Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Могилы с заплечиками на просторах Евразии

Автор Curio, декабря 11, 2014, 15:31

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Curio

Создать эту тему меня побудило неоднократно возникавшая на просторах интернета дискуссия о, якобы, булгарском или гуннском происхождении традиции захоронения в могилах с заплечиками. На данном форуме это обсуждалось в блоге у Zhendoso, но так как блог личный, то, увы, хозяин блога стал тереть и редактировать сообщения участников. Поэтому предлагаю обсудить данную тему здесь.

Обсуждение в блоге у Zhendoso:
Устройство могил у тюрков и не только
Первоначальное обсуждение темы в январе 2011 года на форуме Балто-Славика:
http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=67&st=20

К сожалению, дискуссия в блоге Zhenodoso получила вот такой итог:

Curio

Устройство могил у тюрков и не только
Цитата: Zhendoso от декабря 11, 2014, 15:17
Цитата: SIVERION от декабря 11, 2014, 12:41а читал когда-то, там вродь вывод в статье про ославяненое население с тюрксими корнями, ничего странного нет....
Цитата: Curio от декабря 11, 2014, 15:03
Существует временной разрыв между булгарами и тем тюркским населением (набегавшим кочевникам, отнюдь не булгарам), от которого славяне, колонизировавшие Харьковскую область, могли перенять что-то в культуре.
В данном случае речь, скорее всего, не идет о непосредственном булгарском или ином тюркском субстрате. Наиболее вероятной мне видится версия о черемисах-переселенцах, предки которых подвергнулись в свое время булгарскому влиянию.
Дело в том, что у самих черемисов такие могилы могли быть объяснены как раз дотюркским положением дел, что, в принципе, в работах по ссылкам и видно. К тому же и связь с черемисами местного населения ещё надо доказать. И строить на таких зыбких предположениях вопреки научным данным столь далеко идущие выводы не стоит.

Curio

А вот что, собственно, говорит по поводу захоронений чувашей и булгар академическая наука:
2. При сопоставлении чувашского погребального ритуала с языческим обрядом булгар были выявлены следующие общие черты: одинаковый характер расположения могильников — на возвышенных местах и обязательно у рек; грунтовой характер могильников; наличие ям прямоугольной формы со слегка закругленными углами, с вертикальными отвесными стенками и плоским дном (но у булгар идут еще параллельно и ямы  с   заплечиками ) ; ингумационный характер захоронения — положение костяка вытянуто на спине с конечностями рук вытянутыми вдоль корпуса. Все эти черты не являются специфическими, они свойственны широкому кругу народов.

Отметим отличия чувашских языческих кладбищ от булгарских: булгарские языческие могильники занимают крупные площади; размеры могильных ям, в большинстве случаев не зависят от роста умерших; в изголовье или в ногах оставлялось свободное пространство для погребальной пищи в виде сосудов и костей животных; выдержана западная ориентация.

На чувашских кладбищах ставились столбы «юпа», что совершенно не свойственно булгарам. Глубина могильных ям на булгарских могильниках 70-220 см, чувашских — 40-70 см. Для булгарских могильников характерны могильные ямы сложной конструкции:  с   заплечиками , с уступами. На чувашских кладбищах этот элемент почти не имеет места (исключение составляют несколько погребений Тегешевского и Новосюрбеевского II кладбищ). Различна и ориентация умерших: чуваши ориентировали погребения по линии север-юг, булгары — запад-восток. Для чувашских погребений характерны захоронения на войлочной подстилке, в рамах, колодах, а у булгар находки подстилки единичны. Умершие хоронились в гробах, скрепленных в XII-XIII вв. гвоздями.
Как мы видим, языческий чувашский погребальный обряд не имеет прямых параллелей с языческим обрядом волжских булгар, а тем более с мусульманским обрядом булгар. Поэтому, видимо, не стоит искать истоки чувашского обряда в погребальном обряде раннебулгарских могильников. У булгар, в составе инвентаря  могил , преобладают оружие и предметы конской сбруи, у чуваш — орудия труда. В булгарских погребениях встречаются комплексы коня, у чувашей эта деталь не наблюдается. Булгарские могильники сопровождались большим количеством гончарной посуды, в чувашском обряде её практически нет. Отмеченные специфические черты для булгарского обряда совершенно не свойственны чувашскому обряду.


http://сувары.рф/ru/content/pogrebalnyy-obryad-narodov-volgo-kamya-xvi-xix-vekov-po-arheologicheskim-i-etnograficheskim
Погребальный обряд народов Волго-Камья XVI—XIX веков по археологическим и этнографическим материалам

Дроздова Г. И.
Погребальный обряд народов Волго-Камья XVI—XIX веков по археологическим и этнографическим материалам. — Казань, 2007. — С. 307.

Curio

Обратите внимание на следующие слова Дроздовой о том, что могилы с заплечиками вовсе не являются специфичным булгарским маркером:

2. При сопоставлении чувашского погребального ритуала с языческим обрядом булгар были выявлены следующие общие черты: одинаковый характер расположения могильников — на возвышенных местах и обязательно у рек; грунтовой характер могильников; наличие ям прямоугольной формы со слегка закругленными углами, с вертикальными отвесными стенками и плоским дном (но у булгар идут еще параллельно и ямы  с   заплечиками ) ; ингумационный характер захоронения — положение костяка вытянуто на спине с конечностями рук вытянутыми вдоль корпуса. Все эти черты не являются специфическими, они свойственны широкому кругу народов.

Curio

http://lingvoforum.net/index.php/topic,53101.msg2335181.html#msg2335181
Цитата: SIVERION от декабря 11, 2014, 16:54
Цитата: Zhendoso от декабря 11, 2014, 15:17
Цитата: SIVERION от декабря 11, 2014, 12:41а читал когда-то, там вродь вывод в статье про ославяненое население с тюрксими корнями, ничего странного нет....
Цитата: Curio от декабря 11, 2014, 15:03
Существует временной разрыв между булгарами и тем тюркским населением (набегавшим кочевникам, отнюдь не булгарам), от которого славяне, колонизировавшие Харьковскую область, могли перенять что-то в культуре.
В данном случае речь, скорее всего, не идет о непосредственном булгарском или ином тюркском субстрате. Наиболее вероятной мне видится версия о черемисах-переселенцах, предки которых подвергнулись в свое время булгарскому влиянию.
центр черемисов находился в Баре, но там такой традиции погребения нет :umnik:

Curio

Скорее всего, эти отдельные и весьма разрозненные факты подобных могил с заплечиками на разных территориях в позднейшее время не стоит вообще как-либо связывать с булгарами непосредственно или через марийцев. Возможно, у этих отдельных случаев совсем другие объяснения, вплоть до самостоятельного развития обряда или заимствования, типа, подсмотрели у кого-то где-то в командировке. :)

А в более ранние времена, как до нашей эры, так и в первые века нашей эры, и в более поздние времена до 15 века включительно, это тем более никак на булгарский маркер не тянет, так как имело распространение много у кого и много где независимо от булгар, а во временной градации — и до булгар, и после них.

Curio

http://lingvoforum.net/index.php/topic,53101.msg2335238.html#msg2335238
Устройство могил у тюрков и не только[/url]
Цитата: Zhendoso от декабря 11, 2014, 17:45
Цитата: SIVERION от декабря 11, 2014, 16:54
центр черемисов находился в Баре, но там такой традиции погребения нет :umnik:
Угу. В 17 веке земли нынешнего Волчанского района активно заселялись "черкасами". С другой стороны, тамошняя местность - крупный центр Салтово-Маяцкой культуры. То есть, загадка, жители Молодаевки - то ли потомки местных тюрков, невероятным образом уцелевших в мясорубке веков (в принципе возможно - село окружено древним лесом), то ли потомки "черкасов" (пока не нашел информации об устройстве их могил). По статье сами молодаевцы считают себя русскими.
Черемисскую версию тоже нельзя отбрасывать пока, считаю, мало ли.
Короче, булгары никаким боком ко всему этому отношения не имеют. Отдельные захоронения с заплечикам в новейшее время у украинцев, русских, чувашей, марийцев, казанских и сибирских татар надо объяснять совсем другими причинами.

Awwal12

Цитата: Curio от декабря 11, 2014, 15:48
Дело в том, что у самих черемисов такие могилы могли быть объяснены как раз дотюркским положением дел, что, в принципе, в работах по ссылкам и видно. К тому же и связь с черемисами местного населения ещё надо доказать.
...И это ключевой момент. Мне известно о "чемерисах" на Полтавщине, на Волыни, но не на Слобожанщине. Зато население Слободской Украины (как раннего степного фронтира) было весьма подвержено собственно тюркским влияниям, в т.ч., возможно, субстратным (антропологически население степной Украины имеет заметные отличия от соседей).
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр