Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

именник болгарских правителей

Автор tanultorosz, апреля 25, 2011, 09:52

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Фанис

Цитата: http://e-umma.ru/tt/node/650Общепризнано, что булгары переселились на Среднюю Волгу неоднократными волнами в течение VIII–X веков из Хазарии, государственная культура которой, по мнению С.А. Плетневой, археологически представлена памятниками салтово-маяцкой культуры. Население Хазарии было многоэтничным, но в основном состояло оно из болгар (булгар) и алан. Болгары были язычниками, вернее придерживались, как и их тюркоязычные предки, начиная с хуннов, тенгрианства. А.Х. Халиков, таким образом, считал, что болгары, эмигрировавшие на Среднюю Волгу в IX веке, частично уже были мусульманизированными.

Но есть еще более ранние сведения о начале исламизации болгар в составе Хазарского каганата. В результате арабо-хазарских войн, а конкретно в 737 году, после разгрома Хазарии войсками Марвана ибн Мухаммеда, будущего халифа, арабы вынудили хазарского кагана принять ислам, как об этом сообщают арабские историки, в частности, ал-Балазури. Однако данное сообщение некоторые исследователи признают легендарным. Тем не менее, не все ученые проявляют негативное отношение к арабским известиям. Так, А.А. Быков, достаточно подробно изучавший данный вопрос в связи с возникновением монетного дела в Хазарии, писал, основываясь на достоверных источниках: «В многоплеменном населении каганата довольно значительную часть составляли арабы и представители других этнических групп, исповедующих ислам. Сперва это были только взятые в плен во время военных столкновений с халифатом, а в конце первой половины VIII в. приверженцы ислама стали появляться среди местных жителей. Толчком к этому послужило принудительное обращение в ислам кагана». Известный хазаровед М.И. Артамонов, описывая последствия похода Мервана 737 г. на Хазарию, отмечал, что каган согласился принять ислам и единственное, о чем он просил арабского полководца, так это «прислать ему учителей для ознакомления с мусульманской религией». «Мерван направил к нему двух факихов, – продолжает Артамонов. – Некоторые затруднения вызвал вопрос о пище. Каган специально интересовался, что разрешается ему из мяса и можно ли пить вино. После некоторой дискуссии между учителями ему было сообщено об абсолютном запрещении «нечистого» мяса, крови, свинины и вина. Каган должен был согласиться с этим,и вместе с семьей и некоторыми из своих приближенных принял ислам». По мнению ученого, более широкому распространению ислама в конце VIII в. способствовали мирные отношения между хазарами и арабами.

Большинство исследователей (М.И. Артамонов, А.П. Новосельцев, А.А. Быков) считает, что ислам в Хазарию проник не только с юга из Арабского халифата, но главным образом из Средней Азии – Хорезма. Посредниками стали купцы, воины-наемники, представители других категорий населения.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем утверждать, что комплекс источников, письменных и археологических, накопленных на сегодняшний день исторической наукой, позволяет датировать время проникновения первоначального ислама на территорию Восточной Европы временем существования Хазарского каганата – не позднее середины VIII в. Для более ранних периодов достоверные материалы пока отсутствуют. В свете имеющихся данных представляется, что предки современных поволжских татар,булгары,принимали ислам не единовременно, а несколькими актами. В 922 году  Багдадское посольство официально признало существование ислама в Булгарии.

SWR

Цитата: Фанис от мая  1, 2011, 22:42
Неслучайно, самыми последовательными защитниками обеих гипотез являются представители этих самых народов -
чуваш
Ашмарин
<<родился в 1870 году в мелкобуржуазной   русской семье>> (из словаря 1934 года)

<<Н.И.Ашмарин родился (22 сентября) 4 октября 1870 года в г. Ядрине Казанской губернии в семье купца 2-ой гильдии. Вскоре после его рождения семья переехала в г. Курмыш (ныне Нижегородская область). Самое раннее детство и начальные годы учения будущего тюрколога прошли в этом городе, его он и считал своей родиной.>>

http://www.ourbaku.com/index.php5/Ашмарин_Николай_Иванович_-_выдающийся_тюрколог

Фанис

Цитата: SWR от сентября  3, 2011, 23:49
Цитата: Фанис от мая  1, 2011, 22:42
Неслучайно, самыми последовательными защитниками обеих гипотез являются представители этих самых народов -
чуваш
Ашмарин
<<родился в 1870 году в мелкобуржуазной   русской семье>> (из словаря 1934 года)

<<Н.И.Ашмарин родился (22 сентября) 4 октября 1870 года в г. Ядрине Казанской губернии в семье купца 2-ой гильдии. Вскоре после его рождения семья переехала в г. Курмыш (ныне Нижегородская область). Самое раннее детство и начальные годы учения будущего тюрколога прошли в этом городе, его он и считал своей родиной.>>

http://www.ourbaku.com/index.php5/Ашмарин_Николай_Иванович_-_выдающийся_тюрколог
Ну, если не чуваш, то, очень увлечённый чувашеведением, человек. Не будучи таковым, нельзя посвятить 30 лет созданию "Словаря чувашского языка".

SWR

Цитата: Фанис от сентября  4, 2011, 00:20
Ну, если не чуваш, то, очень увлечённый чувашеведением, человек. Не будучи таковым, нельзя посвятить 30 лет созданию "Словаря чувашского языка".
<<Н.И. Ашмарин был крупнейшим ученым-тюркологом с мировым именем, знавшим 65 языков.>>

Да уж, повезло нам, так же как русским с Далем !
Но, будучи очень больным человеком, продолжал свою работу и умер в нищите. Грустно...


Фанис

Цитата: SWR от сентября  4, 2011, 03:22
<<Н.И. Ашмарин был крупнейшим ученым-тюркологом с мировым именем, знавшим 65 языков.>>
Ну, это явное преувеличение, можно быть знакомым в той или иной мере с 65 языками, но не знать их.

Awwal12

Offtop
Цитата: Фанис от сентября  4, 2011, 10:12
Ну, это явное преувеличение, можно быть знакомым в той или иной мере с 65 языками, но не знать их.
Можно и знать. Но это уникумы, и даже при этом знание 65 языков подразумевает их непрерывную практику.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Фанис

Цитата: SWR от сентября  4, 2011, 03:22Да уж, повезло нам, так же как русским с Далем !
Но, будучи очень больным человеком, продолжал свою работу и умер в нищите. Грустно...
Да, для чуваш он сделал очень много. Плохо, что чуваши не сумели оценить вовремя и помочь.

Фанис

Цитата: Awwal12 от сентября  4, 2011, 10:20
Offtop
Цитата: Фанис от сентября  4, 2011, 10:12
Ну, это явное преувеличение, можно быть знакомым в той или иной мере с 65 языками, но не знать их.
Можно и знать. Но это уникумы, и даже при этом знание 65 языков подразумевает их непрерывную практику.
Теоретически допускаю, но рассудок не верит. Если говорить конкретно об Ашмарине, то он уделял львиную долю своего внимания чувашскому языку. Вряд ли он знал какой-то язык лучше чувашского (за исключением русского).

Фанис

Цитата: Антиромантик от сентября  3, 2011, 19:53
Цитата: Karakurt от сентября  3, 2011, 18:23
Цитата: tanultorosz от сентября  3, 2011, 18:15
тоутомъ ... тăваттă
Почему там выпал р?
Чувашская тенденция, причем отмечена для исконного r и пратюркского -d-, но не для ŕ.
Вот интересный вариант "четырёх" вам в копилку, если ещё не было: түwерт (тара.). :)

Интересно, в каком ещё чувашском слове выпал р?

Антиромантик

Цитата: Фанис от сентября  4, 2011, 21:45
Цитата: Антиромантик от сентября  3, 2011, 19:53
Цитата: Karakurt от сентября  3, 2011, 18:23
Цитата: tanultorosz от сентября  3, 2011, 18:15
тоутомъ ... тăваттă
Почему там выпал р?
Чувашская тенденция, причем отмечена для исконного r и пратюркского -d-, но не для ŕ.
Вот интересный вариант "четырёх" вам в копилку, если ещё не было: түwерт (тара.). :)

Интересно, в каком ещё чувашском слове выпал р?
Ашмарина посмотрю плюс иные источники.

историческая фонетика чувашского

Asterlibra

Цитата: tanultorosz от сентября  3, 2011, 18:15
Нашёл, наконец, дельную статью по языку волжских булгар - http://tashlar.narod.ru/text/muhamet-hakimz3.htm

С уверенностью можно перевести: "тоутомъ"  - 4-ый, "алтомъ (алтемь)" - 6-ой, "вечемь" - 3-ий. В чувашском: "тăваттă" - 4, "улттă" - 6, "виç(çĕ)" - 3.

С "твиремъ", "алемь" и "ехтемь" пока не ясно.
Если гипотеза не объясняет всей совокупности фактов, то это ad hoc.
Насколько мне известно, все сегодняшние версии расшифровки "Именника" - являются такими гипотезами, ни одна не объясняет всего.

И т.к. написано на староболгарском, то слово "тоутомъ" следует интерпретировать как тутом, что далековато от тăваттă.

Осторожно произнесу вслух свою гипотезу. Это не числительные, а названия месяцев (или лет). В частном случае название может совпадать с порядковым номером. Названия спокойно могут быть из другого (нетюркского) языка. Например из иранских. Из этого ни в коем случае не следует вывод о каком бы то ни было происхождении и языке болгар.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Karakurt


Agabazar

Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2016, 23:56И т.к. написано на староболгарском, то слово "тоутомъ" следует интерпретировать как тутом, что далековато от тăваттă.

Тăваттă — это не единственная форма числительного четыре (4). Тăватăм(кун) — поза-позавчера (на четвёртый день ранее). Этот элемент -м- присутствует и в современном обычном  порядковом числительном — тăваттăмĕш (четвёртый).

Agabazar

Цитата: Asterlibra от апреля  8, 2016, 23:56
Цитата: tanultorosz от сентября  3, 2011, 18:15Нашёл, наконец, дельную статью по языку волжских булгар - http://tashlar.narod.ru/text/muhamet-hakimz3.htm

С уверенностью можно перевести: "тоутомъ"  - 4-ый, "алтомъ (алтемь)" - 6-ой, "вечемь" - 3-ий. В чувашском: "тăваттă" - 4, "улттă" - 6, "виç(çĕ)" - 3.

С "твиремъ", "алемь" и "ехтемь" пока не ясно.
Если гипотеза не объясняет всей совокупности фактов, то это ad hoc.

В каком из тюркских языков вы видели элемент ,  указывающий на порядковость числительного?

Agabazar

Цитата: tanultorosz от сентября  3, 2011, 18:15С "твиремъ", "алемь" и "ехтемь" пока не ясно.

Но и в них в конце просматривается повторяющийся элемент .

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр