Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

*Литература в школе

Автор Toman, июня 14, 2015, 17:57

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

From_Odessa

Цитата: VagneR от июня 16, 2015, 00:24
Методика преподавания изучается в вузе. Есть такая дисциплина и соответствующий учебник. Она настолько богата приёмами, методами, формами преподавания, что велосипед изобретать не надо.
Ну, то, что это изучается, я не сомневаюсь ) Жаль, не могу узнать, ЧТО ИМЕННО изучается. И, конечно, не могу по этой причине соотнести методику с ее применением.

Ыняша

Цитата: From_Odessa от июня 15, 2015, 23:18
Я не совсем понял эту фразу. Вы хотите сказать, что классические обязательно нехорошие? Или что есть хорошие и при этом неклассические?
Второе, конечно. Всю классику я не читал и говорить, что вся плохая я не могу :3 Но то, что было в школе, вроде бы всё казалось мне унылым. Ну, разве что Маяковский мог глаголом жечь.
Мой номер на ЛФ #43854 — ура, я чётник! Чётники лучше нечётников.
С точностью до полпроцента в нановеке — пи секунд.

From_Odessa

Из того, что в меня совсем не лезло, могу назвать все ту же "Мать" в 7-м классе, "Войну и мир" в 10-м (на 100-й странице остановился), в том же году "Красное и черное". Это что сходу припоминается.

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 16, 2015, 00:21
Цитата: VagneR от июня 16, 2015, 00:20
Давайте сделаем поправку на то, что Вы говорите не о том, как литература преподаётся, а о том, как литература преподавалась. Уверяю Вас, что КПСС нынче не в силе.
Я все же предположу, что высказанные замечания, как минимум, были актуальны для многих школ и в 90-е, и в 2000-е. Не знаю, как сейчас. А в чем отличия, на Ваш взгляд, кардинальные?
Не могу сказать, потому что не знаю, что с чем сравнивать. Если с преподаванием нерадивой учительницей Томана - одно, а если с преподавание в моей школе - то другое. Моя учительница литературы, например, требовала именно собственной точки зрения, а не ЦК КПСС.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 16, 2015, 00:33
Из того, что в меня совсем не лезло, могу назвать все ту же "Мать" в 7-м классе, "Войну и мир" в 10-м (на 100-й странице остановился), в том же году "Красное и черное". Это что сходу припоминается.
+1
Войну и мир прочитала целиком только в вузе. Но в школе нам, например, давали на чтение только конкретные главы, а не всё подряд.
Стендаля и Горького  - в топку, имхо.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

From_Odessa

У меня были четыре учительницы с 5-го по 11-й классы. В общем-то, никто из них не требовал, как VagneR выразилась, "ЦК КПСС" :) А одна из этих учительниц даже, комментируя сочинение моего друга, сказала: "Хорошо написано. Не согласна с тобой, но написано хорошо". Правда, при обсуждении с другой учительницей "Мастер и Маргариты" зашел спор о том, почему она говорит, что автор нечто имел в виду. Я говорил, что не согласен, что Булгаков именно это хотел сказать, а она повторяла "автор имел в виду". Но это был исключительный случай. Так что жаловаться на плохих учителей русской литературы я не могу. Недочеты я вижу из конкретно того, что происходило со мной, в программе. В действиях учителей - тоже кое-что, но незначительно. Другое дело, что я просто склонен читать, склонен писать и обдумывать прочитанное, потому я, возможно, плохой пример, по мне судить о качестве преподавания сложно. Наверное.

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 16, 2015, 00:26
Цитата: VagneR от июня 16, 2015, 00:24
Методика преподавания изучается в вузе. Есть такая дисциплина и соответствующий учебник. Она настолько богата приёмами, методами, формами преподавания, что велосипед изобретать не надо.
Ну, то, что это изучается, я не сомневаюсь ) Жаль, не могу узнать, ЧТО ИМЕННО изучается. И, конечно, не могу по этой причине соотнести методику с ее применением.
Это Вам надо почитать учебник по методике преподавания литературы, в двух словах объяснить сложно.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: From_Odessa от июня 16, 2015, 00:21
А в чем отличия, на Ваш взгляд, кардинальные?
Вот например, выдержка из статьи современной учительницы:
ЦитироватьСвоими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Развитие познавательной активности учащихся.
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.
Задачи:
• Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
• Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
В отличии от традиционных методов, сейчас в ходу педтехнологии, модульное обучение, использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), чего при КПСС не было.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

mnashe

Цитата: VagneR от июня 15, 2015, 23:37
Сочинения - это упражнения в письменном изложении собственных мыслей. Не более.
Мне всегда было легко хорошо излагать свои мысли в письменном виде. Особенно в письмах. Я довольно много переписывался и в школьное время, и после.
А вот сочинения были мучением.

Цитата: Ушелец от июня 16, 2015, 00:12
Так вот, примерно через 5 лет после окончания школы я впервые прочитал эту вещь - прочитал взахлёб от корки до корки.
Я — через год.
В итоге прочтения я перестал быть «убеждённым атеистом» и, ещё через год, пришёл к еврейской жизни.
Так что я благодарен Булгакову.

Цитата: Ушелец от июня 16, 2015, 00:12
А потом ещё минимум два раза перечитывал спустя годы.
А у меня уже не было желания её перечитать.
Я вообще очень редко что-то перечитываю.
Но вот недавно (меньше года назад) перечитал выборочно, кусками.
Некоторые вещи сильно покоробили; а тогда я не обратил на них внимание.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Hellerick

Цитата: Alone Coder от июня 15, 2015, 20:03
Только список классики век от века должен меняться, ибо невозможно ни держать его фиксированным (оно уже не читается), ни бесконечно дополнять (время не резиновое).
Собственно, происходит лишь второе — школьная программа пухнет как список дзёё. На любую что-то вычеркнуть, прогрессивная общественность негодующе вопиет: «Детей пытаются оставить без великого наследия Пупкина-Списявского! Писецъ культурѣ!»

Мне вот интересно, если сложить все произведения школьной программы, и помножить на скорость чтения (скажем, страница в минуту), то сколько в сумме получится времени?
У меня есть подозрение, что с точки зрения официальной школьной программы на литературу дети должны тратить больше времени, чем на все остальные предметы вместе взятые.

Цитата: VagneR от июня 15, 2015, 23:37
Сочинения — это упражнения в письменном изложении собственных мыслей. Не более.
Сочинения — это упражнения по генерированию текста от забора до обеда.
Их темы практически исключают возможность чего-то осмысленного. Нужно только гнать текст.

antic

Цитата: Hellerick от июня 16, 2015, 04:18
Цитата: VagneR от июня 15, 2015, 23:37Сочинения - это упражнения в письменном изложении собственных мыслей. Не более.
Сочинения — это упражнения по генерированию текста от забора до обеда.
Их темы практически исключают возможность чего-то осмысленного. Нужно только гнать текст.
Я стал упражняться в изложении мыслей, когда начал на работе техническую документацию разрабатывать. А сочинения - это непонятно что. У меня нет никаких мыслей по поводу литературных произведений, что я должен излагать?
И вообще, считаю величайшей мерзостью, заставлять школьников целиком прочитывать скучнейшие тома классиков. Для того, чтобы школьник имел представление о мировой и русской литературе, вполне можно полные тексты заменить дайджестами, ничего от этого не изменится, зато сколько времени высвободится. А уж если кого заинтересует то или иное произведение, вполне может прочитать его целиком
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Hellerick

Навык написания текстов прививать школьникам нужно. Но как это делать?
Пытаться заставлять написать статью о чем-нибудь конкретном бессмысленно — всё опять выльется в бездумное скачивание рефератов.

Помню, в школе едва ли не единственным "сочинением", от которого я получил удовольствие, было странное задание одновременно от учителей литературы и истории: сделать описание вымышленного средневекового европейского города — вот тут у меня фантазия разыгралась. Но большинство других людей, как я вижу, к "миротворчеству" совершенно равнодушны, и для многих учеников, вероятно, это было еще одно бредозадание, когда непонятно, чего от них хотят.

Короче, непонятно что делать.

Сейчас на работе я иногда занимаюсь составлением технических заданий, официальных писем и т.п., и иногда получаю настоящее удовольствие от процесса поиска оптимальных формулировок (кратких, недвусмысленных, рационально структурированных, излагающих от общего к частному, от причин к следствиям и т.п.). Вот только как школьников подвести к этому искусству?

From_Odessa

Кстати, кто что думает об этой статье Кронгауза по поводу сочинений, его замечаний и мыслей - http://magazines.russ.ru/nz/1999/4/krongaus.html 

?


From_Odessa

Проодолжение статьи:


From_Odessa

Продолжение статьи:

Цитировать

From_Odessa

Окончание статьи:

Цитировать


Toman

Цитата: VagneR от июня 15, 2015, 22:55
100%, как я понимаю, это Ваша учительница литературы.
Я вообще-то учился в двух разных школах, и во второй были две разные учительницы литературы. Итого, три школьные учительницы. В одной школе 5-7 классы, потом в другой одна учительница в 8-9, другая в 10-11 классах. Про последнюю я уже говорил: она как раз хорошая, удивительно хорошая. А вот другие две предыдущие... Ну ладно, первая, она же и наша классная руководительница - просто какая-то несколько стрёмная тётка. Но она как раз вовсе не была особо злонамеренной, она совсем не стремилась кого-то специально оскорблять. Но просто вела себя как-то слегка хамовато, ну и толкала свою религиозно-мракобесную пропаганду. Т.е. там я видел, что проблемы у меня вызывает именно то, что требуется программой, а не лично учительница - если брать именно рамки уроков литературы, а не религиозно-мракобесную тему и иные смежные, где происходил реально острый конфликт. Она просто нисколько не помогала преодолевать эти трудности, допустим (и, вероятно, не со зла какого-то или вредности, а просто не знала, что тут вообще можно сделать). Т.е. это типичный образ учительницы с недостаточной квалификацией, в общем.
В другой школе та учительница, которая вела у нас в 8-9 классах... Как говорят, "старой школы" учительница. Вот у неё с квалификацией точно всё в порядке, и по характеру вроде тоже не зверь. Но как только кто-то входит в клинч то ли с программой, то ли с давними традициями преподавания предмета - звереет, вплоть до грубых оскорблений.

Наконец, для меня имели значение не только, а в старших классах не столько конкретные учительницы литературы, сколько висящая угроза вступительного экзамена в виде сочинения (лукаво называвшегося почему-то "русский язык" - хотя валят-то там не за уровень владения языком, а за литературу и литературоведческие заморочки). Который будет проверять неизвестный мне лично проверяющий, но о приблизительных требованиях известно как от учителей литературы (либо в виде их собственных критериев оценки сочинений, не выражаемых вслух, либо открытым текстом, как в случае нашей учительницы в 10-11 классах), так и из множества специализированных книжек по написанию сочинений по литературе. В 11 классе некоторое небольшое время занимался и с репетитором. Всё равно и так, без человеческого фактора, до тебя доводится, что ты должен извиваться ужом, чтобы получить положительную оценку на экзамене...
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Leo

У меня были приличные учителя литературы, правда им со мной не повезло. Мы с литературой друг дружку не любили. Всякий там Матерей Горького, Преступлений и наказаний и иже с ними я в глаза не видывал, за что меня и гоняли в хвост и в гриву, но, по доброте душевной ставили итоговые пятёрки. Правда, на вступительных на филфак поставили двойку по сочинению (на востфак доки вообще не приняли), сочинение было по Петру Первому, и я посвятил целый абзац царю Фёдору Алексеевичу (вторая глава романа). Так Фёдора по  всему тексту почиркали и заменили Петром, не было мол такого царя...  :green:

Toman

Цитата: From_Odessa от июня 15, 2015, 21:43
Вы явно преувеличиваете эту значимость полового партнера.
Наверное, это зависит от того, влюблён ли человек в кого-то. Если (ещё) не влюблён - то ему, может быть, относительно пофигу (хотя, конечно, у него нет одного из эффективных способов отвлечься от всяких неприятных вещей). А если влюблён (или уже был влюблён в прошлом), то просто трындец. Более того, как раз всякий худлит, в т.ч. из школьной программы, изо всех сил продвигает напряжённое и болезненное отношение к этому вопросу.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

From_Odessa

Цитата: Toman от июня 16, 2015, 12:35
Наверное, это зависит от того, влюблён ли человек в кого-то. Если (ещё) не влюблён - то ему, может быть, относительно пофигу (хотя, конечно, у него нет одного из эффективных способов отвлечься от всяких неприятных вещей). А если влюблён (или уже был влюблён в прошлом), то просто трындец. Более того, как раз всякий худлит, в т.ч. из школьной программы, изо всех сил продвигает напряжённое и болезненное отношение к этому вопросу.
А, так Вы имели в виду, что ситуация может измениться в минус? Я тогда Вас неправильно понял.

mnashe

Цитата: Hellerick от июня 16, 2015, 04:18
Сочинения — это упражнения по генерированию текста от забора до обеда.
Кстати, да.
В обычной жизни чем лаконичнее ты сформулируешь свою мысль, тем лучше.
Если я пишу длинное письмо или длинный ответ на форуме — то это потому, что информации много, и ужать её без потерь в несколько фраз не получается. Если же получается — то всегда краткий текст предпочтителен. Кроме того, предпочтительны простые, ясные фразы, доступные максимальному количеству читателей (если речь не идёт о личном письме).
В школьном сочинении — ровно наоборот. Во-первых, изначально задаётся определённый минимальный или желательный объём. Причём определённый объём нужно выдать по каждому пункту плана — ты не можешь увлечься одним-двумя пунктами, которые у тебя вызвали резонанс, и обойтись парой фраз на все остальные. Во-вторых, чем больше ты используешь принятый в литературоведении шаблонный канцелярит, тем лучше: фразы длиннее, мысли «правильнее».
Из этого, а также из личного примера (я с детства склонен к анализу собственных впечатлений от искусства и легко формулирую свои мысли, но сочинения были для меня мукой; при том, что учительница у меня была очень хорошая) я делаю вывод: сочинения вообще не несут никакой практической пользы для реального развития человека.
Ну разве что для развития навыков столь необходимого в советском обществе актёрства. Это, кажется, единственная «польза».

Цитата: From_Odessa от июня 16, 2015, 08:28
Цитата: но главное, что только сочинение было обязательным вступительным экзаменом во все институты и университеты независимо от специальности
Какой ужас! :uzhos:
Хорошо, что я не застал тот период. В моё время на вступительных экзаменах в технические вузы сочинений не было. Ну или как правило не было.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

From_Odessa

Toman

Я с Вами согласен. Хотя у меня такого эффекта не было. В школьные времена я три или четыре раза был очень сильно влюблен, все абсолютно безответно. В частности, в учительницу по русскому языку и литературе, как уже писал. Это в 9-м классе. И состояния у меня бывали очень тяжелые, в том числе лихорадочные. Но литература, изучаемая в школе, на это никак ни положительно, ни отрицательно почти не влияла, насколько я помню. Однако это у меня так. Вы правы, думаю, такой эффект может быть. Правда, в принципе, тогда он может быть и без школьной литературы, многие вещи могут так действовать, и не знаю, стоит ли литературу в этом случае как-то выделять. Хм... Думаю...

From_Odessa

Я тоже при поступлении писал диктант украинский, а сочинения не было.

Leo

Цитата: From_Odessa от июня 16, 2015, 12:43
Я тоже при поступлении писал диктант украинский, а сочинения не было.
а вы в какой  стране поступали ?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр