Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор _Swetlana
 - марта 15, 2015, 12:52
Образец парадигмы предложений по персональности

  Зат    Берлек сан    Күплек сан 
  1 з.    Мин язам    Без язабыз 
  Мин язарга тиеш(мен)    Без язарга тиеш(без) 
  Мин язмакчы(мын)    Без язмакчы(быз) 
  Мин бишенче(мен)    Без бишенче(без) 
  Минем язасы(м) килә    Безнең язасы(быз) килә 
  Минем укыган(ым) бар    Безнең укыган(ыбыз) бар 
  Миңа укырга ярый    Безгә укырга ярый 
  Мин кеше(мен)    Без кеше(без) 
   2 з.     Син язасың     Сез язасыз 
  Син язарга тиеш(сең)    Сез язарга тиеш(сез) 
  Син язмакчы(сың)    Сез язмакчы(сыз) 
  Син бишенче(сең)    Сез бишенче(сез) 
  Синең язасы(ң) килә    Сезнең язасы(гыз) килә 
  Синең укыган(ың) бар    Сезнең укыган(ыгыз) бар 
  Сиңа укырга ярый    Сезгә укырга ярый 
  Син кеше(сең)    Сез кеше(сез) 
   3 з.    Ул яза    Алар яза(лар) 
  Ул язарга тиеш    Алар язарга тиеш(ләр) 
  Ул язмакчы    Сез язмакчы(сыз) 
  Ул бишенче(дер)    Алар бишенче(ләрдер) 
  Аның язасы килә    Аларның язасы(лары) килә 
  Аның укыганы бар    Аларның укыган(нары) бар 
  Аңа укырга ярый    Аларга укырга ярый 
  Ул кеше(дер)    Алар кеше(ләрдер) 
Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:25
52-я схема. Модель схемы: Ск (ГЧ)  -мәмешкә салына, где в роли сказуемого (при однокомпонентном варианте – главного члена) выступает глагол салына – 'прикидывается' вместе с глагольной словоформой на -мәмешкә (устарелая глагольная форма -мәмеш и аффикс направительного падежа). Семантика схемы: сообщается о процессе, совершив который, агенс притворяется несовершившим. Например,
Ул күрмәмешкә салынды. – Он прикидывается невидевшим;
Алмамышка салыналар. – Прикидываются невзявшими.

Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:23
Что касается фразеологизированных схем, возникших в результате слияния некоторых глаголов с устарелыми глагольными словоформами, то работа по выявлению этих фразеологизированных схем в татарском языке еще предстоит. Для примера мы выделяем лишь две схемы.

51-я схема. Модель схемы: (Ск) ГЧ -ыштан (-удан) китә, где в роли сказуемого выступает глагол китте – 'пошел' вместе с глагольной словоформой на -ыштан/-ештән или -удан/-үдән (имя действия в исходном падеже). Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого стало фактом. Например,
Кунакка йөрешүдән китте. – Дело приняло такой оборот, что стали ходить друг к другу в гости;
Котырынып биештән китте.  – Дело приняло такой оборот, что стали бешено плясать.

Схема может быть и одно- и двухкомпонентной. В составе сказуемого глагол китте – 'пошел' является постоянным, а позиция словоформы на ыштан/-удан может заменяться подходящими по смыслу глаголами.
Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:22
Однокомпонентные схемы с нераспространяемым главным членом.

50-я схема. Модель схемы: ГЧ нерас. сл. (отв. сл., подр. сл., межд.), где в роли главного члена выступают нераспространяемые
(нечленимые) слова, к которым относятся:
1) ответные (и вопросительные) слова;
2) междометия.
Семантика схемы: в первом случае сообщается утверждение, отрицание, сомнение собеседника; во втором сообщаются различные чувства или побуждение. Например:
– Син чыгыш ясыйсыңмы? – дип сорады Гаяз. – Әйе. Ә син әзерләндеңме? – Юк. 
– Ты будешь выступать? – спросил Гаяз. – Да. А ты готовился? – Нет.
Ул шатлыктан кычкырып җибәрде: «Урра!» – От радости он закричал: «Урра!»;
Тфү! Соңгы ышаныч та бетте! – Тьфу! И последняя надежда рухнула!;
Эй алла! – О господи!

Данная схема может иметь парадигмы по утверждению / отрицанию и по цели высказывания:
Дөрес / Дөрес түгел – Верно / Неверно;
Юк. Юкмы? Юук! – Нет. Нет? Неет! 

Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:15
49-я схема. Модель схемы: ГЧ прил., где в роли главного члена выступают прилагательные. Семантика схемы: путем произнесения прилагательных предикативной интонацией сообщается о наличии качества или состояния. Например,
Караңгы. – Темно;
Салкын. – Морозно;
Тыныч. – Спокойно;
Юеш. – Сыро;
Тыгын. – Тесно;
Кыен. – Неуютно;
Күңелсез. – Грустно;
Куркыныч. – Страшно.

Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:12
Однокомпонентные схемы с именным главным членом.

48-я схема. Модель схемы: ГЧ сущ., где главный член выражается именем существительным. Семантика схемы: путем произнесения названия предмета, явлений предикативной интонацией сообщается о существовании, наличии этого предмета, явления. Например,
Кыш. Салкын һава. – Зима. Студеный воздух;
Яңгыр. Пычрак. – Дождь. Грязно;
Сәлам! – Привет!

Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:11
47-я схема. Модель схемы: (А -ның) ГЧ -у (ыш), где в роли главного члена выступает имя действия на -у или устарелое имя действия -ыш. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершается сейчас агенсом, переданным словом в притяжательном падеже. Например,
Минем тегермәнгә барыш. – Я сейчас иду на мельницу;
Хәзер минем ял итеп яту. – Сейчас я лежу и отдыхаю.


Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:10
46-я схема. Модель схемы: (А-га) ГЧ -рга, где в роли главного члена выступает инфинитив на -рга. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершить который говорящий поручает агенсу, переданному словом в направительном падеже. Например,
Сиңа барырга. – Тебе идти;
Маратка укырга. – Марату учиться;
Аларга килмәскә. – Им не прийти;
Сугышчыга курыкмаска. – Бойцу не бояться.

Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:06
45-я схема. Модель схемы: (А-га) ГЧ -асы, где в роли главного члена выступает причастие на -асы. Семантика схемы: сообщается о процессе, который должен выполнить агенс, переданный словом в направительном падеже. Например,
Сиңа барасы. – Ты должен пойти;
Маратка иртәгә эшлисе. – Марату работать завтра.

Автор _Swetlana
 - марта 14, 2015, 23:05
44-я схема. Модель схемы: (А нет) ГЧ спец. гл., где в роли главного члена выступают специальные глаголы, выражающие природные процессы, внутреннее состояние человека. В большинстве случаев это безличные понудительные глаголы. Например,
Салкынайтты. – Становилось прохладнее;
Җебетә. – Тает;
Кыздыра. – Становится жарко;
Сагындыра. – Становится грустно;
Ирендерә. – Лень;
Өшетә. – Стал зябнуть;
Калтырата. – Знобит;
Йөткертә. – Кашель берет.