Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

алт(ы)мыш, й/дж/жет(и)миш

Автор Антиромантик, января 6, 2010, 13:44

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Антиромантик

Известно что-нибудь про происхождение компонента -мыш/-миш: аффикс ли это или самостоятельное слово?
Сохранились ли эти формы в тюркских восточных современных, в южноалтайских и северноалтайских диалектах, например?

azazul

мыш - признак прошедшего и прежде прошедшего времени, употребляется в конце глаголов обычно либо как отдельное наречие: эмиш, миш
Я - сверхчеловек, и ничто сверхчеловеческое мне не чуждо!

Dana

Глагольный аффикс и элемент числительных не связаны.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Хусан

Какое этимология этих чисел? Может быть етмиш от етмиш - достигший, олтмиш - олмиш - получивший, етти от етди - достиг, олти от олди - получил?
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Iskandar

Цитата: Dana от января  9, 2010, 06:17
Глагольный аффикс и элемент числительных не связаны.
Есть предположения, что связан.
Правда, видимо, не так прозрачно, как изволил предположить Хусан.

Хусан

Например, в узбекском есть и другие слова с этим глаголом:
ўтмиш (узб.)
прошлое; узоќ ~да в далёком прошлом; ќаћрамоннинг шонли ~и славное прошлое героя.

ёзмиш (узб.)
удел, судъба, рок, участъ.

ќилмиш (узб.)
поступок, деяние; проступок; ўз ~ига иќрор бўлди он сознался в своих проступках; ~га яраша по заслугам; поделом; ~ига яраша жазоламоќ достойно наказатъ; ~-ќидирмиш погов. (букв. по содеянному - воздаяние) как аукнется, так и откликнется.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Borovik

Хусан, алтмыш и жетмиш очевидным образом производны соотв. от алты и жети.
Это "производство" очевидно случилось в раннедревнетюркский, если не в пратюркский, период. Так что таких явных этимологий просто не может быть

Аналогичный вопрос - что такое сек-сен, ток-сан?


Хусан

Цитата: Borovik от декабря 16, 2013, 15:55
Аналогичный вопрос - что такое сек-сен, ток-сан?
Не может ли быть от сон (число, количество, числительное)?
Саксон от Сак-сон
Тўқсон от Тўқ-сон
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".



Хусан

Цитата: mail от декабря 16, 2013, 17:32
sekis(8)+on(10)
toqis(9)+on(10)
Да, вы правы. Раньше тоже так читал. Только сейчас вспомнил.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Iskandar

Цитата: Хусан от декабря 16, 2013, 17:37
Цитата: mail от декабря 16, 2013, 17:32
sekis(8)+on(10)
toqis(9)+on(10)
Да, вы правы. Раньше тоже так читал. Только сейчас вспомнил.
Здрасьте... *ō и *а - одна фонема?

Agabazar

Соответствующие ламбдаистические числительные в чувашском: 60: утМĂЛ и 70: çитМĔЛ .
Цитата: mail от декабря 16, 2013, 17:32
sekis(8)+on(10)
toqis(9)+on(10)
В чувшском всё более прозрачно: сакăр(8)+вуннă(10), тăхăр(9)+вуннă(10).

Хусан

Цитата: Iskandar от декабря 16, 2013, 17:44
Здрасьте... *ō и *а - одна фонема?
ō потом может перейти на а. Чувашский вариант тоже подтверждает это.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Agabazar

Цитата: Iskandar от декабря 16, 2013, 17:44
Цитата: Хусан от декабря 16, 2013, 17:37
Цитата: mail от декабря 16, 2013, 17:32
sekis(8)+on(10)
toqis(9)+on(10)
Да, вы правы. Раньше тоже так читал. Только сейчас вспомнил.
Здрасьте... *ō и *а - одна фонема?
На мой взгляд, ответ на вопрос зависит от того, чем считать -ен(-ан): аффиксом (1) или элементом сложного слова (2). Во втором случае [е]([а]), да, является аллофоном фонемы о.

Türk

А почему тюркские числительные созданы не по единой формуле?
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Iskandar

Цитата: Agabazar от декабря 16, 2013, 17:59
Во втором случае [е]([а]), да, является аллофоном фонемы о.
Сингармоническая делабиализация?


Agabazar

Цитата: Iskandar от декабря 16, 2013, 18:07
Сингармоническая делабиализация?
"Сиксен"(80) и "Туксан"(90). По принципу сингармонизма в первом случае -ен, во втором -ан.
Цитата: Dağ Xan от декабря 16, 2013, 18:06
А почему тюркские числительные созданы не по единой формуле?
Во всяком случае, в чувашском и кыпчакских "формула" одна и та же. Только ротацизм с ламбдаизмом, а также протеза, вносят некоторые поправки.

Türk

Цитата: Agabazar от декабря 16, 2013, 18:28
Цитата: Iskandar от декабря 16, 2013, 18:07
Сингармоническая делабиализация?
"Сиксен"(80) и "Туксан"(90). По принципу сингармонизма в первом случае -ен, во втором -ан.
Цитата: Dağ Xan от декабря 16, 2013, 18:06
А почему тюркские числительные созданы не по единой формуле?
Во всяком случае, в чувашском и кыпчакских "формула" одна и та же.
20 - iyirmi
30 - otuz
40 - qırx
50 - əlli
60, 70 - altmış, yetmiş
80, 90 - səksən, doxsan.

Разная же.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Agabazar

Цитата: Dağ Xan от декабря 16, 2013, 19:24
Разная же.
Числительные разряда десяток можно сгруппировать таким образом: 1) 10, 20, 30, 40, 50 ; 2) 60, 70 ; 3) 80, 90 .
Действительно, для этих трёх групп "формулы" разные.  Но сама возможность так группировать для всех мне известных тюркских языков, включая чувашский, одна и та же. Вот что я имел в виду. Вот это и есть общая формула в этом смысле.

Iskandar

Цитата: Agabazar от декабря 16, 2013, 19:46
10, 20, 30, 40, 50
Здесь нет никакой группы, каждое числительное уникально.
Кстати, согласно Дыбо, "двадцать" может быть тохарским заимствованием.

Türk

Цитата: Iskandar от декабря 16, 2013, 19:53

Кстати, согласно Дыбо, "двадцать" может быть тохарским заимствованием.

yigirmi - iki.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан


Türk

"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр