Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

монокультура, однородность, непрерывность - как общенаучные явления

Автор Zverozub, мая 7, 2008, 11:24

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Zverozub

мне всегда нравилась теория языковой непрерывности (у кого будет возможность, пжлста, ссылки поставьте сюда!) - она, как мне казалось многое удобно объясняет.
но вот только что прорывал свой садик.
вырвал в основном одуванчик (допустим, он уже отцвел и выглядит некрасиво) и чистотел.
чистотел в самом соку, цветет и выглядит красиво. и будет красиво выглядит пару месяцев еще.
но я заметил, что рядом с ним нарциссы так и не зацвели, да и с другими растениями та же штука. явное угнетение.
в целом, чистотел должен расти в поймах речек и вообще поверх верховодки (то есть грунтовых потоков воды, сбегающих к реке.
но с другой стороны все монокультурные растительные сообщества говорят о нарушенных ландшафтах.
знаменитые "русские" березовые рощи - это типичная пионерная группировка на месте вырубленного соснового бора или смешанного хвойно-широколиственного леса.
роща отличается от бора и от леса тем, что не кормит животных, ее биологическая продуктивность очень мала.
пример попроще. если строят дом, то в течение нескольких лет вокруг него потом в условиях Симферополя растет только трава спорыш, а потом уже появляется само собой луговое разнотравье.
на битой черепице обычно у нас растет крапива и конопля.

теперь, чем меня смущает теория языковой непрерывности.
я понимал ее таким образом:
в условиях стабильности границ и природных условий носители разных языков (например, после некоей серии миграций и войн) естественным образом переходят на общий язык.
но в нем существуют местные особенности на уровне диалектов. каждый соседний регион (долина, равнина) хорошо понимает соседей, но люди из регионов на краях языковой непрерывности понимают друг друга с большим трудом.
такая модель хорошо объясняет разницу в языках австралийских аборигенов.

но:
1. в Австралии аборигены живут в среде, лишенной барьеров и резких природных границ, резкого различия ландшафтов
2. вообще для природы не свойственны моноструктуры с однородностью и непрерывностью.
3. в истории развития успешных империй мы всегда видим, что центральная власть на этапе резкого расширения империи привлекает к себе носителей разных языков, разных культур, разных технологических, военных и прочих умений.
4. мы видим и ясные примеры борьбы (обычно кровавой) за однородность - Варфоломеевская ночь, опричнина, "Православие, самодержавие, народность", СовДеп и т.п.

выводы:
... а я не готов пока.

давайте пока сделаем предварительную работу.
ссылки на хорошие теоретические работы, еще примеры.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Драгана

Ну а что не так?
Допустим,мы живем в стране 1 на границе со страной 2,а та граничит с 3. Соответственно,знаем какие-то слова и выражения языка 2,а они наши.То же самое на границе 2 и 3. Мы же не знаем язык 3,хоть его знают наши соседи 2! 3 не наши соседи!

Zverozub

Драгана
великое переселение народов привело к тому, что между Болгарией и Чехией, языки которых фактически понятны между собой, есть еще Румыния и Венгрия.
то есть теоретическое представление о языковой непрерывности надо дополнять как изучением природных барьеров и естественных путей (граница леса и степи,  береговые равнины), так и историческими событиями, конфессиональной историей и т.д.
вопрос еще и в том, насколько естественным является дробление однородности.
в Штатах ведь как бы одна нация, но каждый штат - государство.
и границы каждого штата совершенно разные.
в маленьких штатах есть региональное самосознание.
есть везде типы одежды, своя кухня, свои типы музыки и много бытовых мелочей.

у нас для Крыма придумали девиз (официальный при выдумывании автономии в 1991 году) - Процветание в единстве.
а я думаю, что процветание в разнообразии.

обсуждалась уже тут тема о том, что земли Литвы (то есть диалектные области) имеют естественные границы, соответствующие геомагнитным полям.
на самом деле существуют и геопатологии и геохимические провинции.
то есть земли сами по себе воздействуют на природу человека.
я уже не говорю о разнице в ресурсах, ремеслах и т.д.
в Германии диалекты - это святое.
у нас - диалектный выговор это признак необразованности.
я уже не говорю об отношении к инородцам, которое сейчас возрождается в качестве чуть ли не главной задачи дорогих россиян.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр