Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Арабский язык на дореволюционном Кавказе

Автор Сергий, марта 30, 2014, 16:46

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Сергий

Расул Гамзатов о роли и значении арабского языка на дореволюционном Кавказе:

Цитата: http://royallib.ru/read/gamzatov_rasul/moy_dagestan.html#1290240
Чаще всего отец пользовался арабским. Он любил тут сами буквы, их начертания, видел в них красоту. Терпеть не мог неряшливого, небрежного письма...

Часто после обеда собирались на крыше нашей сакли жители аула. Отец читал им удивительные повести, рассказы, стихи. Мерно звучала музыка многоразмерных арабских стихов.

Русского языка отец не знал. Ему приходилось на арабском же языке читать Чехова, Толстого, Ромена Роллана. Ни о ком из них горцы тогда не имели представления. Больше других писателей отец любил Чехова, особенно понравился ему рассказ "Хамелеон", и он часто его перечитывал.

Вообще арабский язык был очень распространен. Некоторые писали на арабском потому, что у Дагестана не было своей письменности, некоторые потому, что этот язык казался им богаче и образнее родных дагестанских языков. На арабском языке писались все официальные бумаги и документы. Все надписи на каменных надгробьях - арабская вязь. Отец умел хорошо читать эти надписи и объяснял их.

Потом были годы, когда арабский язык объявили буржуазным пережитком. Пострадали люди, читавшие и писавшие по-арабски, пострадали и книги. Утрачены целые библиотеки, которые собирались с большим трудом дагестанскими просветителями Алибеком Тахо-Годи и Джелалом Коркмасовым. Джелал учился в Сорбонне, знал двенадцать языков, был другом Анатоля Франса. В горных аулах он собирал старинные книги, отдавая за них оружие, коня, корову, позднее за горсть муки, кусок бумазеи. Пропало много и рукописей. Невозвратимая, горькая потеря!

Магомед-хаджи

Литературным языком на Восточном Кавказе был арабский. Все книги религиозного содержания писались на арабском. Его учили в медресе, и язык преподавания в нем был тоже арабский. Правда, не могу сказать каков был процент владеющих арабским..
Но он редко употреблялся как разговорный, т.к. такую роль занимал тюркский
Ҳалха́ ҳажаза куог ма баққа, тIие́ҳа ҳажаза дуош ма а́ла...

Calle

Арабский язык в Дагестане играл роль несравнимо большую, чем, например, на Южном Кавказе. И всё же не будем забывать, что уровень грамотности до советизации оставался чрезвычайно низким, и прерогатива "писать на арабском официальные документы" принадлежала весьма узкому кругу образованных лиц. Вообще среди мусульман на Кавказе умение читать Коран по-арабски довольно редко сопровождалось функциональным знанием классического арабского как такового.

Зато мало кто знает, что в центральном Азербайджане (до последней четверти 19-го века) и на юге Дагестана (до 1930-х годов) ещё сохранялись сёла старожильческого арабского населения, помнившего свой язык.

Сергий

Цитата: Магомед-хаджи от марта 30, 2014, 16:52
Литературным языком на Восточном Кавказе был арабский. Все книги религиозного содержания писались на арабском. Его учили в медресе, и язык преподавания в нем был тоже арабский. Правда, не могу сказать каков был процент владеющих арабским..
Но он редко употреблялся как разговорный, т.к. такую роль занимал тюркский
Спасибо, познавательно. Понемногу начал интересоваться Кавказом, его разнообразным обществом, его людьми, их жизнью, историей, культурой, языками и литературой, пока всё это себе слабо представляю. В вышеприведенном отрывке Расула Гамзатова в частности заинтересовало упоминание о наличии переводов русских и западноевропейских писателей на арабский, один из литературных языков Кавказа начала 20-го века. Интересно, возможно вы владете информацией, насколько подобные переводы были тогда распространены, а также как в этом плане обстояло дело с литературным тюркским?

Сергий

Цитата: Calle от марта 30, 2014, 17:01
Зато мало кто знает, что в центральном Азербайджане (до последней четверти 19-го века) и на юге Дагестана (до 1930-х годов) ещё сохранялись сёла старожильческого арабского населения, помнившего свой язык.
Интересно, а что это за люди и как они тут появились?

Calle

Цитата: Сергий от марта 30, 2014, 17:06
Цитата: Calle от марта 30, 2014, 17:01
Зато мало кто знает, что в центральном Азербайджане (до последней четверти 19-го века) и на юге Дагестана (до 1930-х годов) ещё сохранялись сёла старожильческого арабского населения, помнившего свой язык.
Интересно, а что это за люди и как они тут появились?
Я не возьмусь утверждать, что это потомки арабских завоевателей 8-го века (хотя и не исключено), но в средневековье вплоть до 17-го века арабские учёные и религиозные судьи часто наведывались в Дагестан, весьма тепло там встречались как проводники исламской культуры, пользовались авторитетом и нередко оседали, "дирижируя" культурной жизнью региона.

В Азербайджане же это были либо кочевники из Ирана и Турции, либо их осёдлые потомки, привилегированного статуса не имели и поэтому быстрее растворились.

Сергий

Цитата: Calle от марта 30, 2014, 17:21
Я не возьмусь утверждать, что это потомки арабских завоевателей 8-го века (хотя и не исключено), но в средневековье вплоть до 17-го века арабские учёные и религиозные судьи часто наведывались в Дагестан, весьма тепло там встречались как проводники исламской культуры, пользовались авторитетом и нередко оседали, "дирижируя" культурной жизнью региона.
Т.е. в любом случае арабское и арабоязычное сообщество непрерывно существует с 8-го века. :???

Calle

Цитата: Сергий от марта 30, 2014, 17:40
Цитата: Calle от марта 30, 2014, 17:21
Я не возьмусь утверждать, что это потомки арабских завоевателей 8-го века (хотя и не исключено), но в средневековье вплоть до 17-го века арабские учёные и религиозные судьи часто наведывались в Дагестан, весьма тепло там встречались как проводники исламской культуры, пользовались авторитетом и нередко оседали, "дирижируя" культурной жизнью региона.
Т.е. в любом случае арабское и арабоязычное сообщество непрерывно существует с 8-го века. :???
Ну, в принципе да. Ранние арабы (в том числе аристократия) на Кавказе начали татизироваться и азербайджанизироваться как раз в момент распространения ислама в Дагестане, когда наметилась тенденция нового наплыва арабского элемента.

В Азербайджане сегодня около 30 сёл, имеющих в своём названии этноним "араб", в Дагестане тоже есть пара.

Rashid Jawba

Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Сергий

Цитата: Calle от марта 30, 2014, 17:51
В Азербайджане сегодня около 30 сёл, имеющих в своём названии этноним "араб", в Дагестане тоже есть пара.
Были ли случаи, когда самоназвание "араб" употреблялось для обозначения людей неарабского происхождения?

Calle

Цитата: Rashid Jawba от марта 30, 2014, 19:11
Арабы - татизироваться ? :o
Да. Местная аристократия в Ширване была доарабского иранского происхождения и арабы (Кесраниды, Дербентиды), унаследовавшие власть от халифских наместников, охотно роднились с ними. Уже с 11-го века у арабских по происхождению ширваншахов встречаются типично иранские имена: Кубад, Фарибурз, Манучехр, Хушанг. Как минимум в двух из пяти дагестанских сёл, фигурировавших в конце 19-го века как арабоязычные (Гимейди, Кемах), на заре советской эпохи уже говорили по-татски.

Calle

Цитата: Сергий от марта 30, 2014, 19:23
Цитата: Calle от марта 30, 2014, 17:51
В Азербайджане сегодня около 30 сёл, имеющих в своём названии этноним "араб", в Дагестане тоже есть пара.
Были ли случаи, когда самоназвание "араб" употреблялось для обозначения людей неарабского происхождения?
Нет. "Араб" всегда носило конкретный этнический смысл.

Rashid Jawba

Цитата: Calle от марта 30, 2014, 19:32
Как минимум в двух из пяти дагестанских сёл, фигурировавших в конце 19-го века как арабоязычные (Гимейди, Кемах), на заре советской эпохи уже говорили по-татски.
Интересно, татизировались в разгар самой мощной волны исламизации.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Calle

Цитата: Rashid Jawba от марта 30, 2014, 19:47
Цитата: Calle от марта 30, 2014, 19:32
Как минимум в двух из пяти дагестанских сёл, фигурировавших в конце 19-го века как арабоязычные (Гимейди, Кемах), на заре советской эпохи уже говорили по-татски.
Интересно, татизировались в разгар самой мощной волны исламизации.
Ну, средневековая татизация относится скорее к правящему классу. Халифат распался, арабские эмираты остались далеко на юге, эмиры один за другим теряли власть в сопредельных территориях, отдаляя арабский ареал. Нужно было как-то легитимизировать свою власть в глазах феодалов, вот и апеллировали к Сасанидским корням.

Rashid Jawba

Цитата: Rashid Jawba от марта 30, 2014, 19:47
Цитата: Calle от марта 30, 2014, 19:32
Как минимум в двух из пяти дагестанских сёл, фигурировавших в конце 19-го века как арабоязычные (Гимейди, Кемах), на заре советской эпохи уже говорили по-татски.
Интересно, татизировались в разгар самой мощной волны исламизации.
Нашел. Были, оказывается, таты-мусульмане, причем сунниты.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Calle

Цитата: Rashid Jawba от марта 30, 2014, 20:11
Цитата: Rashid Jawba от марта 30, 2014, 19:47
Цитата: Calle от марта 30, 2014, 19:32
Как минимум в двух из пяти дагестанских сёл, фигурировавших в конце 19-го века как арабоязычные (Гимейди, Кемах), на заре советской эпохи уже говорили по-татски.
Интересно, татизировались в разгар самой мощной волны исламизации.
Нашел. Были, оказывается, таты-мусульмане, причем сунниты.
Большая ошибка считать горских евреев татами! Когда говорится "таты", имеется в виду исключительно мусульманское (как суннитское, так и шиитское) население, которое исторически по численности превышало татоязычное еврейское в в 6-7 раз.

Я тут писал уже об этом: просто исторически горские евреи говорили на варианте татского языка (еврейско-татский или джухури), который впрочем многими исследователями выделяется в отдельный язык. "таты-иудеи" - выдумка советской академии, т.к. в силу ряда идеологических факторов слова "еврей" по возможности избегали. эти люди себя татами не называли и иудеями являлись с самого момента зарождения этой общины на Кавказе. исторически татами называли оседлое ираноязычное мусульманское население. перехода татов из ислама в иудаизм тоже не наблюдалось, поэтому "таты-иудеи" - весьма неточное и неоднозначное определение.

Rashid Jawba

В той Аль Мухаммадия на конец 19 в. указано смешанное татско-еврейское население
Видимо, таты стремительно тюркизировались, ибо в последнее время татами считают горных евреев.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

ali_hoseyn

Цитата: Calle от марта 30, 2014, 20:23Большая ошибка считать горских евреев татами!
Не хотелось бы, конечно, тут поднимать эту тему, но каковы решающие аргументы?
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

bvs

Решающим аргументом тут является самосознание. Например, караимы считают себя самостоятельным народом, потомками хазар - и никто не убедит их в том, что они евреи.

ali_hoseyn

Цитата: bvs от марта 30, 2014, 21:01Решающим аргументом тут является самосознание.
Хорошо, задам вопрос иначе — каков этногенез горских евреев? И какие реальные данные мы на этот счет имеем?
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Nevik Xukxo

Цитата: ali_hoseyn от марта 30, 2014, 21:32
Хорошо, задам вопрос иначе — каков этногенез горских евреев? И какие реальные данные мы на этот счет имеем?
Где-то уже писалось об этом. Или не на этом форуме? :-\

Calle

Цитата: ali_hoseyn от марта 30, 2014, 21:32
Цитата: bvs от марта 30, 2014, 21:01Решающим аргументом тут является самосознание.
Хорошо, задам вопрос иначе — каков этногенез горских евреев? И какие реальные данные мы на этот счет имеем?
Мне очень плохо верится, что зороастрийское и мусульманское иранские население могло под влиянием каких бы то ни было факторов перейти в иудаизм. Таких факторов попросту не было.

ali_hoseyn

dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

Цитата: Calle от марта 30, 2014, 23:32Таких факторов попросту не было.
Кстати, практически все случаи массового перехода в иудаизм (Адиабена, Химьяр, хазары) происходили вопреки геополитике. Иудаизм в этих случаях выступал альтернативой зависимости от сильных соседей.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Calle

Цитата: ali_hoseyn от марта 31, 2014, 00:38
Цитата: Calle от марта 30, 2014, 23:32Мне очень плохо верится
Надеюсь, Вы понимаете, что это слабый аргумент?
Это просто речевой оборот. Видимо, мне не следует смягчать свои заявления такими фразами (политкорректное наследие моего англоязычного прошлого!), иначе это расценивается как неуверенность.

История еврейства в районе Кубы и Дербента не уходит дальше VI-VII веков нашей эры. В этот период Персия распространила очень сильный контроль над северными границами своих вассальных территорий на Кавказе и переселила сюда множество солдат, жрецов и аристократии из метрополии. Какой резон был этому населению, чьей прямой обязанностью было распространение здесь персидского политического и религиозного влияния, переходить в иудаизм? И как в таком случае объяснить весьма заметное количество гебраизмов в базовой (нерелигиозной) лексике еврейско-татского?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр