Лингвофорум

Общий раздел => Наука и техника => Транспорт => Тема начата: злой от декабря 7, 2018, 17:48

Название: *Правостороннее движение
Отправлено: злой от декабря 7, 2018, 17:48
Цитата: Awwal12 от декабря  7, 2018, 17:26
Цитата: Jeremiah от декабря  7, 2018, 15:43
Тем не менее, в моём сознании горожанина XXI века место остаётся только для противопоставления «мы (русские) - они (нерусские)», и любые попытки поделить «нас» на более мелкие группы воспринимаются как чудачество и пложение сущностей.
Потому что комплексов традиционной культуры у современных русских больше нет и говорят все (плюс-минус) на одном и том же городском койне, с чего им делиться-то?...

Как это нету. Хотя бы "обходить встречного справа" - чем не элемент традиционной культуры русских.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Easyskanker от декабря 7, 2018, 17:57
Цитата: злой от декабря  7, 2018, 17:48
Как это нету. Хотя бы "обходить встречного справа" - чем не элемент традиционной культуры русских.
Я-то правила придерживаюсь, и многие встречные, но далеко не все о нем знают. И не уверен, что это чисто русское правило, это же еще со времен конной езды по всему миру идет, кроме стран с левосторонним движением.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Toman от декабря 7, 2018, 18:07
Цитата: Easyskanker от декабря  7, 2018, 17:57
кроме стран с левосторонним движением
Так этих стран с исторически традиционно левосторонним движением - где-то так примерно около половины было. В том числе в Европе. В частности, в Австрии (не империи, а в самой метрополии - собственно Австрии) ещё в середине 19 века была страшная чересполосица - в одних областях было левостороннее движение, в других правостороннее, процесс унификации был очень долгим и трудным как на ж.д., так и на автогужевых дорогах.

В двух самых больших по населению странах мира на железных дорогах левостороннее движение.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Hellerick от декабря 7, 2018, 18:11
Меня всегда интересовал процесс взаимодействия со встречными людьми: то, как мы решаем, как будем расходиться на тротуаре.
Без слов, почти без мыслей -- какой-то мимолетный контакт двух подсознаний.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Валентин Н от декабря 7, 2018, 18:41
Цитата: Hellerick от декабря  7, 2018, 18:11
Меня всегда интересовал процесс взаимодействия со встречными людьми: то, как мы решаем, как будем расходиться на тротуаре.
Надо помнить, что движение левостороннее, поэтому каждый должен отойти вправо.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Hellerick от декабря 7, 2018, 18:48
Цитата: Валентин Н от декабря  7, 2018, 18:41
Надо помнить, что движение левостороннее, поэтому каждый должен отойти вправо.

Осталось только всем об этом рассказать.

Я раньше часто ходил через железную дорогу по виадуку, и заметил, что на нем правостороннее движение четко соблюдается. Потому что лестница на/с виадука скользкая, и большинство на ней старается правой рукой быть ближе к поручню. Ну а наверху продолжают двигаться с правой стороны.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Валентин Н от декабря 7, 2018, 18:55
Цитата: Hellerick от декабря  7, 2018, 18:48
Осталось только всем об этом рассказать.
Я уже думал об этом, это надо бы на ОБЖ рассказывать или физре.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: mnashe от декабря 8, 2018, 20:39
Цитата: Toman от декабря  7, 2018, 18:07
В двух самых больших по населению странах мира на железных дорогах левостороннее движение.
Китай и Индия?
Там раньше и автодороги были левосторонние, как в Японии и Англии?

А что в Израиле? Я как-то замечал, что едем по левой дороге, но до сих пор не знаю, то ли это везде так, то ли зависит от участка, то ли на любом участке диспетчер распределяет стороны как удобно.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: zwh от декабря 8, 2018, 20:42
Цитата: mnashe от декабря  8, 2018, 20:39
Цитата: Toman от декабря  7, 2018, 18:07
В двух самых больших по населению странах мира на железных дорогах левостороннее движение.
Китай и Индия?
Там раньше и автодороги были левосторонние, как в Японии и Англии?

А что в Израиле? Я как-то замечал, что едем по левой дороге, но до сих пор не знаю, то ли это везде так, то ли зависит от участка, то ли на любом участке диспетчер распределяет стороны как удобно.
Да вроде в Европе тоже левостороннее (Наполеон до них не добрался?)
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Easyskanker от декабря 8, 2018, 20:43
Цитата: mnashe от декабря  8, 2018, 20:39
Цитата: Toman от декабря  7, 2018, 18:07
В двух самых больших по населению странах мира на железных дорогах левостороннее движение.
Китай и Индия?
Там раньше и автодороги были левосторонние, как в Японии и Англии?
В Гонконге вроде до сих пор левостороннее.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Toman от декабря 8, 2018, 23:31
Цитата: mnashe от декабря  8, 2018, 20:39
Китай и Индия?
Там раньше и автодороги были левосторонние, как в Японии и Англии?
В Индии автодороги, конечно же, и сейчас левосторонние. В материковом Китае сейчас автодороги правосторонние, а как было раньше, не знаю.

Бирма/Мьянма, также, как и Индия, бывшая ранее английской колонией, однако, через некоторое время после получения независимости перевела автодороги на правостороннее движение - а вот ж.д. остались левосторонними.

Цитата: zwh от декабря  8, 2018, 20:42
Да вроде в Европе тоже левостороннее (Наполеон до них не добрался?)
Наполеон как бы немножко не застал железных дорог - вот левостороннее движение и "восстало", в т.ч., в той же Франции.

Причём вот именно на ж.д. во времена паровозов с угольным отоплением правостороннее движение было чётко выигрышно по причине того, что большинство людей - правши, и им удобнее держать лопату справа от себя. Левостороннее же движение вынуждало орудовать лопатой в противоестественном для большинства положении.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: zwh от декабря 9, 2018, 07:19
Цитата: Toman от декабря  8, 2018, 23:31
Причём вот именно на ж.д. во времена паровозов с угольным отоплением правостороннее движение было чётко выигрышно по причине того, что большинство людей - правши, и им удобнее держать лопату справа от себя. Левостороннее же движение вынуждало орудовать лопатой в противоестественном для большинства положении.
Это как-то связано с положением кочегара? Поскольку он всё равно находился внутри паровоза (я надеюсь), а не снаружи, почему он не мог встать так, как конкретно ему было удобно?
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: злой от декабря 9, 2018, 07:51
Цитата: Hellerick от декабря  7, 2018, 18:48
Цитата: Валентин Н от декабря  7, 2018, 18:41
Надо помнить, что движение левостороннее, поэтому каждый должен отойти вправо.
Осталось только всем об этом рассказать.

Я раньше часто ходил через железную дорогу по виадуку, и заметил, что на нем правостороннее движение четко соблюдается. Потому что лестница на/с виадука скользкая, и большинство на ней старается правой рукой быть ближе к поручню. Ну а наверху продолжают двигаться с правой стороны.
Меня, кстати, иной раз подбешивает, когда от меня ждут, чтобы разошёлся по правой стороне. Я этого правила придерживаюсь по принципу "при прочих равных", то есть если разойтись явно проще, обойдя контрамота слева, я пойду слева, а есть на свете люди, видимо, считающие, что обходить нужно справа, и плевать, что там удобно, а что нет.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: true от декабря 9, 2018, 08:30
Цитата: Валентин Н от декабря  7, 2018, 18:55
Цитата: Hellerick от декабря  7, 2018, 18:48
Осталось только всем об этом рассказать.
Я уже думал об этом, это надо бы на ОБЖ рассказывать или физре.
Нас в школе водили в автогородок :dayatakoy:
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: alant от декабря 9, 2018, 11:47
Цитата: злой от декабря  9, 2018, 07:51
Меня, кстати, иной раз подбешивает, когда от меня ждут, чтобы разошёлся по правой стороне. Я этого правила придерживаюсь по принципу "при прочих равных", то есть если разойтись явно проще, обойдя контрамота слева, я пойду слева, а есть на свете люди, видимо, считающие, что обходить нужно справа, и плевать, что там удобно, а что нет.
Я этого правила не знаю, обхожу как удобнее.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Wolliger Mensch от декабря 9, 2018, 12:01
Цитата: злой от декабря  9, 2018, 07:51
Меня, кстати, иной раз подбешивает, когда от меня ждут, чтобы разошёлся по правой стороне.
Иду по своей стороне до тарана. Сам обхожу слева только детишек. :P ;D
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Hellerick от декабря 12, 2018, 16:58
Помню как-то шел по улице, а навстречу -- маленькая девочка. Я шаг вправо -- и она туда же. Я шаг влево -- и она туда же.
Я ее взял за подмышки, переставил позади себя, сказал "Я не боюсь тебя, странная девочка", и ушел, очень довольный собой.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Toman от декабря 12, 2018, 23:44
Цитата: zwh от декабря  9, 2018, 07:19
Это как-то связано с положением кочегара?
Как бы да - но в русскоязычных/российских ж.д. традициях этот член локомотивной бригады, который, в том числе, собственно закидывал топливо в топку (но также выполнял и множество других обязанностей, в т.ч. управление подачей воды, наблюдение за сигналами, составом и т.д.), назывался (и поныне называется) помощником машиниста, тогда как собственно кочегаром называли того, кто лишь подгребал уголь/подтаскивал дрова помощнику машиниста из тендера непосредственно в будку паровоза. А по-австралийски, вроде, помощник машиниста и на тепловозах продолжал (может, и сейчас продолжает?) называться fireman.

Цитата: zwh от декабря  9, 2018, 07:19
Поскольку он всё равно находился внутри паровоза (я надеюсь), а не снаружи, почему он не мог встать так, как конкретно ему было удобно?
Потому что там, по сути, только два возможных места - слева или справа от топки, и с одной из этих сторон, определяемой как раз сторонностью движения (с этой стороны ставятся основные сигналы и знаки), находится машинист (и это на всяком конкретном паровозе зафиксировано расположением органов управления).
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: forest от декабря 13, 2018, 00:19
Цитата: Hellerick от декабря 12, 2018, 16:58
Помню как-то шел по улице, а навстречу -- маленькая девочка. Я шаг вправо -- и она туда же. Я шаг влево -- и она туда же.
Я ее взял за подмышки, переставил позади себя, сказал "Я не боюсь тебя, странная девочка", и ушел, очень довольный собой.
А девочка наверняка подумала " Какой глупый дядя. Я  вправо -- и он туда же. Я  влево -- и он туда же."
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Easyskanker от декабря 13, 2018, 08:13
Зависит от последовательности.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: mnashe от декабря 13, 2018, 12:22
Цитата: Hellerick от декабря 12, 2018, 16:58
Помню как-то шел по улице, а навстречу -- маленькая девочка. Я шаг вправо -- и она туда же. Я шаг влево -- и она туда же.
Я ее взял за подмышки, переставил позади себя, сказал "Я не боюсь тебя, странная девочка", и ушел, очень довольный собой.
Я с детства много раз замечал такой феномен. В каком-то возрасте дошло, что, чтобы выйти из ситуации, нужно просто опустить глаза и подождать, пока тебя обойдут. Пока сохраняется зрительный контакт, ничего не выйдет, так и будем синхронно шарахаться.
С тех пор, как я это понял, такие ситуации перестали даже отмечаться сознанием, поскольку я машинально обрываю в самом начале, после первого же синхронного шага в сторону.
Гораздо позже прочёл в интернете это же решение.
Никогда бы не пришло в голову назвать человека, с которым я так сцепился, странным. Если на то пошло, чем я менее странный? Это же парный феномен.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Easyskanker от декабря 13, 2018, 12:25
Я вообще в глаза прохожим не смотрю. С моим зрением их невозможно вычленить в пятне головы.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: злой от декабря 14, 2018, 20:19
Цитата: Easyskanker от декабря 13, 2018, 12:25
в пятне головы

А вы не пробовали поворачивать головы кочан?  ;D
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: zwh от декабря 14, 2018, 21:37
Цитата: злой от декабря 14, 2018, 20:19
Цитата: Easyskanker от декабря 13, 2018, 12:25
в пятне головы
А вы не пробовали поворачивать головы кочан?  ;D
У него вычленялка не работает, так что дохлый номер.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: BormoGlott от декабря 14, 2018, 22:18
Цитата: Toman от декабря  8, 2018, 23:31
Причём вот именно на ж.д. во времена паровозов с угольным отоплением правостороннее движение было чётко выигрышно по причине того, что большинство людей - правши, и им удобнее держать лопату справа от себя. Левостороннее же движение вынуждало орудовать лопатой в противоестественном для большинства положении.
Вообще не понятно причём тут правша-кочегар и правостороннее движение, если в основном все железки были однопутные.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Toman от декабря 15, 2018, 01:48
Цитата: BormoGlott от декабря 14, 2018, 22:18
Вообще не понятно причём тут правша-кочегар и правостороннее движение, если в основном все железки были однопутные.
1) Далеко не все. На родине ж.д. - в Великобритании - однопутки с самого начала не любили и боялись их, допуская в основном только для малодеятельных низкоскоростных веток в изрядной глуши. Примерно аналогичная ситуация была (и тоже так и осталась) в Бельгии, где почти все магистральные ж.д. линии двухпутны. Многочисленные разветвления двухпутных линий в одном уровне в обеих этих странах говорят о том, что очень многие из этих линий, вероятно, никогда не были загружены на уровне, реально требующем двухпутности, а построены так только в силу традиции/страхов/суеверий. В своё время существовала даже тенденция пытаться обходиться вообще без считавшихся особо опасными противошёрстных стрелок на линиях - кроме конечных, узловых и самых крупных станций, где без них уж никак - что, разумеется, возможно только для двухпутных линий.

Но, кстати, да, возможно, симптоматично то, что как раз те страны, в которых к однопуткам относились относительно спокойно или вынуждены были строить преимущественно однопутки из соображений экономии (США, Германия, вслед за ними и Россия), выбрали для себя правостороннее движение как более удобное для правши-кочегара ;), тогда как сразу начавшие со строгой двухпутности оказались заложниками выбранной "с потолка" сторонности и уже не могли ничего изменить, несмотря на неудобство работы лопатой для правшей.

2) Сторонность движения существует (определена) и на однопутных ж.д., как правило, т.к. наиболее важные сигналы и знаки стремились ставить с той стороны, с которой на паровозе сидит машинист, чтобы он мог их увидеть хотя бы в непосредственной близости. Причём в некоторых удивительных странах (это я намекаю на Таиланд...), как мне показалось, сторонность на однопутных ж.д. почему-то отличается от сторонности на двухпутных ;)
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: zwh от декабря 15, 2018, 08:03
Цитата: Toman от декабря 15, 2018, 01:48
Но, кстати, да, возможно, симптоматично то, что как раз те страны, в которых к однопуткам относились относительно спокойно или вынуждены были строить преимущественно однопутки из соображений экономии (США, Германия, вслед за ними и Россия), выбрали для себя правостороннее движение как более удобное для правши-кочегара ;), тогда как сразу начавшие со строгой двухпутности оказались заложниками выбранной "с потолка" сторонности и уже не могли ничего изменить, несмотря на неудобство работы лопатой для правшей.
А что, у кочегара там (т.е. в паровозе) настолько ограниченное место, что с произвольной стороны он встать не может?
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Toman от декабря 15, 2018, 14:11
Цитата: zwh от декабря 15, 2018, 08:03
А что, у кочегара там (т.е. в паровозе) настолько ограниченное место, что с произвольной стороны он встать не может?
Во-первых, это не кочегар (в русской терминологии), а помощник машиниста. Т.е. он не только кидает уголь, но и (бо́льшую часть времени) сидит/стоит с противоположной от машиниста стороны будки, наблюдая за дорогой, сигналами и составом - в особенности в кривых в свою сторону, в которых машинист сам не может видеть ничего дальше носа паровоза вперёд и дальше тендера, максимум ещё пары вагонов назад, следит за уровнем воды по водомерному стеклу и управляет её подачей. И можно только на пару-тройку секунд отвлечься, чтобы забросить несколько лопат угля. Когда тут ещё успевать перепрыгивать на другую сторону будки?

Во-вторых, да, места не так много, если надо не просто стоять столбом, а активно работать лопатой в полусогнутом положении (особенно в сравнительно тесных западноевропейских, и тем более в совсем уж тесных британских паровозах: британские паровозы даже заметно отличались компоновкой от континентальных и практически всех прочих из-за чрезвычайно тесного габарита, а уж о разного рода узкоколейных дорогах и говорить нечего), а с другой стороны от топки сидит или стоит машинист, и пытаясь забрасывать уголь с его стороны, будешь если и не совсем пересекаться с ним в пространстве, то по крайней мере постоянно пихаться и задевать его, наступать на ноги и т.д. Тем более, что и работа машиниста паровоза требует порой весьма размашистых движений, в т.ч. непосредственно при забрасывании угля: это именно машинист при помощи специальной рукоятки перед топкой открывает дверцы топки для каждой лопаты угля ровно на то время, которое необходимо, чтобы забросить - и, естественно, как раз для этого тянется в сторону топки, т.е. в сторону середины будки. Там же, перед топкой, расположена ручка регулятора на классических российских и немецких, например, паровозах.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: zwh от декабря 15, 2018, 16:30
Вроде, подумав, можно было бы придумать конструкцию печи паровоза такую, чтоб уголь надо было не лопатой кидать, открывая дверцу печи, а чтоб уголь находился бы в некой конусообразной емкости над местом горения и чтоб подавать его надо было, всего ли повернув некую ручку, управляющую заслонкой, от поворота которой уголь просто сам сыпался бы вниз -- в точку горения.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Hellerick от декабря 15, 2018, 16:48
У нас на работе как раз так отопительная система работает.
Название: *Правостороннее движение
Отправлено: Toman от декабря 15, 2018, 16:57
Цитата: zwh от декабря 15, 2018, 16:30
в точку горения
Так в том-то всё и дело, что горение там не в "точке" - поскольку это не самовар и даже не дачно-деревенская колонка для душа, а котёл тепловой мощностью в несколько (единицы, а то и первые десятки) мегаватт - а на колосниковой решётке площадью в несколько квадратных метров. И по всей этой площади должен поддерживаться практически равномерный слой без слишком толстых куч и без дыр.

На мощных паровозах 20-го века с угольным отоплением, конечно, ставили стокер, который подавал уголь из тендера шнеком, а потом как-то приблизительно равномерно разбрасывал куски струями пара по всей площади колосниковой решётки. Но равномерность разбрасывания стокером, конечно, никогда не получалась идеальной, так что некоторую меньшую часть угля и при исправном стокере помощнику машиниста приходилось забрасывать лопатой, в порядке корректировки, для пущей равномерности горящего слоя.

Цитата: zwh от декабря 15, 2018, 16:30
а чтоб уголь находился бы в некой конусообразной емкости над местом горения и чтоб подавать его надо было, всего ли повернув некую ручку, управляющую заслонкой, от поворота которой уголь просто сам сыпался бы вниз
Ну и даже с поправкой на то, что это не точка - допустим, сделать много таких ёмкостей и заслонок - ничего не получилось бы. Все эти заслонки вместе с механизмами привода бы просто прогорели к чёртовой бабушке очень быстро, потому что потолок топки - самое горячее и теплонапряжённое место в топке, там просто не выдержит ничего кроме непосредственно потолочного листа топки, постоянно омываемого сверху кипящей водой (приблизительно 170 градусов), и удерживающих его связей (если он на связях, а не какой-то самонесущей конструкции), также омываемых той же водой в котле. И то, на мощных паровозах даже таковой потолочный лист не очень-то выдерживал без дополнительной защиты - так что внутри топки где-то посередине между колосниками и потолком делался наклонный "щит" из огнеупорного кирпича, уложенного на заполненные опять же кипящей котловой водой медные трубы. Так что ещё вот этот самый кирпичный щит не позволил бы просто скинуть уголь вертикально сверху на колосники.