К вопросу о форманте ок в названиях древнетюркских племенных подразделений.

Автор Zhendoso, июля 18, 2011, 08:44

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Zhendoso

Из  древнетюркских памятников известен формант ок, встречающийся в обозначениях племенных подразделений, н-р, он ок будун - самый сильный союз племен в составе Западного тюркского каганата.  Традиционно этот ок переводят как "стрела". И этому есть основания, н-р, Шаванн писал о том, что стрела являлась символом власти вождяи каждого племени, входившего в союз.
Я рискну предположить, что первоначально слово ок, в данном контексте, значило, все же не "стрела", а "дом, жилище, род".
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине


Zhendoso

Цитата: Karakurt от июля 18, 2011, 08:55
Есть реальное слово ук "племя".
Я знаю, спасибо. Первый пост дописать не успел. Просто подумал, что чувашской протезе в (рефлексу первого компонента древних восходящих дифтонгов типа wa/wo) в тюркском дунайско-болгарском могла соответствовать или фрикативная χ или придыхание. Мудрак переводит ičirGon как "трудолюбивый" и я вышлю приз тому, кто найдет это слово в каком-либо чувашском словаре. Я перевел его как "двойной десять", т.е. 20.
Веду к тому, что в хунну, оύννοι Приска и прочих летописцев и в мадьярском hunok мы, скорее всего, тоже наблюдаем "десять родов ". Возможно, что и то,что переводят из китайских летописей как "Дом Хунну"  на самом деле значит "десять родов/племен" или "род/племя десяти". Если так, то надо выяснить отношение  oq к oguz.
Изложил сумбурно, и не все, что хотел, извините, - пишу урывками на работе.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

autolyk

Цитата: Zhendoso от июля 18, 2011, 11:06
в мадьярском hunok мы, скорее всего, тоже наблюдаем "десять родов "
Это просто показатель мн.ч.: sg. hun, pl. hunok.
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

Zhendoso

Цитата: autolyk от июля 18, 2011, 11:12
Цитата: Zhendoso от июля 18, 2011, 11:06
в мадьярском hunok мы, скорее всего, тоже наблюдаем "десять родов "
Это просто показатель мн.ч.: sg. hun, pl. hunok.
Спасибо, но может ли быть  hun рефлексом предполагаемого мной  *χоn/*χun "десять" в плане соответствия историческому развитию венгерской фонетики?
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

autolyk

Цитата: Zhendoso от июля 18, 2011, 11:21
Спасибо, но может ли быть  hun рефлексом предполагаемого мной  *χоn/*χun "десять".
Может. Ст.-венг. charmul > совр. hármul.
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

Zhendoso

Цитата: autolyk от июля 18, 2011, 11:29
Цитата: Zhendoso от июля 18, 2011, 11:21
Спасибо, но может ли быть  hun рефлексом предполагаемого мной  *χоn/*χun "десять".
Может. Ст.-венг. charmul > совр. hármul.
Спасибо большое.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Цитата: Karakurt от июля 18, 2011, 08:55
Есть реальное слово ук "племя".
Кстати, где он есть-то? В Древнетюркском словаре много слов для этого и близких значений, но, именно этого слова, в значении "племя", нет и в помине.  :donno:

Фанис

Oq I "стрела"
Oq II "перекладина, служащая опорой для крыши"
Oq III "часть, доля по наследству"
Oq IV утвердительно-выделительная частица
Oq V: on oq "этн. народ десяти родовых подразделений, десяти стрел"

Т.е. on oq - это единственный случай в древнетюркских письм. памятниках, когда слово oq можно перевести в значении "племя" и первичным здесь является значение "стрела".


Фанис

Цитата: Karakurt от июля 18, 2011, 12:50
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=/data/alt/turcet&text_number= 965&root=config
По крайней мере, в тюркских он явно не распространён. В тувинском и казахском диалектном может быть  монголизмом, чувашский тоже отнюдь не лишён монголизмов, а ойраты вообще не тюркоязычный народ.


Фанис

Объявляемый монголизмом токта- распространён и известен в тюркских языках гораздо шире (в том числе и в чувашском) и используется гораздо активнее.

Zhendoso

Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 12:48
Oq I "стрела"
Oq II "перекладина, служащая опорой для крыши"
Oq III "часть, доля по наследству"
Oq IV утвердительно-выделительная частица
Oq V: on oq "этн. народ десяти родовых подразделений, десяти стрел"

Т.е. on oq - это единственный случай в древнетюркских письм. памятниках, когда слово oq можно перевести в значении "племя" и первичным здесь является значение "стрела".
Думаю, в древнетюркском oq просто совпали рефлексы древних слов со значениями "стрела" и "дом, хозяйство", о чем, возможно, свидетельствует приведенное Вами значение III.
Интересно было бы выяснить отношение формантов агир, авир и авар к ogur/oguz. Смею предположить, что все эти агир (в алциагир "6 огуров", или же "восточный огур" (<*alta-i ogïr), авир , авар, огур, oguz и, возможно, уйгур - суть когнаты. Легко заметить, что все они фонетически различаются   лишь судьбой древнего анлаутного нисходящего дифтонга, который в стандартнотюркском oq/uq уже не виден, но, по моему мнению, должен восстанавливаться в архетипе.  Опять-таки смею предположить, что, н-р, греческое οἶκος "дом, хозяйство" на ностратическом уровне родственно анлаутному компоненту вышеуказанных формантов названий племенных объединений тюрков. И, возможно, сюда же, тюркские переднерядные ög, öj "дом, род",чув. *ав (<*ev), ср. авлан- "жениться"<*evlen-).
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Цитата: Zhendoso от июля 18, 2011, 13:26
Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 12:48
Oq I "стрела"
Oq II "перекладина, служащая опорой для крыши"
Oq III "часть, доля по наследству"
Oq IV утвердительно-выделительная частица
Oq V: on oq "этн. народ десяти родовых подразделений, десяти стрел"

Т.е. on oq - это единственный случай в древнетюркских письм. памятниках, когда слово oq можно перевести в значении "племя" и первичным здесь является значение "стрела".
Думаю, в древнетюркском oq просто совпали рефлексы древних слов со значениями "стрела" и "дом, хозяйство", о чем, возможно, свидетельствует приведенное Вами значение III.
Интересно было бы выяснить отношение формантов агир, авир и авар к ogur/oguz. Смею предположить, что все эти агир (в алциагир "6 огуров", или же "восточный огур" (<*alta-i ogïr), авир , авар, огур, oguz и, возможно, уйгур - суть когнаты. Легко заметить, что все они фонетически различаются   лишь судьбой древнего анлаутного нисходящего дифтонга, который в стандартнотюркском oq/uq уже не виден, но, по моему мнению, должен восстанавливаться в архетипе.  Опять-таки смею предположить, что, н-р, греческое οἶκος "дом, хозяйство" на ностратическом уровне родственно анлаутному компоненту вышеуказанных формантов названий племенных объединений тюрков. И, возможно, сюда же, тюркские переднерядные ög, öj "дом, род",чув. *ав (<*ev), ср. авлан- "жениться"<*evlen-).
Крайне гипотетично.

Фанис


Zhendoso

Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 13:49
Этнонимы я бы вообще предпочёл не пытаться этимологизировать.
В том-то и дело, что это, похоже, еще не настоящие этнонимы, а первичные названия "государствообразующих" подразделений, типа "левое крыло", "восточное крыло" и т.п. Из части этих названий позже возникнут этнонимы. Тюркам повезло, что все это зафиксировано в источниках. Надо попытаться нарисовать на бумаге схемы расположения известных огуров/огузов  с хуннской системой и сравнить. Д.быть три схемы - хуннская, тюркутская и огурская. Они должны совпадать (по ориентации в пространстве), думаю.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Borovik

Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 13:11
Объявляемый монголизмом токта- распространён и известен в тюркских языках гораздо шире (в том числе и в чувашском) и используется гораздо активнее.

С монг. позиций как-то объясняются каз. тоқырау "прекращаться" и башк. туҡрау "остановиться"?

Фанис

Цитата: Borovik от июля 18, 2011, 14:05
Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 13:11
Объявляемый монголизмом токта- распространён и известен в тюркских языках гораздо шире (в том числе и в чувашском) и используется гораздо активнее.

С монг. поизиций как-то объясняются каз. тоқырау "прекращаться" и башк. туҡрау "остановиться"?
Никак, их проглядели.

А тат. тукрау или сыкрау, видимо, башкиризмы, по Боровику?

Borovik

Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 14:10
Цитата: Borovik от июля 18, 2011, 14:05
Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 13:11
Объявляемый монголизмом токта- распространён и известен в тюркских языках гораздо шире (в том числе и в чувашском) и используется гораздо активнее.

С монг. поизиций как-то объясняются каз. тоқырау "прекращаться" и башк. туҡрау "остановиться"?
Никак, их проглядели.

А тат. тукрау или сыкрау, видимо, башкиризмы, по Боровику?
В каких диалектах-говорах? Цитату из тат.диал. словаря приведите плиз

Фанис

Цитата: Borovik от июля 18, 2011, 14:17
Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 14:10
Цитата: Borovik от июля 18, 2011, 14:05
Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 13:11
Объявляемый монголизмом токта- распространён и известен в тюркских языках гораздо шире (в том числе и в чувашском) и используется гораздо активнее.

С монг. поизиций как-то объясняются каз. тоқырау "прекращаться" и башк. туҡрау "остановиться"?
Никак, их проглядели.

А тат. тукрау или сыкрау, видимо, башкиризмы, по Боровику?
В каких диалектах-говорах? Цитату из тат.диал. словаря приведите плиз
В обычном татарском литературном, вообще-то.

Фанис

Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 14:26
Цитата: Borovik от июля 18, 2011, 14:17
Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 14:10
Цитата: Borovik от июля 18, 2011, 14:05
Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 13:11
Объявляемый монголизмом токта- распространён и известен в тюркских языках гораздо шире (в том числе и в чувашском) и используется гораздо активнее.

С монг. поизиций как-то объясняются каз. тоқырау "прекращаться" и башк. туҡрау "остановиться"?
Никак, их проглядели.

А тат. тукрау или сыкрау, видимо, башкиризмы, по Боровику?
В каких диалектах-говорах? Цитату из тат.диал. словаря приведите плиз
В обычном татарском литературном, вообще-то.
Хотя, нет, первого слова в татарском литературном, кажется, нет.

Zhendoso

Цитата: Фанис от июля 18, 2011, 13:45
...Крайне гипотетично.
Нажмите на плюсик возле надписи Nostratic на страничке, ссылку на которую дал Karakurt, и увидите, что составители словаря считают uq ~ oq когнатом к указанному мной греческому слову.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Крайне гипотетичным, я считаю, вот это:
Цитата: Zhendoso от июля 18, 2011, 13:26
Интересно было бы выяснить отношение формантов агир, авир и авар к ogur/oguz. Смею предположить, что все эти агир (в алциагир "6 огуров", или же "восточный огур" (<*alta-i ogïr), авир , авар, огур, oguz и, возможно, уйгур - суть когнаты. Легко заметить, что все они фонетически различаются   лишь судьбой древнего анлаутного нисходящего дифтонга, который в стандартнотюркском oq/uq уже не виден, но, по моему мнению, должен восстанавливаться в архетипе.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр