Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Волын
 - декабря 30, 2021, 14:10
Цитата: From_Odessa от декабря 30, 2021, 02:26
Цитата: Волын от декабря 23, 2021, 15:25
В первом случае объективной реальности соотносится аксиома реальности субъекта. Декарт вроде: мыслю - существую. Это естественнонаучный путь размышлений, как я понимаю. Познание здесь - само собой - безгранично, но ограничено обоснованным практикой опытом, ставшем достоянием общества (в любой форме) и временем жизни Этого субъекта. Познаваемо, но как бы границы опыта кладут временный предел познанию Человека.
Там имеются в виду не временные границы, вызванные пределами имеющегося опыта, а непреодолимые границы сознания. То есть, суть в том, что познавать можно только отражение реальности в сознании, а не саму реальность как таковую, ее познание недоступно в принципе (в рамках этого взгляда).

Совершенно согласен. У сознания (и осознания) есть границы, они - антропологические. Даже точнее - культурно-антропологические. Видимо, нам не дано освоить в нашей телесности темпы восприятия мухи или дельфина (эрго - осознания опыта Такого восприятия).
Значит, неизбежно обращение к техническим средствам как бы "растяжения времени". Простейший пример этого: осциллограф с временнОй развёрткой, где фиксируются переходные процессы в полупроводниках, растянутые на микромикросекунды и менее.
Другое дело - дельфины. Их язык с повторяющимися фонемами и морфемами - на порядок сложнее человеческого (35 тыс. единиц). и их писки - в трёх диапазонах частот. Так что здесь - непаханное поле познания с целью налаживания более углублённого диалога (чем нынешний - жестами и позами, дрессировкой) с этой популяцией.
В итоге выходит, что Человек вынужден свои границы преодолевать, сотворяя всё новые и новые Личности типа Аватаров, но с другими - индивидуальными - наборами ограничений и сверхвозможностей.
Автор From_Odessa
 - декабря 30, 2021, 02:26
Цитата: Волын от декабря 23, 2021, 15:25
В первом случае объективной реальности соотносится аксиома реальности субъекта. Декарт вроде: мыслю - существую. Это естественнонаучный путь размышлений, как я понимаю. Познание здесь - само собой - безгранично, но ограничено обоснованным практикой опытом, ставшем достоянием общества (в любой форме) и временем жизни Этого субъекта. Познаваемо, но как бы границы опыта кладут временный предел познанию Человека.
Там имеются в виду не временные границы, вызванные пределами имеющегося опыта, а непреодолимые границы сознания. То есть, суть в том, что познавать можно только отражение реальности в сознании, а не саму реальность как таковую, ее познание недоступно в принципе (в рамках этого взгляда).
Автор Волын
 - декабря 25, 2021, 14:16
Цитата: Волын от декабря 25, 2021, 11:36
Цитата: From_Odessa от января  5, 2020, 17:22
Цитата: From_Odessa от января  5, 2020, 15:54
В первом случае существование объективной реальности полагается за аксиому. А дальше речь идёт о том, что мы не можем её познать в силу наших особенностей.

Во втором случае речь идёт о том, что у Бога и аналогичных трансцендентных явлений есть такие свойства, которые не позволяют нам судить о том, существуют ли они вообще (ну и наши особенности тоже не позволяют).

Таким образом, в первом случае говорится о том, что нечто существует, но мы можем воспринимать только его искаженный вид. Во втором не говорится о том, что нечто существует, а, напротив, подчёркивается, что мы не можем знать, существует оно или нет.

Сходство есть, однако мне кажется, что это все же разные вещи.

В первом случае объективной реальности соотносится аксиома реальности субъекта. Декарт вроде: мыслю - существую. Это естественнонаучный путь размышлений, как я понимаю. Познание здесь - само собой - безгранично, но ограничено обоснованным практикой опытом, ставшем достоянием общества (в любой форме) и временем жизни Этого субъекта. Познаваемо, но как бы границы опыта кладут временный предел познанию Человека.

Во втором случае у трансцендентных явлений нет естественной - объективной составляющей. Трансцендентные явления суть плоды творчества Человека в его Культурной "вселенной". Этим занимаются гуманитарные науки и искусства. Человек черпает из Истории прошлого опыта, интерпретирует его в своих ценностях и проецирует свой субъект и свою общность в Будущее. Познание ограничено нашим творчеством в интерпретации прошлого опыта, культурным бэкграундом и нашими же перспективами, нам желаемыми.

Так что это не просто вещи разные - это вещи несравнимые (по Декарту, но я в этом сомневаюсь).
Уф, научная перспектива Мира Нового Времени.

И трансцендентность в гуманитарии имманентна (присуща) Человеку как совокупности всех возможных личностей. В отличие от естественных наук.
Автор basta
 - декабря 25, 2021, 13:41
Я считаю, Прописные Буквы следует запретить.
Автор Волын
 - декабря 25, 2021, 11:36
Цитата: From_Odessa от января  5, 2020, 17:22
Цитата: From_Odessa от января  5, 2020, 15:54
В первом случае существование объективной реальности полагается за аксиому. А дальше речь идёт о том, что мы не можем её познать в силу наших особенностей.

Во втором случае речь идёт о том, что у Бога и аналогичных трансцендентных явлений есть такие свойства, которые не позволяют нам судить о том, существуют ли они вообще (ну и наши особенности тоже не позволяют).

Таким образом, в первом случае говорится о том, что нечто существует, но мы можем воспринимать только его искаженный вид. Во втором не говорится о том, что нечто существует, а, напротив, подчёркивается, что мы не можем знать, существует оно или нет.

Сходство есть, однако мне кажется, что это все же разные вещи.

И трансцендентность в гуманитарии имманентна (присуща) Человеку как совокупности всех возможных личностей. В отличие от естественных наук.
Автор Волын
 - декабря 23, 2021, 15:25
Цитата: Валер от января  5, 2020, 17:24
В первом случае существование объективной реальности полагается за аксиому. А дальше речь идёт о том, что мы не можем её познать в силу наших особенностей.

Во втором случае речь идёт о том, что у Бога и аналогичных трансцендентных явлений есть такие свойства, которые не позволяют нам судить о том, существуют ли они вообще (ну и наши особенности тоже не позволяют).

Таким образом, в первом случае говорится о том, что нечто существует, но мы можем воспринимать только его искаженный вид. Во втором не говорится о том, что нечто существует, а, напротив, подчёркивается, что мы не можем знать, существует оно или нет.

Сходство есть, однако мне кажется, что это все же разные вещи.

В первом случае объективной реальности соотносится аксиома реальности субъекта. Декарт вроде: мыслю - существую. Это естественнонаучный путь размышлений, как я понимаю. Познание здесь - само собой - безгранично, но ограничено обоснованным практикой опытом, ставшем достоянием общества (в любой форме) и временем жизни Этого субъекта. Познаваемо, но как бы границы опыта кладут временный предел познанию Человека.

Во втором случае у трансцендентных явлений нет естественной - объективной составляющей. Трансцендентные явления суть плоды творчества Человека в его Культурной "вселенной". Этим занимаются гуманитарные науки и искусства. Человек черпает из Истории прошлого опыта, интерпретирует его в своих ценностях и проецирует свой субъект и свою общность в Будущее. Познание ограничено нашим творчеством в интерпретации прошлого опыта, культурным бэкграундом и нашими же перспективами, нам желаемыми.

Так что это не просто вещи разные - это вещи несравнимые (по Декарту, но я в этом сомневаюсь).
Уф, научная перспектива Мира Нового Времени.
Автор Tantrik2
 - января 15, 2021, 00:49
Цитата: Bhudh от января  5, 2020, 16:43
Цитата: basta от января  5, 2020, 16:14Карл Поппер является основоположником философской концепции критического рационализма.
Он у Сиддхартхи Гаутамы спёр.
А Вам известны аргументы в пользу  существования Будд до исторического Гаутамы. Например ваджраянского Вайрочаны, ну хотя бы в пользу древности сутр санскритского канона буддистов что-либо?
Просто мне тхеравадины надоели уже.

(wiki/en) Vairocana
Автор Бенни
 - января 6, 2020, 18:02
Цитата: Lodur от января  6, 2020, 11:20
Цитата: basta от января  6, 2020, 04:39А в критическом рационализме есть один сапог, как Вы его не разглядели? :)

Да и вообще философские концепции - не сапоги, не палочки и даже не жёппы. Зачем их друг на друга натягивать мне не понятно. Хотя сделаем мне скидку, я не изучал методологию и философию профессионально. :)
Я не понял, что ваше "принятое на веру" относится к аксиомам. :-[ Разумеется, аксиомы "принимаются на веру", поскольку служат фундаментом для доказательства в конкретной области знаний. Я не о такого рода утверждениях подумал. Подумал, что принимается на веру одно утверждение уровня теорем.

По-моему, это не аксиома и не теорема, а правило. А почему в критическом рационализме не должно быть правил? Это же не "эпистемологический анархизм" Фейерабенда.
Автор Wolliger Mensch
 - января 6, 2020, 12:43
Цитата: From_Odessa от января  5, 2020, 15:29
Есть даже термины "философский агностицим", "теологический агностицим", "научный агностицизм".

Важно: «научный» агностицизм к науке никакого отношения не имеет. Это просто характеристика поведения иных учёных. Из серии «так нельзя делать». :yes:
Автор Lodur
 - января 6, 2020, 11:20
Цитата: basta от января  6, 2020, 04:39А в критическом рационализме есть один сапог, как Вы его не разглядели? :)

Да и вообще философские концепции - не сапоги, не палочки и даже не жёппы. Зачем их друг на друга натягивать мне не понятно. Хотя сделаем мне скидку, я не изучал методологию и философию профессионально. :)
Я не понял, что ваше "принятое на веру" относится к аксиомам. :-[ Разумеется, аксиомы "принимаются на веру", поскольку служат фундаментом для доказательства в конкретной области знаний. Я не о такого рода утверждениях подумал. Подумал, что принимается на веру одно утверждение уровня теорем.