Лингвофорум

Общий раздел => Искусство и виртуальная жизнь => Музыка => Тема начата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16

Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
Вспомнилось с приходом (почти) зимы.  :)
С детства слышала эту песню, и стало интересно, а какие ассоциации возникают у других? Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную. Понятно, что действие происходит зимой и герой едет в поезде. А более подробно?
Что его окружает в вагоне, что он видит за окном? Пишите просто свои ассоциации, потом объясню, как это связано с лингвистикой. Сейчас не буду, чтобы не нарушать чистоту эксперимента  ;)

Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: _Swetlana от ноября 22, 2018, 18:32
Никогда не слышала эту песню.
Ассоциация только одна. Предварительно замечу, что на поездах сталась не ездить.
Но куда бы поезд меня ни мчал, всегда моими попутчиками в купе были пьющие люди. Даже летом  :(
Что уж говорить про сибирские морозы.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Валер от ноября 22, 2018, 18:35
https://www.youtube.com/watch?v=8DOSJQd3IjM
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: brigadir от ноября 22, 2018, 18:50
Срочная служба, поездка в Иркутск
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: TestamentumTartarum от ноября 22, 2018, 18:53
Мне  напоминает или одну,
или две песни.
Первая: и уносят меня, и уносят меня - в звенящую снежную даль...
Вторая: мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: zwh от ноября 22, 2018, 18:54
Духота в вагоне, потому что отопление врубили на полную, а окна заблокированы на зиму.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:27
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 18:32
Никогда не слышала эту песню.
Ассоциация только одна. Предварительно замечу, что на поездах сталась не ездить.
Но куда бы поезд меня ни мчал, всегда моими попутчиками в купе были пьющие люди. Даже летом  :(
Что уж говорить про сибирские морозы.

Тьфу-тьфу-тьфу, со мной такое случалось не часто.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:28
Цитата: brigadir от ноября 22, 2018, 18:50
Срочная служба, поездка в Иркутск

А что вокруг? Самое важное, что за окном  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:31
Цитата: TestamentumTartarum от ноября 22, 2018, 18:53
Мне  напоминает или одну,
или две песни.
Первая: и уносят меня, и уносят меня - в звенящую снежную даль...
Вторая: мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...


Да, это тоже известные :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:32
Цитата: zwh от ноября 22, 2018, 18:54
Духота в вагоне, потому что отопление врубили на полную, а окна заблокированы на зиму.

:green:
А что за окном? Собственно, это ключевой вопрос  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: altynq от ноября 22, 2018, 19:36
За окном ничего не видно, потому что темнота! Особенно, если в вагоне свет еще горит.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: _Swetlana от ноября 22, 2018, 19:38
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:32
Цитата: zwh от ноября 22, 2018, 18:54
Духота в вагоне, потому что отопление врубили на полную, а окна заблокированы на зиму.

:green:
А что за окном? Собственно, это ключевой вопрос  :)
Что вам далось это окно?
Когда люди пьют, какая им разница, что за окном.

Вот более романтическая версия развития событий, при которой за окном произошла смена времён года. Обожаю эту песню  :)
https://www.youtube.com/watch?v=xn71PIsIQjs
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: злой от ноября 22, 2018, 19:39
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:28
Самое важное, что за окном  :)

А за окном всё также стонут провода.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: bvs от ноября 22, 2018, 19:42
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 18:32
всегда моими попутчиками в купе были пьющие люди
А в плацкартах?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: _Swetlana от ноября 22, 2018, 19:43
Цитата: bvs от ноября 22, 2018, 19:42
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 18:32
всегда моими попутчиками в купе были пьющие люди
А в плацкартах?
В плацкартах я не ездила.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: злой от ноября 22, 2018, 19:47
Представляется пасмурный и хмурый зимний день. За окном мелькают ветки деревьев, покрытые инеем, и такие же заиндевевшие провода. На улице стоит трескучий мороз, а главный герой сидит на нижней полке в толстом шерстяном свитере, как будто он герой фильмов Дмитрия Астрахана, его взгляд направлен в окно, он мужественен, но пуст, поскольку он находится в катарсисе от расставания с любимой женщиной.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Bhudh от ноября 22, 2018, 19:48
Цитата: злой от ноября 22, 2018, 19:39А за окном всё также стонут провода.
«А за окном всё тоже стонут провода.»
Fixed.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: RockyRaccoon от ноября 22, 2018, 19:55
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
стало интересно, а какие ассоциации возникают у других? Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную. Понятно, что действие происходит зимой и герой едет в поезде. А более подробно?
Слова песни не знаю, никогда не прислушивался, поэтому у меня вольно разыгралось воображение. Я впервые еду на работу в Сибирь из родного Узбекистана. Только выехал. Январь. +17. За окном кишлаки, дувалы, чинары, узбеки. В вагоне тоже узбеки, но я не завожу с ними беседы: я думаю о том, что мне как-то не по себе, потому что поезд мчит меня в сибирские морозы.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: zwh от ноября 22, 2018, 20:07
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:32
Цитата: zwh от ноября 22, 2018, 18:54
Духота в вагоне, потому что отопление врубили на полную, а окна заблокированы на зиму.

:green:
А что за окном? Собственно, это ключевой вопрос  :)
А за окном то дождь, то снег,
То дождь, то снег, то плач, то смех,
И чей забой — того казна,
А кто в любовь, а кто в "козла"...

(Александр Галич, если чё)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от ноября 22, 2018, 20:13
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную.
В Красноярск, конец ноября - март
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: злой от ноября 22, 2018, 20:51
Цитата: pomogosha от ноября 22, 2018, 20:13
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную.
В Красноярск, конец ноября - март


А, вот, едет он в Новосибирскую область, в какой-то из небольших городков вроде Бердска или Черепанова.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: злой от ноября 22, 2018, 20:54
Цитата: Bhudh от ноября 22, 2018, 19:48
Цитата: злой от ноября 22, 2018, 19:39А за окном всё также стонут провода.
«А за окном всё тоже стонут провода.»
Fixed.

Это моё слабое место.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: _Swetlana от ноября 22, 2018, 21:30
И поезд мчит в Сибирь, в морозы!
А за окном среди полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от ноября 22, 2018, 21:36
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 21:30
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Просили на Пулирику не отвлекаться  :umnik:
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от ноября 22, 2018, 21:38
Цитата: злой от ноября 22, 2018, 20:51
А, вот, едет он в Новосибирскую область, в какой-то из небольших городков
Время? Какое время?!
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: злой от ноября 22, 2018, 22:05
Зима надо думать. Морозы же. Новый год уже прошёл, стало быть, январь, 12 число.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: _Swetlana от ноября 22, 2018, 22:13
Цитата: pomogosha от ноября 22, 2018, 21:36
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 21:30
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Просили на Пулирику не отвлекаться  :umnik:
Виновата  :-[ исправим лирику на бытовую драму.
И почему, собственно, герой? Может, это героиня в поезде едет,
В деревню, к тётке, в глушь, в морозы!
(Читатель ждёт уж рифмы розы  :3tfu: )
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: zwh от ноября 22, 2018, 22:55
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 22:13
Цитата: pomogosha от ноября 22, 2018, 21:36
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 21:30
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Просили на Пулирику не отвлекаться  :umnik:
Виновата  :-[ исправим лирику на бытовую драму.
И почему, собственно, герой? Может, это героиня в поезде едет,
В деревню, к тётке, в глушь, в морозы!
(Читатель ждёт уж рифмы розы  :3tfu: )
В деревню, к тетке, в глушь, в морозы
Татьяна милая моя,
Напилював на все прогнозы,
Рванула к тайнам бытия.

Там стынь и снег видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На немощеный грязный брег,
На коем князь стоит Олег

Над черепом коня, пронзенный
Невольной думой: "Боже мой!
Ведь надо было по прямой!"
И этой думой отрезвленный

На хладный труп коня он пал...
Но подошел Сарданапал
К нему неспешною походкой
И молвил: "Князь, айда за водкой!

Ты не печалься, милый друг,
А посмотри — темно вокруг.
Везде присутствуют химеры,
Их в сети ловят пионеры,

Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.

И перед синими рядами
Сиих воинственных страшил
Подумай, что ты совершил,
И уходи скорей задами.

Туда, где пышные дубравы
скрывают тучные стада,
Где колосится лебеда
и бродят парубков оравы.

Средь них бродил давно бы я,
Но вреден климат для меня.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: From_Odessa от ноября 22, 2018, 23:12
Раньше были ассоциации с чем-то далеким, холодным, уездом в неизвестные мне дали. Сибирь в те времена казалась мне местом, где всегда холодно, где одни снега и льды...

Сейчас ощущения, конечно, другие, ведь живу в Сибири, она за окном вот прямо сейчас, причём там именно сибирские морозы (если считать морозом все, что ниже нуля). Тем более, в моей жизни было нечто очень похожее. 18 января я сел на поезд Одесса - Москва, на улице шёл дождь, было слякотно, термометр показывал +4. А уже 20 января я садился в поезд Москва - Омск и ехал среди снегов и метелей к тем самым сибирским морозам ) Правда, ночевал между этими поездками я в Калуге, и там тоже было -20, так что сибирские морозы встретили меня раньше )

В принципе, то, что я видел за окнами в той поездке, мог видеть и герой песни. Хотя у меня возникает ощущение, что он едет дальше, в какие-то глухие места, например, Якутии или Иркутской области.

Что касается времени года, то тут очень большой разброс. Это хоть вторая половина ноября, хоть декабрь, хоть февраль. Везде подойдёт фраза о сибирских породах.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: From_Odessa от ноября 22, 2018, 23:14
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:28
Самое важное, что за окном  :)
Все в снегу, проносятся заснеженные, озватываемые вьюгой поля, леса, деревни, виднеются заледеневшие реки, ручьи, озёра, изредка поезд проезжает через города.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: From_Odessa от ноября 22, 2018, 23:19
Раз уж тут этот вопрос тоже поднимался, отмечу, что в поездах я ездил не так уж много, но и не один-два раза. Гораздо больше - в плацкартах. Пьющие рядом, конечно, попадались, но почти никогда мне не мешали. Сам я в поездах никогда не пил алкоголя. В окна смотрел обычно немало, и лёжа/сидя на своей койке, и стоя в тамбуре. Фоткал тоже не так мало из окна ) Поскольку в транспорте я почти не сплю, то ночью обычно бодрствовал. Кроме того, в поезде обычно беседовал, ел, пил чай, читал, слушал музыку. Один раз играл в шахматы. В целом поездки в поездах мне даются нормально, хотя, конечно, когда проехался сутки, а через несколько часов сел в поезд, чтобы ехать ещё двое суток, постепенно надоедает и устаешь.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от ноября 23, 2018, 00:05
Цитата: From_Odessa от ноября 22, 2018, 23:12
фраза о сибирских породах.
:what:

Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: From_Odessa от ноября 23, 2018, 00:06
2pomogosha

Автозамена :) Имелось в виду "морозах" :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от ноября 23, 2018, 00:10
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: zwh от ноября 23, 2018, 06:12
Цитата: pomogosha от ноября 23, 2018, 00:10
Цитата: zwh от ноября 22, 2018, 22:55
В деревню, к тетке, в глушь, в морозы
.........................................................................
Но вреден климат для меня.
А где оценка пространства/времени?  :donno:
Я бы лучше предложил аудитории найти все аллюзии на Пушкина в этом моем экспромте.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: VagneR от ноября 23, 2018, 16:16
Цитата: Bhudh от ноября 22, 2018, 19:48
Цитата: злой от ноября 22, 2018, 19:39А за окном всё также стонут провода.
«А за окном всё тоже стонут провода.»
А за окном всё то же стонут провода?  :???
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Драгана от ноября 23, 2018, 18:09
Ассоциации? Мои студенческие поездки на пригородном поезде к родителям в выходные и назад на учебу. Бывало и зимой. Тогда как раз эта песня со всех телефонов в округе орала. Хоть она и была написана и исполнена куда раньше.

И еще из той же оперы - Л. Портной "Кто создал тебя такую". Те же времена, та же мода на мобильниках.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Karakurt от ноября 23, 2018, 18:10
Цитата: VagneR от ноября 23, 2018, 16:16
А за окном всё то же стонут провода?
А не "так же"?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: From_Odessa от ноября 23, 2018, 18:22
Цитата: Драгана от ноября 23, 2018, 18:09
Мои студенческие поездки на пригородном поезде к родителям в выходные и назад на учебу. Бывало и зимой
Я, кстати, когда говорил о том, как и сколько я ездил на поездах, поездки на электричках не учитывал, хоть они и формально тоже поезда (кстати, больше всего я нездился на них, как ни странно, в Подмосковье, где провёл всего-то три-четыре месяца. В основном на маленьком промежутке между станциями "Бекасово-2 - Нара". В Одесской области ездил на них гораздо меньше, несколько поездок было по Баварии (если верно называть те поезда электричками). В Омской области пока на пригородных поездах ездить не доводилось).

А сколько у тебя длилась поездка в одну сторону примерно?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Драгана от ноября 23, 2018, 18:32
Цитата: From_Odessa от ноября 23, 2018, 18:22
А сколько у тебя длилась поездка в одну сторону примерно?
2 с половиной часа. Собственно, потому с 3 курса и стала ездить только на автобусах, полтора часа. Задолбалась тратить столько времени в поезде в свой законный выходной.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: From_Odessa от ноября 23, 2018, 18:36
2Драгана

А почему сначала не ездила на автобусах?

При прочих равных я, конечно, между автобусом и электричкой выберу второе. Наверное, если не буду спешить, то могу и лишние полчаса-час проехаться, хотя не уверен. Конечно, когда дорог каждый час, стоит экономить время.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Драгана от ноября 24, 2018, 22:02
Цитата: From_Odessa от ноября 23, 2018, 18:36
А почему сначала не ездила на автобусах?
Из денежной экономии. На поезде дешевле, чем на автобусе, особенно если по студенческому билету.
Потом стало ясно, что лучше заплатить побольше, но ехать с большим комфортом, а не трястись на этом чудо-юдо-паровозе из трех вагонов, под завязку набитом студентами (причем некоторые еще и стояли в проходе все это время). Впрочем, во многом благодаря этому поезду поплотнее познакомилась с татарским языком... ;D
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: _Swetlana от ноября 24, 2018, 22:11
Вот, верно. Поезд не мчит, а трясётся.
Мчаться можно с горы на лыжах, или на оленях утром ранним.

ТС хотел нам какой-то скрытый лингвистический смысл объяснить.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Драгана от ноября 24, 2018, 22:16
Цитата: _Swetlana от ноября 24, 2018, 22:11
Вот, верно. Поезд не мчит, а трясётся.
Мчаться можно с горы на лыжах, или на оленях утром ранним.

ТС хотел нам какой-то скрытый лингвистический смысл объяснить.

Скорый поезд может и мчаться. Когда расстояние между остановками довольно большое и скорость высокая. А если этот поезд пассажирский и стоит "у каждого столба" - то он таки только трясется.
Кстати, читала, что сейчас в каких-то регионах прокладывают рельсы новым способом, без стыков, а приваривают и "проглаживают" вплотную, так что поезд едет по ним гладко и без этого характерного стука колес.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: _Swetlana от ноября 24, 2018, 22:19
ТС спрашивал про устойчивые ассоциации.

Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: From_Odessa от ноября 24, 2018, 22:46
Цитата: Драгана от ноября 24, 2018, 22:02
Из денежной экономии
Так и думал )

В своё время, например, из Одессы в Белгород-Днестровский электричка стоила 7 гривен, а маршрутка - 15, то есть, больше, чем вдвое дороже (автобусов к тому времени на этом направлении вроде бы не было, в смысле, больших автобусов).

Мне лично электричка и поезд (дальнего следования) комфортнее, чем автобус или маршрутка. Хотя, наверное, если бы разница была около часа (электричкой, например, полтора, автобусом - полчаса), то я бы, конечно, предпочел автобус, если бы он не был совсем уж намного дороже. Я вот вчера подумал о том, что на маршрутке ездил не один раз из Одессы в Овидиополь. Поездка около часа. Если бы туда ходила электричка, на которой ехать два часа, то, вероятно, я все же ездил бы на маршрутке, ежели она не была бы вдвое дороже, конечно. Хотя, кто знает... В Белгород-Днестровский я в 2008 году поехал на электричке и даже не рассматривал вариант с маршруткой.

Кстати, в свое время я очень удивился тому, что на маршрутке от пгт Киевский (тогда Наро-Фоминского района) доехать до Москвы явно дешевле, чем до нее же добраться на электричке от станции Бекасово-2 (от Киевского минут 15-20 ходьбы). Привык к тому, что маршрутка/автобус обязательно дороже электрички. Может, конечно, там дело было в маршруте, ибо маршрутка ехала по Киевскому шоссе до Юго-Запада, а электричка как-то иначе до Киевского вокзала. Не знаю...

Цитата: _Swetlana от ноября 24, 2018, 22:11
Вот, верно. Поезд не мчит, а трясётся.
Цитата: Драгана от ноября 24, 2018, 22:16
Скорый поезд может и мчаться. Когда расстояние между остановками довольно большое и скорость высокая
Я не уверен, что от этого зависит. Конечно, поезд мчится, хотя внутри него это может особо и не ощущаться. Но при этом, если рельсы и/или вагоны соответствующего качества, то он и трясется. Когда я ездил в Германии на поездах, у меня не было ощущения, что они трясутся.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 21:26
Нашлась тема!  :)
Ничего себе, как она без меня выросла... Живет своей жизнью  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 21:44
Прежде всего, хочу сказать всем ответившим огромное спасибо  :yes:
Вы подтвердили мою догадку  :)

Комментарии к ответам и объяснение, в чем, собственно, смысл эксперимента - далее.  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от декабря 4, 2018, 21:48
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 21:26
Ничего себе, как она без меня выросла... Живет своей жизнью
Уже больше недели никто сюда не заходил. По меркам ЛФ, тема чуть живая скорее мертва, чем жива...

Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 21:56
Цитата: altynq от ноября 22, 2018, 19:36
За окном ничего не видно, потому что темнота! Особенно, если в вагоне свет еще горит.

Ну, если ночью, то да. А днем?  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 21:58
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 19:38
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:32
Цитата: zwh от ноября 22, 2018, 18:54
Духота в вагоне, потому что отопление врубили на полную, а окна заблокированы на зиму.

:green:
А что за окном? Собственно, это ключевой вопрос  :)
Что вам далось это окно?
Когда люди пьют, какая им разница, что за окном.

Вот более романтическая версия развития событий, при которой за окном произошла смена времён года. Обожаю эту песню  :)
https://www.youtube.com/watch?v=xn71PIsIQjs

В этом вся суть данного лингвистического эксперимента  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 21:58
Цитата: злой от ноября 22, 2018, 19:39
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:28
Самое важное, что за окном  :)

А за окном всё также стонут провода.

Логично.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:00
Цитата: злой от ноября 22, 2018, 19:47
Представляется пасмурный и хмурый зимний день. За окном мелькают ветки деревьев, покрытые инеем, и такие же заиндевевшие провода. На улице стоит трескучий мороз, а главный герой сидит на нижней полке в толстом шерстяном свитере, как будто он герой фильмов Дмитрия Астрахана, его взгляд направлен в окно, он мужественен, но пуст, поскольку он находится в катарсисе от расставания с любимой женщиной.

Класс! Вам нужно быть писателем.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:02
Цитата: RockyRaccoon от ноября 22, 2018, 19:55
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
стало интересно, а какие ассоциации возникают у других? Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную. Понятно, что действие происходит зимой и герой едет в поезде. А более подробно?
Слова песни не знаю, никогда не прислушивался, поэтому у меня вольно разыгралось воображение. Я впервые еду на работу в Сибирь из родного Узбекистана. Только выехал. Январь. +17. За окном кишлаки, дувалы, чинары, узбеки. В вагоне тоже узбеки, но я не завожу с ними беседы: я думаю о том, что мне как-то не по себе, потому что поезд мчит меня в сибирские морозы.

Интересная картина.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:04
Цитата: zwh от ноября 22, 2018, 20:07
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 19:32
Цитата: zwh от ноября 22, 2018, 18:54
Духота в вагоне, потому что отопление врубили на полную, а окна заблокированы на зиму.

:green:
А что за окном? Собственно, это ключевой вопрос  :)
А за окном то дождь, то снег,
То дождь, то снег, то плач, то смех,
И чей забой — того казна,
А кто в любовь, а кто в "козла"...

(Александр Галич, если чё)

"В козла" - неплохой вариант времяпрепровождения в поезде, главное чтобы доминошки не потерялись и столика хватило  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:04
Цитата: pomogosha от ноября 22, 2018, 20:13
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную.
В Красноярск, конец ноября - март
Откуда?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:06
Цитата: злой от ноября 22, 2018, 20:51
Цитата: pomogosha от ноября 22, 2018, 20:13
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную.
В Красноярск, конец ноября - март


А, вот, едет он в Новосибирскую область, в какой-то из небольших городков вроде Бердска или Черепанова.

О, я про такие и не слышала никогда... А откуда он едет?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:06
Цитата: _Swetlana от ноября 22, 2018, 21:30
И поезд мчит в Сибирь, в морозы!
А за окном среди полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
:)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: altynq от декабря 4, 2018, 22:07
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 21:56
Цитата: altynq от ноября 22, 2018, 19:36
За окном ничего не видно, потому что темнота! Особенно, если в вагоне свет еще горит.

Ну, если ночью, то да. А днем?  :)

А вот без если :) Такие ассоциации - зима, морозы, поезд, значит темнота. Тем более если едешь на восток, вечер наступает быстрее (относительно места отправления) за счет перемещения в другой часовой пояс. Эффект конечно не так ярко выражен по сравнению с путешествиями на самолете, но тоже есть.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от декабря 4, 2018, 22:07
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 22:04
Откуда?
Из Харбина  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:10
Цитата: From_Odessa от ноября 22, 2018, 23:12
Раньше были ассоциации с чем-то далеким, холодным, уездом в неизвестные мне дали. Сибирь в те времена казалась мне местом, где всегда холодно, где одни снега и льды...

Сейчас ощущения, конечно, другие, ведь живу в Сибири, она за окном вот прямо сейчас, причём там именно сибирские морозы (если считать морозом все, что ниже нуля). Тем более, в моей жизни было нечто очень похожее. 18 января я сел на поезд Одесса - Москва, на улице шёл дождь, было слякотно, термометр показывал +4. А уже 20 января я садился в поезд Москва - Омск и ехал среди снегов и метелей к тем самым сибирским морозам ) Правда, ночевал между этими поездками я в Калуге, и там тоже было -20, так что сибирские морозы встретили меня раньше )

В принципе, то, что я видел за окнами в той поездке, мог видеть и герой песни. Хотя у меня возникает ощущение, что он едет дальше, в какие-то глухие места, например, Якутии или Иркутской области.

Что касается времени года, то тут очень большой разброс. Это хоть вторая половина ноября, хоть декабрь, хоть февраль. Везде подойдёт фраза о сибирских породах.

Очень информативно, и что особенно важно, на основе личного опыта. Спасибо!
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:14
Цитата: From_Odessa от ноября 22, 2018, 23:19
Раз уж тут этот вопрос тоже поднимался, отмечу, что в поездах я ездил не так уж много, но и не один-два раза. Гораздо больше - в плацкартах. Пьющие рядом, конечно, попадались, но почти никогда мне не мешали. Сам я в поездах никогда не пил алкоголя. В окна смотрел обычно немало, и лёжа/сидя на своей койке, и стоя в тамбуре. Фоткал тоже не так мало из окна ) Поскольку в транспорте я почти не сплю, то ночью обычно бодрствовал. Кроме того, в поезде обычно беседовал, ел, пил чай, читал, слушал музыку. Один раз играл в шахматы. В целом поездки в поездах мне даются нормально, хотя, конечно, когда проехался сутки, а через несколько часов сел в поезд, чтобы ехать ещё двое суток, постепенно надоедает и устаешь.

Да, чтобы спать в поезде - нужна привычка...

А плацкарт - не поезд? У вас поездом называют только купе?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:16
Цитата: Драгана от ноября 23, 2018, 18:09
Ассоциации? Мои студенческие поездки на пригородном поезде к родителям в выходные и назад на учебу. Бывало и зимой. Тогда как раз эта песня со всех телефонов в округе орала. Хоть она и была написана и исполнена куда раньше.

И еще из той же оперы - Л. Портной "Кто создал тебя такую". Те же времена, та же мода на мобильниках.


То есть поездки короткие? Между соседними городами/поселками в Сибири?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: From_Odessa от декабря 4, 2018, 22:18
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 22:14
Да, чтобы спать в поезде - нужна привычка...

А плацкарт - не поезд? У вас поездом называют только купе?
Я описАлся, хотел сказать, что мало ездил в купе )
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:25
Цитата: _Swetlana от ноября 24, 2018, 22:11
Вот, верно. Поезд не мчит, а трясётся.
Мчаться можно с горы на лыжах, или на оленях утром ранним.

ТС хотел нам какой-то скрытый лингвистический смысл объяснить.

Мчаться - быстро перемещаться. Поезд может мчаться и трястись одновременно. Я думаю, плавность хода от качества рельсов зависит.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:26
Цитата: Драгана от ноября 24, 2018, 22:16
Цитата: _Swetlana от ноября 24, 2018, 22:11
Вот, верно. Поезд не мчит, а трясётся.
Мчаться можно с горы на лыжах, или на оленях утром ранним.

ТС хотел нам какой-то скрытый лингвистический смысл объяснить.

Кстати, читала, что сейчас в каких-то регионах прокладывают рельсы новым способом, без стыков, а приваривают и "проглаживают" вплотную, так что поезд едет по ним гладко и без этого характерного стука колес.

Так все удовольствие от поездки пропадет.  :(
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:30
Цитата: From_Odessa от ноября 24, 2018, 22:46
Конечно, поезд мчится, хотя внутри него это может особо и не ощущаться. Но при этом, если рельсы и/или вагоны соответствующего качества, то он и трясется. Когда я ездил в Германии на поездах, у меня не было ощущения, что они трясутся.
Осенью ездила из Омска в Тюмень, за ночь несколько раз просыпалась от тряски, такое ощущение было, что его дергает кто-то, спросонья казалось, что он то ли вот-вот сойдет с рельсов, то ли уже сошел.
А тут на днях писали в новостях, что состав с танками перевернулся как раз на границе с Тюменской областью. Вот и думай, показалось, или действительно рельсы в плохом состоянии.

А в Германии как - плавно качаются?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от декабря 4, 2018, 22:33
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 22:30
А тут на днях писали в новостях, что состав с танками перевернулся как раз на границе с Тюменской областью.
О! Поезда под откос пускать стали...
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:33
Цитата: altynq от декабря  4, 2018, 22:07
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 21:56
Цитата: altynq от ноября 22, 2018, 19:36
За окном ничего не видно, потому что темнота! Особенно, если в вагоне свет еще горит.

Ну, если ночью, то да. А днем?  :)

А вот без если :) Такие ассоциации - зима, морозы, поезд, значит темнота. Тем более если едешь на восток, вечер наступает быстрее (относительно места отправления) за счет перемещения в другой часовой пояс. Эффект конечно не так ярко выражен по сравнению с путешествиями на самолете, но тоже есть.

Ясно  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:34
Цитата: From_Odessa от декабря  4, 2018, 22:18
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 22:14
Да, чтобы спать в поезде - нужна привычка...

А плацкарт - не поезд? У вас поездом называют только купе?
Я описАлся, хотел сказать, что мало ездил в купе )

ОК )
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 4, 2018, 22:37
"Тайный лингвистический смысл" и выводы будут завтра, сегодня не успеваю уже  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Toman от декабря 4, 2018, 22:57
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 22:30
Осенью ездила из Омска в Тюмень, за ночь несколько раз просыпалась от тряски, такое ощущение было, что его дергает кто-то, спросонья казалось, что он то ли вот-вот сойдет с рельсов, то ли уже сошел.
Тряска-то в каком направлении (по каким осям) была? Колебания кузова вагона называются: вдоль продольной оси - подёргивание (имеет место, понятное дело, только в составе поезда, при определённых состояниях/положениях тягово-сцепных приборов и при наличии какой-то вызывающей это причины), вдоль горизонтальной поперечной оси - боковой относ, вдоль вертикальной оси - подпрыгивание. Вращательные колебания кузова вагона: вокруг продольной оси - боковая качка, вокруг горизонтальной поперчной оси - галопирование, вокруг вертикальной оси - виляние. Понятно, что, находясь в какой-то точке вагона, в общем случае трудно отличить галопирование от подпрыгивания, а боковой относ от виляния. Остальные виды колебаний, как правило, ни с чем не спутать.

...Я в своё время регулярно замечал в некоторых пассажирских поездах неприятное продольное подёргивание - и почему-то "по странному совпадению" всегда это было, когда поезд вёл чешский пассажирский электровоз. У меня было (и, пожалуй, остаётся, пока данная версия не опровергнута), что тяговый привод "чехов" имеет такую кинематику, что способен превращать вертикальные колебания тележек на неровностях пути в продольные колебания, распространяющиеся по растянутому составу. Тогда как другие локомотивы того времени, использовавшиеся для вождения пассажирских поездов, видимо, в меньшей степени или вообще не имели такого эффекта.

В московских аэроэкспрессах (ЭД4М*) на домодедовском направлении неоднократно замечал интенсивные высокочастотные поперечные колебания кузова типа бокового относа или виляния, сопровождавшиеся стуком, реально стрёмные - нигде больше такого не помню.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Toman от декабря 4, 2018, 23:12
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 22:30
А в Германии как - плавно качаются?
У нас в норме плавно, и в Германии тоже плавно. Но только, в силу европейской тесноты и холмистости, а местами и гористости местности, кривые в целом круче большинства наших, так что когда немецкий поезд плавненько входит в кривую, непривычный к этому российский пассажир может потерять равновесие и попытаться боднуть своим лбом боковую стенку вагона или окно. Таковы были мои лично ощущения от немецкого местного поезда на севере Баварии (Мюнхен-Регенсбург) в 2004 году. Во вроде бы тоже не то чтобы равнинной Карелии, куда/откуда я как раз 4 раза ездил буквально за пару-тройку недель до той поездки в Германию, всё было куда плавнее.

...Но в 2009 году, очутившись на борту скорого поезда номер 4 Рига-Москва, и, кажется, впервые проехав именно на рижском поезде участок Пустошка-Новосокольники-Великие Луки, я понял, что и у нас, так сказать, не лаптем щи хлебают. Дорога там гораздо более изобилует кривыми - практически на уровне той же Баварии - и при скорости всего-то около 90-95 км/ч (с некоторых пор скорость там ограничена, как и практически на всём полигоне Окт.ж.д. кроме ГХ, "детскими" 100 км/ч) пассажир имеет не меньшие шансы боднуть боковую стену. При том, что да, качество пути хорошее, и всё это происходит плавно. А то до того я недоумевал, зачем там такие большие возвышения наружного рельса, когда ездил там только на пригородных поездах (когда они ещё были - теперь пригородных не осталось ни одного).
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 5, 2018, 21:34
Цитата: Toman от декабря  4, 2018, 22:57
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 22:30
Осенью ездила из Омска в Тюмень, за ночь несколько раз просыпалась от тряски, такое ощущение было, что его дергает кто-то, спросонья казалось, что он то ли вот-вот сойдет с рельсов, то ли уже сошел.
Тряска-то в каком направлении (по каким осям) была? Колебания кузова вагона называются: вдоль продольной оси - подёргивание (имеет место, понятное дело, только в составе поезда, при определённых состояниях/положениях тягово-сцепных приборов и при наличии какой-то вызывающей это причины), вдоль горизонтальной поперечной оси - боковой относ, вдоль вертикальной оси - подпрыгивание. Вращательные колебания кузова вагона: вокруг продольной оси - боковая качка, вокруг горизонтальной поперчной оси - галопирование, вокруг вертикальной оси - виляние. Понятно, что, находясь в какой-то точке вагона, в общем случае трудно отличить галопирование от подпрыгивания, а боковой относ от виляния. Остальные виды колебаний, как правило, ни с чем не спутать.

...Я в своё время регулярно замечал в некоторых пассажирских поездах неприятное продольное подёргивание - и почему-то "по странному совпадению" всегда это было, когда поезд вёл чешский пассажирский электровоз. У меня было (и, пожалуй, остаётся, пока данная версия не опровергнута), что тяговый привод "чехов" имеет такую кинематику, что способен превращать вертикальные колебания тележек на неровностях пути в продольные колебания, распространяющиеся по растянутому составу. Тогда как другие локомотивы того времени, использовавшиеся для вождения пассажирских поездов, видимо, в меньшей степени или вообще не имели такого эффекта.

В московских аэроэкспрессах (ЭД4М*) на домодедовском направлении неоднократно замечал интенсивные высокочастотные поперечные колебания кузова типа бокового относа или виляния, сопровождавшиеся стуком, реально стрёмные - нигде больше такого не помню.

На 100% не уверена, но было такое ощущение, что вперед-назад его дергает, и при этом раскачивает вправо-влево. Хотя спросонья трудно понять было.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 5, 2018, 21:40
Цитата: Toman от декабря  4, 2018, 23:12
Цитата: Fox123 от декабря  4, 2018, 22:30
А в Германии как - плавно качаются?
У нас в норме плавно, и в Германии тоже плавно. Но только, в силу европейской тесноты и холмистости, а местами и гористости местности, кривые в целом круче большинства наших, так что когда немецкий поезд плавненько входит в кривую, непривычный к этому российский пассажир может потерять равновесие и попытаться боднуть своим лбом боковую стенку вагона или окно. Таковы были мои лично ощущения от немецкого местного поезда на севере Баварии (Мюнхен-Регенсбург) в 2004 году. Во вроде бы тоже не то чтобы равнинной Карелии, куда/откуда я как раз 4 раза ездил буквально за пару-тройку недель до той поездки в Германию, всё было куда плавнее.

...Но в 2009 году, очутившись на борту скорого поезда номер 4 Рига-Москва, и, кажется, впервые проехав именно на рижском поезде участок Пустошка-Новосокольники-Великие Луки, я понял, что и у нас, так сказать, не лаптем щи хлебают. Дорога там гораздо более изобилует кривыми - практически на уровне той же Баварии - и при скорости всего-то около 90-95 км/ч (с некоторых пор скорость там ограничена, как и практически на всём полигоне Окт.ж.д. кроме ГХ, "детскими" 100 км/ч) пассажир имеет не меньшие шансы боднуть боковую стену. При том, что да, качество пути хорошее, и всё это происходит плавно. А то до того я недоумевал, зачем там такие большие возвышения наружного рельса, когда ездил там только на пригородных поездах (когда они ещё были - теперь пригородных не осталось ни одного).

Че-то не поняла, чтобы боднуть боковую стену лбом, пассажир должен к ней лицом сидеть? Как у них сиденья расположены?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 5, 2018, 22:24
Ну а теперь про обещанный "тайный лингвистический смысл", связанный с восприятием этой песни.

Мне всегда казалось, что за окном герой видит те самые зимние пейзажи, которые так красочно описал Злой. Но недавно я подумала: не является ли такое восприятие обобщением моего ограниченного личного опыта? Дело в том, что это восприятие сложилось в детстве, а в детстве я никуда западнее Тюмени на поезде не выезжала, и все поездки были короткими. Но есть, например, поезд "Новосибирск-Адлер", и человек, выехав на нем из Адлера, где скажем +5, может смотреть в окно и думать, что в Новосибирске его ожидают двадцати- или даже тридцатиградусные морозы.
Для проверки этой гипотезы и был задуман данный пост  :) И действительно, интерпретация Одессы и RockyRaccon близка ко второму варианту. Интересно было бы узнать, какой версии придерживался сам автор стихов... :???

С лингвистической точки зрения это должен быть второй вариант, ведь там используется предлог "в" + аккузатив, т.е. движение "извне-вовнутрь", а не "через" или "сквозь сибирские морозы". Но такое значение не жесткое, что и доказал данный эксперимент.

P.S. Есть ли языки, в которых такая двусмысленность понимания невозможна в принципе? Т.е. при переводе песни придется решить - сибирские морозы уже за окном, или они только ожидают героя?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: pomogosha от декабря 5, 2018, 23:29
 
Цитата: Fox123 от декабря  5, 2018, 22:24
Интересно было бы узнать, какой версии придерживался сам автор стихов... :???
А давайте послушаем... (https://playvk.com/song/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80+%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%8B)

Я не прошу судьбу вернуть тебя ко мне
Я знаю счастье не приходит дважды
Плыву по ветру но река моя в огне
А я всего лишь парусник бумажный
В поту холодном просыпаюсь боль в груди
Мне не дает забыть прощальные объятья
Последний крик любви последнее прости
И тело нежное твое под летним платьем
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Lodur от декабря 6, 2018, 00:14
Цитата: Fox123 от декабря  5, 2018, 22:24Но есть, например, поезд "Новосибирск-Адлер", и человек, выехав на нем из Адлера, где скажем +5, может смотреть в окно и думать, что в Новосибирске его ожидают двадцати- или даже тридцатиградусные морозы.
Раньше не писал (потому что не Сибирь), но как раз, слыша эту песню,  каждый раз вспоминаю историю, как мы с бабушкой ехали из Запорожья в Инту в последней декаде августа. В Запорожье было около +35, в Москве, где мы провели пару дней, в районе +25, а Инта нас встретила "приветливыми" -2. При этом поезд был дополнительным, с какими-то старыми полусломанными вагонами, и окно в нашем купе не закрывалось вообще. В общем, весело нам стало ещё ночью, где-то в районе Сыктывкара. (Поскольку поездка из Москвы в Инту изначально не планировалась, была чистой импровизацией, то тёплых вещей у нас с собой не было). -2, как я сейчас объективно понимаю, не такой уж и мороз. Но не когда ты одет на +35.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Валентин Н от декабря 6, 2018, 00:29
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
С детства слышала эту песню, и стало интересно, а какие ассоциации возникают у других? Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную. Понятно, что действие происходит зимой и герой едет в поезде. А более подробно?
Тут само название не понятно. Мчит куда? В морозы - из тёплых мест в зиму. Или мчит по морозам: приспичило поехать в морозы, не мог тепла дождаться.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 6, 2018, 18:39
Цитата: pomogosha от декабря  5, 2018, 23:29
Цитата: Fox123 от декабря  5, 2018, 22:24
Интересно было бы узнать, какой версии придерживался сам автор стихов... :???
А давайте послушаем... (https://playvk.com/song/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80+%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%8B)

Я не прошу судьбу вернуть тебя ко мне
Я знаю счастье не приходит дважды
Плыву по ветру но река моя в огне
А я всего лишь парусник бумажный
В поту холодном просыпаюсь боль в груди
Мне не дает забыть прощальные объятья
Последний крик любви последнее прости
И тело нежное твое под летним платьем


Так в том-то и дело, что по контексту обе версии возможны.
Склоняюсь к тому, что все-таки вторая. Например, окончание курортного романа и возвращение домой. Хотя мне почему-то раньше казалось, что здесь речь о разрыве каких-то долговременных отношений (ну кто бы стал так убиваться из-за курортного романа). И "возвращение домой" тоже сомнительно, т.к. практически все добившиеся известности исполнители живут в Москве.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 6, 2018, 18:44
Цитата: Lodur от декабря  6, 2018, 00:14
Цитата: Fox123 от декабря  5, 2018, 22:24Но есть, например, поезд "Новосибирск-Адлер", и человек, выехав на нем из Адлера, где скажем +5, может смотреть в окно и думать, что в Новосибирске его ожидают двадцати- или даже тридцатиградусные морозы.
Раньше не писал (потому что не Сибирь), но как раз, слыша эту песню,  каждый раз вспоминаю историю, как мы с бабушкой ехали из Запорожья в Инту в последней декаде августа. В Запорожье было около +35, в Москве, где мы провели пару дней, в районе +25, а Инта нас встретила "приветливыми" -2. При этом поезд был дополнительным, с какими-то старыми полусломанными вагонами, и окно в нашем купе не закрывалось вообще. В общем, весело нам стало ещё ночью, где-то в районе Сыктывкара. (Поскольку поездка из Москвы в Инту изначально не планировалась, была чистой импровизацией, то тёплых вещей у нас с собой не было). -2, как я сейчас объективно понимаю, не такой уж и мороз. Но не когда ты одет на +35.

Это точно  :) А что вас с бабушкой сподвигло на такую авантюру?
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 6, 2018, 18:45
Цитата: Валентин Н от декабря  6, 2018, 00:29
Цитата: Fox123 от ноября 22, 2018, 18:16
С детства слышала эту песню, и стало интересно, а какие ассоциации возникают у других? Я имею в виду не лирическую составляющую, а пространственно-временную. Понятно, что действие происходит зимой и герой едет в поезде. А более подробно?
Тут само название не понятно. Мчит куда? В морозы - из тёплых мест в зиму. Или мчит по морозам: приспичило поехать в морозы, не мог тепла дождаться.

Дак об этом, собственно, и весь пост.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Lodur от декабря 6, 2018, 19:06
Цитата: Fox123 от декабря  6, 2018, 18:44
А что вас с бабушкой сподвигло на такую авантюру?
Так поездка, вообще говоря, была деловая. В том году у нас был какой-то небывалый урожай груш, аж ветки ломались. Решено было не дать пропасть добру, и отвезти их куда-нибудь подальше. Поехали в Москву, но колхозные рынки уже тогда были достаточно "мафиозным" местом. Пустить-то нас пустили, но постояв пару дней, мы поняли, что груши благополучно сгниют, если продавать такими темпами. А насчёт снижения цен нас недвусмысленно предупредили, что может случиться "несчастный случай". А в Инте у бабушки жил младший брат (дядья и троюродные братья-сёстры до сих пор там живут). Она ему позвонила, он согласился нас принять. Так что мы быстренько отвезли ящики с грушами обратно на товарную станцию, отправили их, и уехали на первом же поезде, на который смогли билеты достать (потому и ехали на такой "развалюхе" - на нормальные поезда на ближайшие два дня во́обще билетов не было). Короче, натерпелись, особенно бабушка, простудившаяся в поезде. Но, в общем, сделали мы правильно. Груши были распроданы полностью за два с половиной дня. Да и родственников повидали, с которыми виделись обычно раз в 5-10 лет.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Toman от декабря 7, 2018, 15:24
Цитата: Fox123 от декабря  6, 2018, 18:39
Например, окончание курортного романа и возвращение домой.
В принципе, может быть - но это возможно только в довольно узком коридоре времени по сезону. Чтобы на советских черноморских побережьях был ещё пляжно-курортный сезон, а в Сибири таки уже были по крайней мере возможны существенные морозы. Начало-середина октября, что ли? В общем, не самая универсальная и не самая очевидная ситуация.

Цитата: Fox123 от декабря  6, 2018, 18:39
ну кто бы стал так убиваться из-за курортного романа
Так это для кого-то одного курортный роман рассматривается изначально как временное одноразовое развлечение, а другой-то может надеяться именно найти долговременные отношения.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Toman от декабря 7, 2018, 15:34
Цитата: Fox123 от декабря  5, 2018, 21:40
Че-то не поняла, чтобы боднуть боковую стену лбом, пассажир должен к ней лицом сидеть? Как у них сиденья расположены?
Я в Германии (причём как в поездку 2004, так и в поездку 2015 года, как в "местных" нескоростных поездах, так и в ICE (это только в 2015 - Берлин-Гёттинген и обратно) ) встречал два типа компоновки салона - либо единообъёмная сидячка 2+2 (ну, там возможны варианты - кресла либо как в самолёте/автобусе, либо навстречу друг другу, как в электричке - но в любом случае вперёд или назад по движению), либо разделённые перегородками шестиместные (ЕМНИП - по крайней мере я вроде не видел, чтобы набивалось больше 6 человек) купе (разумеется, без верхних полок, только с нижними сидячими местами). Цена билетов от этого не зависит, заранее и не знаешь, какой поезд/вагон будет.

Но про бодающего стену/окно пассажира - это, конечно, речь шла не о сидящем (от таких ускорений поезд бы скорее сошёл с рельсов или опрокинулся, чем сидящий здоровый трезвый бодрствующий пассажир потеряет равновесие), а о стоящем или идущем в проходе.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: SIVERION от декабря 7, 2018, 17:00
Никогда не был в России за пределами европейской части, есть ассоциации еще из детства раз Сибирь значит вокруг одна тайга или тундра.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 7, 2018, 17:58
Цитата: Lodur от декабря  6, 2018, 19:06
Цитата: Fox123 от декабря  6, 2018, 18:44
А что вас с бабушкой сподвигло на такую авантюру?
Так поездка, вообще говоря, была деловая. В том году у нас был какой-то небывалый урожай груш, аж ветки ломались. Решено было не дать пропасть добру, и отвезти их куда-нибудь подальше. Поехали в Москву, но колхозные рынки уже тогда были достаточно "мафиозным" местом. Пустить-то нас пустили, но постояв пару дней, мы поняли, что груши благополучно сгниют, если продавать такими темпами. А насчёт снижения цен нас недвусмысленно предупредили, что может случиться "несчастный случай". А в Инте у бабушки жил младший брат (дядья и троюродные братья-сёстры до сих пор там живут). Она ему позвонила, он согласился нас принять. Так что мы быстренько отвезли ящики с грушами обратно на товарную станцию, отправили их, и уехали на первом же поезде, на который смогли билеты достать (потому и ехали на такой "развалюхе" - на нормальные поезда на ближайшие два дня во́обще билетов не было). Короче, натерпелись, особенно бабушка, простудившаяся в поезде. Но, в общем, сделали мы правильно. Груши были распроданы полностью за два с половиной дня. Да и родственников повидали, с которыми виделись обычно раз в 5-10 лет.

Да, есть что вспомнить  :)
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 7, 2018, 18:08
Цитата: Toman от декабря  7, 2018, 15:24
Цитата: Fox123 от декабря  6, 2018, 18:39
Например, окончание курортного романа и возвращение домой.
В принципе, может быть - но это возможно только в довольно узком коридоре времени по сезону. Чтобы на советских черноморских побережьях был ещё пляжно-курортный сезон, а в Сибири таки уже были по крайней мере возможны существенные морозы. Начало-середина октября, что ли? В общем, не самая универсальная и не самая очевидная ситуация.
Отдыхать на юге не обязательно в курортный сезон, после его окончания путевки дешевле (а в советские времена их еще надо было достать, а вне сезона достать было просто).
Цитата: Fox123 от декабря  6, 2018, 18:39
ну кто бы стал так убиваться из-за курортного романа
Цитата: Toman от декабря  7, 2018, 15:24
Так это для кого-то одного курортный роман рассматривается изначально как временное одноразовое развлечение, а другой-то может надеяться именно найти долговременные отношения.
Да, действительно.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 7, 2018, 18:16
Цитата: Toman от декабря  7, 2018, 15:34
Цитата: Fox123 от декабря  5, 2018, 21:40
Че-то не поняла, чтобы боднуть боковую стену лбом, пассажир должен к ней лицом сидеть? Как у них сиденья расположены?
Я в Германии (причём как в поездку 2004, так и в поездку 2015 года, как в "местных" нескоростных поездах, так и в ICE (это только в 2015 - Берлин-Гёттинген и обратно) ) встречал два типа компоновки салона - либо единообъёмная сидячка 2+2 (ну, там возможны варианты - кресла либо как в самолёте/автобусе, либо навстречу друг другу, как в электричке - но в любом случае вперёд или назад по движению), либо разделённые перегородками шестиместные (ЕМНИП - по крайней мере я вроде не видел, чтобы набивалось больше 6 человек) купе (разумеется, без верхних полок, только с нижними сидячими местами). Цена билетов от этого не зависит, заранее и не знаешь, какой поезд/вагон будет.

Но про бодающего стену/окно пассажира - это, конечно, речь шла не о сидящем (от таких ускорений поезд бы скорее сошёл с рельсов или опрокинулся, чем сидящий здоровый трезвый бодрствующий пассажир потеряет равновесие), а о стоящем или идущем в проходе.
"Местных" - это на короткие расстояния, как наши электрички? А нормальных поездов дальнего следования с полками, на которых можно лежать, у них нет?

Ну, вообще-то пассажир поезда далеко не всегда здоровый и тем более трезвый  :D
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 7, 2018, 18:21
Цитата: SIVERION от декабря  7, 2018, 17:00
Никогда не был в России за пределами европейской части, есть ассоциации еще из детства раз Сибирь значит вокруг одна тайга или тундра.

Тайга в Сибири далеко не везде. У нас, например, просто лесостепь.
А насчет тундры вопрос интересный - я, к примеру, всегда воспринимала ее как "Север" - что европейский, что азиатский. Не было такого ощущения, что это часть, допустим, Сибири, а скорее отдельный регион. Хотя географически, да и исторически, Север тоже делится на регионы.
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Toman от декабря 9, 2018, 13:22
Цитата: Fox123 от декабря  7, 2018, 18:16
"Местных" - это на короткие расстояния, как наши электрички?
Ну да, примерно так. Хотя классификация пассажирских поездов у них радикально отличается от нашей (и у нас стоило бы реформировать - не буквально до такой, как у них, конечно, но до чего-то более разумного, т.к. сложившаяся в 90-х схема классификации, продажи билетов и финансирования во многом виновата в катастрофическом сокращении движения и массовых отменах), и, конечно, масштаб расстояний в восприятии немца отличается от нашего (даже европейско-российского) в разы (а европейско-российский масштаб, в свою очередь, в разы отличается от сибирского), так что в их восприятии это не настолько короткие расстояния ;) Ну, например, что-нибудь типа Мюнхен-Нюрнберг. Или Берлин-Халле.

Цитата: Fox123 от декабря  7, 2018, 18:16
А нормальных поездов дальнего следования с полками, на которых можно лежать, у них нет?
Есть, но немного, и, НЯП, это исключительно международные поезда, которые идут по Европе через несколько стран, вагоны там в любом случае купейной планировки. Например, в Германии или Швейцарии (а также и ряде других стран), как мне показалось, чаще всего можно видеть дальние (международные) поезда австрийских ж.д.

Во Франции вот то ли есть ещё, то ли по крайней мере ещё недавно были вроде бы некие внутренние поезда с лежачими местами в общем пространстве, устроенными принципиально отлично от нашего плацкарта/купе, т.е. где строго либо все сидят, либо все лежат, т.е. сидеть внизу при открытой верхней полке физически невозможно (но сам я во Франции не бывал вообще никогда).
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Fox123 от декабря 9, 2018, 14:04
Цитата: Toman от декабря  9, 2018, 13:22
Цитата: Fox123 от декабря  7, 2018, 18:16
"Местных" - это на короткие расстояния, как наши электрички?
Ну да, примерно так. Хотя классификация пассажирских поездов у них радикально отличается от нашей (и у нас стоило бы реформировать - не буквально до такой, как у них, конечно, но до чего-то более разумного, т.к. сложившаяся в 90-х схема классификации, продажи билетов и финансирования во многом виновата в катастрофическом сокращении движения и массовых отменах), и, конечно, масштаб расстояний в восприятии немца отличается от нашего (даже европейско-российского) в разы (а европейско-российский масштаб, в свою очередь, в разы отличается от сибирского), так что в их восприятии это не настолько короткие расстояния ;) Ну, например, что-нибудь типа Мюнхен-Нюрнберг. Или Берлин-Халле.
Это сколько часов ехать?
У нас например раньше была электричка до близлежащего города, до которого 2,5 - 3 часа ехать. Теперь ее нет, так как другой регион, электрички разделили между компаниями, каждая из которых обслуживает один или несколько соседних регионов. Но если два соседних региона обслуживаются разными компаниями, то это уже неудобно. Нужно ехать на поезде, платить за плацкарт, даже если ехать два-три часа. В 90е как раз было много электричек.
А по западно-европейским меркам три часа ехать - это долго или нет?
Цитата: Toman от декабря  9, 2018, 13:22
Цитата: Fox123 от декабря  7, 2018, 18:16
А нормальных поездов дальнего следования с полками, на которых можно лежать, у них нет?
Есть, но немного, и, НЯП, это исключительно международные поезда, которые идут по Европе через несколько стран, вагоны там в любом случае купейной планировки. Например, в Германии или Швейцарии (а также и ряде других стран), как мне показалось, чаще всего можно видеть дальние (международные) поезда австрийских ж.д.

Во Франции вот то ли есть ещё, то ли по крайней мере ещё недавно были вроде бы некие внутренние поезда с лежачими местами в общем пространстве, устроенными принципиально отлично от нашего плацкарта/купе, т.е. где строго либо все сидят, либо все лежат, т.е. сидеть внизу при открытой верхней полке физически невозможно (но сам я во Франции не бывал вообще никогда).

И че только не придумают...
Название: "И поезд мчит меня в сибирские морозы..."
Отправлено: Toman от декабря 17, 2018, 15:19
Цитата: Fox123 от декабря  9, 2018, 14:04
Цитата: Toman от Ну, например, что-нибудь типа Мюнхен-Нюрнберг. Или Берлин-Халле.
Это сколько часов ехать?
Сами эти отрезки я не проезжал, кстати. В Баварии ехал от ближайшей к мюнхенскому аэропорту станции Фрайзинг до Регенсбурга и обратно. Это под сотню километров - ну и ехал поезд где-то час с чем-то - наверняка меньше полутора часов. Поскольку ехал поезд, в общем, примерно со скоростью нашей обычной электрички, но остановки были только по станциям - километров через 10-12, наверное. Но Регенсбург - только примерно посередине между Мюнхеном и Нюрнбергом (и не на кратчайшем пути, а несколько в стороне). Через Халле я только собирался ехать с пересадками от Берлина до Гёттингена на "обычных" поездах - а они максимум примерно на такое расстояние ходят, вот порядка 150..200 км (ну и это по времени, наверное, что-то порядка 2,5..3 часов, смотря по местности, частоте остановок и т.п.), но в итоге, поскольку не выспался, в последний момент передумал и взял билет на скоростной ICE без пересадок (но то, что он скоростной ICE, в условиях Германии не значит, что всю дорогу он едет как-то особо быстро: действительно быстро он ехал только менее четверти пути по специальной скоростной линии север-юг (Ганновер-Вюрцбург), а бо́льшую часть пути в направлении восток-запад ехал по "обычным" ж.д. линиям с обычной скоростью (единственное что остановок поменьше) ), т.е. там на "скоростном" поезде едешь не потому собственно, что он именно скоростной, а потому что никаких других вариантов без пересадок нет (а пересадки сами по себе могут увеличивать время в пути почти вдвое), на большие расстояния только вот эти "скоростные" и ходят.

Вообще актуальные данные по расписанию движения лучше всего посмотреть в первоисточнике. Сейчас вот посмотрел - Мюнхен-Нюрнберг на нескоростных поездах по времени примерно от 1.50 до 2.50, на скоростных около 1:10, а вот от Берлина до Халле без пересадок нескоростных поездов, похоже, и нет вовсе (а с пересадками выходит тоже что-то чуть менее 3 часов), а на скоростном тоже примерно 1:10.

Цитата: Fox123 от декабря  9, 2018, 14:04
А по западно-европейским меркам три часа ехать - это долго или нет?
Ну, это довольно обычно/средне. От Берлина до Гёттингена на скоростном - примерно 2,5 часа, а это в общем то и другое северная Германия, и Гёттинген не самый запад, а только серединка, т.е. даже в рамках Германии не самые удалённые точки. А для реально удалённых точек будет и 3 с лишним, и 5 часов даже на скоростных. Но, конечно, в их понятиях это не "соседний город", а проехать всю страну, мимо штук 5 крупнейших городов и пары-тройки десятков городов поменьше. А если на нескоростных поездах, с пересадками, всю Германию, наверное, не факт что и за день успеешь пересечь.

...Но при этом да, вот про нескоростные поезда и пересадки. Из Гёттингена ездил я погулять в Нордхаузен и окрестности. Всего-то километров 80 (по ж.д., в обоих вариантах маршрута), но ехать туда на поездах - с пересадкой и некоторым ожиданием, в итоге время в пути около 2 часов, а то и с лишним. Так что если на маршруте неизбежные пересадки, и поезда не часто ходят, то 3 часа можно таки и в самом деле почти между соседними городами ехать.

Цитата: Fox123 от декабря  9, 2018, 14:04
У нас например раньше была электричка до близлежащего города, до которого 2,5 - 3 часа ехать. Теперь ее нет, так как другой регион, электрички разделили между компаниями, каждая из которых обслуживает один или несколько соседних регионов. Но если два соседних региона обслуживаются разными компаниями, то это уже неудобно. Нужно ехать на поезде, платить за плацкарт, даже если ехать два-три часа. В 90е как раз было много электричек.
Так вот в том-то и дело, что эта дурацкая ситуация с разными компаниями и обрезанием пригородных поездов (а то и, хуже того, полной отменой на ряде участков - так что и с пересадкой не проехать) была предопределена решениями 90-х (и конца 80-х), которые тогда в течение некоторого времени были готовы терпеть, и которые казались удачными, но это была "бомба замедленного действия".
Вот, например, был такой поезд, имевший в народе прозвище "тарзан" - Ржев-Новосокольники (вообще-то он даже до Волоколамска ходил). Ещё в 1996 году он, вроде, имел нумерацию местного. В 1997 или 1998 его сделали "пригородным", номинально поделив маршрут на несколько частей (поскольку по правилам маршрут пригородного не должен быть больше 150 км). Потом из-за разделения территорий между пригородными компаниями его обрезали до Великих Лук (что очень плохо, т.к. Новосокольники узловая станция, где возможна пересадка на проходящие дальние поезда, там всего-то 29 км, фактически очень глупо получилось).

Очень плохо, что вначале ввели продажу билетов на дальние поезда по паспорту (тогда это делалось для борьбы со спекулянтами, хотя были ведь и другие решения), что потом распространилось вообще на все "пассажирские", включая местные, поезда, кроме пригородных. Отсюда, а также из "плацкартного" принципа расчёта цены, а также из стремлений регионов сделать у себя цену на проезд пониже - тенденция массового перевода местных поездов в "пригородные" - чтобы народу было удобнее (без паспорта, резервирования мест, шансов нарваться на отсутствие билетов) и дешевле ездить. Но потом - отказ от перекрёстного субсидирования, требование от регионов полной компенсации убытков (которые ж.д. начальство рассчитывало и рассчитывает, конечно, удивительно жирно, надеясь поживиться за счёт бюджета), естественные отказы регионов платить такие сумасшедшие деньги, шантаж отменами и, наконец, полная отмена сообщения на ряде участков.

...На некотором участке в 90-х каждый день ходили 2-3 пары пригородных поездов. На станциях были только старые скромные песчаные платформы, на остановочных пунктах либо они же, либо вообще никаких платформ. Но поезда ходили. Сейчас пригородный поезд ходит 1 или 2 раза в неделю (что означает, что на нём и вовсе почти никто не ездит, т.к. все, кому реально нужно ездить, перешли на другие виды транспорта - собственные автомобили, такси и т.п.), зато на всех станциях и остановках платформы выложены плиткой, установлены абсурдно выглядящие ограждения сзади (это для низких платформ, за которыми земля на их же уровне, т.е. фактически и падать там некуда, и, более того, этими огражениями фактически перерезаны многие традиционные пути подхода пассажиров к платформе, и это всё для пригородных поездов раз в неделю, когда из поезда высаживается или садится в этих нынешних реалиях максимум 1-2 человека), это ограждения регулярно "модно" окрашивают в корпоративные цвета, установлены навесы для ожидания поезда и т.п. показуха. И РЖД/пригородная компания, соотв., будет рассказывать, ах, какие у них убытки, ах, какие у них убытки при такой организации работы.