Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Расовый русский

Автор -Dreamer-, августа 9, 2012, 01:03

1 Пользователь и 1 гость просматривают эту тему.

Alexander_S

@Bhudh "таблицу" (позже, сейчас надо идти) попробую накидать, только ее модель будет другая.
Дальнейшие "двойные" совпадения должны аттачиться к "тройному" - Куявам Ригведы привислья и Днепра.

вартате - в целом вращать, но смыслы, сами понимаете, плавают от "вращать" до "функционировать" (вартате),
"осушествлять" (правартате) и даже до "поведение", "характер" (правритти)

А по поводу
Цитата: Bhudh от мая 28, 2024, 17:34называть себя по месту обитания (в данном случае — полю) народам вполне привычно: древляне и поморяне себя тоже по ним называли. Да и ляхи, говорят, от слова лядѣнинъ «житель лѧда, т. е. пустоши, расчищенного поля».
думаю что эта манера - лишнее свидетельство того, что перед нами однородная система и снова общая для сравниваемых регионов. Опять совпадение?

Можно вспомнить еще поморян.

Пиктуры классные, есть инфа, да, только она, кажется, уже времена после прихода ЦСЯ в Русь
Благодарю за труд и желание просвятить, это вызывает уважение, еще раз спасибо

PS Сумбур, сейчас ухожу, хорошо сформулирую позже
Варшава и Куява - еще одно совпадение. (на - ва)
) "Пришью еще - от Влтавы до Полтавы
и от пещеры Вала до ... Варуны

Bhudh

Юрия Петухова, пожалуйста, сюда цитировать не надо, это персонаж для раздела «Псевдонаука».
Слова «Варшава и Куява - еще одно совпадение» показывают, что в своём предположении я был прав и этимологию слова Warszowa (sic! — Warszawa это современное написание, взятое из мазовецкого диалекта с аканьем) Вы не знаете и типичного славянского притяжательного суффикса -ов в ней не видите.

Цитата: Alexander_S от мая 28, 2024, 17:59Можно вспомнить еще поморян.
Я это и сделал. Надеюсь, когда Вы вернётесь, Вы будете читать внимательно.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Alexander_S

Bhudh, извините, спешил, уже опаздывал, оттого очепятка, хотел сказать "поморы"

Цитата не Юрия Петухова.

Не знал не только мазовецкого диалекта, но и вот этих:
https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?root=config&morpho=0&basename=\data\ie\vasmer&first=1734
Как видите, "Варшав" море.

А здесь
https://ru.wikipedia.org/wiki/Варшава#:~:text=Название Варшава может происходить и,Русалки Савы стал символом Варшавы.

"Смена названия с Warszewa на Warszawa произошла в XVI веке, и связано это было с особенностями мазовецкого диалекта, на территории распространения которого расположена Варшава. В этом диалекте до конца XV века гласный a переходил в e после мягких согласных (а sz в польском языке на тот момент был мягким). В XV веке формы с вторичным e считались диалектными, поэтому люди, старавшиеся говорить на литературном языке, заменяли их формами с a. В случае с Варшавой же произошла замена этимологически правильной формы на гиперкорректную.

Название Варшава может происходить и от венгерского варош «укреплённый город».

Мне, конечно интерсней вариант с варшавского памятника Русалке

"название Warszawa появилось в результате соединения имени рыбака по имени Wars и русалки, прозванной Sawa, на которой рыбак женился. Образ Русалки Савы стал символом Варшавы"
Есть Вариант что, кажется, Казимир от кого-то скрывался (от алиментов?)
и спрятался в хижине рыбака, у которого были дети Варш и Сава

Предвзято, не спорю, но первое, что вижу - даже мазовшане не смогли "обакать" индоевр корень,
который так или иначе связан с водой.
Когда писал про Варуну шутил, но благодаря Вам открылась некая новая доля в этой шутке:
божество, связанное со стихией опять же вод...

Таблица усложняется, а я то спешил, то устал
Придется еще подумать на свежую голову, хотя это для меня больше игра, т.к. обосновать на сто проц
все равно никто уже не сможет.
Но если аргументированно представить все совпадения, то получиться чуть даже помощней чем, напр на ссылке "море Варшав"


Alexander_S

"Славянский материал содержит и другие примеры, демонстрирующие старую семантику..."
А в диалектах "море" долго сохранялось в значениях от  "озеро" (морем называли Онежское, Чудское) и "место с чистой водой в заросших камышом озерах" до...
"лужа на полу" (пск., твер.)

Это лишь малая часть из представленного Вами словаря.

О праславянском корне *mor'e сказано:
 "восходит к и.-е море (герм. 'стоячая вода')"

Голова пухнет, надо делать перерыв.
Было интересно, благодаря Вам.
Тут подкупает Ваша полиглотия, особенно важно, что много знаете о Ригведийских "темах".
Знали, что Варуна - асура?

Bhudh

Цитата: Alexander_S от мая 29, 2024, 02:18Знали, что Варуна - асура?
Варуна — старший из адитьев, так что он не может быть асурой по определению.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Бенни

В "Ригведе" многих адитьев действительно называют и асурами. Например, Варуну в 1:24:14:

ЦитироватьМы смягчаем твой гнев, о Варуна,
Поклонениями, жертвами, возлияниями.
О власть имеющий Асура-провидец,
О царь, сними с нас содеянные грехи!

https://scriptures.ru/vedas/rigveda01_024_043.htm

Bhudh

Asura-pracetas это не «провидец-асура», это «провидец асуров». То есть «видящий асуров и борющийся с асурами».
Вы же вроде переводили с санскрита, почему Вы не понимаете таких простых вещей про татпурушу?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Бенни

Нет, я санскрита не знаю. Воспользовался Википедией (статьей об асурах на русском), там таких ссылок много, но насколько они релевантны - судить не берусь.

Alexander_S

В 1989г приобрел бумажную Ригведу (Елизаренкова) - был только 1-й том (мандалы I-IV),
все нижеизложенное оттуда, цитирование и местами мое "покороче".

До рождения Индры (неясно как) правили асуры (мир изначально нерасчленен), после убийства Индрой
Вритры (проявление дуального космоса, разделение неба и земли, дня и ночи) начали править дэвы,
их младшие братья.
Только некоторые главные асуры, как, например, Варуна (водная стихия, всеобъемлющее небо, луна, вселенский океан, окружающий небо) стали девами, но сохраняют неблагоприятные черты, двусмысленность корениться в их природе.

Варуна убил "своего певца" Васиштху.

Асуры оказались изгнанными, но неуничтоженными. Их следует трактовать в ведийской религии как
потенциальных богов, а не как падших ангелов.
Сражение между асурами и девами возобновляется в начале каждого нового года.
В этот период кризиса Варуна вновь становится противником Индры, вступая в соглашение с асурами и становясь поэтому особенно опасным.
...
В IV.42 "Варуна открыто признает свою связь с Асурами"
В X.124 "история перехода Агни от отца-асуры к Индре"

___________________________
Но самое интересное впереди (да, не сегодня, к сжлн нет времени).
Елизаренкова покажет нам, что Варуна, пещера Вала и даже убитый Индрой змей Вритра
"произведены от одного глагольного корня var - Охватывать, препятствовать, покрывать (вариативность R/L неодлнократно встречается в ведийском языке)"

Когда начал учить санскрит, помню как путал формы глаголов - кроме  vart (1. вертеться, существовать, жить) еще два разных, но одинаковых на вид корня var
1-й) выбирать, предпочитать
2-й) покрывать; скрывать, прятать; закрывать (например двери)

Вот в след раз (если он конечно будет), попробую показать общеиндоевропейский мотив из "пра-религии",
в котором новые боги сменяют на небесах старых и имена известных богов, уже римских и греческих и
особенно славянских/балтийских языческих божеств, насколько близки друг к другу последние - угадываются их общие еще даже пра-индоевр корни при тождественных функциях.

Забегая вперед скажу, что балтский громовержец Перкунас и славянский Перун при сходных верованиях
(еще и других имен и их функций) свидетельствуют о неких временах, когда они были еще едины - как и славяне с балтами, разделившиеся в середине I тысячелетия до н.э.
) Надеюсь, никто не будет против, если Bhudh их немного "попинает"
Ему критиковать можно в первую очередь, т. к. это он меня и надоумил

Alexander_S

Ригведийские дэвы восходят к ПИЕ-корню *dyeu, главное божество у ПИЕ - Tieu(s)-Pater,
*dieu - эпитет и синоним также и для неба.
греч Theos (теософия) => deus "бог" => день (англ day, снскрт dina - deva - divya)

Мотив свержения "старых" богов новыми прослеживается и в "западной ветви" ИЕ,
наиболее знакомой нам по греческим мифам - свержение титанов новыми богами Олимпа, убийство Зевсом 
Кроноса и Язиона (Tieus?), с которым возлежала Мать-Земля Деметра.

Практически везде у ИЕ прослеживается пара Отец-небо и Мать-земля - (G)hem-mater.
"Мать-сыра-земля" в слав. фольклоре.
(ср латышск Земес-мате досл "Земля-мать").

В итоге у греков/римлян Зевс и Юпитер
(ср. Главное божество в ПИЕ - Tieu(s)-Pater)
одновременно и Небо-Отец и громовержец.

В других ветвях роль громовержца не совмещается,
ее исполняют "специально обученные боги"
Напр в "Ригведизме" Диаус-Питри не имеет черт бога грозы (как Зевс Юпитер), но супруг Земли-Матери Притхиви, а у славян Перун (балт Перкунас) совмещает функции громовержца и верховного бога, как Зевс/Юпитер и Индра.

Спор за супругу Землю происходит между
Зевс и Хронос, Индра и Дьяус, Перкунас VS Диевас и Вельняс/Велс, Перун VS Велес.

Кем стали Дьяус/Диеус в христианстве понятно и без комментариев.

Пока все. В след раз (возм только через неск дней)
взглянем на уже [балто-]славянских божеств
Забегая вперед:
Дажьбог от праславянского *дагъ (день)
Императив от "дай" - позже:
tieus => дагъ => дажь ("дать" в повелит наклон)
"Дай-бог" вторую часть  имени заменяет  "отца" (pater).

Это единственный славянский бог, сочетающий этимологическое развитие из Tieu(s)-Pater
(Главное божество в ПИЕ) и функциональное свойство с ним.

злой

Я вот думаю - во многих странах есть закон, который разрешает курить только в специально отведённых местах. Если бы я был большим и важным дядькой, я бы принял закон, которых разрешает заниматься культурологическим религиоведением также только в специально отведённых местах.
Entre los individuos, como entre las naciones, el respeto al derecho ajeno es la paz.   - Benito Juárez

Чайник777

Цитата: злой от мая 31, 2024, 08:56Я вот думаю - во многих странах есть закон, который разрешает курить только в специально отведённых местах. Если бы я был большим и важным дядькой, я бы принял закон, которых разрешает заниматься культурологическим религиоведением также только в специально отведённых местах.
Это российский и частично европейский путь - запреты высказываний, мыслепреступлений и тд. Вон в штатах вроде бы ничего такого не запрещено, свобода слова процветает и нормально.
DAZU brauchte Hitler 12 Jahre Zeit.

Bhudh

Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 04:02Ригведийские дэвы восходят к ПИЕ-корню *dyeu, главное божество у ПИЕ - Tieu(s)-Pater,
*dieu - эпитет и синоним также и для неба.
Хорошо. Правда, не "Tieu(s)-Pater", а *dyḗws ph₂tḗr, но ладно.

Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 04:02греч Theos (теософия) => deus "бог" => день (англ day, снскрт dina - deva - divya)
Плохо. Источник Вашей первой стрелочки застрял в XIX веке, а может, и в XVIII.
Английское day (< daȝ) ~ немецкому Tag также не относится к корню *dyew-.
«Похоже — не значит родственно.»

Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 04:02Кем стали Дьяус/Диеус в христианстве понятно и без комментариев.
Нет. Не понятно. Особенно если приводить поздние формы без этимологии и цитаты без указания источников.
Alexander_S, где Вы этого нахватались? Дайте хоть пару ссылочек, пока тут понамешана нормальная научная лингвистика с каким-то лютым фричеством.

Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 04:02Забегая вперед:
Дажьбог от праславянского *дагъ (день)
В праславянском не было никакого "*дагъ (день)". Это в прагерманском *dagaz «день». Не верите мне — попробуйте поискать *dagъ в ЭССЯ. Я не нашёл:


Зато прекрасно виден *dadjьbogъ.

Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 04:02Императив от "дай" - позже:
tieus => дагъ => дажь ("дать" в повелит наклон)
Древнерусское дажь / старославянское дɑждь происходят от *dadjь, а не от **дагъ. Старославянское жд вообще от г происходить не может, в нём точно такое же чередование г/ж, как и в русском (+ ѕ, как з в украинском).

Хочется повторить:
Цитата: Bhudh от мая 27, 2024, 16:26у Вас нехорошие симптомы уже появляются
Не доводите их до того, чтобы мы с Вами спорили уже в Псевдонауке, как с Богданом М или Федором-2.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Бенни

Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 04:02Кем стали Дьяус/Диеус в христианстве понятно и без комментариев.

Если вы о греческом διάβολος «обвинитель, клеветник», то Мерриам-Вебстер предположительно связывает его с *gwelh1.

DarkMax2

Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 04:02Кем стали Дьяус/Диеус в христианстве понятно и без комментариев.
До речі, у слов'ян "див" став демоном, але це не наслідок християнства, а через сильний вплив іраномовних степовиків: від них запозичили слово "бог".

ДИВ 1, а, чол., міф. У слов'янській міфології — зловісна сила у вигляді птаха. Щоб на тебе див прийшов (Номис, 1864, № 3743); З високого дерева Див проквиляє, Землі невідомій вістку засилає (Панас Мирний, V, 1955, 264); Лисиці брешуть на щити, І кличе див поверху древа (Максим Рильський, 300 літ, 1954, 12).
Словник української мови: в 11 томах. — Том 2, 1971. — Стор. 269.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Rusiok

Цитата: DarkMax2 от мая 31, 2024, 13:44З високого дерева Див проквиляє, Землі невідомій вістку засилає (Панас Мирний, V, 1955, 264); Лисиці брешуть на щити, І кличе див поверху древа (Максим Рильський, 300 літ, 1954, 12).
Краще б привели оригінал "СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЂ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА":
Цитироватьсви́стъ звЂри́нъ въстá бли́зъ: ди́въ кли́четъ вр́ъху дрéва — вели́тъ послýшати земли́ незнáемЂ
.
"проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов" - Джонатан Свифт. Путешествие в Бальнибарби

Alexander_S

@Bhudh, возможно, иногда Вы все же ошибаетесь в диагнозах - за посл только пару-тройку дней Вы "отправляли в лженауку" и Елизаренкову (с ее "асурностью" Варуны), и даже  СПбГУ - по крайней мере одного доцента этого Государственного Университета, имя которого "Руслан Наливайко" я умолчал, решив пощадить Вас, т.к. мне уже понятна и Ваша "аллергия" (но ссылку на ГУ я дал).
Которого Вы, кстати, причислили к Петухову.

И тут уже бесспорно, что диагноз выставляете руководствуясь личными предпочтениями, которые (и как видим не один раз) сами могут быть "с диагнозом".

Я ведь ни с кем не спорю, у меня нет готового здания, я пока лишь "щупаю/нащупываю" и надеялся что Вы мне
поможете а не прибъете - ведь какие-то просчеты на этом этапе неизбежны.

   Перед ошибками захлопнули мы дверь.
   В смятенье Истина: "Как я войду теперь?"

Тем не менее даже так Вы помогаете мне, за что очень Вам благодарен.

"Нахватался" прежде всего здесь:
"Славянский Дажьбог как развитие индоевропейского Бога Сияющего Неба (Дьеус-Патер)"

Старенькая (Digma e605) "читалка", возможно, ограничена в корректном отображении плюс даже навскидку вижу, что варианты самого текста несколько разнятся (возможно, инетовский - уже более поздняя,  доработанная версия).

https://dajbojic.livejournal.com/2757.html
продолжение в
http://dajbojic.livejournal.com/2879.html
http://dajbojic.livejournal.com/3102.html
 

Alexander_S

Предчувствуя что "Малежек" тоже заподозрен ("под колпаком у Bhudh' a"),
обращусь непосредственно к представленными Вами пруфам
https://en.wikipedia.org/wiki/*Dyēus
https://en.wikipedia.org/wiki/Sky_father

Вы правы и в том, что начинать лучше не сваливая в кучу различные ист периоды,
попробую "с самого начала", "сверху":

*Dyḗus (lit. "daylight-sky-god"), also *Dyḗus ph₂tḗr (lit. "father daylight-sky-god"

Вижу, что действительно сочетаются значения ph₂tḗr - "отец" & *Dyḗus - "сияние дня/небеса/бог
и вполне допустим (если не очевиден) вывод о снскрт dina - deva - divya как происходящих из
одного общего ПИЕ-корня *Dyēus.

Видите ли Вы здесь какую-то ошибку?

В вики два пруфа на ПИЕ корни: *Dyḗus и *dyew-.
daylight-sky-god & to be bright, to shine sky, heaven

Второй корень, в отличие от первого не подразумевает бога, но тут вполне допустимо предположение, что Имя верховного ПИЕ-божества все-таки восходит из второго корня, делая его "эпитетом и синонимом" первого.

Как думаете?

ЗЫ.
И согласен с Вами, что дальнейшее обсуждение вдруг образовавшейся темы лучше перенести в другой топик, причем меня совершенно не заботит под какой "ярлык" - Вам здесь виднее.

Bhudh

*Dyḗus и *dyew- это однокоренные слова, первое образовано прибавлением обычного именного окончания *-s к корню.
А Tieu(s) — это запись этого корня(/слова) в нотации Гамкрелидзе-Иванова, которая зачем-то используется в работе.

Тем не менее этот отрывок:
Цитата: Предполагалось также происхождение части «Дажь-» от санскр. и перс. dag(h(as)) или балтского degu с одинаковым значением «жечь» [56, с. 223; 9, с. 20; 11, с. 164]. Мы, однако, склоняемся к другому, также распространённому толкованию теонима. Его сторонниками выступали такие исследователи как А.Н. Афанасьев, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, А.С. Фаминцын, Б.А. Рыбаков, Л.С. Клейн [25, с. 242] и др. Первая часть имени объясняется ими как притяжательное прилагательное от исчезнувшего славянского слова дагъ (ср. готское dags, нем. tag и др.), «день, свет». И.И. Срезневский считал доказательством существования такого слова сохранившееся в хорутанском языке однокоренное «дъжница» – ранняя заря [47, с. 79–82], но [57, с. 1.482]. Получается Дажьбог – «дневной, светлый бог».
Однако, и само праславянское «день» является производным. В конечном итоге оно происходит от праиндоевропейского *dyeu или *dei (...), которое означало «сияние», и «мифопоэтические» производные от него.
могу откомментировать с тем же недоумением, что и выше.
В первую очередь, почему автор считает, что происхождение от корня «жечь» (*dʰegʰ-) и от исчезнувшего (⁈) когната dags — это «другое толкование»?
Как раз к корню *dʰegʰ- и возводится прагерманское *dagaz!
Во-вторых, почему после того, как он сказал про "исчезнувшее славянское слово дагъ", он говорит «Однако, и само праславянское «день» является производным»? Ну да, оно является производным от корня *dey-, путём расширения которого был получен корень *dyew-! Но при чём тут германское *dagaz и "исчезнувшее славянское дагъ"⁈
Мне кажется, тут автор окончательно запутался с корнями и от какого именно корня он хочет произвести Даждьбога.

И дальше, запутавшись, он начал нести тот самый бред:
Цитата: от первой части его имени произошли слова греч. θεός (theos), лат. deus со значением «бог», а также санскр. dina, англ. day («день») и т.д.
Ещё раз: *dʰeh₁- (> θεός, лат. faciō, англ. do, рус. дѣть, дѣлать), *dyew- (> Ζεύς, лат. deus, санскрит. dyaus, рус. дивный) и *dʰegʰ- (> англ. day, лат. foveō, рус. жечь, жгу) — это три разных корня. (А *deh₃ «дать» > *dadjь «дажь ~ даждь» вообще четвёртый.)
Боюсь, его сбило с толку визуальное сопоставление гамклесовского Tieus и латинизации греческого theos. А в словари он почему-то решил не смотреть.

А дальше написано что-то вообще очень странное:
Цитата: Не будучи специалистом в данной области, мы обратились к крупному индоевропеисту Вяч. Вс. Иванову, который в личной беседе сказал нам, что подобная реконструкция не лишена сложностей, хотя и возможна для рассмотрения. Основа Дажь- коррелирует с Tieus-, а «-бог» могло заменить «-отца» (-Pater), тем не менее, сохранившись как функция в мифологии («дажьбожьи внуки» СПИ), определённое созвучие есть у «деда» и «Даждь-» (здесь мы говорим не о родстве этих слов, а скорее о возможных вариантах народной этимологии). Повторим уже приведённую цепочку: имя Дажьбога происходит от праславянского *дагъ (день); в то время как само слово «день» несомненно, восходит к праиндоевропейскому Tieus. Вот схема нашей реконструкции:
праиндоевропейское *Tieus > праславянское *дагъ (день) > праславянское Дажь-
Каким образом "Основа Дажь- коррелирует с Tieus-", и в какой именно момент **дагъ превращается в "день" (который, несомненно, восходит к основе праиндоевропейского Tieus, или, в традиционной нотации, к *dey-) — решительно непонятно!
Моё мнение — не стоит читать подобных "исследователей", которые пишут статьи «не будучи специалистом в данной области», не умеющих обращаться с источниками и читать словари, а также явно выворачивающих все выводы в сторону своей idée fixe, которая в данном случае звучит как «Я считаю, что у славян был когнат германского *dagaz, хоть о нём, кроме меня, никто не знает, он каким-то образом родственен слову день, и от него произошёл теоним Дажьбог». Даже если эти статьи выходят в «Философии и культуре». Может, у философов недобор статей был для печати и взяли первое попавшееся наукообразное сочинение из присланных.
Я здесь на форуме этих "исследователей" с безумными лингвистическими идеями навидался за 15 лет.

Читайте лучше статьи и книги, которые пишут люди, будучи специалистами в данной области.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Bhudh

Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 16:00Вы "отправляли в лженауку" и Елизаренкову (с ее "асурностью" Варуны)
Не Елизаренкову, а толкователя её перевода.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Alexander_S

Спасибо, Bhudh, впечатлило (после того как последовал Вашему совету и почитал что "пишут люди, будучи специалистами в данной области" - т.е. уже Вас).
Проверьте пжлст не напутал ли я чего.
Итак, имеем 4 разных ПИЕ корня
1) *dyew- (> Ζεύς, лат. deus, снскрт. dyaus, рус. дивный)
2) *dʰegʰ- (> англ. day, лат. foveō, рус. жечь, жгу)
3) *deh₃ «дать» > *dadjь «дажь ~ даждь»
4) *dʰeh₁- (> θεός, лат. faciō, англ. do, рус. дѣть, дѣлать)

Бог-отец от №1 (*Dyḗus, lit. "daylight-sky-god")
День от №2

https://linguifex.com/wiki/Contionary:dag
PG *dagaz f. PIE *dʰegʰ-

Compare En day; Dutch dag; German Tag;

Danish/Norwegian/Swedish dag

Etymology
ON dagr f. PG *dagaz f. PIE *dʰegʰ-
(Я: олд норвег, пра-герм, пра-индо-европ)

__
*dhegh-. Родство с лат. dies исключается, но установлена связь с санскр. dah (гореть),
лит. dagas (лето) и старопрус. dagis (лето)
https://ru.wiktionary.org/wiki/dag
...

Дальше вместо "Малежека" (Олега Кутарева) меня запутали уже буржуи
https://linguistics.stackexchange.com/questions/5881/does

-english-day-really-come-from-pie-dʰegʷʰ-to-burn

Стандартная реконструкция выявила
three coronal/dental stops: */t/, */d/, */dʰ/
они символич сгруппированы with the cover symbol T

Метатезированные и неметететизированные формы сохранились в разных ступенях абляута корня
* dʰégʷʰ "burn"«гореть» (отсюда и англ day)
на санскрите dáhati «сжигается» (is being burnt) < dʰégʷʰ-e-
и kṣā́yat «горит» (burns) < dʰgʷʰ-éh₁-.

Пока остановлюсь, т.к. к вроде уже понятому №2 *dʰegʰ
"допейсываются" *dʰégʷʰ &
dʰégʷʰ-e-  плюс  dʰgʷʰ-éh₁-
и кто-то там  сомневается что
*PIE dʰegʰ- «день» и *dʰegʷʰ- «гореть» являются родственными.

Объяснять ему начинают с
In PIE we have
dheĝhr - day (root dheĝh- "cycle")
dhoğhos - burning (root dheğh- "to burn")
dius - sky, daylight (root dei̯- "sky")
"Все три не связаны между собой или их родство неизвестно..."

Н-да.
Хайам: "Мне известно что мне ничего не известно"

Вот это нереконструировали
Все, что пока понял:

"слово «день» в PIE имело основу r/n т.е.
суффикс -r в именительном падеже
-n в остальных случаях)
и как таковые весьма архаичны".

Полагаю что суффикс -r :
dheĝhr - day (root dheĝh- "cycle")

Здесь:
root dheĝh- "cycle"
root dheğh- "to burn"
root dei̯- "sky"
Опять какая-то система записи?

Alexander_S

Цитата: Bhudh от мая 31, 2024, 20:23
Цитата: Alexander_S от мая 31, 2024, 16:00Вы "отправляли в лженауку" и Елизаренкову (с ее "асурностью" Варуны)
Не Елизаренкову, а толкователя её перевода.
?
Если ее цитировать будет то же самое, только длиннее.

Да там, впрочем и так цитирование,
До рождения Индры (неясно как) правили асуры (мир изначально нерасчленен), после убийства Индрой
Вритры (проявление дуального космоса, разделение неба и земли, дня и ночи) начали править дэвы,
их младшие братья.
Только некоторые главные асуры, как, например, Варуна (водная стихия, всеобъемлющее небо, луна, вселенский океан, окружающий небо) стали девами, но сохраняют неблагоприятные черты, двусмысленность корениться в их природе.

Асуры оказались изгнанными, но неуничтоженными. Их следует трактовать в ведийской религии как
потенциальных богов, а не как падших ангелов.
Сражение между асурами и девами возобновляется в начале каждого нового года.
В этот период кризиса Варуна вновь становится противником Индры, вступая в соглашение с асурами и становясь поэтому особенно опасным.
...
В IV.42 "Варуна открыто признает свою связь с Асурами"
В X.124 "история перехода Агни от отца-асуры к Индре"

Что тут можно "толковать"?
Моими словами только "Варуна убил своего певца Васиштху"
"Певец" неправильно истолкован?

Alexander_S

Метатезированные и неметатезированные формы
гугл транслятор выдал "слово подлинней", не сразу заметил, отредактировать там уже не могу

Un Ospite

А можно всю эту страхолюдию куда-то вынести в отдельную тему?

DarkMax2

Цитата: Rusiok от мая 31, 2024, 15:03
Цитата: DarkMax2 от мая 31, 2024, 13:44З високого дерева Див проквиляє, Землі невідомій вістку засилає (Панас Мирний, V, 1955, 264); Лисиці брешуть на щити, І кличе див поверху древа (Максим Рильський, 300 літ, 1954, 12).
Краще б привели оригінал "СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЂ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА":
Цитироватьсви́стъ звЂри́нъ въстá бли́зъ: ди́въ кли́четъ вр́ъху дрéва — вели́тъ послýшати земли́ незнáемЂ
Хіба їй можна одцвісти,
Коли зоря горить рожева,
Коли шумлять-дзвенять світи
Від рику раненого лева,
Лисиці брешуть на щити
І кличе див поверху древа!

Це посилання у самостійному творі. Зі «Слова про рідну матір» Максима Рильського.

У Словарі Грінченка теж є "див": "Щоб на тебе див прийшов" - без пояснення значення. Там взято із "Українських приказок, прислів'їв і такого іншого" О. В. Марковича.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр