Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Советские фантасты первой половины XX века

Автор Damaskin, сентября 22, 2012, 14:17

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Hironda

За Беляева, Толстого и Замятина.
Хотя роман "Мы" - не фантастика, а антиутопия, несколько разные жанры.

Lodur

Цитата: Margot от сентября 22, 2012, 19:28
Сложный жанр — смесь романа-мифа, философского романа и роман-мистики.
Это уже получится спором о цвете фломастеров, но мне кажется, что к жанру мистики (или только к жанру мистики) «Мастера и Маргариту» отнести нельзя. Мистика считается подвидом жанра ужасов (хоррор), и, насколько я могу лично для себя разграничить, отличие фэнтези с элементами мистики от чистой мистики в том, что в чистой мистике потусторонние силы не являются активными персонажами, у них заданные наперёд известные цели, и нет характера, как такового. На самом деле, они, даже если воплощены во что-то «зримое», представляют собою движущиеся декорации, призванные пугать или ужасать. Собственный характер (иногда и развивающийся) и активные действия присущи их сторонникам-людям. Если же таковых нет, эти силы действуют скорее подобно стихийным бедствиям в жанре «катастрофа».
А в фэнтези даже злые боги, демоны, и т.д., и т.п., представлены, как активные персонажи, с собственными устремлениями (которые не всегда совпадают с «убить всех» или «всех совратить и отправить в ад»). В этом плане булгаковские Воланд и его подручные близки именно к персонажам фэнтези. Их харатеры сильно отличаются от классических сатаны и бесов, основная цель которых - соблазнить невинные души, отвратить их от Бога всеми способами. Вот у Гёте в Фаусте Мефистофель - именно такой классический сатана, и все его действия - не более, чем иммитация деятельности, поскольку он не может действовать по другому, он действует только в рамках стоящей перед ним задачи, а следовательно, пассивен (в плане собственного выбора). Единственный, кто принимает решения - Фауст.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Conservator

Цитата: Hironda от сентября 22, 2012, 22:57
Хотя роман "Мы" - не фантастика, а антиутопия, несколько разные жанры.

на этой неделе купил его свежее издание. три четверти книги занимают критика современников, описания разночтений в рукописях, подготовительные мат-лы, именной указатель. образцово подготовленное издание этого текста как источника по интеллектуальной истории.

в этом списке стóящие - Замятин и Ян Ларри, конечно.
Ленін - апо! Ленін - квітя! / Ленін - сонце у зеніті! / Ленін - Партії отиць! / Ленін - буржуям кониць! / Ленін - Карла Маркса син, / їх нам дав Єрусалим!
(Павло Чучка)

"Тильки мы помыслылы, абыхом ку вере наськой истинной ботяна повернуты, яко обачылы в сьроде обитанья оных птыц вас – попов папэжских. И що ж тэпэр маемо? Горэ, бида, огорченье! Ибо крычаты сталы тыя птыцы святодавныя: «Аллах акбар!», од вас одступовавшы. Що вы там робылы?" (Сяргей Балахонаў)

Марго

Lodur, мы здесь вообще-то, о фантастике говорим, а Вы так плавно перешли на фэнтези. Это ведь разные жанры.

И еще.
ЦитироватьФэ́нтези[1] (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов

Я на вижу в "Мастере и Маргарите" такого мотива. Так что это все же не фантастика и не фэнтези. Именно мистически-философский роман. Потому и мистические силы в нем активны — иначе какая же философия? Хотя почему в мистике потусторонные силы должны быть непременно пассивными, тоже не понимаю. Разве именно это примета жанра?

Hellerick

Цитата: Margot от сентября 23, 2012, 06:17
Lodur, мы здесь вообще-то, о фантастике говорим, а Вы так плавно перешли на фэнтези. Это ведь разные жанры.

И еще.
ЦитироватьФэ́нтези[1] (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов

Взаимоисключающие параграфы соблюдены.

Марго

Хорошо, я была неточна: фэнтези — это не совсем фантастика. Однако и путать их не следует. Иначе какой был смысл это самое фэнтези их фантастики выделять?

Кстати, я приведенную формулировку брала из Вики. А вот Большой толковый словарь и вовсе не считает фэнтези порождением фантастики и описывает его как самостоятельный литературный жанр:

ЦитироватьБольшой толковый словарь
ФЭНТЕЗИ [тэ], неизм.; ср. [англ. fantasy от греч. phantazein - делать видимым]. собир.
Литературный жанр, в котором герои с невероятными способностями существуют в условной социальной и природной среде.

Кто тут прав, не знаю, ибо не являюсь поклонницей ни того ни другого жанра. Однако Вики, как уже говорила, для меня по достоверности отнюдь не на первом месте.

Hellerick

ЦитироватьБольшой толковый словарь
ФЭНТЕЗИ [тэ], неизм.; ср. [англ. fantasy от греч. phantazein - делать видимым]. собир.
Литературный жанр, в котором герои с невероятными способностями существуют в условной социальной и природной среде.

:what:
чиво?

antic


ЦитироватьБольшой толковый словарь
ФЭНТЕЗИ [тэ], неизм.; ср. [англ. fantasy от греч. phantazein - делать видимым]. собир.
Литературный жанр, в котором герои с невероятными способностями существуют в условной социальной и природной среде.
Типичный пример жанра: Ветхий завет. Бытие
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Hellerick


Hironda

В детстве мне нравился этот рассказ.
В зрелом возрасте я бы его особо и не выделила.
http://lib.ru/RUFANT/ZINOWIEW/financie.txt

И вот это:
Евгений Гуляковский.
Атланты держат небо
Фантастика-79. – М.:Молодая гвардия, 1979. – С.43-119.
http://lib.aldebaran.ru/author/gulyakovskii_evgenii/gulyakovskii_evgenii_atlanty_derzhat_nebo/
Особенно одноимённый рассказ из сборника.

Не сказала бы, что здесь какие-то художественные достоинства, но в детстве читала всё, что попадалось под руку, и меня, моё детское воображение, эти рассказы впечатлили.

Марго

Цитата: Hellerick от сентября 23, 2012, 07:59
чиво?
Лично у меня к Кузнецову  (автору толкового словаря) претензий нет, поскольку словцо фэнтези появилось в русском недавно. Так что толковать его можно по-разному.

Damaskin

Цитата: Margot от сентября 23, 2012, 07:49
Хорошо, я была неточна: фэнтези — это не совсем фантастика. Однако и путать их не следует. Иначе какой был смысл это самое фэнтези их фантастики выделять?

По-моему, вы отождествляете научную фантастику и фантастику вообще. Это некорректно. Скажем, "Вий" Гоголя - это фантастика, но явно не НФ.

Марго

Damaskin, из меня в этом вопросе  аналитик/толкователь плохой: как уже сказала, фантастику не люблю (а уж научную и тем более), практически не читаю.

Однако заинтересовало, а к какому жанру действительно относили/относят "Вия"? Мне кажется, что это все же не фантастика. Или мистика - это тоже раздел фантастики?

Damaskin

Цитата: Margot от сентября 23, 2012, 11:38
Однако заинтересовало, а к какому жанру действительно относили/относят "Вия"? Мне кажется, что это все же не фантастика. Или мистика - это тоже раздел фантастики?

На мой взгляд существует общее понятие - фантастика, которое уже потом делится на научную фантастику, фэнтези, мистику и т. д. А так "Вий" некоторые относят к магическому реализму, который, с моей точки зрения, тоже является разновидностью фантастической литературы. 

Damaskin

И еще. В заголовке темы я специально написал "фантасты", а не "авторы НФ". Например сочинения Александра Грина можно отнести к фантастике, но НФ я в них не вижу. Да и Чаянова я ценю за "Фантастические повести ботаника Х", которые ближе к Гоголю и Гофману, но никак не к НФ.

antic

А последнее время у некоторых писателей вообще пошла какая-то дикая смесь НФ, фэнтэзи, мистики и остросюжетного боевика, например, у Василия Головачева
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Damaskin

Цитата: antic от сентября 23, 2012, 12:03
А последнее время у некоторых писателей вообще пошла какая-то дикая смесь НФ, фэнтэзи, мистики и остросюжетного боевика, например, у Василия Головачева

Так НФ как чистый жанр уже, пожалуй, умер, исчерпав все свои возможности. Осталось смешивать ингредиенты.

Мечтатель

Отдал голоса за Грина, Толстого и Беляева ("Аэлиту" и многие произведения последнего особенно люблю с детства). Вижу, что именно эти авторы уверенно лидируют.

antic

Не переношу Грина (Александра, разумеется, но и Грэма тоже не очень). В тинейджерстве пробовал почитать какую-то повесть, не помню название, но так и не дочёл до конца
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Мечтатель

Мне стиль Грина тоже не очень нравится, скорее, симпатию вызывает сама личность писателя, сумевшего в крайне жестокое время остаться романтиком. Обручев - хороший ученый, но не писатель. Ларри знаю только по "Карику и Вале". Интересную, необычную вещь под названием "Страна Гонгури" написал Итин, но  других произведений этого автора больше не попадалось.

Lodur

Цитата: Damaskin от сентября 23, 2012, 12:10Так НФ как чистый жанр уже, пожалуй, умер, исчерпав все свои возможности.
:no: Просто жанр нынче не в моде. Но нет-нет, да встретишь ещё «хорошие выстрелы» в нём. Хотя из авторов самого конца XX века и нашего времени вспоминается, разве что, Вернор Виндж с его романами «Пламя над бездной», «Глубина в небе», «Конец радуг», «Дети неба». Все в строгих канонах «твёрдой» НФ.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Ноэль

Цитата: Damaskin от сентября 23, 2012, 11:51
Цитата: Margot от сентября 23, 2012, 11:38
Однако заинтересовало, а к какому жанру действительно относили/относят "Вия"? Мне кажется, что это все же не фантастика. Или мистика - это тоже раздел фантастики?

На мой взгляд существует общее понятие - фантастика, которое уже потом делится на научную фантастику, фэнтези, мистику и т. д. А так "Вий" некоторые относят к магическому реализму, который, с моей точки зрения, тоже является разновидностью фантастической литературы.

"Вий" - готега, самая настоящая. :) И "Крысолов" Грина тоже готега.

Ноэль

Цитата: Damaskin от сентября 23, 2012, 11:53
И еще. В заголовке темы я специально написал "фантасты", а не "авторы НФ". Например сочинения Александра Грина можно отнести к фантастике, но НФ я в них не вижу. Да и Чаянова я ценю за "Фантастические повести ботаника Х", которые ближе к Гоголю и Гофману, но никак не к НФ.

У Грина не совсем фентези. "Блистающий мир" - стимпанк, вообще много стимпанка и даже с переходом в готику, как "Крысолов", например.
Фильм "Господин-оформитель" снят по Грину, рассказ "Серый автомобиль".


Yitzik

Paran Quenya ar quetin Esperanto!

Ноэль


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр