Author Topic: Ещё раз об этнониме "чăваш" (чуваш, чуаш, чюваш и т. д.)  (Read 26536 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Agabazar

  • Posts: 3673
  • Gender: Male
Вспомним все известные этимологии.
Может быть, предложим новые версии.

Сначала об одной  версии.
Которая не только мало известна, но ещё частенько превратно истолковывется.

В словаре Ашмарина есть понятия "çу чăваш" и  "çу çармăс". По сути, они обозначают чувашей и марийцев, приверженцев традиционной народной веры. Или, как иногда говорят, язычников.
Слово "çу" многозначное и многослойное. http://samah.chv.su/s/1/çу
Не сложно понять, что из этого слова может образоваться форма "çăва".  Современное значение этого слова — кладбище.
Однако в старину оно могло иметь совсем другое значение, а именно: культовое место язычников, там где люди молятся и совершают другие обряды. То, что у древних славян именовалось капище.
Раз есть "çăва",  то вполне может быть и "çăваç" (=çăва+çă). То есть тот, кто ходит на эти "çăва".
"Çăваç" вполне может трансформироваться в "чăваш".  Ещё Н.И.Ашмарин в своей работе "Болгары и чуваши" указывал, что, с лингвистической точки зрения, предшественником слова "чăваш" может быть форма "çăваç". Хотя он сам никаких версий насчёт происхождения данного этнонима не строил.
(Когда Н.И.Егоров впервые выдвинул данную версию, все вдруг закричали  "караул!". Мол,  "нехорошо" связывать чувашей с кладбищем.  Ясное дело, подобные суждения явно ненаучные. С другой стороны, как уже сказал, слово "çăва" в средние века имело совсем другое значение. Ведь и у другого слова с подобной современной семантикой "масар" примерно такая же история; первоначально оно обозначало культовое сооружение на могиле мусульманского святого.).
Очень важное значение в этой конструкции имеет тот факт, что мусульманское население Волжской Булгарии XIV-XV  веков русские летописи называли бесермянами. Если были бесермяне, значит, были и небесермяне. То есть, немусульмане. Так вот, как раз  они и назывались "çăваç (чăваш)".  Такое конфессиональное разграничение. Однако разница между этими группами первоначально, видимо, была малоуловимой.  Об этом, например свидетельствует существование в наше время на реке Чепца  субэтнической группы удмуртов — бесермян. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бесермяне
До 1927 года имелась чувашская деревня Çĕтĕк Çăваç. Ныне у него другое название. http://enc.cap.ru/?t=world&lnk=303

Offline jvarg

  • Posts: 13181
  • Gender: Male
По моему, уже раза три здесь было.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Offline Agabazar

  • Posts: 3673
  • Gender: Male
По моему, уже раза три здесь было.
Может быть. Однако едва ли именно вот по такой схеме рассказывали.

Тут важна не сама версия, а то, как обосновывается каждый шаг.

Вспомним все известные этимологии.
Предположительные этимологии.
Общепринятой, признанной всеми этимологии пока нет.  :-\  Есть только версии разной степени обоснованности.  :umnik:

Offline Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 56608
  • Gender: Male
"Çăваç" вполне может трансформироваться в "чăваш".
А "это русский" вполне может трансформироваться в "этрусский". Тут нужно было показать, как и когда трансформироваться, указать действовавшие фонетические переходы и т.д. и т.п. А так - гумилёвщина. Сейчас придет SWR и у него будет десять этимологий ничем не хуже этой.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Agabazar

  • Posts: 3673
  • Gender: Male
Я уже сказал, что Н.И.Ашмарин фактически  предсказал (вычислил) çăваç на кончике пера, подобно Адамсу и Леверье в другом  хрестоматийно-известном случае.

Ашмарин (1902 год):"Всё это заставляет нас предположить, что слово «чăваш» в старину произносилось чувашами несколько иначе, чем теперь, и именно в одной из следующих форм: ćуаć, ćуаз, ćы̆ваć или ćы̆вас (çуаç, çуас, çăваç, çăвас); в этом то более древнем виде оно и было взято черемисами в их богатый чувашизмами язык." http://сувары.рф/ru/content/bolgary-i-chuvashi

В 1902 году  Н.И.Егорова не было на свете даже в виде эскизных проектов. Следовательно, не было ещё и его версии.  Правда, сам Егоров был склонен считать, что переход çăваç > чăваш произошёл под влиянием татарского языка. А вот по Ашмарину это, оказывается, может произойти и без всякого татарского влияния.

Отдельного обоснования требует переход çу- > çăва.
А это делается следующим образом.
Видимо в основе был глагол со значением "чистить, мыть". В формах этого глагола непременно появляется в середине -ăв-. Çăвать— моет, чистит. Çунă (но может быть и çăвнă) — мыл, чистил. Но и в начальной форме нельзя исключать варианта çăв- (мыть, чистить). С другими подобными глаголами (а также и неглаголами) с конечным [у] такая же ситуация. Шу- (ползай). Но вполне может быть и Шăв-.
У глаголов есть аффикс . Может быть, он не слишком продуктивный. Поэтому приведу некоторые примеры. "Çыр-" — писать. ÇырА (плотницкое приспособление, инструмент для оставления меток на дереве). "Вĕр-" — дуть. ВĕрЕ ("дующий", страстный, присутствует в выражении Вĕре Çĕлен, Змий Страсти;  есть такой образ в мифологии).
Итак, мы имеем: çу- > çăв- > çăва. У последней формы должно быть по идее значение "чистилище", "мойка". Или что-то вроде этого. Мыть, чистить можно не только сапоги, руки, одежду, автомобиль,  но и человеческие души.
Сейчас придет SWR и у него будет десять этимологий ничем не хуже этой.
А вот в этом я нисколько не сомневаюсь.  :)

"Вĕр-" — дуть. ВĕрЕ ("дующий", страстный, присутствует в выражении Вĕре Çĕлен, Змий Страсти;  есть такой образ в мифологии).
Правда, здесь Вĕре, может быть, просто субстантивированный глагол, используемый в качестве изафета (прилагательного): кипеть =>кипящий.
Однако в таком случае этот пример в данной схеме будет служить доказательством в другом месте. Ведь в выражении "çу чăваш"  слово çу тоже вполне можно принять за такой субстантивированный глагол: чистить, мыть => чистый, вымытый.

Вспомнил ещё один пример, где субстантивированный глагол служит в качестве определения.
Тытамак. Падучая болезнь. Эпилепсия. Тытамак=Тыт+Амак. Тыт- (держать). Амак (болезнь) . Здесь тыт как раз и является по сути таким определением.

Отдельного обоснования требует переход çу- > çăва.
Собственно, это даже не переход, а просто связь, которую, тем не менее, следовало обнаружить.
"Çу-" — глагол, Çăва — отглагольное имя. Хотя и сам глагол может субстантивироваться.

Offline Фанис

  • Posts: 13179
  • Gender: Male
Этноним чуваш - дело запутанное, как и черемис.

1. Чуваш - современное самоназвание, ну, мы знаем кого... С другой стороны:
2. На марийском языке, слово сюас означает - татарин, а не чуваш... А чуваш - сюасламари... С третьей стороны:
3. В писцовых книгах 16-17 веков авторы этих книг называли чювашами, как предков татар, так и предков чувашей, иногда кажется даже предки удмуртов и марийцев попадали под раздачу.

В итоге, мы точно даже не знаем, кого изначально так называли и этноним ли это вообще.

1. Черемис - никто в наше время себя так не называет (включая марийцев, к которым он вроде бы относится)
2. Однако, все его знают давным-давно, в отличие от чуваш, который внезапно появляется только в 16 веке.
3. Средневековые русские летописи называют черемисами, как предков чувашей, так и предков марийцев, иногда кажется даже предков тех же удмуртов.
4. В наше время черемисами называют марийцев.

В итоге, то же самое.

А еще есть этноним болгары, который носят южные славяне, но с ним ясности пожалуй поболее, чем с этими двумя :)


Offline Agabazar

  • Posts: 3673
  • Gender: Male
Любопытно,  что время от времени даже дипломированными учёными предпринимаются попытки реанимации старой версии, основанной на народной этимологии.

Сергей Белых:
"Среди существующих на сегодняшний день гипотез о происхождении этнонима чуваш наиболее обоснованной, на мой взгляд, является та, что возводит данный этнический термин к общетюркскому нарицательному слову со значением «мирный, тихий, спокойный, смирный» [7]. Такая трактовка, кроме прочего, хорошо согласуется с мирным, неагрессивным характером и поведением чувашей, отличавшим в историческое время этот народ от их воинственных соседей-марийцев. Наиболее же вероятным предположением о происхождении поволжско-тюркского названия марийцев (тат. чирмеш, чув. çармăс) выглядит гипотеза о его связи с тюркским корнем *čer- ‘сражаться, воевать’. Из этого же поволжско-тюркского источника происходит, по-видимому, и старое русское название марийцев – черемисы [8]."

Как тут не поулыбнуться? Ведь на самом деле "воинственные" предки марийцев восприняли  такие слова, как сар (армия) и сарзе (воин) именно от  "невоинственных" предков чувашей!

Далее у этого автора читаем:
"Представляется весьма вероятным и логичным, что волжские булгары, а позднее и казанские татары подразделяли подчинённое им немусульманское население на «мирных» и «немирных» инородцев – «чувашей» и «черемисов»."

То есть С.Белых полагает, что в какое-то время на территории жили волжские булгары и отличные от них чуваши. Чем же они отличались, интересно?  Конечно же, не языком! Ни в коем случае! Ибо чуть выше в статье автор говорит о булгаро-чувашских заимствованиях в языке чепецких бесермян. Булгарское и чувашское, по Белых, нечто неразрывное целое в языковом отношении. От такого понимания даже он   отойти не может. Не способен на такой "подвиг".  Что очень симптоматично и свидетельствует о многом. Свести вместе несовместимые вещи очень трудно.   

Ещё вот что интересно.
В этой статье (Белых С.К.  К вопросу о происхождении самоназвания бесермян // VIII Петряевские чтения. Материалы научной конференции. г.Киров, 24-25 февраля 2005г. С. 130-135.) нет никакой необходимости выяснять, какая этимология у слова "чуваш". Этот вопрос в логических построениях автора абсолютно никакой роли не играет. Но, тем нее менее, как видим, С. Белов не прочь порассуждать об этом.  :)

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 19441
  • Gender: Male
Ну яваш - неплохая версия. Да и чер(и)миш тоже.
͡° ͜つ ͡°

Offline Agabazar

  • Posts: 3673
  • Gender: Male
Ну яваш - неплохая версия.
Действительно, и у Фасмера фактически так. (Ссылается на Немета).
Однако эта версия на самом деле является классической народной этимологией.  Ну, может быть, с некоторыми оговорками, ибо подлинная этимология пока, как считается,  не известна.
Спиридон Михайлов (этнический чуваш) в 1854 году писал: "юваш значит не слово «мирный», а «робкий». Так ныне дразнят чуваш, например: чуваш-юваш, «чуваши — робкие»." http://сувары.рф/ru/content/o-proishozhdenii-imeni-chuvash
Чтобы серьёзно рассмтривать эту версию, необходимо нечто большее, чем простое созвучие "Чăваш — Йăваш".

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 19441
  • Gender: Male
Народная этимология среди чувашей?
͡° ͜つ ͡°

Offline Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 56608
  • Gender: Male
Как тут не поулыбнуться? Ведь на самом деле "воинственные" предки марийцев восприняли  такие слова, как сар (армия) и сарзе (воин) именно от  "невоинственных" предков чувашей!
Это здесь не имеет значения, поскольку эти заимствования случились гораздо раньше, да и предки у марийцев, чувашей и татар в значительной части общие. Кроме того, наверняка эти термины вообще не были изначально этническими.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Agabazar

  • Posts: 3673
  • Gender: Male
Народная этимология среди чувашей?
Истинно так!
.................................
Ну от них, надо думать, перешло и к другим.

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 19441
  • Gender: Male
Народная этимология среди чувашей?
Истинно так!
Но разве в чувашском есть слово юваш?
͡° ͜つ ͡°

Offline bvs

  • Posts: 9147
Если от юваш, то почему начальный ч, а не ç?

Offline Agabazar

  • Posts: 3673
  • Gender: Male
Но разве в чувашском есть слово юваш?
Так это же транскрипция подлинного слова, которое на самом деле на современном письме выглядит так: йăваш.
http://samah.chv.su/s/1/йăваш

Если от юваш, то почему начальный ч, а не ç?
Ну, да  сведущие люди неоднократно обращали на это внимание, в том числе и на этом форуме.
Вот здесь.
Ну, в принципе, можно предположить некий промежуточный этап.

Offline Karakurt

  • Moderator
  • *
  • Posts: 19441
  • Gender: Male
Начальный й - значит займ? Заимствованное юваш могло измениться в ç..ваш под действием аналогии?
͡° ͜つ ͡°

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: