кажется Эвлия Челеби писал, что ради того, чтобы послушать мастерское исполнение песни "Бала лай... - короче что-то такое про ребенка.
во всяком случае, понятно, что слово балалайка скорее татарское, чем русское.
инструмент вроде как скомороший, кто такие были скоморохи по национальности, сказать не берусь.
в Крымском ханстве музыкой для публики занимались только цыгане.
но, понятно, что песни они сочиняли на крымском языке и по крымским вкусам.
балалайка - звукоподражательное слово, не заимств. (Историко-этим словарь русского языка)
Rezia
словари я и сам смотрел.
много ли мы знаем названий музыкальных инструментов, основанных на звукоподражании?
гитара, домра, скрипка, бубен имеют совершенно ясный центрально-азиатский путь распространения по землям Руси (вероятно, через Кубань и Северный Кавказ)
гусли - финоугорское
а вот балалайка (при запрете на музыку) вдруг самозародилась в России и звукоподражательно самоназвалась.
крутое объяснение.
спасибо за заботу:)
Чем богаты, тем и рады.
Цитата: Zverozub от мая 16, 2008, 20:46
гусли - финоугорское
Не знаю, кто изобрел гусли, но слово это исконнославянское, от "гудеть".
GaLL
да и рожок, свисток, сопелка, дудка, трещотка, ложка, звонок понятно что за слова.
ни в одном из них нет звукоподражания.
каждое из них имеет гнездо однокорневых слов.
а у балалайки что есть балалаить?
есть только балалаечник и балалаечный. опять же с тюркским суффиксом -чи
исконно русских музыкальных инструментов вполне много.
и не просто много - а как раз представлены все группы. при этом струнная группа как раз представлена гуслями. действительно за счет деревянного резонатора они создавали некий мягкий гармоничный гуд.
практически все эти группы инструментов появляются уже в развитых промысловых сообществах (то есть в доарийские времена). там где есть свободное время и нужна охотничья магия появляется и музыка. щипковые струнные инструменты появились одновременно с луком.
но у эстонцев например контрабас так и остался в форме большого лука с одной толстой струной.
балалайка инструмент с серьезными возможностями, практически как у домры и мандолины.
в домонгольской Руси сомнительно чтобы она уже существовала.
в былинах киевского цикла точно не упоминается балалайка.
да и в сказках русских народных что-то не сильно припоминается...
я о тексте говорю, а не о лубочных и книжных иллюстрациях.
Цитата: Zverozub от мая 16, 2008, 21:40
есть только балалаечник и балалаечный. опять же с тюркским суффиксом -чи
Не, это не суффикс, а часть корня (если если не выделять суффикс -к-):
Балалайка ~ балалаек ~ балалаеч-ный.
балалайка инструмент только русский.
на Украине точно ее не было, про Белорусь не знаю...
на Украине под влиянием сложных восточных инструментов из гуслей развились кобза и бандура, а под влиянием запада нечто вроде скрипки с войлочным колесиком в корпусе и клавишами на грифе - я играл на такой во Львове в музее народных инструментов, забыл как называется...
от венгров и румынов пошли цымбалы, но кажется на восток Украины они так и не проникли.
кстати, с появлением балалайки гусли реально вышли из массовой народной культуры - концертная ниша то одна. минимальный народный состав - три человека. балалайка, рожок (дудка) и ударно-трещальные.
получается Русь - гусли, Россия - балалайка. слово наверное не раньше 15 века появилось?
Цитата: GaLL от мая 16, 2008, 21:45
Балалайка ~ балалаек ~ балалаеч-ный.
согласен. не так как табун > табунщик.
есть конечно близкие русские слова вроде балаболить и балаболка
и английское bla-bla
второе название балалайки - балабойка
откуда собственно и взялась официальная словарная версия.
но если словари все знают, то зачем тогда этот форум?:)
спорить со словарями я не собираюсь - они уже есть и их много.
но мало ли, может кто пропишет тут и другие версии.
Хорошо еще, что с исп.baila не связали! :-) А что, плясать под нее можно!
Драгана
слово baila мне очень нравится. я когда занимался компьютерными фоновыми миксами для видео смастерил один трек с этим словечком.
что оно значит?
баламут и балагур как-то связано с балаболить и балалайка?
Цитата: Zverozub от мая 16, 2008, 21:40
да и рожок, свисток, сопелка, дудка, трещотка, ложка, звонок понятно что за слова.
ни в одном из них нет звукоподражания.
Ну почему же нет? Это все звукоподражательные (ономатопея) или звукосимволические основы. Они налицо в самых разных неконтактировавших между собой языках:
Баск. туту «дудка, труба»
Баск. систу «свирель, досл. «свистелка», груз. ствири «то же» и т.д.
«Балалайка» тоже может содержать звукосимволическую основу бал/бол. Ср. шумерск. бал-бал «говорить» (или рус. балаболить)
Tibaren
балбал - это половецкие каменные бабы.
вроде половцы поближе к русским жили, чем шумеры...
в остальном - я понял (в смысле не согласен, а именно - понял).
болтать, баламут, балагур, балабол - сугубо русские по происхождению звукоподражательные конструкции?
в других славянских есть нечто близкое?
балбал вроде обезличенный столб у древних тюрок, а половецкие каменные бабы это таш/тас баба, т.е. каменный предок
Цитата: Zverozub от мая 18, 2008, 01:20
Tibaren
балбал - это половецкие каменные бабы.
вроде половцы поближе к русским жили, чем шумеры...
в остальном - я понял (в смысле не согласен, а именно - понял).
болтать, баламут, балагур, балабол - сугубо русские по происхождению звукоподражательные конструкции?
в других славянских есть нечто близкое?
Конечно есть:
[Фасмер]
Word: балабо́лить
Near etymology: "болтать" (вместо болобо́лить), балабо́нить, отсюда балабола "болтун", балабо́н -- то же. Родственно болг. блабо́ля "бормочу", чеш. blaboliti. Иная ступень чередования гласных представлена в болг. бълбо́ля "болтаю", чеш. blbý "слабоумный", слвц. blbotat', blblat', blbocat'. Путем дис- симиляции или контаминации с ба́ять произошли байбола́ "болтун", байболить, ряз. Ср. байбо́ря, байборить, там же.
Further etymology: Звукоподражание. Ср. др.-инд. balbalākarōti "заикается", лат. balbus "заика", balbutio "заикаюсь"; см. Бернекер 1, 69; ср. В. Шульце, КZ 50, 129, где имеется ссылка на слвц. bɫbɫa, bɫbɫa -- подражание голосу немого. Аналогично греч. βάρβαρος, первоначально "говорящий невнятно", нем. babbeln "лепетать" и т.
Есть и в балтийских, напр. литовское balbḗti «болтать»
Цитата: Karakurt от мая 18, 2008, 01:25
балбал вроде обезличенный столб у древних тюрок, а половецкие каменные бабы это таш/тас баба, т.е. каменный предок
то есть балбал на самом деле это только нечто вроде:
(http://zverozub.com/img/pg/20147.jpg)
а я не знал.
спасибо!
сразу вопрос вне темы - получается, что древние тюрки почитали такие каменные столбы?
то есть места, где они есть должны были считаться священными?
каменный гриб, который на снимке из места, которое называется Джафар-Берды.
а другой хан Золотой орды - Узбек детские годы провел в другом месте с каменными столбами - у Карадага, в долине Отуз, там где сейчас Биостанция.
Tibaren
спасибо.
тема наверное уже исчерпана, все понятно.
и всем спасибо.
Как я понял, балбалы ставились возле курганов. Каждый балбал олицетворял убитого врага.
Цитата: Karakurt от мая 18, 2008, 05:10
Каждый балбал олицетворял убитого врага.
Это только версия.
Зверозуб, по-испански bailar- танцевать. Т.е. все эти "баля-баля" (ну или точнее байла) - типа "дансинг-дансинг"!:-) Танцуем,танцуй...
Цитата: jvarg от мая 18, 2008, 05:27
Цитата: Karakurt от мая 18, 2008, 05:10
Каждый балбал олицетворял убитого врага.
Это только версия.
тему мегалитов можно было бы обсудить отдельно, но
1. что это нам даст
2. насколько мы к этому готовы
3. надо ли это делать тут на форуме?
был такой форум - Мегалит-кафе, но что-то я давненько оттуда не получал инфы...
камни с сарматскими знаками хороши тем, что они подписаны.
а камни без знаков...
могли использоваться в разные эпохи с разными целями разными народами и религиями.
Драгана
забавно насчет байлар.
может еще цыганская версия?:) в Испании музыкой занимались только цыгане, танцевально-музыкальная лексика в испанском может идти и от них.
может цыгане первоначально делали балалайку для русских медведей:)
с ней плясать легко и медведям, из лап треугольный корпус не выскочит, да и в производстве значительно дешевле.
а вообще по форме балалайка приспособлена для игры сидя на лавке, а домра - сидя на карточках.
так что наверное балалайка появилась в России после орды и происходит от домры.
и название - звукоподражательное и молодое, поскольку инструмент появился относительно недавно.
Цитата: Zverozub от мая 18, 2008, 02:02
то есть балбал на самом деле это только нечто вроде:
Столбы на фотографии перевёрнуты.
Бал-бал происходит из древнекитайского и буквально означает неваляшку. Балбалы ставились полукруглым утолщением на каменной плите. Помимо прозрачного фаллического смысла такой неваляшки, они означали стойкость воина, нерушимость границ, постоянство гармонии, вечность (вечное синее небо) и т.п.
Относительно балалайки.
Сей инструмент придуман (изобретён) в преддверии Первой Всемирной выставки в Париже. На выставке, как и сейчас водится, должны были представлены предметы характеризирующие народ данной страны и её достижения.
На этой выставке был представлен новый музыкальный инструмент - балалайка и новые игрушечные контейнеры для специй - матрёшки. Первое было подсмотрено в Казанской губернии. Второе на японской выставке. А потом стали выгодно эксплуатироваться легенды для лохов-тьуристов: Из России с водкой, балалайкой и матрёшкой.
И хватит спекуляций.
Цитата: Zverozub от мая 18, 2008, 12:33
может еще цыганская версия?:) в Испании музыкой занимались только цыгане
Сколько народу не раз задавались вопросом о том, какое отношение цыгане-романе имеют к Риму, а вы практически решили эту загадку и даже не заметили. Романе это музыканты, те кто приводят душу в состояние восторга (пояснение в вашей теме про имя Роман). Примерно таким образом кажется описывали впечатление от пения цыган некоторые российские писатели 19 века. А еще многие современные музыковеды авторитетно утверждают, что никто не может так проникновенно исполнять русские романсы, как цыгане.
Цитата: Zverozub от мая 18, 2008, 12:33
может цыгане первоначально делали балалайку для русских медведей:)
Вот и вы говорите про балалайку и медведей, а санскрит не сильно уважаете. А знаете ли вы, что медведь, играющий на балалайке, это санскритский каламбур.
Ну да, медведь с балалайкой! Так им же медведи на уши и понаступали! :) В этом, что ли, каламбур?
Я-то на балалайке не умею - да и не пробовала, а что же мишкам!
Всю тему -- в палату #9, срочно лечиться. :(
А вы доктор?:-)
Кстати, давно Шравана не видно...
А по теме - звукоподражание, что же еще!
Цитата: Tobin Bannet от мая 19, 2008, 19:42
Сколько народу не раз задавались вопросом о том, какое отношение цыгане-романе имеют к Риму, а вы практически решили эту загадку и даже не заметили.
Цыгане имеют отношение к Риму. Только к другому. К Восточному. Словосочетание Византийская империя придумано историками в 18 в. Сами же византийцы называлий страну Βασιλεία Ρωμαίων, Ρωμανία. Василея Ромайон, Романия (утвердившееся в русском языкей ромей, ромейцы из-за неправильного чтения тонированного αί как αι т.е "е"). Сельджуки называли её Рум, (Урум). Отвоёванную часть также называли Рум, Румийский султанат. Цыгане, попавшие сюда из Ирана, потом ушли в Египет, а там стали называться, поскольку из Рума, уже румами. Рум -> ром(а)
Цитата: Tobin Bannet от
Сколько народу не раз задавались вопросом о том, какое отношение цыгане-романе имеют к Риму, а вы практически решили эту загадку и даже не заметили. Романе это музыканты, те кто приводят душу в состояние восторга (пояснение в вашей теме про имя Роман).
Этим вопросом "не раз задавались" только те, кто не имеет представления о языке цыган и вообще индоарийских языках. :wall:
Цитироватьडोम (dom) - название касты музыкантов и танцоров (хинд.)
d (какуминальный d, хинд.)>r (цыг.)
Византия (Романия) и человек (адам) здесь абсолютно не при чем.
Цитироватьडोम (dom) - название касты музыкантов и танцоров (хинд.)
d (какуминальный d, хинд.)>r (цыг.)
Византия (Романия) и человек (адам) здесь абсолютно не при чем.
[/quote]
Цитата: http://ru.wikipedia.org/wiki/ЦыганеБританцы традиционно называют их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — Gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы — Bohémiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование, предположительно, из русского), немцы — Zigeuner, итальянцы — Zingari, голландцы — Heidens («язычники»), венгры — Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финны — mustalaiset («чёрные»), турки — Çingerie, Çingane; израильтяне, на иврите — Tso'anim (צוענים), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгары — Цигани. В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «ромá» (англ. Roma, чешск. Romové, финск. romanit и др.).
Эти этнонимы показывают, каким образом цыгане двигались в Европу. Те, кто прошёл Египет, получили "египетские" названия, сами же называли себя "рома́", те, кто двинулся через Балканы - "китайские" названия, у трансильванских цыган раньше было другое самоназвание.
Цитата: http://ru.wikipedia.org/wiki/ЦыганеПо самой популярной версии, около 400 лет они провели в Персии прежде, чем начали постепенно расходиться по свету, на восток, обратно к Индии и в Среднюю Азию, и на запад, в Палестину и через неё в Египет, и через Армению к Византии.
Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии. Документы свидетельствуют, что цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах. Большая часть этих цыган приняла православие ещё в Армении.
В Византии цыгане быстро интегрировались в общество. В ряде мест их вожакам даются определённые привилегии. Письменные упоминания цыган того периода скудны, но по ним не похоже, чтобы цыгане вызывали какой-то особенный интерес или воспринимались как маргинальная или криминальная группа. Цыгане упоминаются как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели (в Византии это не было необычной профессией), дрессировщики (причём в самых ранних источниках — заклинатели змей, и только в более поздних — дрессировщики медведей). При этом самым распространённым ремеслом, по видимости, были всё же артистическое и кузнеческое, упоминаются целые деревни цыган-кузнецов.
При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли маргинальные, авантюрно настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничеством, гаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган как народа среди европейцев. И только через некоторое время стали прибывать артисты, дрессировщики, ремесленники, конеторговцы.
Так что, Византия очень даже при чём.
Цитата: AlefZet от мая 20, 2008, 15:34
Так что, Византия очень даже при чём.
Так же как и Индия, Дардистан, Нуристан, Персия, Средняя Азия, Армения и т.д. Но какое все это имеет отношение к аутоэтнониму "roma"?
Цитата: AlefZet от мая 20, 2008, 15:34около 400 лет они провели в Персии прежде, чем начали постепенно расходиться по свету, на восток, обратно к Индии и в Среднюю Азию, и на запад, в Палестину и через неё в Египет, и через Армению к Византии
Версия действительно популярная, но к науке имеет весьма отдаленное отношение. Ввиду почти полного отсутствия данных археологии и письменных источников, единственным способом хронологической привязки является лексикостатистика, по данным которой ("Цыганский язык и глоттохронология",
М. Т. Дьячок) исход цыган из Индии относится к 100-50 гг. до н. э.. После исхода они некоторое время провели в Дардистане. Далее, через Среднюю Азию и Персию цыгане проникли в Армению, откуда в VII в. н. э. были насильственно переселены на территорию Балканского полуострова после разгрома византийцами государства павликиан с центром в Тефрике. (По другим данным ("История цыган. Новый взгляд", Н. Бессонов, Н. Деметер, 2000), появление цыган в Византии следует отнести к XII веку). После падения Константинополя, спасаясь от турок, цыгане мигрировали в страны Западной и Восточной Европы. Экзоэтнонимы Gypsies, Gitanos, Gitans, Pharao nerek отражают ошибочное представление европейцев о цыганах, как о выходцах из Египта. В действительности, южная ветвь, мигрировавшая в X веке из Персии через Палестину в страны Африки, никогда не вернулась в Евразию.
Балалайка - это видоизмененная домра.
Появилась после запрета на скоморошество - какой век и при каком царе, не помню, давно об этом слышала, это пусть историки выскажутся. Во всяком случае, задолго до Петра Первого.
Были гонения на скоморохов, эта профессия (если можно так назвать) затем практически исчезла - и языки вырезали, и вешали, и все, что хочешь... Домра была официально запрещена на несколько столетий. Как заменитель, появилась балалайка - полная противоположность по форме, чтоб нельзя было придраться.
С возвращением, Noëlle! :UU:
Да прям, с возвращением. :)
Зашла почту проверить. Тут еще была тема про сметану, никак не найду.
А домра как выглядела и откуда?
домра - изначально ударник???
In recent times scholars have come to the conclussion that the term domra actually described a percussive instrument popular in Russia and that the first discovered instrument was either a variant of the balalaika or a mandolin.
http://en.wikipedia.org/wiki/Domra
Как выглядела... Что,домры не видели,кругленькая?
А в названияхдомры и домбры есть связь? Инструменты разные.
Цитата: Драгана от мая 19, 2008, 21:17
А по теме - звукоподражание, что же еще!
Абсолютно согласен. С таким же успехом она могла быть ляляляйкой, труляляйкой и т.д.
...если бы не четкое "ба-ла-ла", или же "да-ла-ла", слышимое при игре на балалайке, отзвук такой.
Например, вот старая частушка, упоминаемая в "Кысь":
Эх, Дуня, Дуня-а, Дуня-а, Дуня, ду!
Била-а Дуня-я Ва-ню-у коло-ом на леду...
Представьте себе, что это играет балалайка...на мотив Камаринской.
Частушка эта - типичное звукоподражание игре муз. инструмента. Заметьте, сколько в ней звуков "д", "б", "в" и "л".
Цитата: Драгана от мая 23, 2008, 06:55
Как выглядела... Что,домры не видели,кругленькая?
А в названияхдомры и домбры есть связь? Инструменты разные.
Так же и в кобзе и кобызе
Цитата: Noëlle Daath от мая 20, 2008, 22:38
Балалайка - это видоизмененная домра.
Появилась после запрета на скоморошество - какой век и при каком царе, не помню, давно об этом слышала, это пусть историки выскажутся. Во всяком случае, задолго до Петра Первого.
Были гонения на скоморохов, эта профессия (если можно так назвать) затем практически исчезла - и языки вырезали, и вешали, и все, что хочешь... Домра была официально запрещена на несколько столетий. Как заменитель, появилась балалайка - полная противоположность по форме, чтоб нельзя было придраться.
логично.
но что-то не клеится, что если за домру убивали, то за балалайку - нет?
не в русских традициях "быть рабами собственных законов" (как говаривали персы об эллинах:)
на балалайке очень удобно играть сидя на стуле, а на домре - сидя скрестив ноги.
тут может быть отражение процесса массового перехода кочевников в православие и русификация их быта.
о скоморохах если есть ссылки - закиньте плз сюда.
Балалайка появилась позднее, как заменитель домры. Ниша опустела, а потребность осталась. Форма балалайки, после всех гонений на скоморохов, ни в коем случае не должна была копировать домру (могли наказать даже в случае, если домру в избе найдут).
Эту версию происхождения балалайки я слышала еще в 80-х от одного историка, ныне уже покойного. Если учесть нравы России тех лет, вполне верю.
Цитата: Noëlle Daath от июня 23, 2008, 11:12
Балалайка появилась позднее, как заменитель домры. Ниша опустела, а потребность осталась. Форма балалайки, после всех гонений на скоморохов, ни в коем случае не должна была копировать домру (могли наказать даже в случае, если домру в избе найдут).
Эту версию происхождения балалайки я слышала еще в 80-х от одного историка, ныне уже покойного. Если учесть нравы России тех лет, вполне верю.
а я не верю, что найдя в доме вместо домры балалайку хозяина бы пожалели и не казнили.
и если был запрет на скоморошество и музыку, казнить должны были за любой музыкальный инструмент.
стрельцов не обучали на искусствоведческих факультетах.
Балалайка, появившись, уже не считалась инструментом скоморохов. Музыка допускалась, но в очень определенном месте и в определенное время, чтобы все видели. На гуляниях сплясать - пожалуйста, на завалинке что-нить спеть под балалайку, после трудового дня - пожалуйста. В кабаках тоже... известный факт, основная профессия Шарикова была - балалаечник в трактире.
Но собственно, хитрость заключалась в том, что для освоения балалайки, как инструмента, не требуется ни особых способностей, ни много времени. Домра сложнее. Невозможно было до середины 19 века быть проф. музыкантом-балалаечником, хотя были такие, что "играли знатно". Ансамбли балалаечников - позднее явление, да и репертуар, и техника в наше время много усложнились.
Скоморошество было явлением и сатирическим, и политическим, и языческим в том числе. Скоморошество пострадало точно так же, как украинские бандуристы при Сталине. Можно погуглить и найти сведения о том, как последний съезд укр. бандуристов в 30-е годы кончился трагически, прямо из зала их всех погрузили в воронки и повезли этапом якобы в Сибирь, но это для виду, на самом деле всех расстреляли где-то в киевских лесах. То есть владение скоморошескими инструментами, по некоторой аналогии, можно приравнять к АСА (антисоветская агитация), но только агитация эта была противоправославная и противоцарская.
Цитата: "Noëlle Daath" от
Скоморошество пострадало точно так же, как украинские бандуристы при Сталине. Можно погуглить и найти сведения о том, как последний съезд укр. бандуристов в 30-е годы кончился трагически, прямо из зала их всех погрузили в воронки и повезли этапом якобы в Сибирь, но это для виду, на самом деле всех расстреляли где-то в киевских лесах.
Хотелось бы действительно увидеть ссылки на документы об этом безобразии. Очень уж это напоминает многочисленные исторические легенды. Типа, архитекторов самых красивых храмом непременно ослепляли. Или ужастики про несколько десятков украинских студентов, растрелянных за отказ сдавать экзамены по-русски. Или про то, что всех украинцев, бывших на оккупированной территории, сов. власть решила выселить в Сибирь, да не знала, глупая, сколько у нее в распоряжении имеется вагонов...
Ну вот Вам, пан Питон, самая первая ссылка по этому вопросу, которую я нашла. Захотите – нагуглите еще.
Гибель 300 кобзарей (бандуристов, как сейчас обычно называют их в России) – общеизвестный факт, о котором я слышала еще при Брежневе. Но почему-то, вот не знаю почему, такой развитой в отношении политики личности, как Ваша милость, об этом факте абсолютно ничего не известно. Ну прям как всегда.
http://forum.kobzarstvo.org.ua/index.php?showtopic=36
Спасибо, Ноэль.
Это не совсем то, что я хотел. Но все равно спасибо.
Меня очень интересуют "общеизвестные факты". Даже тему здесь такую заводил.
Разумеется, я слышал эту красивую (некрасивую) историю. И по ней, и по многим другим украинским легендам пытался выяснить, откуда ноги растут. К сожалению, пока безуспешно.
Но это ведь странно! Прежде чем памятники ставить, надо бы разобраться. Даты, подробности, документы.
Хотя бы ради того, чтобы имена на памятнике написать, уведомить родственников о реабилитации.
А то пока только число жертв точно установили - 300...
Я когда-то читал в одной желтой газетенке, что балабайки появились в 18-м веке в Украине, но тут не прижились, зато распространились в России. Не знаю.
Кстати, а почему современные магнитолы щас принято называть балабайками?
Пардон, это не Люгат, а Ноэль. Я как всегда, в своем репертуаре, не перешла на свой рабочий стол. :)
Цитата: piton от июня 23, 2008, 21:21
Разумеется, я слышал эту красивую (некрасивую) историю. И по ней, и по многим другим украинским легендам пытался выяснить, откуда ноги растут. К сожалению, пока безуспешно.
Но это ведь странно! Прежде чем памятники ставить, надо бы разобраться. Даты, подробности, документы.
Хотя бы ради того, чтобы имена на памятнике написать, уведомить родственников о реабилитации.
А то пока только число жертв точно установили - 300...
Не беспокойтесь, есть и имена, есть и число жертв, чуть побольше 300. Без учета сопровождающих лиц, естессно. Среди тех кобзарей были и глубокие старики, и действительно слепцы, которых надо было вести за руку. Это был цвет украинского кобзарства, то есть вопрос шел об уничтожении кобзарства как явления.
То же самое в свое время произошло и со скоморохами, добавьте сюда же многовековую пропаганду, изображающую скоморохов с крайне неблагоприятной стороны. Респект Тарковскому и Ролану Быкову - мы видим в "Андрее Рублеве" настоящего скомороха.
2 Nekto: то, что вы читали - это несерьезная статья о балалайке.
Магнитолы называли "балалайками" еще в 70-х, наверно, это перепев названия "придворный музыкант по имени Магнитофон". Помните фильм "31 июня"?
Цитата: Lugat от июня 23, 2008, 21:52
Пардон, это не Люгат, а Ноэль. Я как всегда, в своем репертуаре, не перешла на свой рабочий стол. :)
Вы что до сих пор еще на работе? :o
Цитата: Lugat от июня 23, 2008, 21:52
Магнитолы называли "балалайками" еще в 70-х, наверно, это перепев названия "придворный музыкант по имени Магнитофон". Помните фильм "31 июня"?
Фильм помню, конечно. А причем балабайка - не помню.
Цитата: Nekto от июня 23, 2008, 21:58
Пардон, это не Люгат, а Ноэль. Я как всегда, в своем репертуаре, не перешла на свой рабочий стол. :)
:)))))
А куда мы денемся? Мы фрилансеры, у нас работа на дому. Между прочим, действительно арбайтен, перевод на завтра, утро. А это - перерывчик.
Цитата: Nekto от июня 23, 2008, 21:58Фильм помню, конечно. А причем балабайка - не помню.
Ну... название могло появиться после выхода фильма. По аналогии - музыкант Магнитофон, магнитола - балалайка (если не ошибаюсь, в данном случае это хиповское словечко, с понтом этно).
Цитата: Noëlle Daath от июня 23, 2008, 22:05
А куда мы денемся? Мы фрилансеры, у нас работа на дому. Между прочим, действительно арбайтен, перевод на завтра, утро. А это - перерывчик.
В переводы цитаты из Лингвофорума не вкрадываются? :)
Эх... а я пошел спать уже наверное.
Да. И еще раз про балабайку:
БАЛАЛАЙКА ж. балабойка южн. зап. брунька южн. народное музыкальное орудие, с ладами, о двух или трех кишечных струнах,
по коим брянчат во все пальцы :), потряхивая кистью, строй квинтою.
Южнорусское - это не обязательно украинское. Астрахань - тоже "южнорусское".
Цитата: Noëlle Daath от июня 24, 2008, 00:01
Южнорусское - это не обязательно украинское. Астрахань - тоже "южнорусское".
Даль очень точно различает украинское (малороссийское) и южновеликорусское. Я эту цитату привел просто потому что мне она смешной показалась.
Ясно.
"Брянчат во все пальцы". Хотите сказать, у балалайки когда-то было 5 струн?
Что-то с трудом представляю. Конечно, слышала ен раз, но о технике игры не задумывалась. То есть в один аккорд по тонике, например, до-ми-соль, или ре-фа-ля, там по такой системе настроено? Эти три струны в таком соотношении? Или как?
И в чем принципиальное (!) отличие балалайки от домры?
Цитата: Драгана от июня 24, 2008, 19:17
"Брянчат во все пальцы". Хотите сказать, у балалайки когда-то было 5 струн?
А что брянчать пятью пальцами нельзя по двум- трем струнам?
Не знаю, ни на балалайке, ни на гитаре никогда не играл.
Возвращаясь к вопросу темы. А какова природа идиш-еврейской тумбалалайки? :)
Если звукоподражательная, то и обычной баламбайки тоже. :yes:
Цитата: Драгана от июня 24, 2008, 19:17
"Брянчат во все пальцы". Хотите сказать, у балалайки когда-то было 5 струн?
Что-то с трудом представляю. Конечно, слышала ен раз, но о технике игры не задумывалась. То есть в один аккорд по тонике, например, до-ми-соль, или ре-фа-ля, там по такой системе настроено? Эти три струны в таком соотношении? Или как?
И в чем принципиальное (!) отличие балалайки от домры?
У балалайки три струны, настроенных по звекам ля-ми-ми, у домры три или четыре с другим строем, абсолютно разная техника игры (хотя бы потому, что на домре играют медиатором).
Цитата: Nekto от июня 24, 2008, 21:12
Возвращаясь к вопросу темы. А какова природа идиш-еврейской тумбалалайки? :)
Если звукоподражательная, то и обычной баламбайки тоже. :yes:
А разве в идише не заимствована балалайка?
Цитата: Krymchanin от сентября 6, 2008, 00:15
Цитата: Nekto от июня 24, 2008, 21:12
Возвращаясь к вопросу темы. А какова природа идиш-еврейской тумбалалайки? :)
Если звукоподражательная, то и обычной баламбайки тоже. :yes:
А разве в идише не заимствована балалайка?
Не знаю. Но тумбалалайка - это наверное игра слов, хотя черт его знает...
А кто знает о чем все-таки поется в знаменитой еврейской песне?
http://lingvoforum.net/index.php/topic,10983.0.html
В гугле тоже есть вроде.
Цитата: Krymchanin от сентября 7, 2008, 00:25
http://lingvoforum.net/index.php/topic,10983.0.html
В гугле тоже есть вроде.
Какая оказывается замечательная песня!
Цитировать
Думает парень ночь напролёт
Ту ли девчонку в жёны берёт
Можно влюбиться и ошибиться
Ах, если б всю правду знать наперёд!
Тумбала, тумбала,тумбалалайка
Тумбала, тумбала, тумбалала,
Тумбалалайка, сердцу сыграй-ка
Пусть веселится вместе с тобой!
Слушай, девчонка, ты мне ответь:
Что может вечно, вечно гореть,
Что без дождя растёт и в мороз,
Что может плакать, плакать без слёз?
Парень, тебе я скажу не шутя:
Камень растёт без тепла и дождя,
Вечно гореть любви суждено,
Плакать без слёз может сердце одно!
Да, но что такое все-таки
тумбалайка?
Слыхал, что тум - это просто что-то вроде ляляля.
Кстати, а чей перевод?
А еще слышала эту песню с вариантом- строчка: Тумбала,тумбала... тумбалалайка,шпиль балалайка... Немецкое словечко,через евреев?
Эээ... Ну, оригинал песни ведь на идиш, а это, по сути, диалект немецкого... Пройдитесь по ссылке, что я давал: http://lingvoforum.net/index.php/topic,10983.0.html .
Цитата: piton от июня 23, 2008, 19:50
Цитата: "Noëlle Daath" от Скоморошество пострадало точно так же, как украинские бандуристы при Сталине. Можно погуглить и найти сведения о том, как последний съезд укр. бандуристов в 30-е годы кончился трагически, прямо из зала их всех погрузили в воронки и повезли этапом якобы в Сибирь, но это для виду, на самом деле всех расстреляли где-то в киевских лесах.
Хотелось бы действительно увидеть ссылки на документы об этом безобразии.
Цитата: Kirill2016 от
Искать хотя бы беглого упоминания о расстреле кобзарей в советской печати - напрасное дело. Даже в архивах бывшего НКВД-КГБ исследователи кобзарского искусства не могут найти документального подтверждения этой ужасной трагедии. Что-что, а следы своих преступлений энкаведисты-кагебисты заметать умели: еще в 1960 году тогдашний глава КГБ Шелепин тайной директивой приказал своим ведомствам «от Москвы до самых до окраин» сжигать все, что могло бы в будущему скомпрометировать «доблестные» органы. И все же правда о расстрелянном съезде кобзарей и лирников упрямо восстает из пепла забвения.
http://worldcrisis.ru/crisis/2116599
Цитата: Вахтанг Кипиани от
Не существует никаких документов партийных органов или ОГПУ (в девичестве — ЧК, в старости — КГБ, в сегодняшнем маразме — ФСБ), которые могли бы служить доказательством, что такой съезд был. Оговорюсь: может, они существовали, может, сожжены преступниками, прятавшими улики, может, хранятся в недоступных честным историкам архивах Лубянки. Может. Но их нет.
Я спросил Владимира Вятровича и Игоря Кулика, бывшего и нынешнего руководителей отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины, есть ли в фондах какая‑либо информация о деле кобзарей. Ответ — нет. Никаких фактов, подтверждающих миф, не найдено, хоть и искали.
Да, бумаг нет, но слепых акынов на базарных площадях местечек и сел в 30‑е годы также не стало. Их, скорее всего, арестовывали по одному как нарушителей закона о запрете бродяжничества и попрошайничества. Когда их не стало, видимо, и возникла красивая страшная сказка о том, что их под благовидным предлогом собрали вместе, чтобы уничтожить.
http://nv.ua/opinion/kipiani/povodyr-kino-i-kobzari-20526.html
Цитата: Nekto от июня 24, 2008, 21:09
Цитата: Драгана от июня 24, 2008, 19:17
"Брянчат во все пальцы". Хотите сказать, у балалайки когда-то было 5 струн?
А что брянчать пятью пальцами нельзя по двум- трем струнам?
Не знаю, ни на балалайке, ни на гитаре никогда не играл.
Можно при желании бренчать всеми пятью пальцами даже по одной струне.
Мой батя играл как-то одним выпрямленным пальцем, очень ловко, и лишь в отдельных аккордах взбрякивал для выразительности четырьмя (не пятью).
У меня выпрямленным не получается, играю, как на гитаре. Жалею, что не перенял у бати технику и не выучил все песни и инструменталки. Теперь поздняк.
Цитата: Zavada от сентября 26, 2016, 13:30
съезд укр. бандуристов в 30-е годы кончился трагически
(Вот не зря, не зря в теме "Обязательные черты украинца" я написал об обязательной черте этого народа всюду вворачивать укрополитсрач, даже в разделе этимологии русского языка. Ой не зря.)
Бандур нет, кобз нет, лир нет, людей нет - и чьи же это "Обязательные черты", и чей же это срач, и в чем же умник?