Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Математика на Лингвофоруме.

Автор Марбол, мая 12, 2007, 15:14

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

znatok

может Вам это подойдет - http://www.mechmat.univ.kiev.ua/probability/Frames/frame_books.html, выберите там - Kartashov M.V. Probability Theory and Mathematical statistics. TViMS, Kyiv, 2004 и скачайте VPS_S.pdf (краткая методичка, правда на украинском языке) ...
а вообще попробуйте найти в интернете классику (обычно отсканированные книжки в формате djvu) - Феллер (теория вероятности в 2-х томах), Б.В. Гнеденко (Курс теории вероятности), Ширяев ... :)
veni, vidi, dixi ...
язык дан людям для того, чтобы говорить глупости

даэтоя

Уважаемый Марбол, если по делу, то что Вы разумеете под "математикой"? И не менее важно - зачем?  8-)"Понимание базовых вещей" - вещь совершенно размытая для математика...Это либо аксиоматика - база базы..., либо, если Вас это не захватывает, то дальше пошли "базы" конкретных специализаций типа функционального анализа...Очень продуктивный и достаточно наглядный метод...
А вообще-то, если Вы профессионал лингвист (что это такое - мне было бы интересно узнать, я не-лингвист :'(), то язык математики - это (в "базовых" категориях) набор правил, главная забота которых состоит в том, чтобы "результат" также возвращался в исходный набор правил! Не ищите в математике Истины! Я Вас умоляю. :wall:..В ней истины
отнюдь не больше чем в "палочках"...А если вдруг "больше", то ищите ошибку - гарантирю!!! - найдете ошибку!! :yes:
Вообще, любая формула - это "зашифрованное" свойство числа (см. выше на палочки!), если попытаетесь взглянуть на "базу" типа "аксиоматика" то, опять-таки, всемогущие "палочки" выручат. Ибо, если Вы построите пример из палочек и он будет противоречить аксиоматике, то, горе аксиоматике, кстати, Вы знаете, сколько существует на сегодня аксиоматических систем?.. :UU:.правильно, сколько голов, столько и уточнений!!!

Lei Ming Xia (reloaded)

лучше на практике: предлагаю в качестве разминки посчитать пару тройных интегралов, а потом по замкнутому контуру..  ;D

если каждый день считать новый интеграл (можно даже на форуме), то никогда не соскучишься  :green:
несколько тысяч языков исчезнет уже в XXI столетии :(

>>> нас объединяет любовь к языкам <<<

ou77

Цитата: Pere от мая 19, 2007, 21:19
Нет, ну так нельзя. Люди в лучшем случае помнят из школьной программы насчёт «для любого эпсилон найдётся эн большое такое, что значения последовательности тыры пыры» или то же, но на интуитивном уровне. А в этом смысле частота никуда не стремится, как мы с вами знаем, или по крайней мере мы не можем утверждать стремится или не стремится. То есть, мы так введём граждан в заблуждение. Если мы не собираемся аккуратно оговаривать аксиоматику, и как именно и что стремится, то лучше просто не употреблять терминов «стремиться», «сходиться» и тп.

По-моему "стремиться", "сходиться" можоно употреблять, можно даже употреблять слово "интеграл", а вот слово "сигма-аддитивная нормированная мера", такого и я не знаю, не смотря на образование физика.

Я всё же предлагаю выкладывать в "математическом разделе" физические и математические модели, которые в представлении выкладывающего могут представлять ценность для лингвистики.


ou77

Цитата: Lei Ming Xia (reloaded) от мая 20, 2007, 20:39
лучше на практике: предлагаю в качестве разминки посчитать пару тройных интегралов, а потом по замкнутому контуру..  ;D

если каждый день считать новый интеграл (можно даже на форуме), то никогда не соскучишься  :green:

Я, лично, в качестве разминки предпочитаю цифровые кроссворды разгадывать: японские, судоку...

znatok

Цитата: ou77 от мая 21, 2007, 09:12
Я всё же предлагаю выкладывать в "математическом разделе" физические и математические модели, которые в представлении выкладывающего могут представлять ценность для лингвистики.

правильно!
давайте может для начала обсудим такой вопрос - частота употребления разных звуков в разных языках (напр. - в украинском самый частый звук - "о")... эти вещи с успехом использовались в криптографии и изучении древних письменностей ...  и теория вероятности тут как раз может очень помочь ...
veni, vidi, dixi ...
язык дан людям для того, чтобы говорить глупости

омич

Впору делать небольшой раздел "лингвистика на лингвофоруме"...

ou77

Цитата: znatok от мая 21, 2007, 09:30
Цитата: ou77 от мая 21, 2007, 09:12
Я всё же предлагаю выкладывать в "математическом разделе" физические и математические модели, которые в представлении выкладывающего могут представлять ценность для лингвистики.

правильно!
давайте может для начала обсудим такой вопрос - частота употребления разных звуков в разных языках (напр. - в украинском самый частый звук - "о")... эти вещи с успехом использовались в криптографии и изучении древних письменностей ...  и теория вероятности тут как раз может очень помочь ...

Частота может быть только инструментом, но не моделью, нужна модель, возможно в ней и частота пригодится...


ou77

Цитата: даэтоя от мая 21, 2007, 12:14
Нужна модель ЧЕГО?
Модель какого-либо процесса в языках, либо самого языка. Примеры: развитие языка как целого. Развитие фонемы, развитие слова, развитие речевого аппарата, развитие инноваций и т.п.
Короче всего, с чем работает лингвистика...

Pere

Цитата: "ou77" от
Модель какого-либо процесса в языках, либо самого языка. Примеры: развитие языка как целого. Развитие фонемы, развитие слова, развитие речевого аппарата, развитие инноваций и т.п.
Короче всего, с чем работает лингвистика...
Можно разработать стат. модель развития словарного запаса конкретного писателя со временем. Обработать его произведения, набрать побольше данных об его изменениях, и построить экстрополяцию на будущее. Можно строить такие модели и для целой национальной литературы при наличии достаточных ресурсов. Результат может быть интересным. Но вот привлечёт ли такая деятельность инвестиции, достаточные для её успешности?
Поглянь на дім свій, Янголе ©

znatok

а как Вам такое исследование - частота употребления имени правителя ( великого исторического деятеля) в исторических текстах ( напр. летописях). Именно этим вроде бы занимался Фоменко. Он утверждает. что там возникают интересные закономерности...
veni, vidi, dixi ...
язык дан людям для того, чтобы говорить глупости

даэтоя

Вот это уже ближе к математике...
Как Вы себе представляете результат "изменения словаря"?....
Если предположить, что "смысл" слова определяется нормированным общиной видом деятельности, то, оказывается, легко обнаружить расхождение слов с делами, что называется, наглядным образом!! с соответствующими тенденциями...
А если познакомиться с "направлением" изменения смысла слов, то тогда и предсказания "на лицо"..Здесь про инвестиции лучше забыть - о голове, придется думать, верней о ее сохранности - ведь "информация" как ни как...
Пожалуй и математика от этого применения выиграет - вопросы о "доверительных интервалах" придется пересматривать...количество отнюдь не перейдет в качество...

ou77

А что если ввсести "векторное" представление слов, каждое слово (каждую форму) принять за одно направление пространства, т.е. если у нас есть Н слов, то будет Н-мерное пространство, а вектор определяющий определенное слово будет (0,0....0,1,0....0,0) т.е. все нули а в каком-то месте единичка, потом пишем предложение (допустим слов там М) ввиде последовательности векторов в столбик, получим тензор, НхМ, но достаточно простой, т.к. там всего М единичек, остальные нули, потом думаю можно ввсести на нём какую-то меру или еще чего, что об этом говорит "тензорный анализ"? (или как его там) Я такого не проходил, по-этому ничего сказать не смогу, зато хоть в какой-то порядок можно всё привести:(

Ömer

Цитата: Марбол от
Поэтому первое дело сейчас - объявить список доброй литературы, и при этом показать наилучший порядок чтения.

Марбол, подробно и интересно наивная теория множеств (та, что используется в Колмогорове, Фомине) изложена в этой чудесной книжке:
http://lib.mexmat.ru/books/62 (качать отсюда: http://www.mccme.ru/free-books/)

Дальше можно почитать фундаментального Клини
http://lib.mexmat.ru/books/1419 (качать отсюда: http://www.poiskknig.ru)

А вообще по поводу того, что читать, есть (спорная) программа Вербицкого:
http://imperium.lenin.ru/~verbit/MATH/programma.html (список литературы приведён в конце)
ya herro, ya merro

даэтоя

Палочки,svarog, палочки... :scl:Наивность лучше всего в детском возрасте...
Наивность в ТМ - это когда взрослые дяди не хотят замечать, что у них каждых шаг отмечен присутствием обильной влаги.... :-[Не по-товарищески несвемов подталкивать на такое.
---получим тензор----
Получим матрицу...А вот если задать ориентир..., но не словам, а отношениям слов к Чему-то.., да еще эти ориентированные образования начать сравнивать друг с другом, тогда, глядишь, получем тензор... ::)Я все время толкую об ориентирах и нормах... без них, родимых и математики ведь нету - там ведь 1+ уже задает направление :wall: "мысли математика"!!! А "просто математики" в природе вещей нету!!!
Да, чуть не забыл...палочки надо брать читыми руками, или чем-то, во всяком случае таким, чтобы палочки не прилипали... иначе не будет работать аксиома "выбора", да и палочка может не вернуться в исходную норму, ибо будет чем-то отягощена, каким-то новым незапланированным свойством! :UU:

 

ou77

Цитата: даэтоя от мая 22, 2007, 11:29
---получим тензор----
Получим матрицу...А вот если задать ориентир..., но не словам, а отношениям слов к Чему-то.., да еще эти ориентированные образования начать сравнивать друг с другом, тогда, глядишь, получем тензор... ::)Я все время толкую об ориентирах и нормах... без них, родимых и математики ведь нету - там ведь 1+ уже задает направление :wall: "мысли математика"!!! А "просто математики" в природе вещей нету!!!

Често говоря, для меня большой разницы между тензором матрицей нету, но насколько я понимаю, тензор это несколько векторов, чего у меня и предлагалось....

С понятиями сложнее (может в Китайском ничего) ато у нас все вектора загнуться, типа одно понятие имеет несколько обозначений, одно обозначение имеет несколько понятий, вообще семантика для меня "тёмный лес"

Еще подумал можно в синтаксисе что-либо такое использовать но более обще и не безразмерно, типа первая координата падеж, ("0" означает что не имя), вторая лицо, третья род (инфинитив дает ноль) четвертаея время ("0" означает что не глагол), что еще? Потом служебные слова - как операторы, или проще некие вектора, потом пишем предложение в виде неких операций получаем результат, если верно написали то результат есть, если предложение неверно написано, то результат не имеет смысла... (ну или нулевой или еще какой)

Еще подумал в семитских можно что-либо векторное ввести, там же всё вокруг 3согласных корней крутится, огласовка - вектор, афиксы - оператор или какой хитрый вектор... Так можно слова записывать, потом что-либо с ними делать...

Ömer

Цитата: даэтоя от мая 22, 2007, 11:29
Палочки,svarog, палочки... :scl:Наивность лучше всего в детском возрасте...


даэтоя, вы похоже хотите сказать что абстрактный язык современной математики и её недавние (20 века) достижения с помощью этого языка выражаемые - это ненужные усложнения, пустопорожние рассуждения и вообще сплошная вода и математики сами уже не понимают, что делают

это всё бред. ни одна книжка не выражает (важнейшие!) знания так концентрированно и насыщенно, как книжка по математике. хороший математик умеет всё это переводить и на "уровень палочек", но использовать этот уровень в обсуждениях - колоссальная потеря времени

для того чтобы быть хорошим математиком нужно прочитать не только то что я указал но в двадцать раз больше
ya herro, ya merro

Марбол

  Сварог, спасибо за книжки! Первая из них (Верещагин и Шень) наверняка найдётся и в библиотеке. Касательно Клини - понадобится проверить.

  По-видимому, книгу, которой сейчас я занимаюсь (Френкель и Бар-Хиллел) можно уже отложить на то время, когда захочется обозреть развитие теории множеств.

даэтоя

Уважаемый -svarog, становление в "хорошего математика" - это может быть целью жизни.. :o.Если бы это не был лингвофорум, то сама тема - "за математику", просто не стоит внимания...
Если же речь идет здесь, то, как я понял, есть желание понять действительно те азы, которые непременно каждый математик должен иметь в качестве своего воздуха...
Считать интегралы, и прочее рукоделие - это не ахти какой труд...А то, что сейчас "-- математики сами уже не понимают, что делают---", так это просто, простите, Вы не в курсе дела... :-[
Конечно, если речь идет о том "можно - нельзя делить на ноль...", то все в порядке..., здесь проблем нет, но, знаете ли Вы, что французская школа математики, в лице (лицах) Бурбаки...ноль считает числом натуральным, да еще и положительным!!?? А геометрия у них, к примеру, вооще не наука!!! :UU:
Сразу, если заметили, был поставлен вопрос : Зачем?! математика отсюда и плясы...

---Често говоря, для меня большой разницы между тензором матрицей нету, но насколько я понимаю, тензор это несколько векторов, чего у меня и предлагалось....---
Честность - это как хорошо помытые руки - залог здорового будущего!!... Тензор порождается не таблицей - это матрица, а отношением ориентированных, простите, векторов, которые из матрицы можно "сделать", задав ориентир,... при определенных условиях...

Марбол, простите, но Вы конечно в праве не отвечать "зачем математика", но тогда хотябы мигните :donno:  -- (http://lib.mexmat.ru/forum/viewforum.php?f=28)   ---

Марбол

Цитата: "даэтоя" от
Марбол, простите, но Вы конечно в праве не отвечать "зачем математика", но тогда хотябы мигните   -- (http://lib.mexmat.ru/forum/viewforum.php?f=28)¦nbsp; ¦nbsp;---

Позже я постараюсь наконец подробно или, хотя бы, ясно рассказать, чего и для чего хочу.

Ömer

Цитата: даэтоя от мая 22, 2007, 17:03
Если же речь идет здесь, то, как я понял, есть желание понять действительно те азы, которые непременно каждый математик должен иметь в качестве своего воздуха...

даэтоя, а вы математик? если нет - тогда вы не в состоянии знать, какие сейчас в математике азы

простите за категоричность: в конце концов я сам лезу на лингвофорум без знания лингвистики. однако обратная ситуация (нематематик лезет в математику) мне кажется категорически нелепой
ya herro, ya merro

znatok

Цитата: svarog от мая 22, 2007, 22:40
простите за категоричность: в конце концов я сам лезу на лингвофорум без знания лингвистики. однако обратная ситуация (нематематик лезет в математику) мне кажется категорически нелепой

мне кажется при большом желании человек может всему научиться...
veni, vidi, dixi ...
язык дан людям для того, чтобы говорить глупости

Ömer

Цитата: znatok от мая 22, 2007, 23:09

мне кажется при большом желании человек может всему научиться...

может, если он учится
ya herro, ya merro

Марбол

Возникает вопрос: присущи ли математике, роду человеческой мыслительной деятельности, таковые свойства, что получилось бы, в основаниях, одинаковое построение математики, независимо от хода истории? Могу представить вопрос и по-другому: уединив умного, деятельного, любознательного человека и предоставив ему довольно времени на земле, могли бы мы наверное полагаться на то, что нашим потомкам явится почти та же математика?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр