Цитата: Asterlibra от октября 19, 2020, 23:33На английском есть хорошая литература на тему ряда параллелей науки и буддизма, монографии и статьи учёных. На русский же язык переведена лишь крохотная часть. Например
Итак, соотношение квантов и поля очень напоминают взаимоотношения дхарм и дхарматы.
Цитата: Lodur от октября 20, 2020, 12:51Большое спасибо, очень познавательно! как же мне не хватало таких табличек когда я только начинал вникать.
Вот, например, сводная табличка, классифициующая всё сущее (очень удобно, чтобы не рыскать по всем комментариям всех Веданта-сутр и прочим работам): https://archive.org/details/BrahmasutraMadhvaEnglish/page/n17/mode/2up
Цитата: Lodur от октября 20, 2020, 12:51Шанкару часто подозревают в крипто-буддизме школы мадхъямики. Но мадхъямика = срединный путь, поэтому там татхата = абсолютная реальность (то есть однозначно существующее), но татхата пуста от самости. Другое дело что сказать ничего об этой реальности невозможно, т.к. наше сознание искажено сансарой. Причем в махаяне (как я понял) двойственность восприятия является следствием иллюзии, и мудростью обладает лишь недвойственное сознание. Т.е. монизм - характеристика нирваны, а дуализм - сансары. С точки зрения нирваны, никакой сансары вообще не существует.
У Шанкары всё, кроме Брахмана, относится к категории "несуществующее" ("абхава"), упрощённо говоря.
Цитата: Lodur от октября 20, 2020, 12:51Диалектика для слабаков?
Кого интересует "относительная" истина? Это ж бытовуха.
Цитата: Asterlibra от октября 19, 2020, 23:46Так относительно, не абсолютно, не обладает самосущим бытием всё, кроме Абсолюта (Брахмана) per se. В этом пойнт веданты в любой редакции.Цитата: Lodur от февраля 12, 2019, 12:48Не реален в том смысле что относителен, не абсолютен, не обладает самосущим бытием.
Нет. Монизм утверждает, что наблюдаемый феноменальный мир нереален, не существует в действительности. Однако для этого нет ни малейших оснований.
Цитата: Asterlibra от октября 19, 2020, 23:46С точки зрения относительной истины он вполне реален.Кого интересует "относительная" истина? Это ж бытовуха.
Цитата: Lodur от февраля 12, 2019, 12:48Не реален в том смысле что относителен, не абсолютен, не обладает самосущим бытием. С точки зрения относительной истины он вполне реален. Тут уместны аналогии с Кантом и Шопенгауэром - мир это наше представление, а о вещи в себе мы не можем ничего сказать. Но так думают только йогачарины (читтаматра, только сознание), школа субъективного реализма. Мадхьямики монисты, и обходятся без этого.
Нет. Монизм утверждает, что наблюдаемый феноменальный мир нереален, не существует в действительности. Однако для этого нет ни малейших оснований.
Цитата: Bhudh от февраля 12, 2019, 15:15Не полный. Разница в том что Брахман "пуст от всего иного кроме себя" (жентонг), а пустота (шуньята, татхата) - пуста и от себя (рантонг) и от иного. Пустоты самой по себе нет. Что-то является пустым от чего-то и все пусто от самобытия.
В общем, полный аналог Брахмана.
Цитата: Lodur от февраля 12, 2019, 11:57Смысл, как я понял в том что ничто не существует само по себе.
Буддизм не признаёт ни Атман, на Брахман (насколько я понимаю). Тогда субстанций насчитывается ровно 0. Что вообще лишено смысла.
Цитата: Lodur от февраля 12, 2019, 11:57Согласно современным воззрениям проверенных теорий, самый базовый объект - квантовое поле.
Даже согласно воззрениям учёных материя - всего лишь способ существования энергии. Квантовые физики определяют материю через энергию, вот,
Цитата: Bhudh от февраля 12, 2019, 15:52Похоже субстанция = свабхава (самосущее бытие).Цитата: Asterlibra от Или все таки в буддизме реально 0 субстанций?Не могу сказать, не знаю буддистского термина для "субстанции".
Цитата: Lodur от февраля 12, 2019, 15:24Беседовал и с махаянистами, и с тхеравадинами об этом ещё лет 15 или более назад на каком-то буддистком форуме. И они были единодушны в этом вопросе.В тхераваде нет представления об иллюзорности мира. АИ уже приводил.
Цитата: Валер от февраля 14, 2019, 15:53Стоит ли такое понимать буквально? Как и многое подобное в религиозных тезисах.Они усиленно настаивают. На критике учения Шанкары возникло пять или шесть более поздних школ веданты.
Страница создана за 0.081 сек. Запросов: 22.