Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ногайский язык

Автор Devorator linguarum, октября 11, 2010, 22:00

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Agabazar

Цитата: Karakurt от марта 26, 2021, 20:57
Я вижу какие-то претензии к тем, кто считает себя ногайцами.
А кто считает себя ногайцем? Кундровские и юртовские татары?  Да ради бога! Я разве против? Можно сказать, ни жарко ни холодно. Но сие не исключает вопроса: «Смысл-то в чём?». И как это выглядит со стороны? Кто от этого выигрывает?
Чего-чего, но  цену этого «считают себя» мы прекрасно понимаем.

VFKH

Цитата: Agabazar от марта 24, 2021, 13:55
Цитата: Asterlibra от марта 24, 2021, 11:54
ученый-историк пытается застолбить эпос, дескать он ногайский эпос. Т.е. эпос - это как собственность, мое, не отдам. Сокрушается над тем, что ученые из братских народов не давали защититься ногайскому тюркологу из-за именно ногайскости эпоса. Это при том что ногай 15-16 века != ногай/ногаец 20-21 века.

Что самое главное в фольклорных произведениях?

Самое главное — источники. Если нет источников, то  и никакого разговора быть не может.

Необходимо знать, каковы источники, скажем, ногайского фольклора, в частности, эпоса?

Сикалиев, Ашим Имаммаземович. Ногайский героический эпос
То, что записано в ногайской среде, является ногайским эпосом. 
А что же записывали?
— Сикалиев А И Ногайские народные сказители Дореволюционный период//Фольклор народов Карачаево-Черкесии Традиционные жанры и сказительское мастерство - Черкесск КЧНИИИФЭ, 1991 - На рус , яз , 2,3 пл
— Сикалиев А И Вклад русских исследователей в дело собирания и публикации ногайского фольклора // Вестник КЧИГИ - Вып №3 - Черкесск, 2004 -С 111-119
Цитироватьеще дореволюционные записи, публикации зафиксировали важнейшие памятники ногайского эпоса и на языке оригинала, и в переводе на русский язык, ;up:

Вот это и есть ногайский эпос.

А на основе чего записал Наки Исанбет свой «Идегей» (1940)? Сам придумал? Были в его руках записанные в народе тексты? Если да, то где хранятся теперь эти паспортизированные тексты?

Но в любом случае,   странно будет выглядеть, если  «Идегей», написанный  татаром  Исанбетом  на татарском языке, мы теперь назовём неким  всеобщим достоянием некоторого круга современных народов. 

Но есть и современный ногайский канонический текст:
— Эдиге : Ногайская эпическая поэма. — М.: Наука, 2016. — 512 с. ISBN 978-5-02-039964-8.

Что представляет собой этот «Эдиге» по сравнению с «Идегеем» Наки  Исанбета? Плагиат? Нечто вторичное?
Надо их сравнивать и сопостовлять, — прежде всего в отношении реальных источников, но не в смысле исторических фактов, а в смысле текстов-первоисточников.
"Канонический текст"...  :E: Их как бы изустно рассказывали (наизусть), эпосы эти, поэтому они могут различаться...

Насколько я смутно помню, эпос этот распространился гораздо шире пределов Ногайского Юрта, что как бы не удивительно, учитывая что население этого юрта рассеялся по ближним и дальним "зарубежьям". Да и вообще, художественные произведения в принципе вроде как склонны распространяться.  :donno:

Asterlibra

Цитата: Karakurt от марта 26, 2021, 20:57
Я вижу какие-то претензии к тем, кто считает себя ногайцами.
Больше всего меня поражает стремление одних людей говорить за других, причем за всех других до единого. Даже если эти одни люди имеют посредственное отношение к обсуждаем реалиям. Причем это наблюдается как со стороны казанских этнографов/активистов, так со стороны кавказских ногайских этнографов/активистов. Даже историки (или кем они там себя считают) из РБ свои 5 копеек вставляют.
Все настолько смешалось, что даже астраханские активисты из числа юртовцев несут ахинею, что якобы язык юртовцев является диалектом ногайского.
Я бы призвал всех воздержаться от утверждений о том, кем они все там себя считают, не плодить заблуждения. Обобщать здесь не уместно.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Agabazar

Цитата: VFKH от марта 27, 2021, 01:37
"Канонический текст"...  :E: Их как бы изустно рассказывали (наизусть), эпосы эти, поэтому они могут различаться...

Насколько я смутно помню, эпос этот распространился гораздо шире пределов Ногайского Юрта, что как бы не удивительно, учитывая что население этого юрта рассеялся по ближним и дальним "зарубежьям". Да и вообще, художественные произведения в принципе вроде как склонны распространяться.  :donno:

Фольклор многвариантен по определению.  Но в письменной культуре в отношении и  таких произведений возникают обычно фиксированные варианты (каноны). 

Как изучается фольклор? Записывается людьми с указанием — где, когда, у кого  и как (называется это паспортизацией).  Одно и то же произведение может записываться много раз и в разных местах.

А потом такие тексты могут оформляться определёнными людьми как сводные тексты. А отсюда не далеко и до так называемого канонического текста.

«Идегей» Исанбета (1940), судя по всему,  стоит по своим параметрам очень близко к подобным текстам.

Но его, Наки Исанбета,  можно обвинить и в мистификации. В том случае, если паспортизированных текстов, относящихся к этому эпосу и использованных  в своей работе данным фольклористом,  не сохранилось. Вот в чём вопрос!
Пусть докажут, что сделано по заранее записанным в народе текстам, а не сам выдумал!

То же самое относится и ко всем другим сводным текстам, имевшим и  имеющим хождение в  других регионах, в том числе и среди ногаев (в прошлом) и ногайцев (в наше время).

Художественные произведения склонны распространяться. Но «Идегей» фольклор. До 1940 года вроде не имел печатного варианта. И он не распространялся среди эскимосов, шведов, чувашей, китайцев, удмуртов и многих других.

Agabazar

Народный эпос "Идегей" и его исторические основы
тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Хайруллина, Венера Ивановна

Цитировать«Сказание об Идегее» стало достоянием ряда народностей и было записано в разное время у казахов, каракалпаков, кочевых узбеков, ногайцев, туркмен, башкир, тюркских народностей Крыма, сибирских татар и горных алтайцев. Эпос «Идегей» вошел в цикл сказаний «Богатырского века ногайцев». На вопрос, как же эпос ногайцев стал своим для многочисленных, перечисленных народов, дает ответ в своих работах Ч. щ Ч. Валиханов: «Надо полагать - пишет он, что под ногаями первоначально разумелись в Средней Азии все кочевые племена тюркского и монгольского происхождения, говорившие татарским языком (то есть на тюркских языках). Почти все кочевые народы среднеазиатских степей, - продолжает Валиханов, - все древнее приписывают ногаям, и многие считают их своими предками» [23, 515].
У Наки Исенбета на руках были записанные в татарском народе тексты. Так что он никакой не мистификатор. Он — создатель сводного или, если хотите, канонического текста.
ЦитироватьСогласно исследованиям Н. Исанбета, в Татарском научно исследовательском институте языка, литературы и истории (ныне архив ИЯЛИ АН РТ) хранится рукопись варианта эпоса «Идегей», записанная в 1854 году Габи-дуллой Ахметжан углы /99/. Дастан этот записан на смешанном книжном и народном языке. Согласно данного варианта, местом постоянного пребывания главного эмира Идегея считается село Большие Тарханы на территории Татарстана.

Большой популярностью пользуется в кругах исследователей вариант эпоса из хрестоматии Н. И. Березина 1862 г., где вариант эпоса представлен как туркменский. Из исследований профессора Мелиоранского и известного фольклориста Н. Исанбета, которые выполнили сравнительно - лингвистический анализ, данный вариант признан татарским.
И так далее.
Но, как видно из последнего примера, туркменского варианта, скорей всего, нет. Это ошибка.

VFKH

Цитата: Agabazar от марта 27, 2021, 15:04
Художественные произведения склонны распространяться. Но «Идегей» фольклор. До 1940 года вроде не имел печатного варианта. И он не распространялся среди эскимосов, шведов, чувашей, китайцев, удмуртов и многих других.
:fp: Любой фольклор - это художественное произведение (народное). И не обязательно худ.произведениям распространяться глобально, они могут распространяться локально.

Beksultan


Agabazar

Как мне представляется, значение и происхождение современного  этнонима «ногайцы» остаётся невыясненным.  Понятно. что он восходит к средневековым «ногаям».  Но дальше этого дело не идёт.

Цитата: VFKH от марта 28, 2021, 06:22
Цитата: Agabazar от марта 27, 2021, 15:04
Художественные произведения склонны распространяться. Но «Идегей» фольклор. До 1940 года вроде не имел печатного варианта. И он не распространялся среди эскимосов, шведов, чувашей, китайцев, удмуртов и многих других.
:fp: Любой фольклор - это художественное произведение (народное). И не обязательно худ.произведениям распространяться глобально, они могут распространяться локально.
Фольклор (не любой) — художественное произведение.
Главное отличие от нефольклора — отсутствие зафиксированного авторства и всего сопутствующего  этому.  Фольклор обычно распространяется  в устной форме. Но не обязательно.
Что касается «Идегея» («Едиге»), то, как можно понять,  он имел устное хождение среди строго определённого круга народов. Только  среди поволжских татар  наблюдаются прецеденты и письменного распространения, начиная с некоторого времени.

VFKH

Цитата: Agabazar от марта 28, 2021, 11:04
Как мне представляется, значение и происхождение современного  этнонима «ногайцы» остаётся невыясненным.  Понятно. что он восходит к средневековым «ногаям».  Но дальше этого дело не идёт.

Цитата: VFKH от марта 28, 2021, 06:22
Цитата: Agabazar от марта 27, 2021, 15:04
Художественные произведения склонны распространяться. Но «Идегей» фольклор. До 1940 года вроде не имел печатного варианта. И он не распространялся среди эскимосов, шведов, чувашей, китайцев, удмуртов и многих других.
:fp: Любой фольклор - это художественное произведение (народное). И не обязательно худ.произведениям распространяться глобально, они могут распространяться локально.
Фольклор (не любой) — художественное произведение.
Главное отличие от нефольклора — отсутствие зафиксированного авторства и всего сопутствующего  этому.  Фольклор обычно распространяется  в устной форме. Но не обязательно.
Что касается «Идегея» («Едиге»), то, как можно понять,  он имел устное хождение среди строго определённого круга народов. Только  среди поволжских татар  наблюдаются прецеденты и письменного распространения, начиная с некоторого времени.
Что за "строго определённый круг" и кто (или что) их так "строго" определил (или определило)?  :what:

Agabazar

Среди японцев, американцев, папуасов, ирокезов, эстонцев,  испанцев, в их фольклорах, эпос «Идегей» («Эдиге»), не получил распространения. Скорей всего, нет его  и среди туркменов.

Но где-то получил распространение. Вот это и есть тот самый круг народов. Строго определённый круг, если хотите. И этот круг определили фольклористы. Учёные. Люди. Чего здесь может быть непонятного?

VFKH

Цитата: Agabazar от марта 30, 2021, 05:25
Но где-то получил распространение.
Это называется локальное распространение, а не "строго определенное". Если хотите, можете даже назвать узколокальным, но когда вы называете распространение народного эпоса "строго определенным", то естественно возникает вопрос: кто же так "строго определял" рапространение народного эпоса?  ;D

Agabazar

Опять  занимаетесь  всякой ерундистикой.  Метода знакомая: когда сказать нечего, начинается переливание из пустого в порожнее,  обволакивание разными никчемными словесами. В надежде сбить с толку людей на ровном месте.  Мутодень на плетень.

VFKH

Цитата: Agabazar от марта 30, 2021, 17:10
Опять  занимаетесь  всякой ерундистикой.  Метода знакомая: когда сказать нечего, начинается переливание из пустого в порожнее,  обволакивание разными никчемными словесами. В надежде сбить с толку людей на ровном месте.  Мутодень на плетень.
:pop:

Agabazar

Распространение эпоса «Идегей» («Едиге») не узколокальное, и даже  не локальное, а именно среди определённых (они известны) этнических групп.

Agabazar

Цитата: VFKH от марта 30, 2021, 05:52
возникает вопрос: кто же так "строго определял" рапространение народного эпоса?  ;D

Попробуйте угадать с трёх раз, почему эпос «Идегей» («Эдиге») получил распространение среди татар и ногайцев, а вот среди берберов и папуасов — нет. Задача, на мой взгляд,  вполне посильная (решаемая), даже  без наводящих подсказок.

Maksim Sagay

Да тут всё как в Ютубе  ;D, там под каждым вторым гтркашным выпуском (часто на ногайском) невиданный срач по поводу того, кто-такие ногайцы или какие виды или кого они предали или от кого обособились и чем себе навредили и т.д. и т.п. Звук ногайской речи вызывается наиболее воинственные настроения у части казахских зрителей, сначала пускают слезу за единство, но потом не встретив взаимности, их любовь сменяется ненавистью)) Но тут лишь вариация на локальную дележку.
P.S.: Это куда ни шло, всё в рамках рабоче-будничных внуритюркских склок. Но я тут недавно смотрел ролики с кетами, рассказывающими истории на кетском языке, дык встретил там серьёзные намерения некоторых личностей вернуть, так сказать, братьев-кетов в Младший Жуз.

Agabazar

Цитата: Maksim Sagay от марта 31, 2021, 12:58
Но тут лишь вариация на локальную дележку.
Делёжкой эпоса «Идегей» («Эдиге») не занимаюсь.
Во всех своих высказываниях опираюсь на источники.

Даже туркменам отказал (да и то предположительно) в  принадлежности к ним указанного эпоса только имея в виду исследования самого Исанбета и какого-то профессора с фамилией оканчивающейся на -ский.
Цитата: Agabazar от марта 27, 2021, 18:18
Цитировать
Большой популярностью пользуется в кругах исследователей вариант эпоса из хрестоматии Н. И. Березина 1862 г., где вариант эпоса представлен как туркменский. Из исследований профессора Мелиоранского и известного фольклориста Н. Исанбета, которые выполнили сравнительно - лингвистический анализ, данный вариант признан татарским.
И так далее.
Но, как видно из последнего примера, туркменского варианта, скорей всего, нет. Это ошибка.

Среди чувашей, марийцев, удмуртов, эрзя, мокша  тоже никакого эпоса «Идегей» нет.

VFKH

Цитата: Agabazar от марта 31, 2021, 12:50
Цитата: VFKH от марта 30, 2021, 05:52
возникает вопрос: кто же так "строго определял" рапространение народного эпоса?  ;D

Попробуйте угадать с трёх раз, почему эпос «Идегей» («Эдиге») получил распространение среди татар и ногайцев, а вот среди берберов и папуасов — нет. Задача, на мой взгляд,  вполне посильная (решаемая), даже  без наводящих подсказок.
Ваши "наводящие подсказки" были ясны с первых трех нот, уважаемый.  ;D

VFKH

Если хотите, могу даже озвучить мысль, которую вы так стесняетесь высказать.  :green:

Agabazar

Так кто же строго определил? Товарищ Сталин? А потом он же, в 1944 году, строго-настрого  деопределил?

Не выйдет. Первые зафиксированные записи эпоса относятся ещё к дореволюционному времени. В том числе и среди ногайцев.

VFKH

Цитата: Agabazar от апреля  1, 2021, 20:39
Так кто же строго определил? Товарищ Сталин? А потом он же, в 1944 году, строго-настрого  деопределил?

Не выйдет. Первые зафиксированные записи эпоса относятся ещё к дореволюционному времени. В том числе и среди ногайцев.
Здрасте.  :E:

Leo

Цитата: Agabazar от апреля  1, 2021, 20:39
Так кто же строго определил? Товарищ Сталин? А потом он же, в 1944 году, строго-настрого деопределил?
это про чё?

Agabazar

Так спросите у предыдущего оратора! Я не знаю, что у него на уме!
Цитата: VFKH от апреля  1, 2021, 04:19
Если хотите, могу даже озвучить мысль, которую вы так стесняетесь высказать.  :green:

VFKH

Цитата: VFKH от марта 30, 2021, 01:42
Цитата: Agabazar от марта 28, 2021, 11:04
Как мне представляется, значение и происхождение современного  этнонима «ногайцы» остаётся невыясненным.  Понятно. что он восходит к средневековым «ногаям».  Но дальше этого дело не идёт.

Цитата: VFKH от марта 28, 2021, 06:22
Цитата: Agabazar от марта 27, 2021, 15:04
Художественные произведения склонны распространяться. Но «Идегей» фольклор. До 1940 года вроде не имел печатного варианта. И он не распространялся среди эскимосов, шведов, чувашей, китайцев, удмуртов и многих других.
:fp: Любой фольклор - это художественное произведение (народное). И не обязательно худ.произведениям распространяться глобально, они могут распространяться локально.
Фольклор (не любой) — художественное произведение.
Главное отличие от нефольклора — отсутствие зафиксированного авторства и всего сопутствующего  этому.  Фольклор обычно распространяется  в устной форме. Но не обязательно.
Что касается «Идегея» («Едиге»), то, как можно понять,  он имел устное хождение среди строго определённого круга народов. Только  среди поволжских татар  наблюдаются прецеденты и письменного распространения, начиная с некоторого времени.
Что за "строго определённый круг" и кто (или что) их так "строго" определил (или определило)?  :what:
:E:

VFKH

Цитата: Agabazar от апреля  1, 2021, 20:39
Так кто же строго определил? Товарищ Сталин? А потом он же, в 1944 году, строго-настрого  деопределил?
Спросите у себя самого.  :donno:  :D

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр