Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Теория Власти. Власть и властные ресурсы

Автор Солохин, мая 31, 2016, 21:49

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Солохин

Ряд замечаний по книге Хазина и Щеглова "Лестница в небо"

Чёткое разграничение и даже противопоставление этих двух категорий - властных ресурсов и собственно Власти - это одна из самых сильных сторон "Лестницы в небо".

1) Властный ресурс - это то, что в обыденной жизни называют властью. То есть, это любая вещь (в самом широком и философском смысле слова "вещь"), качество или отношение, которые позволяет влиять на поведение других людей. Что угодно: деньги, должность, телесная красота, умение "гипнотизировать" и прочее. Словом, всё то, обладание чем обычно ассоциируется у людей с понятием "власти".

2) Наконец, собственно Власть - именно с большой буквы - это система вассальных отношений внутри властной группировки как таковая. Это структура личных отношений преданности/покровительства, которая спаивает членов властной группировки (= людей Власти) в одно целое, превращает их в кулак, позволяющий синхронно и согласованно использовать имеющиеся у каждого из них властные ресурсы для достижения общей цели этой группировки.

Текст книги начинается с исследования «властных группировок» - специфических структур личных взаимоотношений людей Власти. Каждая властная группировка построена как «ориентированное дерево». В данном случае я использую понятие «дерево» не в переносном, а в строго-математическом смысле. «Дерево» есть граф без циклов.

Попросту говоря, каждую властную группировку возглавляет ровно один сюзерен, у которого имеется несколько вассалов (много если десять), каждый из которых, в свою очередь, возглавляет свою личную подгруппировку (аналог поддерева) является сюзереном для вассалов следующего уровня и так далее.
Важная деталь: вассалы одного и того же сюзерена находятся в состоянии конкуренции и ограниченной вражды. «Ограниченной» именно наличием общего сюзерена. Каждый вассал стремится быть самым полезным и незаменимым для сюзерена, а товарища по возможности подставить и представить в невыгодном свете. Это некрасиво и неприятно, но это закон борьбы за власть. Сам сюзерен со своей стороны также заинтересован в этой конкуренции, чтобы затруднить возможность сговора между вассалами. Но он же и обуздывает эту вражду, направляя вассалов к сотрудничеству ради общей цели. Целью же любой властной группировки является захват властных ресурсов. (Это важнейшее понятие надо рассматривать отдельно!) Замечу, что идея борьбы за власть – именно борьбы – красной нитью проходит через всё повествование. Фраза «К власти рвутся бандой» рефреном проходит через все повествование, являясь одной из важнейших прозаических «рифм» этого текста.

Атомарное отношение сюзерен/вассал я подробно описал в предыдущей теме (Крэб, Гойл и главная тайна аристократии). Это отношения личной преданности. Именно личной! И потому сразу, как только я дочитал до этого места, у меня встал вопрос о преемственности. Человек смертен, а человек Власти нередко бывает ещё и внезапно смертен. И тогда встает вопрос о том, каков механизм замещения его места во властной группировке. Это действительно слабое место всей концепции – да что там, всей человеческой жизни. Смерть является фактором, фатально ограничивающим власть любого тирана, делающим жизнь любого, самого великого исторического деятеля в конечном итоге лишь незначительным эпизодом Всемирной истории....

Далее.

Если торговый капитал растет по формуле деньги -> товар -> деньги -> товар -> деньги и т.д., то Власть накапливается по формуле ресурсы -> Власть -> ресурсы -> Власть -> ресурсы -> Власть -> ресурсы и так далее.

Общее понятие "власть" теперь становится омонимом. Можно понимать его как общую категорию, под которую подпадают и Власть, и властные ресурсы, которые в то же время являются властью с маленькой буквы. Но омонимы - штука неудобная. Во избежание путаницы лучше, наверное, оставить за словом "власть" значение общей (омонимической) категории, а властные ресурсы называть только "властными ресурсами".
Необычным при этом является то, что тем самым мы вообще отнимаем у слова "власть" то значение, в котором оно используется в обыденной жизни. Говоря теперь, к примеру, "Деньги - это власть", мы должны иметь в виду, строго говоря, что деньги - это властный ресурс. А властный ресурс - это лишь одна сторона власти наряду открытой Хазиным и Щегловым Властью как системой вассалитета.

Итак, власть - это омоним, безразлично используемый для обозначения либо Власти, либо любого из властных ресурсов.

Хороший вопрос: Как внутри группировок распределяются властные ресурсы?

Как мне кажется, по самому смыслу понятия властным ресурсом может распоряжаться только один конкретный человек - именно этим он и ценен для своей группировки. Но при этом низовые вассалы могут распоряжаться огромными ресурсами в то время как их сюзерены не занимаются такими мелочами, а работают со Властью как таковой, занимаются собственно политикой, возлагая функцию управления ресурсами на вассалов.
В этом смысле президент Америки и великие банкиры (Ротшильды, Рокфеллеры) могут оказаться сравнительно мелкими вассалами, а какой-нибудь неприметный и даже в общем-то небогатый дедушка, поливающий лейкой цветочки на своей вилле - верховным сюзереном.
Более того, Щеглов и Хазин подчеркивают, что чем более высокое место занимает имярек внутри своей властной группировки, тем меньше у него остается времени на то, чтобы распоряжаться ресурсами. Светские люди должны проводить время не в офисах, а на балах, поддерживая нужные контакты, интригуя друг против друга и, ну конечно, развлекаясь.

Отсюда и возникает то, что ошибочно именуется "конспирологией". Самая большая власть при этом может и даже должна оказаться в руках людей, которые лично распоряжаются сравнитеьлно небольшими властными ресурсами.
Почему так? Снова и снова: потому что Власть по своей природе есть кумулятивный эффект совместного действия многих людей, а вовсе не огромность властного ресурса (например, богатства, должности или даже титула) данного человека.

Таким образом, в политике понимание различия между властью и Властью так же важно, как в экономике понимание различия между деньгами и товаром, которые тоже подпадают под общую категорию "капитал".

Тут сразу начинают работать ассоциации с разными видами капитала и, соответственно, с разными видами капитализма. Ведь помимо торгового капитала имеется не только промышленный капитал (во многом похожий на торговый), но также финансовый и банковский капитал, способы бытия которых принципиально отличаются - прежде всего тем, что там аналогом "товара" являются (как я понимаю) ценные бумаги, которые есть ни что иное как чьи-то обязательства. То есть, товара как такового там вообще нет и деньги буквально делаются из воздуха, в том числе просто печатаются на станке. Может быть, где-то на высших этажах Власти возникают похожие эффекты?

Аналог промышленного капитала: Власть начинает сама создавать новые, прежде невиданные властные ресурсы. Навскидку: не этим ли занимаются идеологи?

Аналог банковского капитала: власть начинает осваивать чужие властные ресурсы, а также предлагая свои собственные в пользование желающим, беря и раздавая их под процент. Тут возникает концепция принятых на себя обязательств (вернуть взятый на время властный ресурс, да ещё с процентами). Что может быть аналогом финансовых обязательств в теории Власти?

Аналог финансового капитала: Власть начинает обходиться вообще без властных ресурсов как таковых, просто "печатает обязательства на станке" как доллары.

И так далее, тут есть где разгуляться деловой фантазии. Уверен, что настоящие люди Власти, какие-нибудь венецианцы, изобрели всё это ещё в каком-нибудь XII веке. Но нам было бы полезно и любопытно познакомиться с этими изобретениями хотя бы сегодня, с запозданием на 800 лет.

Но пока нет полной ясности в базовых категориях, эффективно работать с ними невозможно.

А само положение данного человека внутри властной группировки - не является ли оно одним из властных ресурсов? И если да, то не возникает ли здесь путаница понятий, смешение категорий власти и Власти? Чтобы свободно и легко работать со всеми этими категориями, тут нужно создать такую же ясность и четкость, как в геометрии.

Как я понимаю, главное различие между властным ресурсом и Властью состоит в том, что ресурсом распоряжается данный человек, в то время как Власть - общее достояние всей властной группировки. Властный ресурс - штука индивидуальная, в Власть - общая. Не так ли?
В этом смысле конкретное положение данного человека внутри властной группировки (условно говоря, его "феодальный титул") - это именно властный ресурс данного человека, не так ли?
Возникающая при этом путаница категорий - может быть, она не случайна? Может быть, "титул" - это один из примеров "финансового капитала", то есть такого властного ресурса, который властная группировка сама создает внутри себя самой?

Любая властная группировка держится на одном общем интересе: на Власти. "Пока мы едины, мы непобедимы".
Проблема, однако, в том, какое место ты занимаешь внутри группировки. Здесь и возникает противоречие: каждый желает быть сюзереном, а не вассалом.
Говоря затасканным большевиками языком Гегеля, тут возникает диалектика - с одной стороны, ради Власти надо сохранять единство группировки. С другой стороны, ради себя любимого надо стараться занять внутри группировки как можно более высокое положение - и так возникает конкуренция, которая ослабляет Власть.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр