ЦитироватьГ. Бабаяров, А. Кубатинг. Ташкент, Узбекистан
ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ ТИТУЛЫ В ЭПОХУ
ДО ТЮРКСКОГО КАГАНАТА
в социальной лестнице, приводимой Сыма Цянем,
отсутствует верхняя ступень, на которой стоял шань-юй, таким образом нарушая полноту и стройность
изложения. Однако, этот пробел дополняют сведения «Хань шу», в котором имеется следующий очень
интересный отрывок, отсутствующий в «Ши цзи»:
«Шань-юй происходит из фамилии Лю-ань-ди. В их государстве его именуют «Чэн-ли гу-ду шань-
юй». Сюнну называю небо – чэн-ли, а сына называют – гу-ду. [Слово] шань-юй означает «обширный» и
показывает, что носитель этого титула обширен подобно небу»5.
Самую верхнюю ступень иерархии хунов занимал титул шаньюй, интерпретация которого до сих
пор является спорной. Э.К. Пуллиблэнк, основываясь на древнем чтении титула шань-юй как *dān-
γwāγ, восстанавливает его в форме darxan/tarxan7. Подобной интерпретации данного титула
придерживаются и некоторые исследователи, в том числе и А.В. Дыбо, которая приводит его
предположительное чтение для периода Западная Хань в форме *tān-wa, считая, что финалью -n
передано конечнослоговое -r8. В отличие от них Дж. Клосон, основываясь на древнем чтении
иероглифов, восстанавливает титул шаньюй в форме *davğu следующим образом: shan-yü = ∂ịan >
źịan - gịwo > ju. Исследователь считает слово davğu самой древней формой данного титула, который в
дальнейшем приобрел форму yavğu (yabγu)9. Подобной точки зрения придерживается также Х.В.
Бэйли, который восстанавливает данный титул как źiän-jiu / d'ian-giwo < źiän-jiu = ðabğu < yabğu10.
Другой точки зрения по поводу интерпретации титула шань-юй придерживается узбекистанский
синолог А. Ходжаев. Исследователь на базе словаря китайского языка «Ханьюй дацзыдянь» и
справочника древних произношений иероглифов «Ханьцзы гуинь шоуцэ», приводит древнее чтение
полного титула верховного правителя хунов чэн-ли гу-ду шань-юй в форме cheng-li ku-dia tan-yi и
восстанавливает его как тангри куту тангри (täŋri qutu täŋri). На основании этого А. Ходжаев считает,
что слово шань-юй (др.кит. tan-yi), восстанавливаемое им как тангри, является сокращенной
транскрипцией хунского титула тангри кут11.
Учитывая, что упомянутые выше исследователи для одних и тех же иероглифов,
использовавшихся для транскрипции данного титула, приводят различные чтения, вопрос о том, какой
титул скрывается под этой транскрипцией до сих пор остается дискуссионным. Хотя, ни одна из
вышеупомянутых точек зрений не является общепризнанной, но наш взгляд, более приемлемой
является та, согласно которой титул шань-юй можно восстановить как yabγu. В пользу этого можно
привести следующие доводы. Во-первых, во многих древних кочевых объединениях древности и
раннего средневековья самым высшим титулом был титул yabγu12.
Цитата: Dana от марта 4, 2011, 10:39Впервые употреблено сяньби (по китайским источникам) в титуле Шомо хан, каган.Цитата: Karakurt от марта 3, 2011, 20:48Какие есть основания так полагать?
Давайте вернемся. Каган - тунгусизм?
Цитата: Karakurt от марта 3, 2011, 20:48Какие есть основания так полагать?
Давайте вернемся. Каган - тунгусизм?
Цитата: Антиромантик от сентября 3, 2009, 11:27а может и азербайджанская, у них тоже -заде естьЦитироватьМуфти-задеПервая фамилия турецкая по происхождению ... вторая фамилия ногайская, без вопросов.
Ногаевы
Цитата: RiverRat от августа 31, 2009, 23:43Прочитал у Паркера Е.Г.:Цитата: ali от августа 31, 2009, 20:42Меня заинтриговало слово Къарачы.С этим словом все понятно: къарачы (къараджи) - "смотрящий". По-моему его уже здесь разбирали.
Страница создана за 0.094 сек. Запросов: 21.