Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Дети учатся грамматике с пеленок

Автор Hironda, апреля 15, 2013, 23:16

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Hironda

ЦитироватьКак дети так быстро учатся говорить? До недавних пор популярной оставалась теория, что малыши подражают взрослым. Но Чарльз Янг из Пенсильванского университета США так не считает: "Шимпанзе, которых пробовали обучать человеческому языку, тоже подражают людям. Но при этом создают совершенно нелепые конструкции, которые к тому же не отличаются разнообразием, в то время как дети соблюдают грамматические законы своего языка".

Новорожденный не умеет говорить, а о своих чувствах и желаниях сообщает миру плачем. Однако ребенок способен выделять речь взрослых на фоне других звуков. К году-двум дети уже умеют произносить отдельные слова или даже фразы. К трем годам большинство из них разговаривает несложными предложениями. Но как дети обучаются говорить так быстро? По мнению Янга, малыши с пеленок впитывают грамматические законы родной речи, и позже строят свой лепет именно по этим конструкциям, а не просто подражая родителям.

Многим родителям кажется, что речь их ребенка развивается стихийно. Но это совсем не так: существует определенный порядок освоения ребенком языка, к какой бы группе не принадлежало его родное наречие. С рождения ребенок распознает речь среди других окружающих звуков: в мозге любого человека существует целая структура, ответственная за распознавание речи. Примерно к трем месяцам младенец начинает издавать протяжные звуки, напоминающие гласные в языке взрослых. Педиатры называют этот процесс гулением. Затем он учится произносить слоги, и с помощью их повторения складывает свои первые слова: ма-ма, па-па, ба-ба. К году-полутора ребенок уже обычно умеет произносить отдельные, возможно, слегка искаженные слова и даже фразы. И вот тут начинается самое интересное с точки зрения лингвистов. По каким принципам малыш складывает эти фразы?

Господствующей по сей день теорией была подражательная: дескать, дети просто по мере своих возможностей копируют речь взрослых. Но оказывается, при более пристальном рассмотрении эта гипотеза имеет много слабых мест. Чарльз Янг проанализировал фразы детей, которые только-только научились составлять конструкции из двух-трех слов. Оказалось, что дети вполне способны составлять собственные словосочетания, а не те, которые услышали от взрослых. Наиболее распространенная конструкция — определяемое слово плюс определяющее, которым может быть, например, прилагательное или глагол. Частота таких сочетаний в детской речи оказалось примерно такой же, что и во взрослом языке.

Причем дети не прилепляют друг к другу хаотично пару существительных — к примеру, они могут сказать о собаке, что она "большая", или "рыжая", или "идет". Но они не скажут "собака дорога", в то время, как "собака на дороге" — вполне могут. Получается, что дети хорошо усваивают законы грамматики и строят фразы по этим законам. Дети могут ошибиться с числом, падежом или родом, но вряд ли составят дикую конструкцию, нарушающую основные грамматические правила языка.

Еще один пример, который приводят Янг в опровержение подражательной теории — артикли.

В английском языке часто встречаются сочетания существительного и с определенным артиклем "the", и с неопределенным артиклем "a". Дети употребляют с существительными и тот, и другой, но никогда — оба вместе. То есть речь не идет о бессмысленном копировании "взрослых" слов: ребенок безотчетно понимает, что оба артикля нельзя поставить возле одного существительного. То есть уже усвоил некий закон строения родного языка.

А вот кто по-настоящему хорош в подражании, так это обезьяны.

В попытках проверить эволюционную теорию было предпринято немало попыток обучить шимпанзе человеческой речи. Обезьяны пользовались карточками с условными изображениям, означающими то или иное слово. В какой-то мере приматам удавалось овладеть таким "символьным" языком. Однако используемые ими конструкции были скудны, а сочетания символов порой нарушали грамматические правила. К примеру, обезьянка Уошо для обозначения невкусного редиса применяла слова: "боль" и "плакать", в человеческом языке несочетаемые без предлога.

Выходит, дети намного умнее, чем мы думаем.

При обучении языку дети подражают не конкретным, услышанным от взрослых примерам, а следуют грамматическим законам. Причем эти законы дети усваивают с невероятной быстротой. В отличие от них, человекообразные приматы даже спустя годы обучения продолжают имитировать конкретные конструкции без какого-либо осмысления грамматических правил и попыток разнообразить свою речь. Впрочем, человеческий язык для шимпанзе не слишком естественен. Возможно, в тех звуках, которые обезьяны используют для общения между собой, царит грамматический порядок — но это предмет для дальнейших исследований ученых.

Лада Степанова

http://oko-planet.su/science/sciencenews/179370-deti-uchatsya-grammatike-s-pelenok.html

Wolliger Mensch

Цитата: Hironda от апреля 15, 2013, 23:16
Цитировать...применяла слова: "боль" и "плакать", в человеческом языке несочетаемые без предлога.
Лада Степанова

Тиво? :what:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest


Wolliger Mensch

Цитата: Hironda от апреля 16, 2013, 08:21
Цитата: Wolliger Mensch от апреля 15, 2013, 23:55
Тиво? :what:
Обидели обезьян?  :???

При чём обезьяны? Я говорю, на каком языке написано то, что я процитировал? :donno:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

RawonaM

Что за "господствующие теории"? Хомский именно это утверждал еще 50 лет назад, на Западе это и есть в основном господствующая теория. Кто такой этот Янг?

RawonaM

Ну да, вот нашел: http://www.ling.upenn.edu/~ycharles/
Он ученик Хомского.

А выдали как сенсацию. Как будто статьи сорокалетней давности откопали :)

Hironda

Цитата: Wolliger Mensch от апреля 16, 2013, 17:38
Цитата: Hironda от апреля 16, 2013, 08:21
Цитата: Wolliger Mensch от апреля 15, 2013, 23:55
Тиво? :what:
Обидели обезьян?  :???

При чём обезьяны? Я говорю, на каком языке написано то, что я процитировал? :donno:
На английском, судя по статье.
Offtop
Можно было сразу так и спросить по-человечески, без всяких "тиво".

Hironda

Цитата: RawonaM от апреля 16, 2013, 17:52
А выдали как сенсацию. Как будто статьи сорокалетней давности откопали :)
Не в курсе оказалась автор статьи...

Rwseg

Цитата: Wolliger Mensch от апреля 15, 2013, 23:55
Тиво?
Цитата: Wolliger Mensch от апреля 16, 2013, 17:38
на каком языке написано то, что я процитировал?
Интересно, а на каком обезьянем языке тиво значит «на каком языке написано то, что я процитировал?». :D


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр