Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Asan
 - февраля 1, 2010, 19:29
Черкесы попадали в крым вследствие айыплика (по 200 девочек и мальчиков для турецкого султана как позорный налог за право не входить в состав крымского ханства). Борю слово точно не славянское, оно хорошо отслеживается у ряда тюркских народов. Ещю есть гашкъыр, джанавар (опять же, Таракъташ блеснул своей лексикой: старшее поколение не знает слова къашкъыр; джанавар - персидское слово, обозначает хищника, возможно связано не с мусульманским миром, а с аланами), къурт (къырт).
Действительно, во взаимоотношениях Стили и Озенбаша с соседними сёлами фигурирует понятие катфрит. Ещё там и в Корбеке есть разан (балка, на которой держится плоская крыша). А ялтинские сейчас готов считают своими священными предками.
Кстати, нельзя утверждать о нетюркском происхождении татов, о чём говорит тюркский субстрат на ялыбое. Или хотя бы тезис Идриси (вроде) "Джалита - город кифчаков". Обратное стопроцентно не доказано.
А последние раскопки позволяют выдвигать предположения, что аланы и готы жили в соседних сёлах, но никак не в одних и тех же. Известно из беседы с Мазиновым. К сожалению, чёрные археологи и недостаточная активность официальных археологов с каждым месяцем лишают мой народ права иметь правдиво изложенную историю.
Автор Zverozub
 - декабря 11, 2008, 22:27
http://irsl.narod.ru/books/KTSweb/KTSweb.html
Сказки крымских татар

СОДЕРЖАНИЕ

Из книги «Сказки и легенды татар Крыма. Фольклорный сборник № 1. 1936».

Сказка о щедром хане и Мустафе Муждабе
Cказка о лисе и Беш-Салкым-бее
Сказка о мудром ишаке
Сказка о блудливом кадии
Сказка о грозном хане и Лухман-Хекиме
Сказка о Кичкенэ
Сказка о сорока плешивых и одном косом
Сказка о хаджи Тильки и правоверных пилигримах
Сказка о Бекире Мустафе
Сказка о трех благочестивцах
Сказка о воре Амете и карманщике Мемете

И. А. Бунин. Темир-Аксак-Хан
Легенда о золотой колыбели
Легенда об Арзы-хыз
Легенда об Аю-Даге

Из книги «Н. Маркс. Легенды Крыма. Выпуск 1. 1913».
Чертова баня
Разбойничья пещера 
Птицелов.

Из книги «Н. Маркс. Легенды Крыма. Выпуск 2. 1914».
Гюляш-ханым
Гибель Гирея
Мюск-Джами
Султан-Салэ

Из книги «Н. Маркс. Легенды Крыма. Выпуск 3. 1917».
Мамаева могила
Кыдырлез
Живые скалы

.... в общем не типично для тюрков... в русских сказках волку побольше внимания.
Автор RiverRat
 - декабря 11, 2008, 17:27
Цитата: Zverozub от декабря 11, 2008, 12:06
об этом давайте отдельно пообщаемся :UU:
ОК. Мой адрес rrat@bigmir.net
Пожалуйста, сбросьте мне туда пустое сообщение - спишемся.
Автор Zverozub
 - декабря 11, 2008, 12:06
Цитата: RiverRat от декабря 11, 2008, 11:45
Zverozub, а как же "къурт"? Не уважением ли к волку объясняется распространенность приставки "Къурт" в крымскотатарских мужских именах (наряду с Сеит- и Аджи-): Къуртосман, Къуртмемет, Къуртяя и т.п.?
Интересно, присутствует ли такая приставка в именах других тюркских народов?
Кстати, "Къурт" может быть не только приставкой, но и полным именем. К примеру, моим прямым предком по мужской линии является Къурт-деде эфенди (Алла рахмет эйлесин).
об этом давайте отдельно пообщаемся :UU:
http://www.zverozub.com/index.php?r=111&a=544&l=1 - Имя Курт и культ волка у германцев и тюрков и Как святой Христофор покорил Казанское ханство и Пермь

http://www.zverozub.com/orgforum.php?show=theme&id=74 - священные места крымских татар - азизы, что можно сказать общего по их физико-географическим особенностям?
в списке азизов:
72. Отуз кою азизлери: « В Отузах на древнем кладбище на самой живописной верхушке холма в ограде покоятся 3-4 могилы, известные у местных татар как азизы — святые» (два шейха и один мученик, Акъч.. 1927, с.6-7), Къурт Деде азизи (?);

104. Къурт Чегерий (?): расположение не установлено, возможно, д. Курчи-Кирей ныне отсутствует, в «Списке» не указана: «при заливе Сиваш, по правую сторону Чонгарской проселочной дороги в г. Симферополь».

но только это не лингво проблемы.
можно перенести тему на мой новый проект Краеведение и ближний туризм.
там есть раздел Фамильные деревни, генеалогия, геральдика.
Тамга родовую вы знаете Вашу?
хорошо было бы сделать небольшой материал о Къурт-деде эфенди.
в гражданскую войну под таким псевдонимом работал один журналист в Феодосии. а сейчас этот ник тоже в ходу у одного москвича (он историк и жил долгое время в Феодосии).
Автор RiverRat
 - декабря 11, 2008, 11:45
Zverozub, а как же "къурт"? Не уважением ли к волку объясняется распространенность приставки "Къурт" в крымскотатарских мужских именах (наряду с Сеит- и Аджи-): Къуртосман, Къуртмемет, Къуртяя и т.п.?
Интересно, присутствует ли такая приставка в именах других тюркских народов?
Кстати, "Къурт" может быть не только приставкой, но и полным именем. К примеру, моим прямым предком по мужской линии является Къурт-деде эфенди (Алла рахмет эйлесин).
Автор Zverozub
 - декабря 10, 2008, 17:52
охрана крымских ханов обычно состояла из кабардинцев (вероятно, они приезжали вместе с невестами ханов).
а тюркские каганы ведь до Крыма не добрались?
кстати, приглашаю на мой новый проект
http://kraevedenie.net/tag/krymskie-tatary/
среди прочего выставлена работа
ГЕНЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЫМСКОЙ ГРУППЫ КРЫМСКИХ ТАТАР
Автор Monastyr
 - декабря 10, 2008, 17:45
В фольклорных сравнениях, которые, как известно, отражают мифологические представления и менталитет народа, есть парочка интересных образов, связанных с волком.

Катындагъы кырк саклау
Борю тиген койдай этти, дий. [из Радлова]

Таз Косе, къутургъан къашкъыр киби ачувланып, сюрю ичинде чапкъалап юре. [из сб. Акъыллы кирпинен айнеджы тильки]

Первый пример особенно интересен в свете утверждений известного филолога Питера Гольдена, который считает, что личную охрану тюркских каганов часто называли Böri, т.е. волк.
Автор Zverozub
 - января 31, 2008, 19:50
северо-западнее Джанкоя есть Курт-Ички.
и есть на склонах Чатырдага название балки.
есть также и пастушеские легенды и поверья о волке именно на Чатырдаге (то есть где именно надо зарыть челюсти убитого волка, чтобы он не возвращался мстить с того света) - но это все могло уже иметь корни из Бессарабии или откуда угодно.
в 18-19 веках отары пригоняли в Крым из многих дальних мест.
но мне кажется, все-таки, что первыми культовыми тотемными священными животными Крыма были медведь и тюлень-монах.
нет никаких сведений о том, что у гуннов был культ волка.
то же касается и половцев.
а уже в домонгольский период в Крыму распространяется ислам.
то есть получается, что характерный для тюрков культ волка в Крыму так и не получил распространения.
насчет къашкъыр буду иметь в виду когда появится время работать со старыми картами.
сейчас на носу майские праздники.
делаю очередную попытку привлечь внимание туристических фирм к празднику Хыдырлез.
Если есть желание - приглашаю Вас и Ваших друзей на тему:
Юрьев день (весенний) и Хыдырлез: Май, Труд, Колобок! Братьям язычникам - вот она магия, простая, веселая и полезная - http://www.zverozub.com/orgforum.php?show=theme&id=343
Автор albat
 - января 31, 2008, 17:23
В ссылках, которые я дал выше, полного текста сказок не приводиться.
Автор albat
 - января 31, 2008, 16:44

1. В Крыму есть, вернее было село Джав Борю (с. Тихомирівка (приєднано до с. Удачне), Янтарненська с/р, Красногвардійський р-н) буквально переводится как Чужой Волк. Но это в степном Крыму, Вас же больше интересует горный.

2. О самом слове волк. Я не встретил здесь второго варианта перевода(хотя возможно, что пропустил): къашкъыр. Опросил нескольких знакомых(южнобережцев, татов, ногъаев) : всем более известен вариант къашкъыр. В одном варианте было высказано къашкъыр-шакал, бёрю-волк. В другом къашкъыр-волк, бёрю-матерый волк.

3. Моя бабушка говорит, что она с деревни Бёрюкой. Но как я не искал, в картах не нашел этого названия. Есть только Баркой(Боркой), рядом с Танковым. Судя по воспоминаниям бабушки это она и есть.

4. Устное народное творчество.     То что нашел в сети.

Сказки.
    "Демирджи къашкъыр" ("Волк кузнец") на Тюрколог.народ.ру
    "Кябеге кеткен къашкъыр" ("Волк, отправившийся к Каабе")  //nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/52_1/pdf/knp52_1_173-176.pdf

Загадки.
Дагъда далиман корьдим,
Сувда Сулейман корьдим,
Куньге пишкен аш корьдим,
Копюк къускъан таш корьдим.
(Къашкъыр, балыкъ, къавун-къарпыз, сабун)