Какие глаголы оканчиваются на эти гласные? Много их?
В татарском на -ы и -у вспомнил, на другие пока нет.
Казы- "копать", кашы- "чесать (тело)", укы- "читать", ку- "гнать", йу- "мыть"
Цитата: Karakurt от августа 30, 2012, 09:51
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 07:41
ку- "гнать"
ku- или таки kuw-?
Цитата: Karakurt от августа 30, 2012, 09:53
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 07:41
йу- "мыть"
аналогичный вопрос
Вроде как, в повелительной форме 2 лица ед.ч. в qu и ku(миш.) "гони", ю "мой, стирай" w на конце не слышно. Он восстанавливается при наращении аффиксов начинающихся с гласного: ю
wа ю
wа ардым "устал стирая".
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 07:41
В татарском на -ы и -у вспомнил, на другие пока нет.
Казы- "копать", кашы- "чесать (тело)", укы- "читать", ку- "гнать", йу- "мыть"
Еще манчы- знаю. Семантика для меня не слишком понятна, по словарям, вроде как, "макать", но в реальности может означать много чего (включая сексуальное действие), типа местоглаголия. Фанис, разъясните, пожалуйста, все смыслы.
Я к тому, что к сожалению, такие глаголы из-за не отображения конечного гласного в неопределенной форме не очевидны для изучающих какой-либо кипчакский язык. Т.е. корень оқу может быть принят за оқ-. А списков нет.
Цитата: Karakurt от августа 30, 2012, 09:51
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 07:41
ку- "гнать"
ku- или таки kuw-?
То, что вы записываете как ku-, в татарском пишется как ко-. Так что — да, kū- ~ kıw- ~ kuw-. Произношение зависит от фонетического окружения, диалекта и настроения.
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 07:41
В татарском на -ы и -у вспомнил, на другие пока нет.
Казы- "копать", кашы- "чесать (тело)", укы- "читать", ку- "гнать", йу- "мыть"
В чувашском нет ни одного глагола на -ĕ,-ă, аналоги же татарским казы- и кашы- выглядят как хус-(диал. копать, рыхлить) и хыç- (чесать).
На -ÿ,-у имеются, но все стяженные из более ранних на -ĕв, -ăв: тÿ- "толк
и", среднениз. диал.(с. Ухманы) тĕв- толк
и (лит. чув. тĕвет "он толчет", ); хÿ- "огораживай; наметай", среднениз.диал.(с. Ухманы) хĕв- "огораживай; наметай" (лит. чув. хĕвет "наметает (н-р, о снеге), ), ту- "делай" (лит. чув. тăвать "он делает", среднениз.диал.(с. Ухманы) тăв- "делай") и т.п.
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 13:53
То, что вы записываете как ku-, в татарском пишется как ко-.
шозабред
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 13:53
Цитата: Karakurt от августа 30, 2012, 09:51
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 07:41
ку- "гнать"
ku- или таки kuw-?
То, что вы записываете как ku-, в татарском пишется как ко-. Так что — да, kū- ~ kıw- ~ kuw-. Произношение зависит от фонетического окружения, диалекта и настроения.
В словаре куу, вроде.
Цитата: Karakurt от августа 30, 2012, 13:37
Я к тому, что к сожалению, такие глаголы из-за не отображения конечного гласного в неопределенной форме не очевидны для изучающих какой-либо кипчакский язык. Т.е. корень оқу может быть принят за оқ-. А списков нет.
Н-р, в чувашских словарях дается только основа глагола.
Нет, дифтонга там нет, только -у. В казахском так же?
Нет, есть.
:fp:
"мыть", "гнать" - это основы на -w. Соотв. <*jub- и <*qog-
Они и спрягаются по согласному типу. Так что из этого списка выкидываем
То же касается и "рождаться"
В татарском нет, абсолютно точно. В казахском есть?
Насчет казы- что думаете насчет -ы?
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 14:34
В казахском есть?
Он есть если там каз. кирил. у. :)
байы- "заходить (о солнце)"
байы- "богатеть"
ташы- "носить, перетаскивать"
тоҡы- "ткать"
Да, на -ы немало.
ҡайы- "окаймлять, вышивать тамбуром"
яны- "точить, править (нож, косу)"
кычы- "чесаться, зудеть"
Дальше лень. Их десятки
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 14:48
байы- "заходить (о солнце)"
Ещё значения "кончаться", "уменьшаться", "спадать", "переставать доиться"
Цитата: Karakurt от августа 30, 2012, 14:36
Насчет казы- что думаете насчет -ы?
В башкирском представлено как
ҡаҙ-, так и
ҡаҙы- "копать"
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 14:33
:fp:
"мыть", "гнать" - это основы на -w. Соотв. <*jub- и <*qog-
Они и спрягаются по согласному типу. Так что из этого списка выкидываем
То же касается и "рождаться"
А как там насчет шу- "скользить"?
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 15:12
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 14:33
:fp:
"мыть", "гнать" - это основы на -w. Соотв. <*jub- и <*qog-
Они и спрягаются по согласному типу. Так что из этого списка выкидываем
То же касается и "рождаться"
А как там насчет шу- "скользить"?
Вне татарского и башкирского не знаю. Основа на -w, спрягается по согласному типу
В башкирском основа
шыу-
на у-:
куру- "сохнуть"
улу- "выть" (который почему-то в татарском ула-)
чуку- "ковырять, долбить"
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 15:36
на у-:
куру- "сохнуть"
улу- "выть" (который почему-то в татарском ула-)
чуку- "ковырять, долбить"
чув.
хăр- сохнуть
ула - выть
чуку- -?
Цитата: Zhendoso от августа 30, 2012, 15:56
ула - выть
Теперь понятно, откуда аномальная татарская форма
Коры-, чокы-, ула-
В татарском-то понятно, ула- вроде как образован по тому же принципу что и гырла- "храпеть", шаула-, шарла-, герлэ- и пр., но что за -лу- в башкирском?
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 15:59
Коры-, чокы-, ула-
В татарском-то понятно, ула- вроде как образован по тому же принципу что и гырла- "храпеть", шаула-, шарла-, герлэ- и пр., но что за -лу- в башкирском?
Ага, непонятно и интересно.
Праформа *ūlɨ- "выть". Никакого аффикса, это цельный корень.
В башк. оло- (бүре олой "волк воет"), в полном соответствии с другими кыпчакскими. Ср. кирг. улу-, южн-алт. улу-
Может статься, тат. ула- "выть" - это не когнат вообще
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 14:23
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 13:53
То, что вы записываете как ku-, в татарском пишется как ко-.
шозабред
Каракурт просто не усвоил до конца факт, что татарский
у1) долгий звук (как каз.
о и
у, но не как каз.
ұ)
2) ведёт себя одновременно и как монофтонг (ū или, если угодно, ə̄°), и как дифтонг (ıw~uw или, если угодно, əw~ə°w)
Я тоже разобрался. вашим конечным узким в подобных случаях у нас ноль звука или широкий соответствует.
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 15:58
Цитата: Zhendoso от августа 30, 2012, 15:56
ула - выть
Теперь понятно, откуда аномальная татарская форма
В чувашском ударный губной звук во втором слоге регулярно превращается в открытое -а-? Еще примеры?
Цитата: Zhendosoили широкий соответствует.
Например?
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 16:27
Цитата: Zhendosoили широкий соответствует.
Например?
Тот же ула-
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 16:22
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 15:58
Цитата: Zhendoso от августа 30, 2012, 15:56
ула - выть
Теперь понятно, откуда аномальная татарская форма
В чувашском ударный губной звук во втором слоге регулярно превращается в открытое -а-? Еще примеры?
Да нет, в прачувашском (как и в некоторых других тюркских) глаголообразующий (от имен) аффикс -V был широким и двухвариантным -а/-е, а не узким и, похоже, только заднерядным (пока не нашел примеров на передний ряд) -ï/-u.
Интересная тема, надо углубить.
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 16:16
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 14:23
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 13:53
То, что вы записываете как ku-, в татарском пишется как ко-.
шозабред
Каракурт просто не усвоил до конца факт, что татарский у
1) долгий звук (как каз. о и у, но не как каз. ұ)
2) ведёт себя одновременно и как монофтонг (ū или, если угодно, ə̄°), и как дифтонг (ıw~uw или, если угодно, əw~ə°w)
V., не придумывайте. Обычное
у в татарском, без всяких долгот и вполне себе монофтонг - см. хотя бы мнение носителя выше. Другое дело, что он соответствует сразу нескольким разным вещам в др. тюркских
И "гнать" таки
ку-
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 16:31
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 16:27
Цитата: Zhendosoили широкий соответствует.
Например?
Тот же ула-
Ага. Вопрос был поднят в свое время Габеном, Прицаком, Кононовым - т.н. классификация по ń-a и j-ï признакам, не слишком релевантным для современных языков, но достаточно последовательно разграничивавшим древние.
Ула- в одиночку не в кассу, если нет никаких других примеров. Это вроде понятно...
Кстати, только что специально поинтересовался у знакомой каракалпачки, никакого дифтонга в основах жу- и ту- у нее не услышал.
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 16:42
Обычное у в татарском, без всяких долгот и вполне себе монофтонг - см. хотя бы мнение носителя выше.
Я скромно подозреваю, что Фанис и в русском не услышит глайдов даже при замедленном прослушивании.
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 16:48
Кстати, только что специально поинтересовался у знакомой каракалпачки, никакого дифтонга в основах жу- и ту- у нее не услышал.
(http://i.piccy.info/i7/2250234d724765e59a6b5771c6dd0e95/4-44-654/50968416/styrat_240.jpg) (http://piccy.info/view3/3419181/2cd2058d634365c88e266cc45c92a14e/)(http://i.piccy.info/a3/2012-08-30-13-56/i7-3419181/240x41-r/i.gif) (http://i.piccy.info/a3c/2012-08-30-13-56/i7-3419181/240x41-r)
Русско-каракалпакский словарь. Москва:"Советская энциклопедия". 1967Обратите внимание на буквочки
ў в словаре
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 16:49
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 16:42
V., не придумывайте.
Это не я придумал.
Хорошо, продолжайте копировать сюда все измышления из Умных Книг. И лексемы из языков, которыми не владеете, в собственной орфографии
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 17:09
Хорошо, продолжайте копировать сюда все измышления из Умных Книг.
Дык а что делать, если они ещё и опытом подтверждаются?
ЦитироватьИ лексемы из языков, которыми не владеете, в собственной орфографии
Ко- не было лексемой, если вы не заметили.
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 16:16
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 14:23
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 13:53
То, что вы записываете как ku-, в татарском пишется как ко-.
шозабред
Каракурт просто не усвоил до конца факт, что татарский у
1) долгий звук (как каз. о и у, но не как каз. ұ)
2) ведёт себя одновременно и как монофтонг (ū или, если угодно, ə̄°), и как дифтонг (ıw~uw или, если угодно, əw~ə°w)
С чего вы так решили?
Цитата: Karakurt от августа 30, 2012, 17:42
С чего вы так решили?
Потому что из вашего вопроса следует, что вы подумали, что тат.
ку фонетически равно не каз.
қу, а скорее каз.
құ.
Расскажите нам про каз. у. Есть серьезные исследования?
Цитата: Borovik от августа 30, 2012, 17:07
Цитата: Фанис от августа 30, 2012, 16:48
Кстати, только что специально поинтересовался у знакомой каракалпачки, никакого дифтонга в основах жу- и ту- у нее не услышал.
(http://i.piccy.info/i7/2250234d724765e59a6b5771c6dd0e95/4-44-654/50968416/styrat_240.jpg) (http://piccy.info/view3/3419181/2cd2058d634365c88e266cc45c92a14e/)(http://i.piccy.info/a3/2012-08-30-13-56/i7-3419181/240x41-r/i.gif) (http://i.piccy.info/a3c/2012-08-30-13-56/i7-3419181/240x41-r)
Русско-каракалпакский словарь. Москва:"Советская энциклопедия". 1967
Обратите внимание на буквочки ў в словаре
Буквочками буквочками, звуки звуками. Реально там не более чем ударное -у, как и в татарском, как и в казахском или в русских чешу, ношу, везу и т.д.
Эдак дифтонг можно разглядеть и в русском слове курица и в других словах с ударными у по всему миру.
Скажите ещё, что в крымскотатарских suv и quv произносится тоже, что в русских чешу и несу.
Кстати, Старлинг пишет эти татарские слова как sɨw и quw. Интересно, в чём разница.
Цитата: Alessandro от августа 30, 2012, 20:57
Скажите ещё, что в крымскотатарских suv и quv произносится тоже, что в русских чешу и несу.
Цитата: Alessandro от августа 30, 2012, 20:57
Скажите ещё, что в крымскотатарских suv и quv произносится тоже, что в русских чешу и несу.
С чего бы мне так сказать? Понятия не имею как они там произносятся. Вообще-то, напротив, предполагал/предполагаю, что в кр.тат. и других причерноморских и северокавказских кипчакских там четко слышен звук -v, в отличие от татарского, каракалпакского и некоторых других.
Я просто удивляюсь, как можно заурядное ударное -у считать дифтонгом. :o
Вот в башкирском, да, дифтонг. Ясно слышимый, а не выдуманный.
Цитата: Vertaler от августа 30, 2012, 21:18
Кстати, Старлинг пишет эти татарские слова как sɨw и quw.
В Старлинге ещё много приколов, к реальной фонетике реальных языков имеющих лишь отдалённое отношение
Я сейчас говорю про ТЯ, о фонетике которых имею какое-либо представление
Возвращаясь к теме,
вот интересный случай.
sol- / solɨ- "вянуть, сохнуть (о растениях)"
В некоторых языках - основа на согласную, в некоторых - на гласную. Кое-где, похоже, обе представлены
Цитата: Borovik от августа 31, 2012, 10:09
Возвращаясь к теме,
вот интересный случай.
sol- / solɨ- "вянуть, сохнуть (о растениях)"
В некоторых языках - основа на согласную, в некоторых - на гласную. Кое-где, похоже, обе представлены
Мне все это представляется это так (гипотеза) - в раннепратюркском редуцировались и отпали конечные гласные (н-р, СVСV>CVC, где V стал проявлять тенденцию к удлинению/дифтонгоизации). Это привело к множественной омонимии (совпадение в одной форме имен, действий и аттрибутивов). На этой стадии пратюркский, по видимому, был языком аналитического типа с четким порядком слов в предложении, конверсивным словообразованием и прочими аналитическими фишками, рефлексы которых ощущаются в тюркских до сих пор. По разрушении аналитизма одним из первых глаголообразующих аффиксов (в "чистом" виде довольно быстро ставшим малопродуктивным) стало какое-то бывшее служебное слово (?недостаточный глагол), которое рефлексировалось в части языков как -a-, в других -ï или -u (? <*
(j)ạń/ïń).
Может это интенсификатор?
То есть, форму sol- , в рамках моей гипотезы, можно трактовать как рефлекс древнейшей аналитической конверсивной деривации, а solɨ- - "новой" (по факту же, модель древняя) синтетической.
Мысли к сабжу:
В некоторых чувашских средненизовых, верховых и других говорах к основе глагола может наращиваться аффикс -aj/-ej, в настоящее время (о прошлом данных нет) никак не меняющий семантику основы (правда, его наличие может восприниматься носителями как намеренная архаизация, "высокий штиль"):
тухай-=тух- "выходи", теей- = те- "скажи".
В литературном языке этот аффикс образует форму возможности/невозможности, которая в в говорах, где аффикс -ай/-ей не меняет семантику основы, образуется при помощи аффикса -aйр-/-ейр- <*-ajər/-ejɘr<*-ajur/-ejür, где -ur/-ür, имхо, есть ни что иное, как соответствие общетюркскому аффиксу -ïr/-ir/-ur/-ür/-ar/-er, образовывавшему в древнетюркском языке форму предикативного причастия абсолютного настоящего, будущего и общего времени. Это причастие могло адъектизировать и личное местоимение (позже вытеснявшееся показателями личной притяжательности), составляя с ним в этом случае, последнее в предложении сказуемое.
Как видим, древнетюркским формам типа barar/barïr ( в функции последнего сказуемого - "идет/пойдет") в древнебулгарских диалектах вполне могла соответствовать форма *bạrajur, где аффикс -aj - обязательный для древнебулгарских (и, возможно, огузских) и факультативный (судя по спорадичности и нерегулярности сабжевых глагольных основ) для остальных стандартнотюркских рефлекс былого постпозитивного маркера адъективного действия.
(В прачувашском формы типа *bạrajur ~ ДТ barar/barïr после второго ротацизма (-d->-r-) в связи с развитием причастия на -an/-en и аналитического настояще-будущего времени на -aj turur/-ajmas turur были вытеснены в область обслуживания категории возможности/невозможности, ранее, по видимому выражавшейся аналитически при помощи аффикса -aja/-eje + *bil- "знать, уметь"> совр. чув. конструкции типа -а пĕл- , еще могущие выражать возможность/невозможность в некоторых контекстах)
А если, коротко, то сабж наводит меня на мысль, что в раннем пратюркском языке глаголов, в современном понимании этого термина, не было :o
Любопытно, кстати, что в крымскотатарском отглагольные существительные от taşımaq и tanımaq - taşuv и tanuv вместо предполагаемых теоретически *taşıv и *tanıv.
Пофрикую еще.
Кстати, в рамках гипотезы об аналитической типологии раннего пратюркского языка, имхо, возможно объяснение маргинального тюркского запрета алтайских сонорных в анлауте - это может быть следствием тенденции (известной, н-р, для изолирующих) к последовательному распределению различных классов звуков по фиксированным позициям внутри морфемы.
Для раннепратюркского периода я предполагаю резкое сокращение словообразовательных моделей, преимущественно аналитическое, при помощи послелогов (грамматикализованных алтайских словоформ) и различных клитик (которые в позднепратюркском стали падежными аффиксами), выражение грамматического значения слова. Но до моносиллабизма и сферической изолирующей типологии раннепратюркский не развился.
Правда, не совсем понятны причины предполагаемой мной типологической трансформации - часть ностратов-праалтайцев накрыло волной миграции из Юго-Восточной Азии?
Цитата: Alessandro от августа 31, 2012, 22:25
Любопытно, кстати, что в крымскотатарском отглагольные существительные от taşımaq и tanımaq - taşuv и tanuv вместо предполагаемых теоретически *taşıv и *tanıv.
Действительно, любопытно. В каких говорах, в южных?
Цитата: Zhendoso от августа 31, 2012, 23:57
Цитата: Alessandro от августа 31, 2012, 22:25
Любопытно, кстати, что в крымскотатарском отглагольные существительные от taşımaq и tanımaq - taşuv и tanuv вместо предполагаемых теоретически *taşıv и *tanıv.
Действительно, любопытно. В каких говорах, в южных?
Да везде, вроде как... А в южных вообще больше в ходу огузские формы на -ma/-me (в литературном стандарте есть и -v/-uv/-üv и -ma/-me, причём для канцелярского стиля характернее последние).
В татарском схожая картина: ташы- ташу, таны- тану.
Со словарным янау "точить" непонятная петрушка - слышал и яны- и яна-. Оба в значении "точить", второе омонимично с "угрожать". Какая форма предпочтительнее для "точить" в татарском?
Продолжение фрикованья.
Два часа искал в сети (с упором на археологию) носителей предположительно изолирующего (-их) языка (-ов), что могли бы "накрыть" волной миграции и "заадстратить" будущих пратюрков около 4 тысяч лет назад (примерное время распада тюрко-монгольской общности согласно списка Сводеша), не нашел. Пришлось сделать "звонок другу". Ответ меня огорошил - кроме бежавших от иньцев полулегендарных Ся под предводительством Шун Вея некому - известных миграций на север в то время не было.
Мне вот интересно стало, а на каком языке могли говорить Ся, потомки великого Желтого Имератора?
:???
На узбекском:
Қази - копай,
Қури - сохни,
Сўли - вяни,
Қаши - чеши,
Ўқи - читай,
Бойи - богатей,
Таши - носи,
Тўқи - ткешь,
Қичи - чеши,
Ғингши - хныкай,
...
еще много таких.
Если заметили, тут не рассматриваются на -а, -е.
Цитата: Karakurt от сентября 1, 2012, 08:10
Если заметили, тут не рассматриваются на -а, -е.
Думаете, туркменские oqa-, doqa- не сабж?
Почему?
Просто спросил, сам думаю что сабж.
Цитата: Zhendoso от сентября 1, 2012, 00:18
В татарском схожая картина: ташы- ташу, таны- тану.
Я всё-таки опять встряну и всё по той же больной теме.
По-татарски не пишется ыу вообще никогда. Ы+ў даёт орфографически даёт
у. Фонетически — чёрт его знает.