Встретил мнение, что русское слово навь однокоренное греческому ναῦς латинскому navis, правильно ли мнит автор?
Латинское nāus от nāre «плыть».
Русское навь от ɴꙑтн «ныть».
готск. naus «мертвый».
Автор мнит неправильно, хотя возможно семантическое сближение "корабль, ладья" - перевозчик душ в царство мертвых.
Кстати, что это за триада "Явь, Правь и Навь"? Откуда взялась?
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 15:32что это за триада "Явь, Правь и Навь"? Откуда взялась?
От Миролюбова и ВК, естественно.
Цитата: Bhudh от мая 22, 2016, 15:34
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 15:32что это за триада "Явь, Правь и Навь"? Откуда взялась?
От Миролюбова и ВК, естественно.
Опять Миролюбов >(
Это такой закос под tamas, rajas и sattva? :what:
И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
Песни поем мы Ему,
ведь Свентовит - это Свет.
Видели мы чрез Него Белый Свет.
Вы посмотрите - Явь существует!
Нас Он от Нави уберегает -
Мы восхваляем Его!
http://www.dazzle.ru/spec/veles.shtml#2
Цитата: А. Гатцукъ. Старина рꙋсской земли. — М., 1888. от
Было, напримѣръ, обыкновеніе у арійскихъ народовъ спускать трупъ умершаго по водѣ, кладя его на плотъ или въ лодку. Память объ этомъ сохранилась не только в преданіяхъ, но и въ языческихъ обычаяхъ бывшихъ древле у Руссов при похоронахъ, которые описали очевидцы арабы (покойника сожигали въ лодкѣ), и даже въ словахъ тѣхъ народовъ нашего арійскаго племени, съ которыми предки наши когда‐то составляли одинъ народъ, одинъ языкъ. Так у греков нао (νάω) значило теку, нео (νέω) плаваю, навс (ναῦς) корабль, лодка, то что плавает; у латинцевъ (древнихъ итальянцевъ) корабль, лодка, также назывались навис (navis); а по нашему слово навь или навье, значит уже не лодку, а прежде всего могилу, гробъ и потомъ то, что когда‐то плыло в лодкѣ, т. е. умершее, покойника.
Це народна этымология :negozhe:
Цитата: А. Гатцукъ. Старина рꙋсской земли. — М., 1888. от
Одобрено для ученическихъ библіотекъ среднихъ и низшихъ учебныхъ заведеній Ученымъ Комитетомъ Минист. Народ. Просвѣщенія.
Ну так 1888 год же ;)
Каких нафиг "арійскихъ народовъ"?
Цитата: лад от мая 22, 2016, 15:43от :o
Но ведь отглагольное же? Ну не от
ɴꙑтн, а от *
nou-/
nū-.
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 15:55
Ну так 1888 год же ;)
Каких нафиг "арійскихъ народовъ"?
Цитата: А. Гатцукъ. Старина рꙋсской земли. — М., 1888. от
Въ преданіяхъ нашихъ арійскихъ народовъ (т. е. народовъ такъ называемаго кавказскаго, іафетова племени какъ‐то: почти всѣхъ народовъ Европы, Осетинъ, Армянъ, Курдовъ, Персіянъ, и Индѣйцевъ) сохранилась смутная память о похоронахъ послѣдняго рода.
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 15:35Опять Миролюбов
Цитата: Дощечка нумбер ВАНізремовоспятьарщеможе боесьмоістоідіхомсянавеправеявезнат
<...>
правебоесьневідомоуложенадажьбомапоньякопряжесятецеявеітасоутво
ріживотонашоатоколі одідесьмртьеесьявьесьтекоущаатворенооправінав
енбоестепотоіядотеестенаваапотеестенаваавправіжеестеявъ
Цитата: Перевод ДудкаИ так смотрим назад, и говорим, что стыдимся знать о Нави, Прави и Яви
<...>
Правь неведомо устроена Даждьбогом, а по ней, словно пряжа, течет Явь, и та создает жизнь нашу, а когда отойдет — смерть приходит. Явь есть текущее, созданное в Прави, а Навь есть до нее (Яви) и после нее — Навь. В Прави же есть Явь.
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 15:35Это такой закос под tamas, rajas и sattva?
Судя по «навеправеяве», как бы не под
саччидананда.
Γρηγόριος, в науке давно уже не называют индоевропейцев «арійскими народами» и знать забыли о «іафетовомъ племени».
О также отказались от родственной связи слов navis и навь.
Цитата: Bhudh от мая 22, 2016, 16:14
Γρηγόριος, в науке давно уже не называют индоевропейцев «арійскими народами» и знать забыли о «іафетовомъ племени».
О также отказались от родственной связи слов navis и навь.
Ну уж иафетово племя всем из Ветхого Завета точно известно.
Может тогда кто‐нибудь объяснить точную этимологию оного слова, желательно с кладезями?
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 16:07
А. Гатцукъ. Старина рꙋсской земли. — М., 1888.
Зело мне прелюбезна, сударь мой, нежная приязнь Ваша к милой старине отеческой, да толико навука об языков сопоставлении, от латинян компаративной лингвистикой нареченная, на едином месте не обретается и за сто с лишкой годков далече уже продвинулась.
Вы бы еще из Скалигера цитату привели ;D
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 16:23Ну уж иафетово племя всем из Ветхого Завета точно известно.
Я имел в виду, что индоевропейцев уже давно не возводят к Яфету, семитов к Симу, а хамитов к Хаму.
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 16:23Может тогда кто‐нибудь объяснить точную этимологию оного слова, желательно с кладезями?
А чем Вам Фасмер не нравится?
Цитата: навь, на́вье, на́вей "мертвец", орл., калужск., южн. (Даль), на́вий день "день поминовения мертвых (в понедельник (на юге) или во вторник на Фоминой неделе (в средней полосе))", укр. на́вський вели́кдень "пасха мертвецов (в четверг на последней неделе великого поста)", на́вка, ма́вка "душа девочки, умершей до крещения", др.-русск., цслав. навь νεκρός, др.-чеш. nav, род. п. navi "могила, преисподняя, тот свет", unaviti "убить", чеш. unaviti "утомить", словен. nȃvje ср. р. "души некрещеных детей". Родственно др.-прусск. nowis "туловище", лит. nõvyti "мучить" (с iš-: "уничтожать, замучить"), лтш. nâvе "смерть", гот. naus "мертвый", др.-исл. nár -- то же, др.-ирл. nūnа "голод", далее гот. nauþs "беда, нужда, стеснение", д.-в.-н. nôt "нужда", тохар. А nut, В naut "погибнуть". Связано чередованием гласных с ныть (Траутман, ВSW 201 и сл.; М.--Э. 2, 703; Торп 295; Миккола, Streitberg-Festgabe 271). Мысль о герм. происхождении, вопреки Уленбеку (AfslPh 15, 489), ошибочна; см. Кипарский 77; Брюкнер, AfslPh 23, 626; Брандт, РФВ 23, 88.
<...>
ныть, но́ет, уныва́ть, укр. ни́ти, блр. ныць, др.-русск. ныти, унывати, ст.-слав. оуныти ἀκηδιᾶν (Рs. Sin., Еuсh. Sin.), оунылъ ῥᾳθυμος, ταλαίπωρος (Супр.), чеш. nýti, nyji "изнывать, тосковать", слвц. nуt᾽; с др. ступенью гласного: чеш. unaviti "утомить" (см. навь), ср. *baviti : *byti. Родственно лит. nõvyti "мучить, губить, угнетать", лтш. nâvîtiês "мучиться", др.-прусск. nowis "туловище", лтш. nâvе "смерть", гот. naus (мн. naweis) м. "мертвец", прилаг. nawis "мертвый", ирл. núnа "голод"; см. Траутман, ВSW 201 и сл.; Арr. Sprd. 382, 386; М.--Э. 2, 703 и сл.; Брандт, РФВ 23, 88. Сомнительно сравнение с др.-исл. núа "тереть", gnúа -- то же (см. гнус), вопреки Маценауэру (LF 11, 328); см. Хольтхаузен, Awn. Wb. 92.
Цитата: Bhudh от мая 22, 2016, 16:34
Я имел в виду, что индоевропейцев уже давно не возводят к Яфету, семитов к Симу, а хамитов к Хаму.
Марр что-то там возводил :smoke:
Цитата: Bhudh от мая 22, 2016, 16:34
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 16:23Ну уж иафетово племя всем из Ветхого Завета точно известно.
Я имел в виду, что индоевропейцев уже давно не возводят к Яфету, семитов к Симу, а хамитов к Хаму.
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 16:23Может тогда кто‐нибудь объяснить точную этимологию оного слова, желательно с кладезями?
А чем Вам Фасмер не нравится?Цитата: навь, на́вье, на́вей "мертвец", орл., калужск., южн. (Даль), на́вий день "день поминовения мертвых (в понедельник (на юге) или во вторник на Фоминой неделе (в средней полосе))", укр. на́вський вели́кдень "пасха мертвецов (в четверг на последней неделе великого поста)", на́вка, ма́вка "душа девочки, умершей до крещения", др.-русск., цслав. навь νεκρός, др.-чеш. nav, род. п. navi "могила, преисподняя, тот свет", unaviti "убить", чеш. unaviti "утомить", словен. nȃvje ср. р. "души некрещеных детей". Родственно др.-прусск. nowis "туловище", лит. nõvyti "мучить" (с iš-: "уничтожать, замучить"), лтш. nâvе "смерть", гот. naus "мертвый", др.-исл. nár -- то же, др.-ирл. nūnа "голод", далее гот. nauþs "беда, нужда, стеснение", д.-в.-н. nôt "нужда", тохар. А nut, В naut "погибнуть". Связано чередованием гласных с ныть (Траутман, ВSW 201 и сл.; М.--Э. 2, 703; Торп 295; Миккола, Streitberg-Festgabe 271). Мысль о герм. происхождении, вопреки Уленбеку (AfslPh 15, 489), ошибочна; см. Кипарский 77; Брюкнер, AfslPh 23, 626; Брандт, РФВ 23, 88.
<...>
ныть, но́ет, уныва́ть, укр. ни́ти, блр. ныць, др.-русск. ныти, унывати, ст.-слав. оуныти ἀκηδιᾶν (Рs. Sin., Еuсh. Sin.), оунылъ ῥᾳθυμος, ταλαίπωρος (Супр.), чеш. nýti, nyji "изнывать, тосковать", слвц. nуt᾽; с др. ступенью гласного: чеш. unaviti "утомить" (см. навь), ср. *baviti : *byti. Родственно лит. nõvyti "мучить, губить, угнетать", лтш. nâvîtiês "мучиться", др.-прусск. nowis "туловище", лтш. nâvе "смерть", гот. naus (мн. naweis) м. "мертвец", прилаг. nawis "мертвый", ирл. núnа "голод"; см. Траутман, ВSW 201 и сл.; Арr. Sprd. 382, 386; М.--Э. 2, 703 и сл.; Брандт, РФВ 23, 88. Сомнительно сравнение с др.-исл. núа "тереть", gnúа -- то же (см. гнус), вопреки Маценауэру (LF 11, 328); см. Хольтхаузен, Awn. Wb. 92.
Ну сие кто как, я бы сказал, что существуют две точки зрения на оных происхождение: религиозная и научная, обе ра́вно обоснованны и ра́вно имеют хождение.
Ял, спасибо. Впрочем, никогда наверняка не знаешь, яка гипотеза окажется верною.
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 16:41я бы сказал, что существуют две точки зрения на оных происхождение: религиозная и научная
Старая и новая.
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 16:41обе равно обоснованны
Обоснуйте.
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 16:41равно имеют хождение
В науке XXI века — никак не равно. Только одна.
Равно лишь в науке века XIX.
А вот уже в XX веке вышел словарь Юлия Покорного (родившегося, кстати, в XIX, но науку сего вѣка не унаследовавший), в котором он чётко разделил 2 корня:
(http://i.imgur.com/uOcMbCN.png) (http://i.imgur.com/uOcMbCN.png)
(http://i.imgur.com/kjZxtxw.jpg) (http://i.imgur.com/kjZxtxw.jpg)
Картинки кликабельны.
Со своих позиций они ра́вно обоснованы, то есть в Вивлии рассказывается что почему происходит, и в науке рассказывается что почему происходит, разнятся лишь версии, сие объясняющие. Ра́вно бог мог создать всё, равно взрыв мог создать всё, с нынешними нашими познаниями установить оное точно является проблематичным.
А хождение — во всём человечестве, имелось ввиду, а не токмо в научной/духовной среде.
Спасибо за кладезь.
Poſt scriptvm. Прошу не спрашивать меня о естестве мира, бо есмь поганин и несмь « учёный ».
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 17:12
бо есмь поганин
И коим же богам жертвы твориши, друже, и суть ли то бози древле-словенские, как то Перун и Даждьбог и протчие кумиры диаволовы, али суть блудныя богыни еллинские або рымские с нагими персями, срамом непокрытым и простоволосыя? :donno:
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 17:24
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 17:12
бо есмь поганин
И коим же богам жертвы твориши, друже, и суть ли то бози древле-словенские, как то Перун и Даждьбог и протчие кумиры диаволовы, али суть блудныя богыни еллинские або рымские с нагими персями, со срамом непокрытым и простоволосыя?
Никаким, полностию я поганый.
Хочу также заметить, что придерживаяся одной гипотезы при сём отрицать другую — глупо, неразумно и иррационально, этим и занимаются « учёные » на протяжении веков. То все вдруг начинают считать, что индоевропейцы пошли не от Иафета, то ещё чего. Поколение за поколением учёных опровергает, меняет предъидущие константы.
Задайте все себе вопрос: не опровергнут ли наши нынешние достижения последующие учёные?
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 17:38
Задайте все себе вопрос: не опровергнут ли наши нынешние достижения последующие учёные?
Научные знание - не скрижаль, раз и навсегда б-гом данная, а долгий и подчас извилистый путь к истине. И если в будущем окажется, что наука в где-то свернула с пути или топчется на месте, это не значит, что вообще никуда идти не надо было.
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 17:47
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 17:38
Задайте все себе вопрос: не опровергнут ли наши нынешние достижения последующие учёные?
Научные знание - не скрижаль, раз и навсегда б-гом данная, а долгий и подчас извилистый путь к истине. И если в будущем окажется, что наука в где-то свернула с пути или топчется на месте, это не значит, что вообще никуда идти не надо было.
Да, это так, но подавлять иные пути негоже и не полезно.
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 17:56
Да, это так, но подавлять иные пути негоже и не полезно.
А кто вас подавляет :what:
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 18:40
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 17:56
Да, это так, но подавлять иные пути негоже и не полезно.
А кто вас подавляет :what:
Меня‐то никто, а вот остальных... ныне отношения между верующими и неверующими накалены, аще раньше (до крамолы той) на наших землях преобладала наука духовная и неверующим было быть как‐то постыдно, то сий час общество преломилось на две части, то и дело распри всякие случаются...
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 18:51
Меня‐то никто, а вот остальных... ныне отношения между верующими и неверующими накалены, аще раньше (до крамолы той) на наших землях преобладала наука духовная и неверующим было быть как‐то постыдно, то сий час общество преломилось на две части, то и дело распри всякие случаются...
Что-то вы странное пишете :what: Верующих подавляют неверующие? Или наоборот? Я что-то понять не могу. Извольте изъясниться удовлетворительнее.
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 19:04
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 18:51
Меня‐то никто, а вот остальных... ныне отношения между верующими и неверующими накалены, аще раньше (до крамолы той) на наших землях преобладала наука духовная и неверующим было быть как‐то постыдно, то сий час общество преломилось на две части, то и дело распри всякие случаются...
Что-то вы странное пишете :what: Верующих подавляют неверующие? Или наоборот?
И те и другие друг друга не переносят, но насколько я заметил — неверующих всё больше, а значит они превалируют.
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 19:08
И те и другие друг друга не переносят, но насколько я заметил — неверующих всё больше, а значит они превалируют.
По телевизору говорят, что верующих все больше.
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 19:10
Цитата: Γρηγόριος от мая 22, 2016, 19:08
И те и другие друг друга не переносят, но насколько я заметил — неверующих всё больше, а значит они превалируют.
По телевизору говорят, что верующих все больше.
На улицу выйдите и увидите кого вяще...
А если в церкву зайти?
И разве на улице на всех написано, верующие они иль нет и во что?
А в церквах что? Народа больше? На праздник и в воскресенье так всем миром идут, а в остальное время, отнюдь, не говоря уже о не блюдении многих правил.
А Вы банально у знакомцев сведайте, верующие они или нет.
У меня не так много знакомцев, чтобы это была достаточная и, главное, репрезентативная выборка.
Некоторое время назад нашёл лит. nuavėti "износить, сносить" (ср. лтш. nāvēt "убивать, омертвлять"), где, так понимаю, nu- префикс "с, от".
Может быть кто нибудь подскажет этимологию этого слова? Kорень там <*аu(e)- : *u̯ē- "дуть, ветрить" или *eu- : *ou- "одевать" (ср. лит. nuauti "разуть")?
(ср. рус. увечить)
Цитата: Tys Pats от мая 22, 2016, 19:48
Некоторое время назад нашёл лит. nuavėti "износить, сносить" (ср. лтш. nāvēt "убивать, омертвлять"), где, так понимаю, nu- префикс "с, от".
Может быть кто нибудь подскажет этимологию этого слова? Kорень там <*аu(e)- : *u̯ē- "дуть, ветрить" или *eu- : *ou- "одевать" (ср. лит. nuauti "разуть")?
(ср. рус. увечить)
Не понял,
увечить при чём?
Цитата: Wolliger Mensch от мая 22, 2016, 21:24
Цитата: Tys Pats от мая 22, 2016, 19:48
Некоторое время назад нашёл лит. nuavėti "износить, сносить" (ср. лтш. nāvēt "убивать, омертвлять"), где, так понимаю, nu- префикс "с, от".
Может быть кто нибудь подскажет этимологию этого слова? Kорень там <*аu(e)- : *u̯ē- "дуть, ветрить" или *eu- : *ou- "одевать" (ср. лит. nuauti "разуть")?
(ср. рус. увечить)
Не понял, увечить при чём?
Семантически не очень далеко от
nuavėti, ,а префикс nu- в литовском языке (насколько знаю) по значению и применению схож с рус. у-.
Не нашёл этимологию
увечить. Какая она?
Цитата: Tys Pats от мая 22, 2016, 22:25Не нашёл этимологию увечить. Какая она?
Прозрачная. У- —приставка, -век- — корень. "Увечить" - "уменьшать жизненную силу".
Цитата: Lodur от мая 22, 2016, 22:32
Цитата: Tys Pats от мая 22, 2016, 22:25Не нашёл этимологию увечить. Какая она?
Прозрачная. У- —приставка, -век- — корень. "Увечить" - "уменьшать жизненную силу".
Спасибо!
Значит родственны: лтг. væikt' "выполнить, выполнять; исполнить; сделать; проделать", īvæikt' "осилить, одолеть", nūsavæikt' "повезти, посчастливиться"...
Цитата: Tys Pats от мая 22, 2016, 19:48
Некоторое время назад нашёл лит. nuavėti "износить, сносить" (ср. лтш. nāvēt "убивать, омертвлять"),
Омертвлять, это как? :what:
Цитата: Centum Satәm от мая 22, 2016, 23:00
Цитата: Tys Pats от мая 22, 2016, 19:48
Некоторое время назад нашёл лит. nuavėti "износить, сносить" (ср. лтш. nāvēt "убивать, омертвлять"),
Омертвлять, это как? :what:
"Лишать жизни; делать так, чтобы субъект/объект становился мёртвым, безжизненным, лишённым всего живого"
Это "умерщвлять" или, по-старинному, чистым каузативом, "морить".
А омертвлять — это "делать подобным мёртвому".
Цитата: Bhudh от мая 22, 2016, 23:50
Это "умерщвлять" или, по-старинному, чистым каузативом, "морить".
А омертвлять — это "делать подобным мёртвому".
«Подобным»? Что-то вы не то пишете. :no:
"Явь, Правь и Навь" встречал только в романах Головачева, больше нигде не видел и не слышал
Цитата: antic от мая 23, 2016, 12:33
"Явь, Правь и Навь" встречал только в романах Головачева, больше нигде не видел и не слышал
В гугль вбейте...
Вот что пишут Иванов с Топровым
ЦитироватьНавь
Навь (др.-рус. "навь", от слав. *navь, из индоевроп. *naHu-, вид погребального обряда), в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *naHu-), на которой плывут в царство мертвых. Общеславянским является также представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost nбvnб, чеш. nбvni kost (ср. литов. navi-kaulis, "навья косточка", латыш, naves celins, "роковой знак на лице ребенка", - свидетельства балтославянских истоков этого представления). Родственное Нави имя самостоятельного божества - Nya в списке польских богов у Я. Длугоша (15 в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других славянских народов к представлениям о Нави восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: украинские навки,и мавки, болгарские нави - злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. В "Повести временных лет" эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: "навье бьют полочаны". У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр. Навский велик-день, Мавський велик-день, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень - см. в ст. Велс).
http://www.mifinarodov.com/n/nav.html
По сему я и рёк: нечего преждевременные выводы делати.