Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Разбор слова по составу

Автор _Swetlana, декабря 8, 2015, 19:04

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bhudh

Цитата: I. G. от декабря 15, 2015, 20:40как скука может быть производным в современном языке?
Однокоренные есть? Есть. Корень выделяется? Выделяется.
Значит, производное, и не надо докучать людям.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

I. G.

Стол.
Однокоренные есть? Есть. Корень выделяется? Выделяется.
Значит, производное.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

bvs


I. G.

Цитата: bvs от декабря 15, 2015, 21:01
Цитата: I. G. от декабря 15, 2015, 20:59
И в скуке ее нет!
Т.е. в скуке и докуке разные корни?
Вы слова синхрония и диахрония знаете?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

I. G.

Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 19:17
Припрётся развратною лингвофорумной походкой, с косьбой и молотьбой.
Да, я бы советовала местных специализдов активно не слушать.  :tss:
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

I. G.

В Вашем учебнике не с. 86 есть школа - школь-н-ый - до-школь-ник.
Может, внук не тем местом слушал?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Цитата: iopq от декабря 15, 2015, 20:19
Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 20:11
В словах "календарь" и "календарный" дугой обведено календар. "А ь что такое? - Так, ничего".
Понятно.
Видимо, сегодня на уроке алломорфы объясняли. Только понял он так, что при разборе слова по составу не надо ь включать в состав корня, как мы уже делали.
Ну, хорошо. А как объяснить? что в корне происходит чередование мягкого и твёрдого согласного?

Я сама не понимаю. Чем исходная форма корня отличается от алломорфа? И "косьба" разве не от "косить" образована, и там, и там мягкая.
в глаголе косить [с] мягкая только из-за того что глагол на -ить

все остальные слова образуются от корня кос-
косой, косо, наискосок, и т.д.
Почитала Земскую.
Я путала словообразовательный и морфемный анализ. Неважно, какая основа была производящей, просто выделяем во всех однокоренных словах корневые морфы. Они в совокупности составляют корневую морфему.

Морфема – обощённая единица, морфы – конкретные репрезентанты (представители) морфемы, обнаруживаемые при членении слова.
(как в ООП: объект – конкретный экзепляр класса)
В одну морфему объединяются:
а) алломорфы (ἄλλος – другой, иной; μορφή - форма);
б) варианты морфемы.
Алломорфы – тождественные по значению морфы, формальное различие между которыми объясняется только их позицией в слове.
(это уже знаем, сёдни учили: чередование парных звонких/глухих согласных в корне в слабой и сильной позиции)
Например: гриб – грибной, подружка – подруга, узкий – узенький.
Варианты морфемы - тождественные по значению морфы, тождественные по позициям; способные в любой позиции заменять друг друга.
Например: зимой – зимою, доброй – доброю.


Возникает естественный вопрос.
Чем морф календарь- хуже морфа календар-? А если чередование (нога-ножны), ног- или нож-?
Как среди всех морфов выделяется один? Нужно словообразовательный анализ привлекать: искать самую первую  производящую основу и смотреть, какой там корневой морф?
🐇

iopq

Poirot: Я, кстати, тоже не любитель выпить, хоть и русский.
jvarg: Профессионал? ;)

I. G.

Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 21:30
Возникает естественный вопрос.
Чем морф календарь- хуже морфа календар-? А если чередование (нога-ножны), ног- или нож-?
Как среди всех морфов выделяется один? Нужно словообразовательный анализ привлекать: искать самую первую  производящую основу и смотреть, какой там корневой морф?
В школе не дают понятия алломорфа. Ь присовокупляют к предыдущей морфеме. См. с. 86 в учебнике.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

_Swetlana

Цитата: I. G. от декабря 15, 2015, 21:20
В Вашем учебнике не с. 86 есть школа - школь-н-ый - до-школь-ник.
Может, внук не тем местом слушал?
Может, не слушал, может, как раз болел. Посмотрю завтра эту страницу. Вы мне ответьте, т.к. я тем местом слушаю.
Как я понимаю, школа - школь-н-ый - до-школь-ник уже не морфемный анализ, а словообразовательный? С точки зрения морфемного анализа все морфы, составляющие данную морфему, равноправны.
🐇

_Swetlana

Цитата: I. G. от декабря 15, 2015, 21:38
Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 21:30
Возникает естественный вопрос.
Чем морф календарь- хуже морфа календар-? А если чередование (нога-ножны), ног- или нож-?
Как среди всех морфов выделяется один? Нужно словообразовательный анализ привлекать: искать самую первую  производящую основу и смотреть, какой там корневой морф?
В школе не дают понятия алломорфа. Ь присовокупляют к предыдущей морфеме. См. с. 86 в учебнике.
В том-то и дело, что в классной работе за 15 декабря НЕ присовокупляли. Порядка 10 слов, где "ь" не входит в корень. С примером календарь - календарный. С доски списывал и цитирует следующие слова: "корень должен быть одинаковый".
Смайлик штоля поставить  :wall:
🐇

I. G.

Для школы.
Алломорф, вариант морфемы как понятия не вводятся.
Морфемный и словообразовательный анализ жестко завязаны друг на друге. Нельзя выделять словообразовательные морфемы в слове, не "раскрутив" словообразовательную цепочку. Таким образом, предлагаемые тут с-кук-а не могут быть приняты как верные.
Пр. Косьба - образовано от косить, следовательно, выделяем дугой корень кось-. Ь всегда выделяют вместе с предыдущей буквой слова.
Логично разбирать слово, начиная с его конца.
Косьба - существительное, изменим по падежам, получаем окончание -а.
Выясняем, от чего образовано. Что такое косьба? С чем связано по смыслу?
Косьба - это когда косят. Сравниваем основы в словах косьба и косить (кос'ить, кош-у, кос'-ишь, кос'-ит), выделяем суффикс -ба. Сравниваем с одноструктурными словами: молотить - молоть-ба. Остается корень кось-.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

I. G.

Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 21:53
Цитата: I. G. от декабря 15, 2015, 21:38
Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 21:30
Возникает естественный вопрос.
Чем морф календарь- хуже морфа календар-? А если чередование (нога-ножны), ног- или нож-?
Как среди всех морфов выделяется один? Нужно словообразовательный анализ привлекать: искать самую первую  производящую основу и смотреть, какой там корневой морф?
В школе не дают понятия алломорфа. Ь присовокупляют к предыдущей морфеме. См. с. 86 в учебнике.
В том-то и дело, что в классной работе за 15 декабря НЕ присовокупляли. Порядка 10 слов, где "ь" не входит в корень. С примером календарь - календарный. С доски списывал и цитирует следующие слова: "корень должен быть одинаковый".
Смайлик штоля поставить  ](*,)
Корень должен быть одинаковый. Но это не отменяет регулярных в русском языке чередований.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Pawlo

Цитата: Toman от декабря 13, 2015, 10:45
Цитата: Wolliger Mensch от декабря 12, 2015, 08:16
Разбор по составу даже в начальной школе не проводится строго по буквам — обязательно вводятся какие-то зачатки фонетического разбора, напр., что ъ, ь звуков не обозначают, что я, ё, ю, е в известных случаях обозначают два звука.
Не знаю, как в школе сейчас, но мы в школе собственно графически, карандашом, разбор по составу проводили исключительно поверх слова, записанного обычно, как в тексте. Никаких разборов по составу поверх фонетического разбора (который у нас в школе всегда писался в столбик) не припоминаю. Фонетических транскрипций, записанных по горизонтали, тоже не было. Так что, несмотря на отдельные фонетические разборы и понимание звукового состава, и даже понимание того, по каким звукам делить - конечный результат требовалось рисовать по буквам, и крутись как хочешь.

Це якесь жахіття
Лучше смерть, как избавление,
Чем быть первой средь рабынь.
Знай же ты моё решение-
Мой ответ: «Навеки сгинь!»

Y.R.P.

Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 21:53
Порядка 10 слов, где "ь" не входит в корень. С примером календарь - календарный.
Светлана, а куда педагоги вашего внука отнесли этот «ь» в слове календарь? В окончание (нулевое)?
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

iopq

Цитата: I. G. от декабря 15, 2015, 21:57
Для школы.
Алломорф, вариант морфемы как понятия не вводятся.
Морфемный и словообразовательный анализ жестко завязаны друг на друге. Нельзя выделять словообразовательные морфемы в слове, не "раскрутив" словообразовательную цепочку. Таким образом, предлагаемые тут с-кук-а не могут быть приняты как верные.
Пр. Косьба - образовано от косить, следовательно, выделяем дугой корень кось-. Ь всегда выделяют вместе с предыдущей буквой слова.
Логично разбирать слово, начиная с его конца.
Косьба - существительное, изменим по падежам, получаем окончание -а.
Выясняем, от чего образовано. Что такое косьба? С чем связано по смыслу?
Косьба - это когда косят. Сравниваем основы в словах косьба и косить (кос'ить, кош-у, кос'-ишь, кос'-ит), выделяем суффикс -ба. Сравниваем с одноструктурными словами: молотить - молоть-ба. Остается корень кось-.

стрельба - это когда стреляют. Сравниваем основы в словах стрельба и стрелять (стр'ел'айу, стр'ел'айеш, стр'ел'айет), выделяем суффикс -ба

внезапно, стрела, выстрел... так же как и молот, наискосок, бороться
Poirot: Я, кстати, тоже не любитель выпить, хоть и русский.
jvarg: Профессионал? ;)

I. G.

Цитата: iopq от декабря 15, 2015, 22:14
Цитата: I. G. от декабря 15, 2015, 21:57
Для школы.
Алломорф, вариант морфемы как понятия не вводятся.
Морфемный и словообразовательный анализ жестко завязаны друг на друге. Нельзя выделять словообразовательные морфемы в слове, не "раскрутив" словообразовательную цепочку. Таким образом, предлагаемые тут с-кук-а не могут быть приняты как верные.
Пр. Косьба - образовано от косить, следовательно, выделяем дугой корень кось-. Ь всегда выделяют вместе с предыдущей буквой слова.
Логично разбирать слово, начиная с его конца.
Косьба - существительное, изменим по падежам, получаем окончание -а.
Выясняем, от чего образовано. Что такое косьба? С чем связано по смыслу?
Косьба - это когда косят. Сравниваем основы в словах косьба и косить (кос'ить, кош-у, кос'-ишь, кос'-ит), выделяем суффикс -ба. Сравниваем с одноструктурными словами: молотить - молоть-ба. Остается корень кось-.

стрельба - это когда стреляют. Сравниваем основы в словах стрельба и стрелять (стр'ел'айу, стр'ел'айеш, стр'ел'айет), выделяем суффикс -ба

внезапно, стрела, выстрел...
И что со стрельбой?
Медведь - медвеж-онок. Сразу пойти топиться?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Wolliger Mensch

Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 20:11
В словах "календарь" и "календарный" дугой обведено календар. "А ь что такое? - Так, ничего".
Понятно.

А ь (это я для тех, кто первый класс школы пропустил) — обозначение мягкости предыдущего согласного. Корень в двух видах выступает — календар'- и календар-.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

_Swetlana

Цитата: I. G. от декабря 15, 2015, 21:57
Пр. Косьба - образовано от косить, следовательно, выделяем дугой корень кось-. Ь всегда выделяют вместе с предыдущей буквой слова.
Вот. В упражнении одной чертой подчёркнут согласный в слабой позиции, двумя - в сильной. Слабые-сильные позиции, как подбирать проверочные слова понял. И я поняла  ;D Мне уже реально не до смеха.
А вот почему "ь" не включается в корень - хз.
🐇

Wolliger Mensch

Цитата: iopq от декабря 15, 2015, 20:28
А в слове [кал'ендар'а] где корень, а где окончание?

Это какого языка форма? В русском — [кәлʲәндарʲа]. :yes: Окончание там — , корень календар'-. После мягких согласных вместо а пишется я.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Wolliger Mensch

Цитата: _Swetlana от декабря 15, 2015, 22:16
А вот почему "ь" не включается в корень - хз.

Потому что это не буква, а мягкий знак. ;D  :yes:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Wolliger Mensch

Цитата: iopq от декабря 15, 2015, 22:14
внезапно, стрела, выстрел... так же как и молот, наискосок, бороться

Ёпче, давайте вы будете читать сообщения выше? :yes:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр