Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

О вариантах и вариациях

Автор Тася, декабря 17, 2007, 10:59

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Тася

 :UU:Здравствуйте, уважаемые однофорумчане!  Скажите, пожалуйста, может ли быть один и тот же звук одновременно и вариантом, и вариацией разных фонем в пределах одной фонологической системы?  Просто, если, согласно современным орфоэпическим нормам, скажем, в словах "цена" и "жена" произносим не "[ы] с призвуком [э]", а [ы], т.е. <э> и <о> нейтрализуются здесь в первой степени редукции в [ы], то, получается, что [ы] - вариант этих фонем. В то же время, как известно, по МФШ, [ы] - представитель <и> в позиции аккомодации, а значит, перед нами вариация фонемы <и>.  Вот и выходит: звук один и тот же, а фонологичекая сущность,что ли, у него разная... То вариант , а то вариация .... Может ли так быть в фонологии? Я с таким явлением, похоже, ещё не встречалась...  8-)
* Где единение, там и победа. Публий.

Baruch

А что вы скажете о звонких согласных, которые оглушаются в конце слова или перед глухим? Род и рот произносятся одинаково, хотя имеют разные фонемы в конце.

ou77

По-моему, с точки зрения фонологии всё нормально.
На счёт "варианта" vs. "вариации" не скажу....

RawonaM

Это фундаметнтальное различие МФШ и ЛФШ -- по МФШ может, по ЛФШ не может. Грубо говоря, на этом основана вся разница школ.
род [рот] по МФШ <род>, а по ЛФШ /рот/.

Baruch

Тогда, извините, я должен сказать, что подход ЛФШ весьма далек от науки. Что же, при склонении слов РОД меняется его фонемный состав: /рот/, но род.падеж /рода/?
И где тогда разница между фонетикой и фонологией?

Vertaler

Цитата: Baruch от декабря 18, 2007, 09:57
Тогда, извините, я должен сказать, что подход ЛФШ весьма далек от науки. Что же, при склонении слов РОД меняется его фонемный состав: /рот/, но род.падеж /рода/?
У них и столá /сталá/.
Стрч прст в крк и вынь сухим.

Тайльнемер

А в словах «рот»–«рта», «друг»–«друзья», «бежать»–«бегу» в МФШ фонемный состав основы не меняется чтоли?

regn

Цитата: Тася от декабря 17, 2007, 10:59
:UU:Здравствуйте, уважаемые однофорумчане!  Скажите, пожалуйста, может ли быть один и тот же звук одновременно и вариантом, и вариацией разных фонем в пределах одной фонологической системы?  Просто, если, согласно современным орфоэпическим нормам, скажем, в словах "цена" и "жена" произносим не "[ы] с призвуком [э]", а [ы], т.е. <э> и <о> нейтрализуются здесь в первой степени редукции в [ы], то, получается, что [ы] - вариант этих фонем. В то же время, как известно, по МФШ, [ы] - представитель <и> в позиции аккомодации, а значит, перед нами вариация фонемы <и>.  Вот и выходит: звук один и тот же, а фонологичекая сущность,что ли, у него разная... То вариант , а то вариация .... Может ли так быть в фонологии? Я с таким явлением, похоже, ещё не встречалась...  8-)

эм... ну дык, есть же понятие нейтрализации... в словах "род" и "рот" согласные "д" и "т" находятся в позиции нейтрализации, где выступает глухая архифонема. В безударной позиции после отвердевших (ц, ж, ш) /э/ и /о/ нейтрализуются тоже. есть сильные и слабые позиции для фонем. тут явно не сильная  :yes:

ну, а можна сагласна ЛФШ и арфаграфию паминять и писать, как слышым. тагда никаких вапросав а фанемах ни будит.

regn

Цитата: Baruch от декабря 18, 2007, 09:57
Тогда, извините, я должен сказать, что подход ЛФШ весьма далек от науки. Что же, при склонении слов РОД меняется его фонемный состав: /рот/, но род.падеж /рода/?
И где тогда разница между фонетикой и фонологией?

а сербы и пишут: отац - оца (или как там у них), сладак - слатко... Это, конечно, если согласиться, что написание влияет на что-то :) а то можно и считать, что там <сладко>

regn

Цитироватьну, а можна сагласна ЛФШ и арфаграфию паминять и писать, как слышым. тагда никаких вапросав а фанемах ни будит.

Обалдеть... Читаю свой пост - и "г" фрикативное пошло. Откуда бы это ;)

ou77

Цитата: regn от октября 28, 2008, 15:54
Цитироватьну, а можна сагласна ЛФШ и арфаграфию паминять и писать, как слышым. тагда никаких вапросав а фанемах ни будит.

Обалдеть... Читаю свой пост - и "г" фрикативное пошло. Откуда бы это ;)
и "в" вконце слова не оглушаете - влияние украинского!

Тася

Цитироватьэм... ну дык, есть же понятие нейтрализации... в словах "род" и "рот" согласные "д" и "т" находятся в позиции нейтрализации, где выступает глухая архифонема. В безударной позиции после отвердевших (ц, ж, ш) /э/ и /о/ нейтрализуются тоже. есть сильные и слабые позиции для фонем. тут явно не сильная 

  Спасибо за напоминание о нейтрализации...  :)  Эт мы помним. А  спрашивала я, собственно, как мне кажется, немного о другом: может ли один и тот же звук в  пределах  русского языка иметь и статус варианта фонемы, и статус вариации?  8) За [т] и [д] я что-то подобного рода явления не замечаю пока...  :)
* Где единение, там и победа. Публий.

regn


Хворост

Цитата: Тася от октября 29, 2008, 13:44
ЦитироватьА  спрашивала я, собственно, как мне кажется, немного о другом: может ли один и тот же звук в  пределах  русского языка иметь и статус варианта фонемы, и статус вариации?  8) За [т] и [д] я что-то подобного рода явления не замечаю пока...  :)
Вариация - чередование ма?
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Тася

ЦитироватьА что такое статус вариации?

  Это когда...  ;D  звук фонологически представляет собой вариацию той или иной  фонемы. Термины "вариант" и "вариация" были разведены в рамках МФШ. Если звук представляет конкретную фонему, которая подверглась позиционному влиянию, однако не "слилась", не нейтрализовалась с другими фонемами, то наблюдаем вариацию фонемы (соответственно - звук имеет статус вариации фонемы). В качестве примера возьмите любой случай, где встречается явление аккомодации. Фонема, испытавшая на себе аккомодацию, будет реализована своей вариацией.  :yes:
* Где единение, там и победа. Публий.

Евгений

Различие вариантов и вариаций, а также связанное с ними различие сигнификативно сильных/слабых и перцептивно сильных/слабых позиций в некоторых «изводах» МФШ бессмысленно.
PAXVOBISCVM

Тася

А можно потеснее да поконкретней связать это с моей темой?  :) Если Вам незатруднительно, конечно.  :) Я же хочу понять до конца. 
* Где единение, там и победа. Публий.

Евгений

С вашей темой про [ы]? Так она как раз и иллюстрирует бессмысленность. :)
PAXVOBISCVM

Тася

Тема более чем двухгодичной давности. :)   Сейчас перечитаю и разберёмся. Постараюсь.  :yes:
* Где единение, там и победа. Публий.

Евгений

PAXVOBISCVM

Тася

Цитата: Евгений от декабря 21, 2009, 16:55
Выпала в «рандом топикс». :)

  Аа, ясненько.  :) Скажите, пожалуйста, что значит "в некоторых "изводах"?
* Где единение, там и победа. Публий.

Тася

* Где единение, там и победа. Публий.

Евгений

Цитата: Тася от декабря 21, 2009, 16:59
В каких это изводах, например?
Например, у Реформатского или Панова.
PAXVOBISCVM

Тася

Цитата: Евгений от декабря 21, 2009, 17:02
Цитата: Тася от декабря 21, 2009, 16:59
В каких это изводах, например?
Например, у Реформатского или Панова.

  А в других изводах, что, всё более корректно и осмысленно? И чем же?  ;)
* Где единение, там и победа. Публий.

Евгений

Тем, что вариации и перцептивные позиции не рассматриваются вовсе.
Дело в том, что ни один звук (если только он не произносится изолированно) не является полностью независимым от фонетического контекста. Любой звук всегда испытывает влияние соседних звуков. В этом смысле не существует ничего, кроме вариаций фонем, а любая позиция является перцептивно слабой.
С другой стороны, никакое влияние контекста в нормальном случае не препятствует распознаванию сегмента. Напротив, оно ему способствует. В этом смысле вариаций фонем не существует, и любая позиция является перцептивно сильной.
Общий вывод из всего этого — сами термины «вариация» и «перцептивно сильная/слабая позиция» бессмысленны.
PAXVOBISCVM

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр