Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Белорусские мотивы в "Слове о полку Игореве"

Автор Gashan, октября 9, 2011, 16:05

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Gashan

Вот, в "Учебной программе по русской литературе" для белорусских школ (русскоязычных и белорусоязычных) на странице 65 сказано про "Белорусские мотивы в "Слове..."
Что это за мотивы такие? Где они там? Хочется услышать мнение ЛФ-чан.

Dy_što_ty_havoryš

Цитата: Gashan от октября  9, 2011, 16:05
Вот, в "Учебной программе по русской литературе" для белорусских школ (русскоязычных и белорусоязычных) на странице 65 сказано про "Белорусские мотивы в "Слове..."
Что это за мотивы такие? Где они там? Хочется услышать мнение ЛФ-чан.

Некропощу.

Белорусские мотивы касаются битвы на Немиге.

ЦитироватьНа седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу. Той клюками подпръся, оконися и скочи к граду Кыеву, и дотчеся стружием злата стола Киевскаго. Скочи от них лютым зверем в полночи из Белаграда, обесися сине мьгле; утръ же вознзи стрикусы, оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи волком до Немиги с. Дудуток. На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела. Немизе кровави брезе не бологом бяхуть посеяни - посеяни костьми руских сынов. Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша. Аще и веща душа в дерзе теле, но часто беды страдаше. Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: "Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда божиа не минути".

Дудутки существуют до сих пор. Немига течёт в трубах под Менском.

ЦитироватьЯНКА (не слухаючы). Зірні, Аленка, на Менск! Тут калісь,— як сказана ў нашай песні аб паходзе Ігара, — продкаў нашых галовы снапамі на таку слаліся, душу ім ад цела веялі, а чырвоныя берагі Нямігі не зернем былі песеяны, а касцямі гэных жа продкаў нашых. 3 гэтага бачым, што яны за нешта змагаліся, каб пад сценамі роднага гнязда косці свае пасеялі... А ўміралі, відаць, і славай, бо ў песні іхняе ўміранне засталося вечна жыць. А ці ж увекавечыць песня змаганне і ўміранне патомкаў? Не! Бо мы змагаемся і ўміраем за чужое.

Янка Купала, "Тутэйшыя".

Интересно, кстати, отношение Купалы к "Слову..." как к общей спадчыне, наследию. - "У нашай песні аб паходзе Ігара". Сам Купала - автор прозаического и стихотворного переводов Слова.

http://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Lit/S/SlovoPolkIgor/spi_kupala.html

http://knihi.com/anon/Slova_ab_palku_Iharavym,_Ihara,_syna_Sviataslauleva_unuka_Alehava.html
Под синим небом белорусским Познал я радость и беду. Я — белорус, а значит — русский, Таким и в небо я уйду.

Мечтатель

Полоцкое княжество было уделом потомков Изяслава, сына Владимира Крестителя Руси. Вся остальная Русь принадлежала Ярославичам - потомкам Ярослава Мудрого. Это создавало известную обособленность Полоцкой земли (в которую тогда входил и Менск) по отношению к другим княжествам. Даже имена Полоцких князей были своеобразны, такие не встречались среди представителей основной ветви Рюриковичей - Всеслав, Брячислав, Рогволод.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр