Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Традиционные монархии Камеруна

Автор Geoalex, января 11, 2015, 13:06

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Geoalex

В первой половине II тыс. н. э. в центральных районах Африки – полосе от экватора до 10° с. ш. начали складываться протогосударственные образования. Их следует отличать от подобных государственных образований зоны Сахеля. Ранние государства Сахеля своим возникновением обязаны влиянию ислама, арабской культуры и активной транссахарской торговле. Государства же тропической Африки долгое время практически не испытывали влияния извне (кроме редких, нерегулряных торговых сношений с Сахелем).

Традиционные государства существовали почти по всей указанной выше полосе. Но где-то они исчезли в результате междоусобных войн, где-то их уничтожили колонизаторы, где-то они были упразднены уже после обретения независимости. До наших дней традиционные королевства сохраняются в Гане и Уганде, но в наиболее характерном виде и в наибольшем количестве они сохранились в Камеруне, причём лишь в небольшой его части – Западной и Северо-Западной провинциях.

В настоящее время в Камеруне имеется до сотни традиционных королевств. Некоторые совсем крохотные, и представляют собой село с резиденцией короля + несколько окрестных деревень. Некоторые же достаточно крупные и включают несколько городов с прилегающими территориями. Короли традиционно носят титул фон. Официально фоны не входят в систему государственного управления – страна поделена на провинции, а те – на департаменты. Но по факту для местного населения, особенного сельского, власть фона куда существеннее власти губернатора. Правительство Камеруна поддерживает традиционные монархии, видя в них одну из опор своей власти, а монархии, соответственно, поддерживают правительство.

Точное время возникновения камерунских королевств неизвестно. Более-менее достоверная устная традиция относит возникновение первых из них к XIV в. К XVII в. королевств существовало уже много и сведения о них появляются как в арабских, так и в европейских источниках. Фоны постоянно воевали между собой, одни королевства исчезали, другие превращались в локальные империи. В 1880-х гг в Камерун вторглись немецкие колонизаторы. Часть фонов согласилась принять протекторат добровольно, часть же оказала немцам сопротивление, но была быстро разгромлена. Впрочем, даже сопротивлявшиеся королевства не были немцами упразднены. После разгрома Германии в I Мировой войне территория королевств была разделена между Англией и Францией, которые продолжали сохранять эти монархии, меняя лишь степень реальной власти фонов в зависимости от текущих политических и экономических задач. Статус-кво был сохранён и после обретения Камеруном независимости в 1960 г.

Естественно, что до прихода европейцев во всех королевствах господствовали традиционные религиозные верования. Чрезвычайно высокую роль играла вера в колдовство. Значительное распространение, как и во всей Западной Африке, получили «тайные общества». С середины XIX в. королевства стали принимать христианство (самые разные толки), но, по сути, до сих пор остаются скорее анимистами, чем христианами. Вот один из примеров: на границе Камеруна и Нигерии находится озеро Ньос, где в 1986 г. произошёл выброс ядовитых газов, жертвами которого стали 1700 человек. Однако местное население не считает это озеро опасным, так как в нём «не живут духи». В то же время расположенное неподалёку озеро Оку, ничем страшным в истории не отметившееся, считается колдовским, купающиеся в нём обязательно будут утащены на дно духами, а для того чтобы просто побывать на берегу нужно письменное разрешение местного фона. Вера в это распространена даже среди образованных людей.

Традиционные верования и магия оказали решающее влияние на развитие местного искусства. Наиболее характерным его видом стала резьба по дереву. Именно камерунские маски, фетиши, тотемные столбы и костюмы тайных обществ являются излюбленными иллюстрациями африканского декоративно-прикладного искусства во многих музеях и книгах по истории, географии, этнографии и религии Африки.


Костюм ведьмы из Оку:


Трон правителя Оку:


Ритуальная скульптура Оку:

Nevik Xukxo

Цитата: Geoalex от января 11, 2015, 13:06
В первой половине II тыс. н. э. в центральных районах Африки – полосе от экватора до 10° с. ш. начали складываться протогосударственные образования. Их следует отличать от подобных государственных образований зоны Сахеля.
Ну, смотря где. В Камеруне это могло быть связано с экспансией фульбе?

Geoalex

Среди примерно сотни королевств наиболее известны три: Баменджун, Бафут и Фумбан. Это крупнейшие королевства Камеруна, и их правители имеют максимальный политический вес в стране.

В Баменджуне сохранился большой деревянный дом, где проходят заседания тайных обществ. Считается, что он был построен в XVII в. Рядом с ним находится королевский дворец современной постройки. За домом тайного общества находится «тайный лес», посещение которого запретно для простых людей и который населён духами. Для камерунских фонов характерна полигамия – число жён короля может достигать тысячи, но обычно ограничивается несколькими десятками. Так, у фона Баменджуна около 30 жён – все они, вместе с детьми, живут в отдельных хижинах на территории дворцового комплекса. Наследование у фонов происходит не от отца к старшему сыну. После смерти короля тайное общество выбирает преемника среди всех его сыновей, назначая королём наиболее, по их мнению, достойного.

В Бафуте также сохранился большой дом тайного общества. Он считается старейшей сохранившейся постройкой Центральной Африки (XV в.). Двухэтажный каменный дворец короля построен на рубеже XIX-XX вв. в немецком стиле и ныне используется как музей, но в тронном зале до сих пор проходят официальные церемонии.

В «малых»  королевствах структура дворцовых комплексов примерно такая же, просто их размеры заметно меньше. Так, дворец короля Оку внешне больше похож на несколько смежных сараев и единственным его украшением является терраса с троном фона.

Отдельно стоит рассказать о Фумбане. Это единственное в этом регионе мусульманское «государство», а местный фон имеет титул султана. Фумбан (также известно как Бамум) было сильнейшим королевством этих мест. В конце XIX в. его правитель Ибрагим Нджойя несколько раз менял религию: то христианство, то ислам, то и вовсе выдумывал свою собственную синкретическую религию. В итоге он остановился на исламе, но, как и в случае с христианскими королевствами, они скорее язычники, чем мусульмане. Ибрагим Нджойя прославился ещё и тем, что в конце XIX в. изобрёл письменность для языка бамум. Сначала письменность была идеографической, но он её неоднократно реформировал, и в итоге она стала слоговой. Письменность не получила широкого распространения за пределами дворца и к середине XX в. вышла из употребления.

Дом тайного общества в Баменджуне:


Дворец султана в Фумбане:


Надгробие с надписью на бамум:


Деревянная скульптура и барабан-фетиш в Фумбане:


Костюм члена тайного общества из Оку:

Geoalex

Цитата: Nevik Xukxo от января 11, 2015, 13:08
Ну, смотря где. В Камеруне это могло быть связано с экспансией фульбе?
В смысле - объединялись, чтобы противостоять экспансии фульбе? Не знаю, честно говоря.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр