Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Melekh

Автор Rōmānus, октября 29, 2019, 01:26

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Rōmānus

Как в иврите получилось слово с двумя сеголями, а не что-то вроде *molekh из преформы *malik(u)?
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

_Давид

Offtop
я дилетант, но чем мелех отличается от келев?
ᒪᓂᑑ

Rōmānus

Цитата: _Давид от октября 29, 2019, 21:23
Offtop
я дилетант, но чем мелех отличается от келев?
да может и ничем, но я очень внимательно изучил, что в википедии пишут об изменениях гласных от прасемитского состояния до библейского иврита, и понял, что переход *а -> е не вытекает ни из одного перечисленного там правила. Вот поэтому и тему завёл.
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

mnashe

В арабском, по сути, не царь, а «царящий», причастие. Властитель по праву силы, а не по сути. В иврите есть когнат (mōlēḵ).
А царь в иврите (и в арамейском, и где-то ещё) — malk-.
Почему CaCC- в иврите переходит, как правило, в ˈCɛCɛC — я не знаю.
На всякий случай:
1. В паузальной форме не ˈCɛCɛC, а ˈCɑ̄CɛC.
2. Если первая или вторая согласная — ʕ ḥ h, то гласная остаётся /a/ (в паузальной форме тоже ɑ̄).
3. Если вторая согласная — ʔ, то она выпадает, а гласная удлиняется (rōš), но это произошло более чем на тысячу лет раньше, чем CaCC- > ˈCɛCɛC, CiCC- > ˈCēCɛC, CuCC- > ˈCōCɛC, так что не совсем в тему.
4. В вавилонской системе огласовок нет /ɛ/, и там эта модель всюду с /a/: ˈmalaḵ. Вроде так оно звучит и у йеменцев, хотя некоторым у них таки слышится [ɛ] (в остальных диалектах масоретская ɛ перешла в e).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Rōmānus

Цитата: mnashe от октября 30, 2019, 16:46
В арабском, по сути, не царь, а «царящий», причастие. Властитель по праву силы, а не по сути. В иврите есть когнат (mōlēḵ).
А царь в иврите (и в арамейском, и где-то ещё) — malk-.