Author Topic: Преподавание языков до революции  (Read 3984 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Andrey Lukyanov

  • Posts: 81
  • Gender: Male
Недавно прочитал где-то, что до революции у нас учителей живых иностранных языков практически не готовили, а просто нанимали иностранцев (не обязательно профессиональных педагогов, а просто любого грамотного человека). И обучение шло весьма успешно.

Сейчас же печатается море научных трудов на тему «Методика преподавания иностранных языков», а школьники в массе своей владеют языками весьма слабо.

Может и в самом деле — чем тратить деньги на работу многочисленных пединститутов, просто нанять в школы каких-нибудь французов-немцев, и пусть дети с ними общаются.

Offline Centum Satәm

  • Posts: 4588
  • Gender: Male
А грамматику они смогут объяснить, французы-немцы? Кроме как "нэт, эта нэ прафилно, ми так нэ кафарийт"?

Почитайте воспоминания брата Чехова об их совместном пребывании в греческой школе.
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

Offline Andrey Lukyanov

  • Posts: 81
  • Gender: Male
А грамматику они смогут объяснить, французы-немцы? Кроме как "нэт, эта нэ прафилно, ми так нэ кафарийт"?

Это зависит от цели обучения. Если цель — изучить правила грамматики, тогда да, нужен специалист по грамматике. Если цель — научиться общаться, то нужен тот, кто умеет общаться.

Offline Agabazar

  • Posts: 3551
  • Gender: Male
...Всё бы ничего, но в названии темы смущает выражение "до революции". Можно же было сказать "в царской России", "в Российской империи" ....

Offline Andrey Lukyanov

  • Posts: 81
  • Gender: Male
...Всё бы ничего, но в названии темы смущает выражение "до революции". Можно же было сказать "в царской России", "в Российской империи" ....
Советская традиция, однако.

Кстати, как решается проблема преподавания языков в Европе? Я думаю, что сейчас в странах Запада иностранные языки преподают исключительно те, для кого преподаваемый язык родной. Ибо никаких проблем с поиском таких преподавателей нет.

Offline Centum Satәm

  • Posts: 4588
  • Gender: Male
Это зависит от цели обучения. Если цель — изучить правила грамматики, тогда да, нужен специалист по грамматике. Если цель — научиться общаться, то нужен тот, кто умеет общаться.
А можно научится грамотно общаться без знания грамматики?
А так - да, носитель безусловно нужен и полезен.
Только откуда у наших пединститутов такие деньги? Ведь немцы-французы за 20 тыр работать не станут. :stop:
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12541
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl
А можно научится грамотно общаться без знания грамматики?
Дети учатся.

Offline Andrey Lukyanov

  • Posts: 81
  • Gender: Male
А можно научится грамотно общаться без знания грамматики?

Конечно, можно.

Дети начинают говорить на своём родном языке задолго до того, как они узнают о существовании грамматики.

А если ребёнок много читает, то он ещё и писать будет без орфографических ошибок.

Offline Bhudh

  • Posts: 50666
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
А можно научится грамотно общаться без знания грамматики?
А кто такое "можно"?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Centum Satәm

  • Posts: 4588
  • Gender: Male
А можно научится грамотно общаться без знания грамматики?
Дети учатся.
А взрослые далеко не все.
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

Offline Andrey Lukyanov

  • Posts: 81
  • Gender: Male
А взрослые далеко не все.

По моему мнению, гораздо важнее реально работать с языком, чем зубрить какие-то правила.

А вообще интересно, кто и когда первым придумал, что в качестве учителей (для обучения живым языкам) можно использовать не носителей? Или это просто механическое воспроизведение уже существовавшей системы обучения мёртвым языкам?

Offline Centum Satәm

  • Posts: 4588
  • Gender: Male
По моему мнению, гораздо важнее реально работать с языком, чем зубрить какие-то правила.
Что вы понимаете под "реально работать с языком"? :what:
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

Offline Andrey Lukyanov

  • Posts: 81
  • Gender: Male
Что вы понимаете под "реально работать с языком"? :what:

Читать книги, смотреть фильмы, писать письма, наконец просто разговаривать. В ходе этого процесса постепенно освоится и грамматика, и лексика.

Offline Centum Satәm

  • Posts: 4588
  • Gender: Male
Что вы понимаете под "реально работать с языком"? :what:

Читать книги, смотреть фильмы, писать письма, наконец просто разговаривать. В ходе этого процесса постепенно освоится и грамматика, и лексика.
И как же вы собираетесь читать книги или писать письма, не зная как образуется прошедшее время или винительный падеж, например? :smoke:
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

Offline Theo van Pruis

  • Posts: 2119
  • Gender: Male
В моей бывшей школе в прошлом году наняли носителя английского. Чёрного (видимо, это было дешевле). Теперь там вся средняя школа говорит с брикстонским акцентом :D
Даёшь австронезийскую инфиксацию во все поля!

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 45214
  • Gender: Male
Чёрного (видимо, это было дешевле).

Афроамериканца США? С Карибов откуда-то? :what:

Offline Andrey Lukyanov

  • Posts: 81
  • Gender: Male
И как же вы собираетесь читать книги или писать письма, не зная как образуется прошедшее время или винительный падеж, например? :smoke:

В языке можно многое понять и без знания грамматических тонкостей, просто из контекста — посколько человеческий язык сильно избыточен.

Вообще в изучении языка есть как бы два пути: можно явно сформулировать какие-то правила, а можно их интуитивно постичь через практику. В любом случае правила, изложенные в учебнике — это очень малая часть языка, это уровень «мама мыла раму». То есть даже если Вы пошли по первому пути, то потом всё равно придётся перейти на второй.

Кстати, в СССР существовала практика обучения русскому языку студентов из стран «третьего мира», когда ни преподаватель, ни студенты не владели общим языком. Представьте себе: сидят в аудитории северовьетнамцы, которые не знают никакого языка, кроме вьетнамского. И перед ними преподаватель русского языка, который во вьетнамском ни бум-бум. И ничего, справлялись.

Offline Theo van Pruis

  • Posts: 2119
  • Gender: Male
Чёрного (видимо, это было дешевле).

Афроамериканца США? С Карибов откуда-то? :what:
Я с ним сам почти не общался, но вроде он родился где-то в Африке, но лет с 14 жил в Лондоне.
Даёшь австронезийскую инфиксацию во все поля!

Offline Anatoli

  • Posts: 41
  • Gender: Male
В языке можно многое понять и без знания грамматических тонкостей, просто из контекста — посколько человеческий язык сильно избыточен.

Вообще в изучении языка есть как бы два пути: можно явно сформулировать какие-то правила, а можно их интуитивно постичь через практику. В любом случае правила, изложенные в учебнике — это очень малая часть языка, это уровень «мама мыла раму». То есть даже если Вы пошли по первому пути, то потом всё равно придётся перейти на второй.

Кстати, в СССР существовала практика обучения русскому языку студентов из стран «третьего мира», когда ни преподаватель, ни студенты не владели общим языком. Представьте себе: сидят в аудитории северовьетнамцы, которые не знают никакого языка, кроме вьетнамского. И перед ними преподаватель русского языка, который во вьетнамском ни бум-бум. И ничего, справлялись.
Типичная западная методика языковых курсов.

Offline Easyskanker

  • Posts: 3684
А вообще интересно, кто и когда первым придумал, что в качестве учителей (для обучения живым языкам) можно использовать не носителей? Или это просто механическое воспроизведение уже существовавшей системы обучения мёртвым языкам?
Ну а как еще? Иностранец испортит нашу сознательную молодежь своими гнилозападными ценностями, еще не дай бог за кордон увезет, кто тогда на заводах работать будет? Нужен только наш учитель, отечественный.

Offline Цитатель

  • Posts: 1581
Оптимальный способ обучения иностранных языков придуманный в царской России:

Берется дворянский ребенок нежного возраста, к нему приставляется гувернер/гувернантка иностранного происхождения. Если требуется обучить нескольким языкам, то соответственно несколько гувернеров.

Через несколько лет полиглот готов.

Жаль конечно что такую простую и удобную схему нельзя тиражировать для массового обучения, ибо несколько накладно выйдет.

Offline Easyskanker

  • Posts: 3684
Нянек нанимают многие, а гувернеры это няньки по сути и есть. В таких манящих городах как например Нью-Йорк они почти все иностранного происхождения.

Offline Alone Coder

  • Posts: 22849
  • Gender: Male
    • Орфовики
Главный инструмент дореволюционной школы:

Online Jorgan

  • Posts: 178
От носителя на 45 минут в день (а в некоторых школах еще и не на каждый день) без соответствующего образования толку будет даже меньше, чем от неносителя.
Для этого реально нужно намного больше часов и более ранний возраст.

Offline Easyskanker

  • Posts: 3684
У носителя хотя бы произношение правильное и речь не образца семидесятилетней давности. Уже больше толку. Начинать действительно лучше еще до школы. Помню, как пытался учить английский в дошкольном возрасте самостоятельно, а вокруг не было никого, кто бы мог объяснить, как это всё читается хотя бы. Когда девочка постарше открыла мне тайну "bicycle", долго не мог поверить, что читается не /бикикле/.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: