувашски будет?
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Asterlibra

Цитата: Karakurt от апреля  8, 2014, 22:11
Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2014, 19:37А если совсем по честному по именам - сына Аттилы звали Денгизих - и спору о гуннах-булгарах конец.
С чего бы?
Денгиз - море. Ротацизма нет. А должен быть.
Может лучше продолжить в соответствующей теме или вовсе не продолжать?
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Karakurt

Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2014, 22:23
Денгиз - море
Есть разве указание на такое значение его имени?

Asterlibra

Цитата: Karakurt от апреля  8, 2014, 22:34
Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2014, 22:23Денгиз - море
Есть разве указание на такое значение его имени?
А должно быть?
Если Вам очень нужны указания: Otto Maenchen-Helfen "The World of the Huns" p.407
ЦитироватьDäŋiziq "little lake"
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Karakurt

Otto Maenchen-Helfen современник сына Аттилы? :) Да и море на т- начинается.

Asterlibra

Цитата: Karakurt от апреля  8, 2014, 23:08
Otto Maenchen-Helfen современник сына Аттилы? :) Да и море на т- начинается.
Т.е. по Вашему нельзя этимологизировать то к чему нет свидетельств современников? Мысль конечно интересная - половина лингвистики тогда тю-тю.
И почему это "т"? В татарском и турецком например "д"... И я не утверждал что язык гуннов древнетюркский.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)