Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ренарратив "-де"

Автор Borovik, февраля 20, 2014, 12:03

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Rashid Jawba

Цитата: Bhudh от марта 22, 2014, 10:57
Но тут ясное значение «установим x равным 5».
Ильич так и сказал.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Речь о том, что деть, деять, делать, делить, действовать.... имеют общий смысл act.
Деять - сказать сильно отклоняется в семантике, и хотя механизм этого дрейфа не уникален, полагаю, это переносное значение.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Bhudh

Цитата: Rashid Jawba от марта 22, 2014, 18:11Деять - сказать сильно отклоняется в семантике
Угу... Вы это скажите предкам с мифологическим мышлением, для которых "сказать" было равнозначно "сделать"...
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Rashid Jawba

Цитата: Bhudh от марта 22, 2014, 23:06
Цитата: Rashid Jawba от марта 22, 2014, 18:11Деять - сказать сильно отклоняется в семантике
Угу... Вы это скажите предкам с мифологическим мышлением, для которых "сказать" было равнозначно "сделать"...
Вы это дейте предкам, для которых деять было равнозначно деять. Вполне понятно ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Wolliger Mensch

Цитата: Rashid Jawba от марта 23, 2014, 09:14
Вы это дейте предкам, для которых деять было равнозначно деять. Вполне понятно ?

Понятно, что вы игнорируете типологию и контекстное противопоставление.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Rashid Jawba

Цитата: Wolliger Mensch от марта 23, 2014, 12:51
Цитата: Rashid Jawba от марта 23, 2014, 09:14
Вы это дейте предкам, для которых деять было равнозначно деять. Вполне понятно ?

Понятно, что вы игнорируете типологию и контекстное противопоставление.
А где типология ?
При любых контекстах очень неудобно пользоваться одним словом для обозначения таких разных действий. И время это подтвердило.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Wolliger Mensch

Цитата: Rashid Jawba от марта 23, 2014, 13:12
При любых контекстах очень неудобно пользоваться одним словом для обозначения таких разных действий. И время это подтвердило.

Рашид, контекстное разделение дѣяти «действовать» и дѣяти «говорить» было с самого начала. И время ни при чём: на протяжении развития языков слова со значением «класть», «делать» постоянно развивали вторичные значение «высказывать», «говорить» — это непрерывный процесс, равно как и обратный. Кроме того, подумайте над этой юридической формулой.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Rashid Jawba

О вторичных значениях не спорю, хотя типологией это не назвал бы. Обратно - тоже верно, напр., сказаться /но не сказать/ = повлиять, подействовать.
Но, если вторичные значения были с самого начала, контекстно, куда ж они потом делись ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Валентин Н

Цитата: Алексей Гринь от февраля 20, 2014, 12:30
Заметим, что появилась новая частица с таким же значением и образованием гыт (грит).
горт
ЗАБАНИЛ ВИКИПЕДИЮ
Нижниь ıндэкс в ҷıсʌах — степень тıсяҷı
Препинания авторские!

Amoreklub

Цитата: Rashid Jawba от марта 21, 2014, 14:03
В изначале де, деять = делать, затем в средневековье появляется значение ''говорить'
Надо пологать, значение "говорить" было всегда. Возможно не единственное, но всегда. Для первобытного человека слово всегда было действенно. Более того, в эпоху царства магии (до религиозную эпоху) слово было более действенно, чем в эпоху цивилизации. Яркий пример - заговоры, заклинания, которые возникли именно тогда.
Для первобытного человека, слово и дело были неразрывно связаны.

Bhudh

Цитата: Rashid Jawba от марта 23, 2014, 15:03Но, если вторичные значения были с самого начала, контекстно, куда ж они потом делись ?
Потом потихонечку выперли мифологическое мышление из обчества.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Rashid Jawba

Цитата: Bhudh от марта 23, 2014, 15:44
Цитата: Rashid Jawba от марта 23, 2014, 15:03Но, если вторичные значения были с самого начала, контекстно, куда ж они потом делись ?
Потом потихонечку выперли мифологическое мышление из обчества.
Интересно...В каких еще ИЕ языках сохранились следы той мифологии ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Bhudh

Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Rashid Jawba

Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Алексей Гринь

Цитата: Rashid Jawba от марта 23, 2014, 13:12
А где типология ?
Дваждую. WM ссылался на тему, где была приведена «типология» на делать~говорить, которая была ничем иным, как рефлексами в трёх языках (включая славянские) одного и того же ПИЕ-корня, что наводит на мысли об омонимичности (в силу каких-то фонетических причин) корней «делать» и «говорить» на уровне ПИЕ, а не о типологии.
肏! Τίς πέπορδε;

Elischua

Цитата: Алексей Гринь от апреля  1, 2014, 21:55
Цитата: Rashid Jawba от марта 23, 2014, 13:12
А где типология ?
Дваждую. WM ссылался на тему, где была приведена «типология» на делать~говорить, которая была ничем иным, как рефлексами в трёх языках (включая славянские) одного и того же ПИЕ-корня, что наводит на мысли об омонимичности (в силу каких-то фонетических причин) корней «делать» и «говорить» на уровне ПИЕ, а не о типологии.

Типология как раз изобилует примерами в данном случае: лат. dīcere 'показать' : 'сказать', осл. *kazatī 'показать' : 'сказать', герм. *tal-ōn 'считать, исчислять' : '[рас]сказать'. О германской праформе: в и-е. этимологической статье этимологические связи этого слова в других языках среди значений «считать; [пере~рас]сказать» имеют и такие как «приманка», а также «линия, ряд», которые вполне объясняются из значения «класть [в ряд] ~ раскладывать» – именно это значение и должно быть исходным для всех других значений, т.е. «наживлять-манить-обманывать < раскладывать-класть > перечислять-считать > пересказать-рассказать». Параллель сем. группы «наживлять-манить-обманывать < раскладывать-класть» в и-е. *dol- (герм. *tal-ōn) является в осл. *naditi 'обманывать<манить [наживкой]<наживить<делать надетым' (<*na-do) : dētī 'класть'. В гнезде, в которое входят слова *kazītī, *kazatī, хотя и не выявляется элементарное значение 'класть', тем не менее похожая сем. троичность «оставить [дурную] метку-портить < метить-показать > сказать». Далее, и-е. *leg- 'собирать-(рас-/вы-/)складывать' > в греч. '(рас)сказать, говорить, сообщать; перечислять (гомер.)' наряду с 'читать-собирать-складывать' в лат. Следующим примером типологии и-е. *rek- 'раскладывать-упорядочивать<*класть' > герм. 'считать; постановлять-определять; советовать', динд. 'упорядочивать, складывать; порядок; распоряжение', слав.-тох. 'слово-речь; говорить-сказать' наряду с 'определить-установить; срок-условие < порядок-раскладывать < *класть' (ср. *ou-rok-, su-rok-).
Nu Elck Syn Sin

Þese ben also þy fyve inwyttys: Wyl, Resoun, Mynd, Ymaginacioun, and Thoght.

כִּי-אָז אֶהְפֹּךְ אֶל-עַמִּים, שָׂפָה בְרוּרָה, לִקְרֹא כֻלָּם בְּשֵׁם יְהוָה, לְעָבְדוֹ שְׁכֶם אֶחָד

Алексей Гринь

Цитата: Elischua от апреля  2, 2014, 02:23
Типология как раз изобилует примерами в данном случае: лат. dīcere 'показать' : 'сказать', осл. *kazatī 'показать' : 'сказать', герм. *tal-ōn 'считать, исчислять' : '[рас]сказать'. О германской праформе: в и-е. этимологической статье этимологические связи этого слова в других языках среди значений «считать; [пере~рас]сказать» имеют и такие как «приманка», а также «линия, ряд», которые вполне объясняются из значения «класть [в ряд] ~ раскладывать» – именно это значение и должно быть исходным для всех других значений, т.е. «наживлять-манить-обманывать < раскладывать-класть > перечислять-считать > пересказать-рассказать». Параллель сем. группы «наживлять-манить-обманывать < раскладывать-класть» в и-е. *dol- (герм. *tal-ōn) является в осл. *naditi 'обманывать<манить [наживкой]<наживить<делать надетым' (<*na-do) : dētī 'класть'. В гнезде, в которое входят слова *kazītī, *kazatī, хотя и не выявляется элементарное значение 'класть', тем не менее похожая сем. троичность «оставить [дурную] метку-портить < метить-показать > сказать». Далее, и-е. *leg- 'собирать-(рас-/вы-/)складывать' > в греч. '(рас)сказать, говорить, сообщать; перечислять (гомер.)' наряду с 'читать-собирать-складывать' в лат. Следующим примером типологии и-е. *rek- 'раскладывать-упорядочивать<*класть' > герм. 'считать; постановлять-определять; советовать', динд. 'упорядочивать, складывать; порядок; распоряжение', слав.-тох. 'слово-речь; говорить-сказать' наряду с 'определить-установить; срок-условие < порядок-раскладывать < *класть' (ср. *ou-rok-, su-rok-).

Тут нигде нету «делать», однако.
Алсо, это всё реконструкции, было бы здорово реальный пример из жизни, а не байки.
肏! Τίς πέπορδε;

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Elischua

Цитата: Bhudh от апреля  2, 2014, 03:16
Цитата: Алексей Гринь от апреля  2, 2014, 03:14Тут нигде нету «делать», однако.
Так само делатьдѣть.
Я-то полагал, что это настолько очевидно, что писать об этом необходимости нет. Если бы Вы, Bhudh, это отдельно не уточнили, сам бы я уже не стал.
Nu Elck Syn Sin

Þese ben also þy fyve inwyttys: Wyl, Resoun, Mynd, Ymaginacioun, and Thoght.

כִּי-אָז אֶהְפֹּךְ אֶל-עַמִּים, שָׂפָה בְרוּרָה, לִקְרֹא כֻלָּם בְּשֵׁם יְהוָה, לְעָבְדוֹ שְׁכֶם אֶחָד

Rashid Jawba

Цитата: Elischua от апреля  2, 2014, 02:23
Типология как раз изобилует примерами в данном случае: лат. dīcere 'показать' : 'сказать', осл. *kazatī 'показать' : 'сказать', герм. *tal-ōn 'считать, исчислять' : '[рас]сказать'. ...
Это типология сем. расширения. Реально можно сказать,- покажи, где деньги лежат, а можно -скажи. Смысл сохранен.
С омонимами так не получается /и не должно/.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Wolliger Mensch

«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Wolliger Mensch

Цитата: Алексей Гринь от апреля  1, 2014, 21:55
Дваждую. WM ссылался на тему, где была приведена «типология» на делать~говорить, которая была ничем иным, как рефлексами в трёх языках (включая славянские) одного и того же ПИЕ-корня, что наводит на мысли об омонимичности (в силу каких-то фонетических причин) корней «делать» и «говорить» на уровне ПИЕ, а не о типологии.

Гринь, что вы пишете? :what:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

_Swetlana

Цитата: Wolliger Mensch от апреля  2, 2014, 08:45
Об боге: *Авторитет бога
Стоять! Верните тему взад! Я пишу по сабжу.

Сабжевая тема: в каких случаях слово = дело.
Вчера мы пришли к выводу, что Он является определением Самого Себя, т.е. для определения Себя Ему не нужны слова из метатеории.
Какое это имеет отношение к заявленному сабжу?
Как известно, вся математика делится на обычную и конструктивную. Отличие между ними в том, что в обычной достаточно доказать, что некий объект существует, а в конструктивной нужно дать способ построения объекта за конечное число шагов.
Если кто не знает, описать конструктивный алгоритм построения объекта - всё равно что его построить.

Он - конструктивное   определение Самого Себя.
🐇

Rashid Jawba

Цитата: _Swetlana от апреля  2, 2014, 09:45
Цитата: Wolliger Mensch от апреля  2, 2014, 08:45
Об боге: *Авторитет бога
Стоять! Верните тему взад! Я пишу по сабжу.
Да уж, модеры скучают и/или не вникают.
Лично я считаю ваши трансдисциплинарные параллели вполне наглядными и интересными. Насколько это применимо к лингвистике ? насколько то да...
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр