Author Topic: Праиндоевропейское, праславянское и праиранское ударение  (Read 1961 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Хотелось бы больше узнать про сабж и брожения в современных индоевропеистических умах по его поводу.

Во-первых, праиндоевропейское. Для него музыкальность восстанавливается со всякими акутами-циркумфлексами, или чистая монотонная динамика? Вроде последнее, но даже не обращаясь к запутанным балто-славянским рефлексам, откуда тогда музыкальное ударение в древнегреческом?

Во-вторых, праславянское (и прабалтийское). Его из праиндоевропейского научились наконец нормально выводить, или до сих пор нет?

В-третьих, праиранское. Доказано, что оно было разноместным и морфологически обусловленным по типу ведийского, рефлексы чего есть в древнем авестийском и современных афганском, мунджанском и т.п. Однако в праиранских реконструкциях ударение нигде не указывают. Данных для реконструкции слишком мало?

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23233
  • Gender: Male
    • Орфовики
Даже правосточнославянское ударение не восстановлено. Судя по всему, оно не просто наполнено аналогиями, а прямо из них состоит.
"Кардинальный принцип" (о том, что ударение определяется первой "доминантной" морфемой) ложен. Но пложение костылей для его спасения и скрещивания восточнославянского ударения с южнославянским, а их вместе - с балтским - это хорошая кормушка. Можно писать бесконечное количество "научных работ" с нулевым практическим результатом.

А реконструкция праславянского музыкального ударения с акутами и т.п. что-то лучше объясняет?

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23233
  • Gender: Male
    • Орфовики
Если бы оно было привязано к слогу, а не к морфеме, то ещё куда ни шло. Но там кроме этого ещё отдельное силовое ударение и долгота, каждый перпендикулярный параметр добавлен для объяснения отдельной группировки славянских.

А вот это, с перпендикулярными параметрами - кто суть главные специалисты по такой реконструкции?

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23233
  • Gender: Male
    • Орфовики

Offline Bhudh

  • Posts: 53914
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Для ранней (пра)латыни тоже, однако, восстанавливается архаическое музыкальное + инновационное экспираторное на первом слоге, которое послужило причиной заударной редукции кучи гласных.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Ну в латыни-то музыкальное ударение монотонное. В отличие от греческого, балтийского и славянского.

Offline Bhudh

  • Posts: 53914
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
В каком смысле монотонное?
А в древнегреческом куча тонов была, что ли? Это ж не китайский, в греческом единственная разница в ударениях: моровая.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

в греческом единственная разница в ударениях: моровая.
Да. Но все же в греческом два типа музыкального ударения на долгих гласных имеют смыслоразличительное значение, а в латыни не имеют.

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23233
  • Gender: Male
    • Орфовики
Греческое музыкальное ударение выводимо из типов V, vV, Vv.

Offline Bhudh

  • Posts: 53914
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Но далеко не все греческие долгие гласные выводимы из VV.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Я правильно понимаю, что если не заморачиваться славянами и балтами, можно без проблем реконструировать праиндоевропейское разноместное экспираторное ударение по данным древнеиндийского (с иранским, где в иранском еще что-то осталось), греческого и германского (где его следы фиксируются законом Вернера)? А все расхождения между данными этих трех источников объяснить аналогическими выравниваниями?

Offline Bhudh

  • Posts: 53914
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
А что делать с ведическим музыкальным?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

А в чем его такая особая музыкальность? Насколько понимаю, в греческом музыкальности побольше. В смысле, в ведийском смыслоразличительно только место, а в греческом и характер самого ударения (хотя и только на долгих гласных). Или у ведийского есть какие-то музыкальные секреты, про которые я не знаю?

Offline Bhudh

  • Posts: 53914
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Просто непонятно, как Вы по нему собрались восстанавливать экспираторное :donno:.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

А правильно ли называть ведийское или любое другое неполитоническое ударение музыкальным?

Offline Guldrelokk

  • Posts: 860
Для ранней (пра)латыни тоже, однако, восстанавливается архаическое музыкальное + инновационное экспираторное на первом слоге, которое послужило причиной заударной редукции кучи гласных.
Назовите основания для реконструкции «архаического музыкального» ударения.

А правильно ли называть ведийское или любое другое неполитоническое ударение музыкальным?
Нет.

Online Lodur

  • Posts: 27706
  • Gender: Male
А правильно ли называть ведийское или любое другое неполитоническое ударение музыкальным?
А сколько должно быть тонов?
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite.

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23233
  • Gender: Male
    • Орфовики
Есть мнение, что трёхтоновые системы происходят из двухтоновых, бестоновые тоже. А двухтоновые из глоттализации или долготы..

Кстати, моя дочка последовательно произносит глотальную смычку вместо "т", даже в середине слова.

Online Lodur

  • Posts: 27706
  • Gender: Male
Есть мнение, что трёхтоновые системы происходят из двухтоновых, бестоновые тоже.
Я просто не знаю, как считается количество тонов. Всякие энциклопедии и пишут об этом как-то непонятно. В ведийском есть удатта (типа, акут), анудатта (типа, гравис) и сварита (типа, циркумфлекс). Это сколько тонов?
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite.

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23233
  • Gender: Male
    • Орфовики
anudātta
noun
Low-pitch accent (grave), which precedes the acute udātta, in Vedic Sanskrit.

svarita
noun
Falling accent, which usually follows the acute udātta, in Vedic Sanskrit.

Получается один.

Online Lodur

  • Posts: 27706
  • Gender: Male
anudātta
noun
Low-pitch accent (grave), which precedes the acute udātta, in Vedic Sanskrit.

svarita
noun
Falling accent, which usually follows the acute udātta, in Vedic Sanskrit.

Получается один.
Сварита не всегда следует за удаттой, а только "usually". В 10% случаев она не следует за удаттой. (Правда, там всё объясняется сандхи, и т. п., но факта это не отменяет).
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite.

Offline Bhudh

  • Posts: 53914
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Ну и low-pitch и falling это разные типы ударения.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: